Надо Знать

добавить знаний



Львовская национальная галерея искусств



План:


Введение

049.837 0024 .025 Координаты : 49 ? 50ь13 .26 "с. ш. 24 ? 01ь31 .11 "вост. д. / 49.837017 ? с. ш. 24.025308 ? в. д. (G) 49.837017 , 24.025308

Интерьер Львовской картинной галереи
Здание Львовской картинной галереи

Львовская национальная галерея искусств (до 4 февраля 1998 - Львовская картинная галерея) - крупнейший художественный музей Украина. Расположенный на улице Стефаника, 3, напротив библиотеки имени Стефаника. Общее количество экспонатов превышает 50 тысяч.


1. История создания

Решение о создании во Львове галереи европейского искусства было принято городским магистратом в 1897 году. В 1902 году первыми экспонатами стали произведения художников:

  • В. Леопольського "Смерть поэта Ацерна", "Скупой"
  • Я. Стыки
  • Ф. Вигживальського
  • Я. Матейко
  • Е. Окуня.

В начале 1907 году на средства магистрата была приобретена коллекция западноевропейского искусства украинского сахарного магната из села Ситковцы (ошибочно считают село Суткивцах) на Подолье Ивана Яковлевича, в которую входило около 2 тысяч экспонатов, в том числе более 400 картин. 14 февраля 1907 эта коллекция была перевезена во Львов и эта дата считается началом музея. В Ситковцы долгое время работали известные художники, приглашении семьей Потоцких и делали многочисленные копирования известных и известных витвирив искусства. Возможно свою коллекцию помещик Яковлевич получил от Потоцких.

В 1914 году для галереи было специально приобретено здание по улице Оссолинских, 3 (ныне улица Стефаника), принадлежавший профессору Львовского университета, историку и коллекционеру В. Лозинскому.

В новую галереи вошли сборники, подаренные Львову М. Топфер в 1905 году и Б. Ожиховичем в 1919 году.

В 1920-е - 1930-е годы фонды музея пополнялись преимущественно за счет работ польских художников.

После реорганизации львовских музеев в 1939 - 1946 годах галереи были переданы части коллекции музея имени Любомирских, Ставропигийского братства, Библиотеки имени Баворовских Исторического музея. Значительные потери картинная галерея получила во времени Второй мировой войны.

Течение 1960-е - 1990-х годов Львовская картинная галерея превращается в значительный музейный центр с несколькими филиалами.

23 октября 2009 года Львовская галерея искусств получила статус национальной.


2. Составные части галереи

2.1. Отдел искусства Италии

Бернардо Строцци, "Апостол Петр лечит параличного"

Итальянская примитивы вообще редки в музеях мира. Исключение лишь один - Лондон. Вот и во Львове можно увидеть только поодинаки образцы раннего живописи Италии ("Мадонна со святыми Мариею Магдалиной и Иоанном Крестителем" анонима с Флоренции 14 века, "Мадонна с младенцем и Екатериной Александрийской" анонима из Умбрии 15 века). Есть утренний портрет Марии Риччи, что нарисовали на торце свадебной сундука. Изюминкой стал рельеф "Три креста на Голгофе", что связывают с произведениями скульптора Донателло. Приятной неожиданностью является и произведение ученика Леонардо да Винчи "Се Человек!" Андреа Соларио (ок. 1459 - ок 1520).

Галереи повезло с живописью Венеции 16 века. Портрет пожилого человека пезля Тициана интересный, но портрет дожа в Одессе тому же Тициана лучше. Марко Базаити (около 1470-1527?) написал портрет астронома. Но похоже, что аристократ играет наукой. В редких образцов обнаженной натуры относится картина Пальма Веккьо "Венера заснула". Художницу Софонисбе Ангишолу представляет портрет аристократки. Только два полотна представляют "Лови жемчуга" Якопо Цукки, одно из них во Львове. В круг Караваджо принадлежит полотно "Пытки св. Себастьяна". Бернардо Строцци рисовал полотно "Апостол Петр лечит параличного". "Пейзаж (пейзаж)" Алессандро Маньяско расширяет круг итальянских жанров, где есть и пейзажи. "Пейзаж города Дрезден" Бернардо Белотто - это ведута, пейзаж города.

Среди полотен батального жанра следует отметить "Битву под Парканами в Венгрии" Мартино Альтамонте, немца по происхождению, но из Италии, работал в Жовкве и Зальцбурге. Полотно слишком большое для помещений галереи. Принятое решение экспонировать баталию в замка Золочева.

Полотна многих современных мастеров Италии еще предстоит приобрести.

  • Худ. Марко Базаити, "Астроном", Венецианская школа

  • Софонисбе Ангишола, "Благородная дама"

  • Марчелло Баччарелли, Король Станислав Август, 1786


2.2. Произведения искусства Испании

Искусство Испании следует изучать только в самой Испании. Образцы ее искусства в других музеях мира редки. Не исключение и Львов. Среди экспонатов - полотно Хосе де Рибера "Святой Иероним" 17 века. А 19 века представляют картины Игнасио Сулоага "Испанка на улице" и произведение мастера из круга Франсиско Гойи (?) - "Маха на балконе".

2.3. Произведения искусства Нидерландов и Фландрии

Назовем лишь три работы, потому что почти все они высокого качества. "Поклонение волхвов" анонима с Утрехт достойно представляет искусство Нидерландов, что породило таких гигантов искусства, как Рогир ван дер Вейден, Ян ван Эйк, Питер Брейгель Старший.

В собрании музея представлены две картины Хонтхорста, известного представителя караваджизму 17 века.

Мужской портрет кисти П. П. Рубенса ли не лучший из портретов музея. Приятный по цветам и "Натюрморт с коликами" Яна ван Кесселя, ученика Рубенса.

  • Герард ван Хонтхорст, "гитаристка"

  • Герард ван Хонтхорст, "Музыкант с виола да гамба"

  • П.П. Рубенс, "Мужской портрет"

Другие аспекты искусства Нидерландов 16 века представляют тканые ковры - гобелены. Два гобелены с Брюссель экспонирует замок в Олесько ("Одиссей" и "Великан Полифем"), который является филиалом Львовской галереи искусств.


2.4. Произведения искусства Голландии

Эффектными и очень позитивными полотнами представлено искусство Геррита ван Хонтхорста, последователя великого Караваджо. В "Женщине с гитарой" и "Кавалером с виола да гамба" Хонхорст очень оригинальный и замечательный по колориту. Менее эффектны, почти простые, произведения Миревельта, Cаломона Ромбоутса, Яна ван дер Вельде, Викторейнса. Младший брат великого Франса Галс - Дирк Галс представляет полотно "Пир" с весельем частной компании.


2.5. Произведения искусства Германии

Антон Рафаэль Менгс, гравер Франсеск Бартолоцци.

Работ немного. Искусство земель Германии представляют "Три святые женщины" анонима 15 века, "Голгофа" Вольфгага Кроделя, ученик Лукаса Кранаха Старшего (" Юдифь с головой Олоферна ").

Новое время и новые идеи подает искусство женщины-художницы Ангелики Кауфман ("Генрик Любомирский в образе Амуру" - аллегорический портрет). Еще два портрета принадлежат кисти Рафаэля Менгса ("гравер Ф.Бартолоццы", "Фридрих Саксонский"). Два виды подают итальянские пейзажи немецкого мастера Якоба Филиппа Гаккерта ("Водопад в Фраскатти", "Водопад в Тиволи").


2.6. Произведения искусства Австрии

" Битва под Веной (Альтомонте) "(победа над турецким войском 12 сентября 1683 под Веной.)


Батальный жанр эффектно и документально точно представляют полотна уже упомянутого мастера Мартино Альтамонте. Он учился в Риме вместе с Ежи Семигиновським, произведение которого тоже имеет Львовская галерея. А работал на заказчиков Польши и Австрии, где расцвело барокко. Только слишком большие размеры полотен мешают их экспонировать в залах музея. Их место - на стенах замков Украины, которые нужно еще спасти.

Искусство Австрии представлены в различных жанрах: аллегория (Пауль Трогера), религиозный образ ("Святая Текла"-художник Маульперч), портрет (астроном Лисганик), античная тема (произведения Фридриха Фюгера). Излишне идеализированный портрет большого размера представляет произведение Йозефа Грасси "Тереза ​​Любомирская как богиня Геба".


2.7. Произведения искусства Франции

Франсуа Жерар, "Портрет Екатерины Стаженськои"


Произведения художников Франции очень трудно приобрести. Еще труднее коллекционировать. Так, наверное, всегда. Искусство этой страны почти не имело кризиса и было престижным. Но львовская сборник имеет свои изюминки. Это портрет Марии Стюарт (последователь Клуэ), портрет императрицы Австрии Марии-Терезии (Жан-Этьен Лиотар), блестящей образец стиля ампир, портрет Екатерины Стаженськои (Франсуа Жерар, что рисовал Жозефину Бонапарт, жену Наполеона).

Чрезвычайным есть произведение мастера Лотарингии 17 века Жоржа де Латура "Игроки берут деньги у ростовщика". Полотен Латура осталось очень мало. Доля погиб и войнах, опустошали Лотарингию. О погибших картины знал и сам Латур. Чтобы помешать беде, он заново рисовал те же работы. Музеи гоняются по произведениям Латура, даже Лувр в Париже. Импрессионистов во Львове пока нет. Есть их современник - Диаз де ла Пенья ("Осенний пейзаж").

В музейних збірках України мало творів скульпторів Франції. Уславлені ще під час створення, вони розійшлися великими музеями і столицями. Тим більшу ціну має портрет Марії-Антуанети скульптора Фелікса Леконта (1737 - 1817) зі Львівської галереї мистецтв. Він виконаний в цікавій техніці бісквіту - особливої порцелянової маси, що так полюбляли у Франції 18 століття. Скульптор Леконт відомий тим, що створив декілька портретів вчених, серед яких Гольба́х (теракота, Ермітаж) та філософ і енцикопедист Даламбер (Лувр, Париж).


2.8. Твори мистецтва Польщі

Артур Гроттгер. " Зустріч Яна ІІІ Собеського з імператором Леопольдом після перемоги під Віднем " ( перемога над турецьким військом 12 вересня 1683 року під Віднем.)
Худ. Симон Чехович, портрет Яна Чапського, казначея, до 1742 р.
Ян Матейко, "Портрет дітей художника"
Яцек Мальчевський, "Піфія"
Ян Матейко, "Бебек біля Костянтинополя"

Збірка творів митців Польщі в галереї найкраща на теренах України. З нею не може конкурувати й галерея у Житомирі, де теж багато творів польських художників. Серед найдавніших творів - вівтарний складень цехового майстра 1530 року ( "Святі ).

Середньовічні уявлення про світ та людей довго утримували свої позиції в мистецтві Польщі. Паростки нових ідей принесли на землі країни італійські майстри, яких часто запрошували для виконання будівельних та малярських робіт. Особливо багато їх працювало у Вавелі (Краків), резиденції польських королів.

Свідоцтвом приходу ідей Відродження стали поява в мистецтві Польщі нових форм в архітектурі та запровадження портрету як жанра. Портретний живопис репрезентують натрунні портрети - взагалі відзнака портрету Польщі (невідомий початку 18 століття), парадний портрет ("Констанція Австрійська").

Добу бароко представляють портрети пензля Марчелло Бачареллі ( "воєвода Ю.Радзімінський з Гнезно", король "Станіслав Август Понятовський" ). Міфологічні картини притаманні творчості Єжи Семигиновського кінця 17 століття, що навчався у Римі. Працював у Польщі й француз Жан-П'єр Норблен ("Свято у парку").

Портретная живопись представляют также работы К.Войняковського, ученика Бачарелли, Ю.Пичмана, Александра Орловского. Классицизм 18 века французских образцов предстваляет работы Антони Бродовского ("Дипломат А.Батовський"). Пейзажная живопись эпохи представляет работа "Пейзаж", художник Антон Ланге.

В конце 18 века Польша потеряла державнись. Страну разодрали на щматкы, которые силомиць включили в соседних империй (Австро-Венгрии, Пруссии, Российской империи). Поляки сделали несколько военных попыток восстановить государственность, и все национально-освободительные восстания были жестоко подавлены.

Это отразилось в искусстве Польши чертами трагизма, нервной волнения, тоски по погибшим и тем, кто вынужденно эмигрировал из страны. Тоской по погибшим проникнуты полотна Артура Гроттгера ("Ноктюрн", 1864, "Объединенные смертью"). Украинские типы представлены в произведениях Гроттгера тоже ("Украинские", "Мальчик с Борщовичей").

Ученые и художники 19 века массово обратилось к истории своих стран, исторических памятников, замков, прикладного искусства, архивов. Это обусловило и отражение в живописи, в архитектуре, в произведениях графики, в создании интерьеров и в театрально-декорационного искусства. Историческое полотно Вильгельма Леопольського "Смерть Ацерна" напоминает страницу из прошлого Польши. Темой полотна стала сцена из одноименной поэмы Сырокомли ( 1823 - 1862), где автор воспевает поэта и патриота Польши 16 века Ацерна. В картине "Скупой" 1879-1881 гг нашли влияние идеи голландца Рембрандта.

Настоящим украшением сборника стали произведения Яна Матейко (1838-1893). Дипломная работа Матейко "Карл Густав и Шимон Старовольский у гроба Локетка" будто начинает историческую тематику в творчестве мастера. Другие аспекты творчества Яна Матейко представляет "Портрет собственных детей" 1789 г. В сборнике галереи также произведения Генрика Родаковського ("Портрет дочери", 1893), Каспара Желеховського, Александра Котсиса, Юзефа Брандта.

Трагические события гибели войск Наполеона в войне 1812 г. отразились на полотне Войцеха Коссака "Весной 1813". Поляки участвовали в войне на стороне Наполеона, ошибочно полагая, что он станет освободителем Польши и страна восстановит свою государственность. Наполеон освободителем не стал и государственность Польши не восстановил. А его авантюры закончились пленением и ссылкой на отдаленный остров, где он и умер.

Павел Мерварт отшатнулся от социальной тематики и обратился к Библии. Его "Потоп" имеет привкус академизма и салонного искусства 2-й половины 19 века. Среди изюминок польской живописи Львова "Улица Рима ночью" Александра Герымский.


Символизм в польском искусстве представляют произведения Яцека Мальчевского "Автопортрет с Музой" (1904), "Пифия" (1917), "Христос перед Пилатом" (1910) и Е.Окуня ("филистер"). Влияние искусства импрессионистов имеют произведения женщины-портретистка Ольги Бознанськои ("Портрет С.Гиршенберга", "Женский портрет", "Дети") и работы Фердинанда Рушиця ("Идем в мир"), польского ученика Архипа Куинджи.

Творчество Мистецкий объединения "Штука" представляют работы В. Яроцкого, Казимира Сихульського, В. Термаера-Пшерва. Приятель и последователь Поля Гогена - Владислав Слевинський представленных в галерее тоже ("Море", "Натюрморт", "Бретань. Рыбалка"). Черты ар нуво, декоративного стиля сецессия, присущие произведениям Ю.Мегофера ("Певица"), Л.Вичулковського ("Цветы"), С.Виспянського ("Портрет девушки"), Теодора Аксентовича ("Бремя несчастья").

Поиски нового продолжаются в польском експрессионизми (З.Валишевський "Натюрморт с грушами", С.Оссостович "Улица. Каштаны", З.Радницький "Фрукты"). Временно завершают сборку произведения 20 века. (С.Дембицький, "Восстание"; Ф.Вигжевальський, "Труд").

  • Пауль Мерварт, "Потоп"

  • Владислав Слевинський, "Натюрморт с овощами на серебряной миске", 1907 г.

  • Теодор Аксентович, "Старый лирник с девочкой", 1900 г.

  • Худ. Ян Станиславький, "Санта Мария делла Салюте", Венеция

  • Леопольд Льофлер, Мария Савичевська, 1861

  • Юлиан Фалат, "Снега", 1907 г.

  • Яцек Мальчевский, "Христос и Пилат"

  • Йозеф Хелмонський, "Лунная ночь", 1906 г.


2.9. Произведения искусства Венгрии и Чехии

Этот отдел небольшой, поэтому искусственно объединен в один. Искусство Урогщины представляют работы Михая Мункачи ("Ученый", вероятно парижского периода творчества), Имре Ревеса ("Перед вечерницами"), Сюле, Ольдяи, Муоссона, Грюневальда-Иване и других.

Произведений искусства Чехии немного. Выдающихся среди них - произведения Яна Купеческого суток барокко 18 века ("Портрет саксонского курфюрста Августа Второго" и "Портрет придворной дамы").


2.10. Произведения искусства стран Дальнего Востока

Произведения художников Китаю представляють сувої, невеличкі скульптури та уславлена порцеляна країни. Китайське панно 19 століття зроблене з 11 частин, наклеєних на папір. Сюжети панно - епізоди з життя восьми безсмертних даоських геніїв. Частина сувоїв виконана водяними фарбами, а частина в техніці вишивки на шовку, що не зовсім звично для митців Європи.

Відношення до нефриту в Китаї було урочистим, він дуже поціновувався. Є ще одна культура у світі, де нефрит порівняли з перлами - майя в Центральній Америці.

В галереї експонується фігурка Шоу-Сіна. За легендою Шоу-Сін народився одразу у 70 років, а живе вічність. Це людина похилого віку з "шишкою мудрості" на голові та плодом персика у руці. Песикові дерева в Китаї рано зацвітають навесні і в країні вважалися втіленням могутньої життєвої сили. Тому фігурки Шоу-Сіна дарували чоловікам на 50-тирічний ювілей. Фігурка в збірці галереї вироблена з нефриту.

Мистецтво В'єтнаму представляє картина художника Ле Нгока "Танок з віялами" (1956) в техніці лакового живопису. Це важка та виснажлива техніка, бо лак довго висихає і лише в атмосфері підвищеної вологи.

Престижність мистецтва Японії не знає меж. Піднесення бідної ресурсами країни до всіх висот західної цивілізації при збереженні своєї сомобутності вважається багатьма за диво. Витоки мистецтва Японії в культурі Китаю. Але митці Японії по-своєму інтерпретували зразки Китаю й пішли далеко вперед. Навіть освічене око аматора не сплутає витвір японського митця з витвором китайського.

Наибольший отпечаток национальных традиций и художественных поисков была гравюра Японии - Укие-э. Сюжеты гравюр - от сцен любви и порнографии, не осуждалась в Японии, натюрмортов и пейзажей.

В львовский сборнике представлены гравюры Китагава Утамаро ("Выход на охоту с соколом", "Женские головы"), Андо Хиросигэ ("наплавной мост на лодках", "Гора Фудзи"), Кацусика Хокусай ("Мост" (1827)). Дополняют искусство великанов гравюры мастеров 19 века - Тойокуни, хоккея, Ейсена и др..


2.11. Произведения искусства Российской империи

Іван Шишкін. Після бурі в Мері-Хові (1891)
Михайло Врубель. Волхва (Морска цариця, 1899 - 1900)

Твори митців Російської імперії розпорошені у всьому світі (у США, Аргентині, Польщі, Великій Британії, Франції тощо). Занадто бурхлива та трагічна історія країни не завжди сприяла збереженню витворів мистецтва. Найбільша їх кількість зосереджена в Петербурзі ( Державний Російський музей) та в Москві (Державна Третьяковська галерея).

Свій відділ мистецтва Россійської імперії має й збірка львівської галереї. Митці 18 століття представлені портретами: Вишняков Іван Якович, "Портрет молодого дворянина"; Антропов Олексій Петрович, "Портрет імператриці Катерини ІІ"; Аргунов І. П., "Жіночий портрет". Два твори визначають так звану россіку - роботи іноземців, що працювали в столицях країни. Это П'єтро Ротарі, італієць, представник стилю рококо ("Імператор Павло І в дитинстві") та Вігіліус Еріксен з Данії (1722-1782).

Першу половину 19 століття можна вивчити за творами Тропініна В. А. ("Портрет Гусятникова"), Венеціанова О. Г. ("Портрет невідомого дворянина"), Федотова П. А., Плахова Л. К. Є декілька картин членів Товариства пересувних виставок - І.Крамського, В.Пєрова, М.Г, В.Максимова. "Портрет невідомої жінки" належить пензлю Іллі Рєпіна, а пейзаж "Після бурі в Мері-Хові" І. І. Шишкіну. Зберігається тут і етюд Архипа Куїнджі до картини "Вечір в Україні" (1878). Творчество Ісаака Левітан представляє досить незвична робота - "Сутінки, замок". Поетичність притаманна картині Полєнова В. Д. "Осінь в садибі Абрамцево" (1892). "Морська цариця Волхова" - майоліка Михайла Врубеля представляє скульптуру доби. Російських скульптур в галереї мало.

Інші ідейні позиції в мистецтві репрезентують твори Генріка Семірадського, представника пізнього академізму, що схилився до неглибокого салонного мистецтва. Воно експлуатувало античні і релігійні сюжети, еротику, алегорії, поверхнево торкаючись драматичних тем (Семірадський, "Христос і самаритянка") або милуючись персонажами Стародавньї Греції (Семірадський, "Біля джерела", "Гречанка").

Нові обрії мистецтва та нові країни подає твір Верещагіна В. В. "Шпигун" після відвідин майстром Куби у 1901-1902 роках. Поодинокі роботи Костянтина Коровіна, Миколи Реріха, Грабаря І. - лише пунктир у мистецькій збірці, майстрів треба вивчати в інших галереях.

  • И.И. Шишкін, "Прогулянка в лісі", 1882 р.

  • Худ.Г.Семірадський "Христос і самаритянка"

  • Худ.М.Ге портрет історика Костомарова. 1878 р.

  • В.В. Верещагін, "Шпигун"


2.12. Декоративно-прикладное искусство

Все, что окружает человека в быту и не относится к картинам и гравюрам, можно отнести к прикладного искусства. Прикладное искусство народа и господ разошлось давно. Народные изделия рассматривает этнография. Декоративно-прикладное искусство господ - достояние музеев и домов чиновников нынешних.

Сборник Львовской галереи искусств имеет интересную коллекцию прикладных произведений разных стран (Китая, Фландрии, Польши, Австрии, Франции). Особое место в ней занимает фарфор Китая, родины фарфора вообще.

В Украине никто специально не коллекционировал гобелены. Поэтому нигде нельзя увидеть ряд этих произведений от средневековых мильфльорив Франции в гобеленов эпохи классицизма 18 века. К вещам редких и интереснейших принадлежат два гобелены Львовской галереи искусств. Один из гобеленов - произведение мануфактуры с Фландрии на религиозный сюжет ("Обращение Савла в апостола Павла" начала 17 века). Сутки короля Франции Луи ХИV представляет стол 17 века.

Второй тканый ковер - это произведение следующего, восемнадцатого, века "Путти, танцующие" на светский сюжет. Художественные произведения 18 века поддерживает и гарнитур белой мебели в стиле рококо, а также редкий образец музыкальных инструментов того времени спинет, предшествовавший фортепиано.

В филиалах галереи размещены церковные и светские мебель, образцы каминов, надгробия, образцы тканей и ковров, изделия из хрусталя. Так, в Олеского замка представлены еще два гобелены 16 века мастерских города Брюссель на темы "Одиссее" Гомера.


3. Филиалы Львовской галереи искусств


Литература

  • "Львовская картинная галерея", путеводитель, Львов, "Каменщик", 1972
  • "Западно-европейский живопись 14-18 веков", альбом, Киев, "Искусство", 1986
  • Золотов Ю. К., "Жорж де Латур", "Искусство", 1979

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам