Надо Знать

добавить знаний



Львовский трамвай


Львовский трамвай.JPG

План:


Введение

Львовский трамвай - система электрического трамвая Львова, единственная в Западной Украины трамвайная система, крупнейшая среди узкоколейных трамвайных систем Украина. С 1880 по 1908 годы использовалась конная тяга, с 1894 - электрическая. Это первая на территории современной Украине система конного трамвая. [2] [3]

Наибольшего расцвета достиг накануне Второй мировой войны, когда был основным транспортом города, с середины 20 века постепенно теряет позиции. Состоянию на 1 января 2011 года насчитывает 9 маршрутов и эксплуатируется коммунальным предприятием "Львовэлектротранс". В 2010 году на трамвае приходилось 24,3% пассажирских перевозок в городе. [4]

Планируется, что в будущем трамвай станет приоритетным видом транспорта во Львове. [5]


1. История

1.1. Конный трамвай

Закрытый вагон конного трамвая на площади Мытной (конец XIX века)

Впервые вопрос о запуске в Львове конного трамвая возник в конце 1860-х. В 1870 году во Львовский городской совет поступил проект строительства в Львове конного трамвая, разработанный двумя английскими фирмами, но его отклонено. Однако уже в 1878 году, когда стало понятно, что без общественного транспорта город жить не может, городской совет объявил конкурс на строительство трамвайных путей. Заявки подали Бельгийское и Триестинське трамвайные общества. Образована магистратом комиссия предпочла Триестинському трамвайном обществу ("Societa Triestina Tramway"), контракт был подписан 1 февраля 1879 года. За ним, после 25 лет работы трамвайная сеть переходила в собственность города. 21 мая был утвержден план строительства. [6]

25 ноября 1879 года состоялась пробная поездка. Вот что об этом писала 27 ноября "Львовская газета" :

" Конный трамвай полдень начал пробную поездку от своего депо улице Городецкого-Ульяновск к Таможенной площади и в обратном направлении. С этой целью из депо выехали три вагона: один летний открытый, второй - с одним салоном, а третий - пассажирский, разделен на два класса. Испытания прошли довольно гладко, но немного опоздали из-за того, что рабочие вовремя не закончили очистку пути от льда и снега ... "

Первый в Украина конный трамвай был открыт в Львове 3 мая 1880 года. С 5 мая введена оплата проезда. Газета "Дело" по этому поводу писала:

" Львовский трамвай начал 5 мая правильное движение по билетам с площади Таможенной в казармы Фердинанда. Каждые 9 минут отъезжает вагон от передней казарм. Пять вагонов будут ездить 19 раз ежедневно, следовательно 95 раз могут садиться пассажиры на станциях, где останавливается вагон. Сначала все вагоны трамвая были во всякой время дня битком набиты. Наконец, большинство садилась из любопытства "
Открытый вагон конного трамвая ( 1882)

Функционировали две линии ( "Главный вокзал - улица Городецкая - площадь Таможенная "и "Главный вокзал - Пидзамче" ), которые перевозили в среднем 1867000 пассажиров в год. [7] В 1889 году насчитывалось 105 лошадей и 37 пассажирских и 3 грузовых вагона, изготовленных в австрийском городе Граце. Они были темно-коричневыми с белыми надписями "Львовский трамвай" ( пол. "Tramway Lwowski" ), Украшенными красной каймой. В летний период каждый вагон тянула пара лошадей, однако улицам Городоцкой и Шевченко вверх вагоны тянуло три лошади, а вниз - один (соответственно, разной была также стоимость проезда). [8] С выпадением снега количество лошадей увеличивали до четырех. Средняя скорость движения составляла 6,4 км / час. Пути были дубовыми. Их ширина - 1000 мм. Персонал насчитывал 70 человек. [9]

В 1905 году начались переговоры о муниципализации конного трамвая, возможность которой была предусмотрена после 25 лет эксплуатации. Договор о покупке городом сети был подписан 8 июля 1906 года, однако передача имущества растянулась на 11 месяцев. [6]


1.2. Паровой трамвай

В 1888 году Общество Львовско-Белзским железной подало львовского магистрата проект строительства в городе парового трамвая. Белзька железная имела в Львове вокзал на месте современной станции Клепаров - тогда это была окраина города, которая не была соединена общественным транспортом с центром, становилось препятствием для пассажиров железной дороги, поэтому строительство парового трамвая было рассчитано прежде всего на них. По проекту предбачалося строительство двух линий: первая должна была пройти от станции Клепаров улицам Шевченко, Раппопорта, ключевой, Под Дубом и Турецкой к станции Пидзамче, вторая должна была пройти от станции Клепаров улицам Шевченко и железнодорожной, мимо Черновицкий вокзал, улицам Бандеры, Нечуя-Левицкого, Витовского, Франко и Лычаковское к станции Лычаков. Идея парового трамвая получила широкую огласку во Львове, однако проект Общества Львовско-Белзским дороги не нашел поддержки у городских чиновников.

Вторично вопрос строительства во Львове парового трамвая был поднят в 1892 - 1893 годах. Тогда Ипотечный акционерный банк Львова предлагал городском совете концессию на прокладку линии от Костела святой Анны улице Шевченко к Янова, однако этот проект также не был воплощен в жизнь. [10] [11]


1.3. Зарождение электрического трамвая

Трамвай вблизи депо (конец XIX века)

В 1893 году львовский магистрат объявил тендер на строительство линий электрического трамвая и электростанции мощностью 400 лошадиных сил (300 кВт), потому конный трамвай уже не справлялся с возрастающими потребностями в перевозке. Его выиграла венская фирма "Сименс & Гальске", которая обязывалась после двух лет эксплуатации по требованию городского совета, если таковая, продать городу трамвай. 23 марта 1893 года был утвержден бюджет проекта. [12] Он составил 880 тыс. крон. Строительство линии электрического трамвая началось в сентябре 1893 года. Уже 15 мая 1894 года львовская газета "Дело" писала:

" Пробная езда электрического трамвая во Львове состоялась ночью между 1 и 2 часами [13] двумя вагонами, имевшие также электрическое освещение. Езда была очень эффективна, потому из-под колес и на проволоке добывались снопы электрического света ... Поздней ночное время собралось большое число интересных ... "

31 мая 1894 года в Львове было открыто регулярное движение второго в Украина и четвертого в Австро-Венгрии электрического трамвая. [14] Длина линий составляла 8,3 км. Действовали такие маршруты (представлены современные названия улиц): "Проспект Свободы - улица Степана Бандеры - главный вокзал" , "Проспект Свободы - улица Ивана Франко - Стрыйский парк" и "Проспект Свободы - улица Лычаковская - Лаптей" . Открытие было приурочено к Краевой выставки 1894, которая проходила в Стрыйском парке.

Появление электрического трамвая в Львове была воспринята неоднозначно. Так, женщины львовских извозчиков, которые жили на Лычакове, забросали первый электрический трамвай помидорами и тухлыми яйцами. [15] Некоторое госпожа Скоробецька, женщина извозчика, потерявший работу, сделала трамвая "предложение, физически невозможное для выполнения, с соответствующими жестами", как писали об этом львовские газеты. Эта дама, задрав юбку и наклонившись к трамваю задом, призвала его поцеловать ее в одно место. [8]

В 1896 году город выкупил сеть электрического трамвая и электростанцию ​​за 1 млн. 680 тыс. крон. [16]


1.4. До Первой мировой войны

Прокладка трамвайной линии по улице Мечникова ( 1910-е)
Открытие линии на Высокий замок ( 1910)

В 1907 году Министерство железнодорожного транспорта Австрийской империи позволило переоборудовать линии конного трамвая на электрическую тягу. Таким образом были открыты такие маршруты, начинались с проспекта Свободы : по Богдана Хмельницкого до Подзамче, по Зеленой в Лычаковского кладбища, по Шевченко до Клепарова, по Городоцкой на вокзал, по Замарстыновской к Замарстынова. Движение конного трамвая была прекращена 29 декабря 1908 года. Лошадей распродали, а вагоны переделали на прицепные к моторных вагонов электрического трамвая. [17]

В 1907 году была проложена линия на Новый Свет, [18] после чего цены на недвижимость в этом, тогда престижном районе города, упали вдвое. [8] В 1908 году трамваи поехали в Жовкивской рогатки [19], в 1910 - на Высокий Замок и на Снопков [20], в 1914 - до станции "Лычаков". [21] Весной 1914 года длина трамвайных линий достигала 24,4 км. Маршруты обозначались двумя латинскими буквами - первыми буквами названий конечных остановок польском. Остановки были такие обозначения:


1.5. Первая мировая война и межвоенный период

Вагоноремонтные мастерские ( 1920-е)

В сентябре 1914 года в Львов вошли российские войска. В период их пребывания в городе (до 22 июня 1915 года) трамвай продолжал свою работу. В это время был издан специальный путеводитель на русском языке "Как пользоваться трамваем" ( рус. "Как пользоваться трамваем" ). [21] Во время боев за город в рамках украинских-польской войны в ноябре 1918 года значительных повреждена электросеть, вследствие чего трамвайных движение прекратилось до мая 1919 года [23].

В 1921 - 1922 годах на базе депо на Вулецких рогатке [24] было устроено Трамвайные вагоноремонтные мастерские для ремонта вагонов, техническое состояние которых за годы войны ухудшилось.

С 1 октября 1922 года движение во Львове, как и во всей Польши, стал правосторонним. Поэтому были проведены работы по перестройки поворотных стрелок. А с осени 1923 года, в связи с общей стандартизацией в республике, номера маршрутов стали обозначать цифрами.

В 1925 году было проложено линию до Богдановка. Также в этом году было проложено пути улице Кулиша для разгрузки участка улице Богдана Хмельницкого. В 1929 году было открыто линию "Железнодорожный вокзал - улица Киевская - улица Франко" . На 1933 год общая длина сети трамвая по оси улиц составляла 32,8 км. В трамвайном управлении было 119 моторных и 58 прицепных вагонов, 5 вагонов-снегоочистителей. В трамвайное хозяйство входило два депо, вагоноремонтные мастерские и две тяговые подстанции общей мощностью 6540 кВт. [25]


1.6. Вторая мировая война

Трамвайный поезд из вагонов Lilpop / Sanok, украшенный к 50-летию львовского трамвая ( 31 мая 1944 года, немецкая оккупация Львова)
Трамвай с прицепной вагонами, в которых перевозили заключенных Яновского концлагеря на принудительные работы в города (немецкая оккупация Львова)

1 сентября 1939 года во время налета немецкой авиации на Вторую Речь Посполитую в результате бомбардировки были повреждены рельсы и контактная сеть на улице Городоцкой. Движение трамваев на этом участке было остановлено. С середины сентября его прекратили и по всему городу. Регулярную работу трамваев было возобновлено 25 сентября 1939 года после занятия Львова Красной Армии. [25] В период советской оккупации были сданы в эксплуатацию новые участки - продолжение существующих линий: по ул.Городоцкой к железной дороге [26], по ул.Шевченко к железной дороге, по ул.Замарстыновской до ул. Огороднического, по ул.Лычаковской к ул.Пасечной.

В период немецкой оккупации львовский трамвай продолжал работать. Однако на некоторых маршрутах курсировали вагоны с надписью "Только для немцев" [27], а в других вагонах были созданы отдельные места для немцев, отделенные цепью [28]. В 1940 - 1941 годах действовали вагоноремонтные мастерские, которые за время работы в период оккупации перестроили 3 вагона на моторные и 9 вагонов - на прицепные. [29] Известно, что во время оккупации трамваи использовали для военных целей, в частности, к ним делали прицепные вагоны, в которых перевозили заключенных.


1.7. Советский период

Во время боев за город в июне 1944 года трамвайное хозяйство было сильно повреждено. Его восстановление шло постепенно: первый рейс состоялся 1 марта 1945 года.

Согласно Договору между СССР и Польшей, поляки были переселены из Западной Украины, отошедшей от Второй Речи Посполитой в Украинской ССР, в Западную Польшу ( Операция Висла). В связи с этим около 400 работников (80% персонала) Трамвайного управления оставило работу. Из-за недостатка кадров нарушилась нормальная работа трамвая. Работников стали набирать по персоналу Львовской железной, а также вербовать в Восточной Украины.

К лету 1949 года все маршруты были восстановлены. Однако впоследствии возникла проблема старых вагонов, которые эксплуатировались уже 50 лет. Их модернизировали в вагоноремонтном мастерских. Новые трамваи состояли из двух сцепленных вагонов. Деревянные детали в них были заменены на металлические; устроено двери с пневматическим приводом; открытые площадки были закрыты. На передние части кузова прицепили звезды. Верхняя часть вагона была окрашена в синий, нижняя - в желтый цвет. На 1 января 1950 года львовское трамвайное хозяйство включало в себя два депо общей вместимостью 80 вагономисць, 185 пассажирских вагонов (из которых 59 - прицепные), 19 грузовых платформ и снегоочистителей.

С 1959 года было прекращено движение проспектом Свободы и площадью Мицкевича для их высвобождения в движение троллейбусов. Зато была проложена объездная участок возле Театра кукол. В связи с прокладкой троллейбусных маршрутов было также прекращено движение трамваев такими линиями: на Богдановку ( 1953), улице Кулиша ( 1959), улицам Зеленой, Днепровской и Левицкого ( 1963). В 1952 - 53 годах линию от Жовкивской рогатки [19] был продлен до трамвайного депо № 2 (до мясокомбинат). [30]

Трамвай "Gotha G4-61" на площади Рынок ( 1975)

В 1950-х было начато обновление трамвайного парка. В связи с невозможностью использования новых односторонних вагонов (не рассчитанных на "челночное движение") на некоторых участках (там, где не было разворотных колец), Дирекция львовского трамвая была вынуждена закрыть линии на Высокий Замок (маршрут № 12) и в верхней части ул.Ивана Франко (маршрут № 10). С этого времени, на протяжении более 15-ти лет в Львове действовала минимальное количество маршрутов - 6. [31]

На протяжении 1970 - 75 лет город получил большое количество новых вагонов Tatra T-4SU и Tatra KT-4SU, что обусловило введение с 1970-х годов системы многих единиц (когда ездят по два сцепленных вагона).

В 1978 году было сдано Львовский трамвайно-троллейбусный ремонтный завод, рассчитанный на 400 капитальных ремонтов в год. Он начал обслуживать предприятия городского транспорта не только Львова, но и других городов Украина и России. [32]

С 1980-х годов трамвайное кольцо Соборная площадь - площадь Галицкая - ул.Князя Романа перестало использоваться для движения трамваев. В 1988 году построен небольшой участок по ул. Вахнянина в продолжение ветки по ул. Мечникова. Конце 1988 года в двух трамвайных депо было 227 вагонов. [33]


1.8. Скоростной трамвай

Схема линий львовского скоростного трамвая по проекту его построения:
построена участок по ул.Сахарова
участки, планируемые, как первая очередь
участки, планируемые, как вторая очередь

Советская власть неоднократно обещала общине города Львова подземный транспорт, но эта идея не воплощена и сегодня (подробнее в статье Львовский метрополитен). С этой целью еще 1978 года началось проектирование системы скоростного трамвая. Планировалось построить два тоннеля с габаритами метро под центром города (практически - метротрам), а к ним подвести наземные маршруты. Первая очередь предусматривала строительство двух линий:

  • рампа первый тоннель должна была разместиться в начале улице Сахарова. В нее должны входить пути от улицы Научной. Поезда в составе трех вагонов KT-4SU под землей должны были останавливаться на трех станциях: "Университет", "Площадь Галицкая" и "Винниковский рынок". Вторая рампа этого тоннеля должна была выходить вблизи Винниковского базара. Общая длина тоннеля - 6 км (по оси - 3,2 км).
  • второй туннель длиной 2,2 км по оси должен был пройти от Пидзамче в улице Франко (в районе Стрыйского рынка). Здесь планировалось построить две подземные станции: "Старый город" (в районе Оперного театра) и "Площадь Воссоединения". [34]

Второй очередью предполагалось продолжить второй туннель через Цитадель, улицу Бандеры и железнодорожный вокзал в Яновского кладбища с подземными станциями "Политехнический институт", "Площадь Кропивницкого" и "Вокзал". [35]

Строительство началось с того, что во дворе дворца Потоцких вырыли вентиляционную шахту для первого тоннеля, но когда достигли глубины 25 м, дальнейшее углубление пришлось прекратить из-за проседания грунта и разрушение близлежащих зданий, так откачки грунтовых вод из шахты уменьшило устойчивость львовского суглинка. Больше всего пострадал фундамент дворца Потоцких, который пришлось укреплять, насыщая почву жидким стеклом.

В 1987 году построили наземную участок первой линии от улице Сахарова до улицы Научной, которая сегодня используется для движения трамваев. [34]


1.9. В период независимости Украины

Трамвай Таtrа T-4SU на сплетении рельсов по улице Русской, которое просуществовало с 1894 по 2006 года ( 2005)

В 1992 году было закрыто участок от автостанции № 2 к Жовкивской рогатки [19]. Конце 1990-х годов было ликвидировано систему многих единиц, а последний поезд с Таtrа T-4SU доработал до последних дней 2000 года на маршруте № 2. В 2002 году было вновь введено в эксплуатацию участок от Жовкивской рогатки до улицы Липинского. [36] В 2000-х годах начались масштабные реконструкции путей с использованием бесшумных технологий.


2. Парк вагонов

Служебный вагон Gotha T-59Е № 011 в служебном депо

Состоянию на 1 января 2012 года на балансе ЛКП "Львовэлектротранс" находилось 122 вагона (на линию выходят около 60, другие требуют ремонта) [1] следующих марок: [37]

  • Tatra T4 - високопидлогови моторные односекционные четырехосные вагоны. Начали поступать с завода в Праге 1972 года. Первая партия состояла из 10 вагонов. В следующем году поступило еще 17. Эти вагоны поставлялись во Львов к 1978 года. Всего было приобретено 83 таких вагона, они получили номера от 801 до 883. Все львовские Tatra T4 относятся к модификации "Tatra T4SU", ведь во времена их поставок Львов входил в Советского Союза. Состоянию на 1 января 2010 года насчитывалось 25 вагонов.
  • Таtrа КТ4 - високопидлогови моторные двухсекционные сочлененные четырехосные вагоны. Первые два вагона (сначала получили номера 1 и 2, но потом их перенумерувалы на 1001 и 1002) этой модели поступили во Львов в 1976 году. Это были два первых испытательные вагоны вагоны модификации "Таtrа КТ4SU". С 1980 года начинается серийное производство вагонов этой модификации. Во Львов они поступают в 1981 - 1985, 1988 и 1990 годах общим количеством 145 вагонов. Они получили парковые номера от 1001 до 1145. В 2007 и 2008 годах Львов купил 22 подержанные вагоны Таtrа КТ4 модификации "Таtrа КТ4D" в немецких городов Эрфурт и Гера, прошедших там капитальный ремонт. Они получили номера 1150-1171. Состоянию на 1 января 2010 года насчитывалось 11 вагонов KT4SU и 22 вагона KT4D.

Как служебные во Львове используются переработанные пассажирские вагоны. Состоянию на 1 января 2010 года насчитывается 3 вагона-снегоочистители, вагон-вышка и прицеп к нему для уборки снега, электросварочный вагон, бортовой вантажовиз, поезд-рейковоз, 2 пископосипальних вагоны и один экскурсионный.


2.1. Вагоны, которые ранее эксплуатировались

  • вагоны завода Siemens & Halske - первые 24 моторные вагоны львовского трамвая, которые поступали в 1894, 1895 и 1899 годах партиями 16, 6 и 2 вагона, соответственно. Носили номера 1-24.
  • Sanok SW-1/TW-1 - серия вагонов, производилась в двух модификациях: моторной (Sanok SW-1) и прицепного (Sanok TW-1). Поступали во Львов с 1903 р 1908 года, всего 90 моторных (№ № 25-44, 87-94, 101-162) и 20 прицепных (№ № 201-220). В 1943 году во Львов было поставлено 8 подержанные вагонов Sanok SW-1 с Тарнов (№ № 87-94).
  • Sanok SN-1/PN-1 - серия вагонов, производилась в двух модификациях: моторной (Sanok SN-1) и прицепного (Sanok PN-1). Поступали во Львов в 1912 - 1913 и 1920 годах. В первой партии поступило 12 моторных и 10 прицепных вагонов, во второй - по 10. Моторные получили номера 163-184; прицепные - 221-240.
  • Lilpop / Sanok &; nbsp; - серия из 15 моторных вагонов поставок 1926 (5 вагонов, № № 185-189) и 1929 (10 вагонов, № № 190-199) лет и 15 прицепных вагонов поставок 1926 (5 вагонов, № № 241-245) и 1929 (10 вагонов, № № 246-255) лет
  • Lowa T-54/B-54 - серия восточногерманских вагонов. В 1955 году с завода поступило 6 моторных (Lowa T-54, № № 401-406) и 6 прицепных (Lowa B-54, № № 501-506) вагонов. В 1960 году поступило еще по 5 вагонов с Кишинев, получивших номера 425-429 и 525-529 соответственно.
  • Gotha T-57/B-57 - серия восточногерманских вагонов, имела моторную (Gotha T-57) и прицепного (Gotha B-57) модификации. Всего во Львове работало 27 моторных и 23 прицепные вагоны. В 1957 - 1958 годах с завода поступило 15 моторных и 15 прицепных вагонов. В 1961 году поступило 2 моторных вагона с Кишинев, в 1971 - 10 моторных и 8 прицепных вагона с Симферополя. Моторные носили номера 407-421, 430-431 и 481-490; прицепные - 507-521 и 581-588. В 1972 году вагоны № 507 и № 508 получили номера 530 и 531 соответственно.
  • Gotha T-59E/B-59E - серия из 5 моторных (Gotha T-59E) вагонов поставок 1960 (№ № 422-424) и 1961 (№ № 432-433) лет и 5 прицепных (Gotha B-59E) вагонов поставок 1960 (№ № 522-524) и 1961 (№ № 532-533) лет.
  • Gotha G4-61 - 50 сочлененных вагонов поставки 1966 - 67 лет, № № 601/701-650/750
  • Gotha T2-62/B2-62 - серия восточногерманских вагонов, имела моторную (Gotha T2-62) и прицепного (Gotha B2-62) модификации. Всего во Львове работали 41 моторный (№ № 434-474) и 39 прицепных (№ № 537-574) вагонов. 14 моторный и 14 прицепных вагонов были поставлены в 1963 - 65 годах с завода; а 27 моторных и 25 прицепных вагонов поступили в 1969 - 72 с Кривого Рога, Днепропетровская и Одессы. [38]

3. Трамвайные депо

Трамвай Таtrа КТ-4SU в депо № 1

В Львове есть три трамвайных депо:

  • депо № 1 - по улице Городоцкой, здесь приписаны вагоны № № 801-883, 1001-1031, 150-1154, 1156-1159, 1171. Обслуживание маршруты 1, 2, 3, 9, 9а.
  • депо № 2 - по улице Промышленной, здесь приписаны вагоны № № 1032-1133, 1155, 1160-1170. Обслуживание маршруты 4, 5, 6, 7.
  • депо служебных вагонов - на перекрестке улиц Витовского и Сахарова - памятник технической архитектуры. Это было первое депо электрического трамвая в Львове. Впоследствии на его базе размещались Вагоно-ремонтные мастерские. В 1994 году было принято решение открыть в ангаре депо музей техники - отдел Львовского исторического музея. Его открыли 27 августа 2006 года [39]. В начале 2008 года директор ЛИМ сообщил о значительные препятствия на пути строительства музея техники [40]. 1 - 4 мая 2008 года в ангаре депо прошел фестиваль современного искусства "ART-ДЕПО" [41], с тех пор проводится ежегодно.

Депо конного трамвая размещалось на современной улице Ярослава Мудрого, вблизи ее пересечения с улицей Морозенко. [42]


4. Инфраструктура

Знак остановки трамвая

Сегодня хозяйство ЛКП "Львовэлектротранс" насчитывает около 30 км двустороннего пути. 30% (около 9 км) - путь, возложена на бесшумную основу. Стоит отметить, что Львов - первый город Украина, где был применен эту технологию (на участке по ул.Лычаковской вблизи Винниковского базара). [36] 15% (около 4,5 км) - полотно, проложено по стандартам скоростного трамвая, то есть отделенное от проезжей полосы. В Львове Есть связей трамвайной и железнодорожной путей. Также в городе отсутствует дублирование участков трамвайных маршрутов троллейбусными.

На остановках львовского трамвая еще перед Первой мировой войной устанавливались крытые павильоны. [43] Интересно, что все остановки были оборудованы урнами для использованных билетов. К середине 1970 -х годов в Львове существовали остановки-островке посреди проезжей части. Их было демонтировано после трамвайной аварии 1972. [8]

Сегодня маршруты Львова насчитывают 10 разворотных колец и около 100 остановок (в одностороннем режиме), все из которых оборудованы опознавательными знаками, на которых указано также интервалы движения маршрутов, останавливающихся на данной остановке. 2005 года во Львове была сооружена первая в Украине любая остановка-терминал "Главпочтамт". В 2006 году оператор мобильной связи " djuice" оборудовал на остановке "Львовская Политехника" первый в Украине bluetooth -портал.

Сегодня в Львове Есть трамвайно-железнодорожных гейтов, однако до недавнего времени, а именно к построению Львовского пригородного вокзала, на его месте был расположен эстакадного-тупиковый гейт. Подъездная трамвайная ветка к нему не была электрифицирована, поэтому для перетаскивания трамваев использовался тягач. [44]


4.1. Система контроля

"Штрих-код" на трамвае Tatra KT-4D № 1161
"Сканер" на перекрестке улиц Ивана франка и Грушевского

В 70-80-х годах ХХ века в Львове начали внедрять первую в СССР автоматическую систему контроля за соблюдением графика движения трамваев. Для этого на каждый вагон был установлен "штрих-код" (находится по пантографом) - рамку с вертикальными полосами. Также на контрольных точках (по ул. Коперника, Франко / Саксаганского, Княгини Ольги / Бойчука, Промышленной, Торговой, Замарстыновской и других) были установлены "сканеры" - чувствительные устройства для считывания "штрих-кодов".

Но несмотря на то, что эта система практически полностью смонтирована, ее так и не ввели в действие. Однако на вагоны, которые позже поступали в Львова, также были установлены "штрих-коды". [45]


5. Стоимость проезда

Стоимость проезда в конном трамвае составила 15 центов, месячный абонемент стоил 3 злотых. [46] Пассажиров-безбилетников наказывали общественными работами: они имели один день отработать на соломорезки - срезать сечку (корм для лошадей).

Сначала трамвайных билетов не существовало. Пассажиры заходили в вагон, под наблюдением "господина кондуктора" опускали деньги в автоматы, похожие на современные турникеты. Во время русской оккупации Львова в Первой мировой войне стоимость проезда в первом классе составляла 6 копеек (20 геллеров, 10 центов), во втором - 3 копейки (10 геллеров, 5 центов). [21] В польский период билет на разовый проезд стоил 20 грошей, для студентов - 10 грошей. После Второй мировой войны в 1961 года проезд в трамвае стоил 15 копеек, а после денежной реформы 1961 года - 3 копейки. С середины 1960-х в вагонах стоял автомат, опустив в который 3 копейки, можно было отмотать себе неограниченное количество билетов. С 1970 года их заменили на автоматы, которые после опускания монеты выдавали лишь один билет, однако впоследствии была введена компостерной система. [8] После получения Украина независимости стоимость проезда постепенно повышалась. В 2008 году заново введен компостерной систему, отмененную в начале 1990-х. [47]

Стоимость проезда, независимо от расстояния, составляет 1,25 грн. (полная стоимость проезда) и 0,60 грн. (льготная стоимость проезда) [48]. Проездные билеты можно приобрести в газетных киосках и у водителей трамваев во время остановки вагона без остатка. Купленный билет нужно обязательно закомпостировать - положить билет в один из компостеров, висящих на стенах, и пробить его. Штраф за безбилетный проезд (или за проезд с незакомпостованим билетом) в 20 раз превышает стоимость проезда и составляет 25 гривен. [49]


6. Проблемы

Основной проблемой львовского трамвая сегодня его убыточность, спровоцирована тем, что городскими властями возмещается лишь 60% стоимости перевозки льготных категорий пассажиров. [50] Убыточность эксплуатирующего предприятия приводит к ситуации, когда не хватает денег на качественный капитальный ремонт вагонов, и вместо него проводится только косметический ремонт. Это приводит к более быстрому износу подвижного состава. Если добавить к этому тот факт, что в последний раз новые трамваи покупались 20 лет назад, очень остро стоит потребность в обновлении подвижного состава. На территории бывшего СССР сегодня не делают трамвайные вагоны для систем с шириной колеи 1000 мм [51], зато вагоны, изготовленные на Западе, стоят от 2 млн евро, однако это слишком большие средства для города. [52]

В плохом состоянии находятся и некоторые трамвайные линии. Однако, эта проблема решается: за последние 15 лет в Львове реконструировано около 20% трамвайного полотна. Большой недостатком львовского трамвая является то, что после Второй мировой войны сеть линий практически не развивалась - кроме небольших участков, за этот период открыто бы линию по улицах Сахарова и Княгини Ольги. Если не учитывать эту линию, трамвайная сеть не выходит за пределы города по состоянию 1939 года, а большинство новых спальных районов, построенных за годы советской власти, не имеют трамвайного сообщения. [53] Это привело к тому, что сегодня годовой объем пассажирских перевозок по сравнению с 1990 годом, сократился более чем вдвое [54] и составляет, по состоянию на 2010 год, 49.2 млн. человек. [4]


7. Перспективы

В 2008 - 2009 годах немецкий консорциум "PTV AG - VCDB GmbH" по заказу Львовского городского совета разработал Транспортную стратегию Львова, по которой предполагается увеличение доли электротранспорта, в частности, трамвая, в пассажирских перевозках во Львове. [55]

В 2008 году было начато строительство трамвайной линии на Сихов, которое должно быть завершено к 2012 года. [56] Планировалось также, что к чемпионату Евро-2012 трамвайный маршрут № 3 будет продлен до автовокзала по будущей улице Вернадского. [57] Однако, из-за недостатка финансирования после 2008 года строительство не проводилось.

В 2009 году Львовский городской совет принял в Европейского банка реконструкции и больше развивается кредит на сумму 38 млн. евро на развитие и модернизацию львовского трамвая. На эти средства предусмотрен капитальный ремонт трамвайных путей по маршрутам № 2 и 6, модернизацию трамвайных депо, внедрения программы энергосбережения и современной системы управления движением транспорта, модернизацию подвижного состава путем покупки подержанные вагонов. [52] [58] Ранее также рассматривался вариант разработки и строительства трамвайных вагонов непосредственно во Львове, в частности, на базе Львовского автобусного завода.


8. Маршруты

Схема маршрутов

9. Другие услуги

ЛКП "Львовэлектротранс" также предоставляет услуги по аренде трамваиних вагонов. Для того, чтобы ее заказать, нужно написать письмо на имя директора предприятия и согласовать маршрут поездки со Службой движения. Вагоны можно заказывать в выходные дни в любое время. Дополнительно предлагается услуга экскурсовода. [59]

В 2007 - 2008 годах выходным городу ездили также бесплатные трамвайные экскурсии, которые организовывала Львовская пивоварня. [60]


10. Львовские трамваи в культуре

Кадр из фильма "Старики-разбойники" - трамвай Gotha G4-61 на площади Рынок
Мемориальная доска, установленная на здании ЛКП "Львовэлектротранс" к 100-летию львовского трамвая

В межвоенный период во львовских трамваях бродяжничал Пока, как его прозвали в народе. Он был известным и популярным, поскольку зарабатывал на жизнь исполнением собственной песни, которая впоследствии стала народной [8] :

" Сяду в трамвай -
Люди смотрят.
Пока ты здорова,
Я уезжаю.

Трамвай за трамваем,
За трамваем трамвай,
А затем трамваем
Есть еще еден трамвай
"

В 1970 году в Львове снимали фильм "Старики-разбойники", в кадры которого попали и львовские трамваи. [61]

В 1991 году вышла песня вокальной формации " Пиккардийская терция" "Старенький трамвай", в которой упомянутые озера львовского парка "Песчаные озера" и трамвайный маршрут № 2, что туда ездит [62] :

" Когда солнце раскаленное над городом висит,
И от чада машин кругом идет голова,
Я вспомню прохладных озер лазурь,
Куда ездил когда-то старенький трамвай.
Повези меня туда, где природа сама,
Повези меня за город, где асфальта нет,
Повези меня туда, где зеленая трава,
Повези, повези, о-о-о, старенький трамвай
"

Примечания

  1. а б Садовый: "Мы пойдем путем ремонта существующих трамваев, закупки трамваев за рубежом закупки отечественных новых трамваев" (dailylviv.com, 23.01.2012) - dailylviv.com/news/35839
  2. "Плай". Львовские рекорды - www.tours.lviv.ua/?id=65
  3. "Ежедневный Львов". Календарь событий - daily.lviv.ua /? page = about_lviv & subpage = 1
  4. а б Пассажиры в Львове предпочитают маршрутным автобусам. Главное управление статистики во Львовской области - www.stat.lviv.ua/ukr/si/press/2011/r220111_16.pdf
  5. Ежедневный Львов, "Приоритетным видом транспорта во Львове будет трамвай - Дубина" - daily.lviv.ua / index.php? newsid = 18017
  6. а б Наш Львов. Краткая история города. История трамвая. Конный трамвай - ourlviv.il.if.ua / index.php? option = com_content & task = view & id = 205 & Itemid = 39
  7. Сайт "Львовский электротранспорт". Львовский трамвай. История. Зарождение общественного транспорта - www.lvivtrans.net/tram_history.php?pageNum_history=0&totalRows_history=14&lang=ua
  8. а б в г д е Сайт риэлтерского бюро "Светлица". "Романтический львовский трамвай" - www.svitlycia.com.ua/UA/main/doc_37
  9. Ирина Котлобулатова Когда-то давно во Львове. Заметки по истории Львова. Конка / / Тайны города Льва. - М.: Аверс, 2004. - С. 184-185. - ISBN 966-7466-90-6
  10. С. А. Тархов "Зарождение электрического трамвая" - www.picatom.com/16/PT1-1.html
  11. С. А. Тархов "Зарождение электрического трамвая", схема 1 - www.picatom.com/16/PT2-3.html
  12. Из истории электроэнергии в Львове - www.liveinternet.ru/users/venividi/post82613571 (Рус.)
  13. речь идет о 12 мая 1894 года
  14. Ирина Котлобулатова Когда-то давно во Львове. Заметки по истории Львова. Трамвай / / Тайны города Льва. - М.: Аверс, 2004. - С. 185-186. - ISBN 966-7466-90-6
  15. Сайт "Lviv.biz". Львов. Улицы Львова. Улица Лычаковская - lviv.biz / uk / streets / lychakivska
  16. Центр городской истории Центрально-Восточной Европы. Урбанистические образы. Изображения. Первая львовская электростанция - lvivcenter.org / uk / uid / picture? pictureid = 1346.
  17. Сайт "Львовский электротранспорт". Львовский трамвай. История. Развитие трамвая и прощание с Кинки - www.lvivtrans.net/tram_history.php?pageNum_history=1&totalRows_history=14&lang=ua
  18. Сайт "Львовский электротранспорт". Львовский трамвай. История. Электрический трамвай - www.lvivtrans.net/tram_history.php?pageNum_history=0&totalRows_history=14&lang=ua
  19. а б в г Жовковская рогатка - перекресток улиц Богдана Хмельницкого и Волынской
  20. к современной конечной остановки маршрута № 4 "Улица Мушака"
  21. а б в Сайт "Львовский электротранспорт". Львовский трамвай. История. Дальнейшее развитие трамвая - www.lvivtrans.net/tram_history.php?pageNum_history=2&totalRows_history=14&lang=ua
  22. Сайт "Львовский электротранспорт". Львовский трамвай. История. Львовская система обозначения маршрутов - www.lvivtrans.net/tram_history.php?pageNum_history=1&totalRows_history=14&lang=ua
  23. Официальный сайт ОАО "Львовоблэнерго". История электрификации Львовщины - www.loe.lviv.ua/ua/krok_v_istoriju/istoriya_elektryfikatsiyi_lvivschyny/
  24. Вулецкая рогатка - перекресток улиц Сахарова, Гвардейской, Витовского, Коперника и Нечуя-Левицкого
  25. а б Сайт "Львовский электротранспорт". Львовский трамвай. История. Львовский трамвай в период принадлежности города Польши - www.lvivtrans.net/tram_history.php?pageNum_history=2&totalRows_history=14&lang=ua
  26. идет речь о линии на Богдановку
  27. Сайт "Львовский электротранспорт". Львовский трамвай. История. Начало советского периода - www.lvivtrans.net/tram_history.php?pageNum_history=3&totalRows_history=14&lang=ua
  28. Ин-т украиноведения им. И. Крипякевича НАН Украины История Львова. В трех томах. - М.: Центр Европы, 2006. - С. 218, 3 том. - ISBN 966-7022-58-7
  29. Сайт "Львовский электротранспорт". Львовский трамвай. Подвижной состав. Исторический подвижной состав - www.lvivtrans.net/tram_ps.php?lang=ua
  30. Сайт "Львовский электротранспорт". Львовский трамвай. История. Восстановление трамвая и послевоенное развитие - www.lvivtrans.net/tram_history.php?pageNum_history=3&totalRows_history=14&lang=ua
  31. Сайт "Львовский электротранспорт". Львовский трамвай. История. Эра немецких вагонов и сокращение трамвайной сети - www.lvivtrans.net/tram_history.php?pageNum_history=4&totalRows_history=14&lang=ua
  32. Сайт "Львовский электротранспорт". Львовский трамвай. История. Чешские Татры - www.lvivtrans.net/tram_history.php?pageNum_history=4&totalRows_history=14&lang=ua
  33. Сайт "Львовский электротранспорт". Львовский трамвай. История. Львовский трамвай перед распадом СССР - www.lvivtrans.net/tram_history.php?pageNum_history=5&totalRows_history=14&lang=ua
  34. а б Сайт "Львовский электротранспорт". Львовский трамвай. История. Скоростной трамвай - www.lvivtrans.net/tram_history.php?pageNum_history=5&totalRows_history=14&lang=ua
  35. Сайт "Львовский электротранспорт". Львовский трамвай. Схема линий трамвая. 1988 - www.lvivtrans.net/Shems_tram/1988_ua.jpg
  36. а б Сайт "Львовский электротранспорт". Львовский трамвай. История. На рубеже веков - www.lvivtrans.net/tram_history.php?pageNum_history=6&totalRows_history=14&lang=ua
  37. Инвентарный парк пассажирских трамвайных вагонов по состоянию на 01.01.2010. Официальная статистика. Львов. Сайт "Городской транспорт" - urbantransport.kiev.ua/ua_128.html
  38. Сайт "Львовский электротранспорт". Львовский трамвай. Подвижной состав - www.lvivtrans.net/tram_ps.php?lang=ua
  39. Львовская газета. Открыли музей техники - www.gazeta.lviv.ua/articles/2006/08/30/17987/
  40. Ежедневный Львов. "Власти Львова проигнорировала острые проблемы строительства Музеи техники и Музея освободительной борьбы Украины" - daily.lviv.ua /? newsid = 16333
  41. Сайт творческого объединения "Дзига". День города. Арт-Депо - dzyga.com.ua/2008/fest/flugery/01_04.html
  42. Сайт "Львовский электротранспорт". Львовский трамвай. Схема линий трамвая. 1895 - www.lvivtrans.net/Shems_tram/1895_ua.jpg
  43. Центр городской истории Центрально-Восточной Европы. Урбанистические образы. Изображения. "Улица Замарстыновская" - lvivcenter.org / uk / uid / picture? pictureid = 251
  44. Киевский трамвайный форум. "Львов!" - forums.mashke.org / cgi-bin / forum.cgi? n = 1 & a = lm & t = 2105 & ft = 1 & s = nd & fm = 60 & lm = 60 (Рус.)
  45. Киевский трамвайный форум. "Львов!" - forums.mashke.org / cgi-bin / forum.cgi? n = 1 & a = lm & t = 2105 & ft = 1 & s = nd & fm = 3042 & lm = 3042
  46. LiveInternet. "Львовский трамвай. Как Все начиналось" - www.liveinternet.ru/community/2808335/post86283793/ (Рус.)
  47. Львовский портал. "Львовэлектротранс" вводит компостеры и увеличивает количество контролеров - portal.lviv.ua/news/2008/02/04/131143.html
  48. Официальный портал Львовского городского совета. С 10 августа проезд в электротранспорте составит 1 грн 25 коп. -
  49. Официальный сайт Львова "Львов открыт для мира". Горожанину. Транспорт. Электротранспорт. Трамваи - www.lviv.ua/listcontent/775/page595.html
  50. Львовская газета, № 11 (503) за 12 марта 2009 года. Александр Сырцов, "За старые немецкие трамваи заплатили, как за новые" - www.gazeta.lviv.ua/articles/2009/03/12/37278/
  51. "Большая Украина". Роман Солодуха, "Грустные львовские реалии: секонд-хенд в качестве символа" - www.velikaukraina.org/main/velika-kraina/271-sumn-lvvsk-real-sekond-khend-u-rol.html
  52. а б zaxid.net. Юлия Поликовская, "" Львовэлектротранс "на пороге перемен" - www.zaxid.net/article/52443/
  53. Киевский трамвайный форум. "Маршруы ЭТ г. Львова" - forums.mashke.org / cgi-bin / forum.cgi? n = 1 & f = l & a = lm & t = 1986 & ft = 1 & s = nd & fm = 23 & lm = 23 (Рус.)
  54. Назарук М. М. Таблица 5.4 / / Львов в XX веке: социально-экологический анализ. - М.: Украинская академия печати, Издательский центр ЛНУ им.Ивана Франко, 2008. - С. 200. - ISBN 978-966-322-108-3
  55. Львовская газета, № 15 (507) от 9 апреля 2009 года. "" Зеленое "свет трамвая" - www.gazeta.lviv.ua/articles/2009/04/09/37517/
  56. Львовская газета "Ратуша". Михаил Гузаревич, Ирина Юзик, "Трамвайный лохотрон" - ratusha.lviv.ua / tramvajnuj_lohotron.html
  57. Львовская газета, № 51 (1584) от 22 декабря 2009 года. "Слова городской власти расходятся с делом" - www.gazeta.lviv.ua/articles/2009/12/22/40059/
  58. ZIK. Львов снова планирует закупить "секонд-хендовской" трамваи - zik.com.ua/ua/news/2010/04/29/226958
  59. Официальный сайт Львова "Львов открыт для мира". Горожанину. Транспорт. Электротранспорт. Трамвай-троллейбус на заказ - city.lviv.ua/listcontent/1414/page595.html
  60. Gazeta.ua. Экскурсии на трамвае организуют бесплатно - gazeta.ua / index.php? id = 178205
  61. Сайт "Львовский электротранспорт". Львовский трамвай. Фотогалерея. страницы 5-6 - www.lvivtrans.net/tramphotos_vagons.php?pageNum_photo=4&totalRows_photo=56&lang=ua&id_vagon=5
  62. Сайт "Украинские песни". Пиккардийская терция. Старенький трамвай - www.pisni.org.ua/songs/255.html

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам