Людвиг Мис ван дер Роэ

Павильон Германии ("павильон Барселона") на выставке в Барселоне, 1929, архитектор Людвиг Мис ван дер Роэ

Людвиг Мис ван дер Роэ ( нем. Ludwig Mies van der Rohe , Имя нем. Maria Ludwig Michael Mies - Мария Людвиг Михаэль Мисс; 27 марта 1886, Аахен, Германия - 17 августа 1969, Чикаго, США) - немецкий архитектор - модернист, ведущий представитель "Интернационального стиля", один из художников, определивших облик городской архитектуры в XX в. В 1929 г. на международной выставке в столице Каталонии Барселоне он презентовал свою знаковую работу - павильон Веймарской Республики.


1. Биография

1.1. Ранние годы

Людвиг Мис родился 27 марта 1886 г. в немецком городе Ахене. С 1900 по 1902 г. учился в ремесленной школе, затем работал по каменеруба на семейном предприятии отца в Ахене, после этого поступил на работу в мастерскую Бруна Пауля в Берлине. В 1908 г. перешел в мастерскую Петера Беренса, где работал до 1912 г. Под влиянием Беренса в Миса выработался его "универсальный" подход к проектированию зданий, он потом развивал до конца жизни. Заметно повлияли на него такие направления, как конструктивизм и нидерландская школа De Stijl.


1.2. Работа в Германии и России

С 1912 по 1930 г. Мисс работает как независимый архитектор в Берлине. В начале самостоятельной карьеры он изменил свою фамилию, объединив с помощью "аристократического" сочетания ван дер унаследованное от отца имя Мисс с материнской фамилией Роэ.

В 1911-1912 г. руководит сооружением здания немецкого посольства на Исаакиевской площади в Санкт-Петербурге по проекту архитектора Питера Беренса.

В 1927 г. Мис ван дер Роэ руководит Международной выставкой жилья в Штутгарте, где разработал генеральный план образцового поселка Вайсенхоф. Основным унеском Миса в проект стал трехэтажный жилой дом, который отличался от стандартных домов линейной застройки тем, что внутри него можно было образовывать квартиры разного размера и формы. Кухни и ванные комнаты содержались в фиксированном ядре квартиры, и все остальное пространство делился подвижными перегородками (так называемое "свободное планирование").

В 1929 году Мис ван дер Роэ возглавляет строительство павильона Германии на международной выставке в Барселоне, что представляет собой не только павильон, но и собственно выставочный экспонат. Отказавшись от использования орнамента, как декор Мисс использует четкие геометрические конструкции, отражающие свойства природных материалов - полированного травертина, оникса и стекла. В павильоне Мисс создает свободно текучий пространство, перенося вес конструкции из несущих стен на стальные стойки, отдельно стоящие. Благодаря этому появляется возможность сделать внешние стены из тонких декоративных материалов. Помимо проекта павильона, Мисс также создает для него коллекцию мебели "Барселона". Проект павильона принес Мисови мировую известность.

В 1930 Мис ван дер Роэ строит виллу Тугендгат в Брно, в которой продолжает развивать идеи, заложенные в павильоне Германии, но по жилого дома. Виллу Тугендгат считают венец немецкого периода творчества Миса ван дер Роэ. Для виллы Тугендгат Мис ван дер Роэ также спроектировал коллекцию мебели "Брно".

С 1930 по 1933 г. Мисс по просьбе его друга и конкурента Вальтера Гропиуса становится директором школы Баухауз - сначала в Дессау, затем в Берлине.


1.3. Работа в США

В 1938 г. Мис ван дер Роэ уезжает в США, не желая оставаться в нацистской Германии. Мисс становится натурализованным гражданином США. Устроившись в Чикаго, архитектор вскоре получает приглашение возглавить Иллинойский технологический институт. На новой должности он организовал перестройку кампуса. Многие здания, что он построил - например, Краун Гол, здание факультета архитектуры - функционируют до сих пор.

Руководствуясь принципом "Меньше - значит больше" (Less is more), в американский период Мисс развивает концепцию ?универсальной? здания - предельно простого форме стеклянного параллелепипеда, его поверхность расчленена равномерно повторяющимися стойками.

Благодаря широкому потребления стекла его дома получаются как пронизаны солнечным светом - согласно философии неотомизма, последователем которой был мес.

В погоне за абсолютной абстракцией и геометризацией формы Мисс начинает пренебрегать привычными бытовыми требованиями, противоречит ранней требованию функционализма "Функция определяет форму". Таким образом, Мисс постепенно отходит от принципов, которые он сам же и разрабатывал в Германии в начале своей карьеры.


1.3.1. Малоэтажные дома

"Стеклянный дом"

В 1946-1951 г. в городке Плейно, Иллинойс Мисс строит "Стеклянный дом" (Фарнсуорт-Хаус) для доктора Эдит Фарнсуорт, известной в Чикаго женщины-хирурга. Дом представляет собой полностью остекленный белый каркас, стоящий на приподнятой на стойках, над уровнем разлива воды, плите. Дом парящий в пространстве. Стеклянные стены отделены от несущих стоек, подчеркивая тем самым эфемерность конструкции. В доме нет внутренних перегородок, он состоит из единого пространства полностью открыт к окружающего пейзажа. Единственным замкнутым объемом является стойка, в которой расположен санузел и подсобное помещение. Дом одновременно контрастирует и сливается в единое целое с природой. Дом Фарнсуорт объявлен памятником архитектуры штата Иллинойс, в доме функционирует музей. Среди многочисленных подражаний, реплик и клонов "Стеклянного дома" можно назвать дом Мисового ученика - архитектора и художественного критика Филиппа Джонсона - дом которого построено по принципу "слияния с природой": те же стеклянные стены, однако опоры здания - темные и стоят в углах-гранях периметра несущей конструкции .


1.3.2. Чикагские небоскребы

Сигрэм Билдинг

Вторым значительным направлением в архитектурной деятельности Миса было строительство небоскребов в Чикаго. Самым известным является построен 1958 г. небоскреб Сигрэм Билдинг в Нью-Йорке, который стал прототипом многочисленных корпоративных офисов по всему миру. Одним из новаторских предложений Миса было отодвинуть небоскреба с общей линии застройки вглубь квартала, оставив место для площади с фонтаном перед зданием. Еще на шаг отступив от принципов функционализма, чтобы создать ритм, Мисс цепляет на здание внешние профили, использовано здесь как элемент декора и не имеют особой функциональной нагрузки. действительности основные несущие конструкции по технологическим причинам скрыто внутри здания.

После Сигрэм в конторе Миса создают еще несколько офисных небоскребов, среди которых IBM Плаза в Чикаго и небоскребы в Торонто ( Канада).

Верный своей идее универсальной абстрактной формы, Мисс строит свои высотные жилые дома, внешне не отличались от офисных зданий - и резко отличались от традиционной кирпичной застройки жилых районов. Известными жилыми многоквартирными домами Миса являются здания на Лейк Шор Драйв 860/880, занесены в число официальных достопримечательностей города Чикаго.


1.4. Последние годы жизни и творческое наследие

Последней крупной работой Миса ван дер Роэ стало здание Новой национальной галереи в Западном Берлине, построенная 1968 г. Архитектор умер 17 августа 1969 г. в Чикаго.

Работа Миса породила в США целую архитектурную течение, которая известна как "стиль Миса". Однако еще при жизни Мисс достиг почти полной абстракции своей любимой геометрической формы, и дальше развиваться его идеям оказалось сложно. Вполне стеклянные стены породили проблемы с избыточным инсоляцией, а застроенные одинаковыми блоками кварталы стали казаться многим унылыми. После смерти Миса его стиль постепенно начал сходить с архитектурной арены, и в Восьмидесятые годы его практически вытеснили другие стили, например постмодернизм.


2. Галерея работ


3. Чествование

Марка. Людвиг Мис ван дер Роэ
  • На родине Миса ван дер Роэ, в Аахене, есть улица, названная в его честь. [1]
  • В Германии выпущена почтовая марка с портретом выдающегося архитектора.
  • В его честь назван астероид 24666 Мисванрое.