Людвиг Андреас Фейербах
Западная философия
Философия XIX века
Feuerbach Ludwig.jpg
Ludwig Feuerbach
Родился 28 июля 1804
Ландсгут, Германия
Умер 13 сентября 1872
Рехенберг вблизи Нюрнберга, Германия
Школа / Традиция молодогегельянство
Основные интересы религия
Значительные идеи Религия внешнее выражение внутренней природы человека
Повлияли на него

Людвиг Андреас Фейербах ( нем. Ludwig Andreas Feuerbach * 28 июля 1804, Ландсгут - ? 13 сентября 1872, Рехенберг вблизи Нюрнберг) - выдающийся немецкий философ, сначала один из последователей Гегеля, позже - создатель самобытной философской концепции материалистического направления, получившего название "антропологический материализм". Протяжении некоторого времени - профессор Эрлангенского университета, из которого был уволен после вскрытия его авторства анонимной атеистической работы "Мысли о смерти и бессмертия" (1830). Основные труды: "К критике философии Гегеля" (1839), "Сущность христианства" (1841), "Основные положения философии будущего" (1843), "Сущность религии" (1845), "История философии Нового времени от Бекона Веруламського к Бенедикта Спинозы" (1833) и др..


Антропологическая философия Л. Фейербаха

Фойербах предложил отличное от традиционного понимания философии, ее прошлого и современности, роли в обществе и отношения к религии. По Фойербахом, в мире начинается новая эпоха - пост-христианская. Религия отмирает, ее место в культуре освобождается, и занять место должна философия. Одновременно и сама философия должна измениться: она не должна стать простым или отрицательным (в гегелевском смысле) отрицанием религии. "Если философия должна заменить религию, - утверждает Фойербах, - то, оставаясь философией, она должна стать религией, она должна включить в себя - в соответствующей форме - то, что составляет сущность религии, должна включить преимущества религии". Иначе говоря, должна быть какая-то новая (отличная от предыдущей) синтетическая форма сознания и знания. Новая философия должна стать непохожей и на старую христианскую религию, и на старуху "школьную" философию, хотя и нужно сохранить лучшее из них обоих. Уточняя свои представления, Фойербах называет новую философию - "религию" антропологией, "философией будущего". Время сам Фойербах видел сущностные различия между философией и религией и указывал на них. В религии сильная сторона - ее мировоззренческая эффективность, ее близость к "сердцу" человека, его эмоций, глубинных личностных структур (при этом религию Фойербах считает родовым признаком человека - ведь у животных религии нет). С другой стороны, гегелевская философия с ее абсолютизацией мышления, рационального познания оказывается, за Фойербахом, рационализированной форме теологии. Философия - это как "смысл" в религии. Она также вырастает из сущностных аспектов человеческого сознания. И то, и другое должна объединить в себе "философия будущего", но в этом объединении должны исчезнуть, устраниться слабые стороны и философии, и религии.

Слабость философии, за Фойербахом, - в ее оторванности от "сердца", чопорной удаленности от мира, теоретическом эгоизме. Это и должно быть устранено при слиянии философии и религии, а потому философия должна превратиться в практическую философию (этот мотив был характерен для всего молодогегельянства).

Сильной стороной христианства, возможной этой религии стать мировой, легко доходить до "сердца" человека, Фойербах считает мораль. Поэтому естественно, что "новая философия" должна найти какую-то новую форму морально-этического сознания. Фойербах предпринял попытку ее выработать. Вместо христианства и философии гегелевского типа он предложил "философию человека". Согласно его гуманистической концепции Человек - это высшее в ценностном отношении, абсолютная ценность. При этом следует говорить не об отдельных людях, а об их сущность, то есть о родовой начало. Отдельный человек вовсе не является вместилищем всех человеческих добродетелей, но Человек как таковой бесконечно мудрым, добрым, всемогущей. Ее свойства - это она сама, а без них (т.е. без моральных качеств мудрости, доброты, могущества) Человека вовсе нет. В человеке все ценно: эмоциональное и психологическое жизни является не менее важным, чем ум. Также немаловажно, что человек живет в прямом контакте с природой, потому внешняя природа близка природе самого человека. По Фойербахом, человеческая сущность вполне гармонично проявляет себя в человеческом существовании: жизнь природы и условия бытия находятся в глубоком единстве с человеческой сущностью.

Итак, человек, за Фойербахом, находится и существует в гармоническом единстве с собственной сущностью, собственными качествами ("предикатами"), внешней и внутренней природой. Высшее единство проявляется в нравственном наполнении этой гармонии, которая реализуется в императиве, высшем законе для Человека. Этот закон заключается в требовании относиться к человеку как к высшей ценности, как к богу. При этом человек относится к себе как к богу, когда она видит божественное в другом человеке. Заимствована в христианстве заповедь любви к Богу и ближнему превращается в Фойербаха на основной моральный закон. Именно Любовь (как доминирующее в человеческом отношении к Богу) наделяется в Фойербаха родовым смыслом - это любовь половая, родоутворююча, включающий в себя и любовь к детям, т.е. к продолжению самих себя, своего Я. По Фойербахом, отношения между людьми должны включить в себя закон Любви как некоторую сверхценности, дать ему войти в "сердце" людей, изменяя влияние религии.

Фойербахивськи представление о Человеке были получены путем критического перетолкования христианских идей. Фойербах отдал или приписал Человеку только те качества ("предикаты"), которые религия приписывала Богу. По его мнению, Бог - это отчужденная и объективированная сущность человека (или, иначе говоря, бог есть некоторым символически закодированным изображением чисто человеческих свойств и качеств). Именно в том, что боги созданы по образу и подобию людей, и коренится, по Фойербахом, смысл и ценность религиозного сознания, основа ее действенности в истории. Но недостаточно только понимать природу религии, считает Фойербах, - критиковать ее означает сводить, или редуцировать, религиозные образы и ценности в их земных прообразов. Перетлумачений таким образом содержание религии как раз и ведет, по Фейербаху, к истинному пониманию сущности человека.

Фойербахивська философия обнаружила значительное влияние на формирование мировой философской мысли, в частности - на молодогегельянство и марксизм. Хотя почти сразу же она была подвергнута критике современниками мыслителя, но фундаментальность нарушенных Фойербахом вопросов и глубина его попытки ответить на них позволяет отвести ему должное место среди гигантов мировой философской мысли.


Источники

  • Маркс К. Тезисы о Фейербахе
  • Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец Классической немецкой философии
  • Иодль Ф. Л. Фейербах, его жизнь и учение. - СПб., 1905.
  • Булгаков С. Н. Религия человекобожество у Л. Фейербаха. - М., 1906.
  • Деборин А. М. Людвиг Фейербах. - М.-Л., 1929.
  • Есин И. М. материалистическая философия Л. Фейербаха. - М., 1954.
  • Быховский Б. Э.. Людвиг Фейербах. (На обложке: Фейербах). - М.: Мысль, 1967. - 240 с. - (Мыслители прошлого). - 80 000 экз.
  • Элез И. Проблема бытия и мышления в философии Л.Фейербаха. - М., 1971.
  • Кушаков Ю. В. Историко-философская концепция Л.Фейербаха: Теория, методология, конкретные результаты. - М.: Высшая школа, 1981. - 166 с.
  • Володин А. И. Николай Добролюбов и Людвиг Фейербах / / Философские науки. - 1986. - № 4. - С. 91-99.
  • Любутин К. Н. Фейербах: философская антропология. - Свердловск, 1988. - 127 с.
  • Ойзерман Т. И. Людвиг Фейербах о религии и путях челововеческой эмансипации / / Общественные науки. - 1990. - № 3. - С. 154-163.
  • Чупров А. С. Проблема смерти и бессмертия в философии Людвига Андреаса Фейербаха / / Немецкая философия второй половины XVIII-конца XIX вв. - Екатеринбург; Нижневартовск, 1990. - С. 145-160.
  • Антропов В. Этика и религия в философии Людвига Фейербаха / / Вестник Московского университета. - Серия 7. Философия. - 2004. - № 1. - С. 98-117.
  • Чесноков Г. Д. Людвиг Фейербах и его место в истории мировой философской мысли / / Социально-гуманитарные знания. - М., 2005. - № 1. - С.90-107.