Людвиг Йозеф Иоганн Витгенштейн
Wittgenstein1930.jpg
Родился 26 апреля 1889
Вена, Австро-Венгрия
Умер 29 апреля 1951
Кембридж, Великобритания
Место жительства Кембридж, Великобритания
Гражданство Австро-Венгрия, Великобритания
Область научных интересов аналитическая философия
Известен благодаря: логический позитивизм
философия обыденного языка

Людвиг Йозеф Иоганн Витгенштейн ( нем. Ludwig Josef Johann Wittgenstein * 26 апреля 1889, Вена - ? 29 апреля 1951, Кембридж) - австро-английский философ, один из основателей аналитической философии и один из самых ярких мыслителей XX века.

Общепризнанно, что Витгенштейн осуществил целых две революции в западной философии. Первая - так называемый лингвистический поворот, или языковая революция - состоялась, когда его "Логико-философский трактат" вдохновил Венский кружок на создание программы логического позитивизма. Вторая произошла, когда его идеи о природе и устройстве языка, изложенные в "Философских исследованиях", породили британскую лингвистическую философию, или философию обыденного языка.


1. Биографические сведения

Витгенштейн родился 26 апреля 1889 г. в Вене в семье австрийского сталелитейного магната еврейского происхождения. Его родителями были Карл и Леопольдина Витгенштейн. Он был младшим из восьми детей, рожденных в одной из самых известных и богатых семей Австро-Венгерской империи. Родители его отца, Герман Христиан и Фанни Витгенштейн, родились в еврейских семьях, но приняли христианство после переезда из Саксонии в Вену в 1850-х годах, успешно ассимилировавшись в Венские протестантские профессиональные слои общества.

Начав изучать инженерное дело, Людвиг познакомился с работами Готлоб Фреге, которые вернули его интерес от конструирования летательных аппаратов к проблеме философских основ математики. По непроверенным данным Витгенштейн несколько раз встречался с Фреге, который посоветовал ему изучить работы Рассела, посвященные теме, которая захватила его. В 1911 г. Витгенштейн отправился в Кембриджа, где стал учеником, помощником и другом Рассела. В 1913 г. он вернулся в Австрию и в 1914 г. отправился добровольцем на фронт. В 1917 г. Витгенштейн оказался в плену. За время боевых действий и пребывания в лагере для военнопленных Витгенштейн практически полностью написал свой знаменитый "Логико-философский трактат". Книга вышла на немецком в 1921 г. и английском в 1922 г. Появление ее произвела сильное впечатление на философский мир Европы, но Витгенштейн, считая, что все главные философские проблемы в "Трактате" решены, уже был занят другим делом: работал учителем в сельской школе . К 1926 г., однако, ему стало ясно, что проблемы все-таки остались, что его "Трактат" поняли неправильно, и, наконец, что идеи, содержащиеся в нем, являются ошибочными. Витгенштейн вернулся в Кембридж и к занятиям философией.

Начиная с этого времени и до своей смерти в 1951 году, прервав ученые занятия для работы санитаром в лондонском госпитале во время Второй мировой войны, Витгенштейн разрабатывает принципиально новую философию языка. Главной работой этого периода стали "Философские исследования", опубликованные посмертно, в 1953 году.

Философию Витгенштейна делят на "раннюю", представленную "Трактатом", и "позднего", изложенную в "Философских исследованиях", а также в "Голубой" и "коричневой книгах" (1958).


2. Логико-философский трактат

Структурно "Логико-философский трактат" состоит из семи афоризмов, сопровождающиеся разветвленной системой объясняющих предложений. Содержательно он предлагает теорию, решающего основные философские проблемы через призму соотношения языка и мира.

  • Язык и мир - центральные понятия всей философии Витгенштейна. В "Трактате" они предстают как "зеркальная" пара: язык отражает мир, потому что логическая структура языка идентична онтологической структуре мира.
  • Мир состоит из фактов, а не с объектов, как считается в большинстве философских систем. Мир представляет весь набор существующих фактов. Факты могут быть простыми и сложными.
  • Объекты является то, что, вступая во взаимодействие, образует факты. Объекты имеют логическую форму - набор свойств, которые позволяют им вступать в те или иные отношения.
  • В языке простые факты описываются простыми предложениями. Они, а не имена, являются простыми языковыми единицами. Сложным фактам соответствуют сложные предложения.
  • Вся речь - это полный описание всего, что есть в мире, то есть всех фактов.
  • Язык допускает также описание возможных фактов. Такая представлена ​​язык вполне подчиняется законам логики и поддается формализации. Все предложения, нарушающие законы логики или не относящиеся к наблюдаемых фактов, считаются Витгенштейн бессмысленными. Так, бессмысленными оказываются предложения этики, эстетики и метафизики.
  • Важно понимать, что Витгенштейн вовсе не собирался тем самым лишить значимости области, его самого волновали чрезвычайно, но утверждал бесполезность у них речи. "О чем нельзя говорить, о том следует молчать" - такой последний афоризм ?Трактата?.

3. После трактата

Философы Венского кружка, для которых "Трактат" стал настольной книгой, не приняли этого последнего факта, развернув программу, в которой "бессмысленный" стало тождественным такому, что "подлежит элиминации" . Это стало одной из главных причин, побудивших Витгенштейна пересмотреть свою философию.

Результатом пересмотра стал комплекс идей, в котором речь понимается уже как подвижная система контекстов, "языковых игр", подверженная возникновению противоречий, связанных с неясностью смыслов используемых слов и выражений, которые должны устраняться путем прояснения последних. Прояснение правил употребления языковых единиц и устранение противоречий и составляет задачу философии.

Традиционный взгляд на задачи философа состоит в том, чтобы решить казалось бы неразрешимые проблемы философии, используя логический анализ (например, проблему свободы воли, связи между сознанием и материей, что составляет добро, красоту или истину и т. д.). Однако Витгенштейн утверждает, что эти проблемы возникают только из-за неправильного использования философами языка.

На взгляд Витгенштейна, язык неразрывно вплетена в ткань жизни, и как составная часть этой ткани она работает сравнительно без проблем. Философские проблемы возникают тогда, когда язык заставляют покинуть свой дом и отправляют в метафизическое среду, где все привычные и необходимые вехи и контекстуальные подсказки отсутствуют, возможно умышленно удалены из причин, которые кажутся для философов умными, но именно из которых по Витгенштейна вытекают трудности. Витгенштейн описывает метафизическое среду как ледяной каток без трения, где казалось бы существуют идеальные условия для философски и логически совершенной речи (языка "Трактата"), где все философские проблемы можно решить без путаницы и неясностей ежедневного контекста, но, именно из-за отсутствия трения, речь собственно не может вообще выполнить никакой полезной работы. В "Исследованиях" часто говорится о холостой ход и о том, что речь "на каникулах" или выступает просто "украшением" - все для того, чтобы выразить идею отсутствия того, чего не хватает в философском контексте. Чтобы решить проблемы, которые здесь встречаются, по мнению Витгенштейна, философ должен покинуть ледяной каток и вернуться на "грубую землю" обыденного языка: то есть философ должен вернуть словам ежедневный потребление, отказавшись от метафизического.

Новая философия Витгенштейна является скорее набором методов и практик, чем теорией. Автор сам считал, что только так может выглядеть дисциплина, постоянно вынуждена приспосабливаться к своему переменного предмету. Взгляды позднего Витгенштейна нашли сторонников прежде всего в Оксфорде и Кембридже, дав начало лингвистической философии.

Значение идей Витгенштейна большое, однако их интерпретация, как показали несколько десятилетий активной работы в этом направлении, представляет большую сложность. Это в равной степени относится и к его "ранней", и к "поздней" философии. Мнения и оценки значительно расходятся, косвенно подтверждая масштабность и глубину творчества Витгенштейна.


4. Труда

4.1. Переведены на украинский

  • Людвиг Витгенштейн. Tractatus Logico-Philosophicus; Философские исследования. / Пер. Евгения Поповича. - Киев: Основы. - 1995. ISBN 311 5-7707-7642-0 EAN: 5-7707-7642-0

5. Сетевые источники