Надо Знать

добавить знаний



Людвиг ван Бетховен


Beethoven wiki.jpg

План:


Введение

Людвиг ван Бетховен ( нем. Ludwig van Beethoven Аудио [Lu ː dvɪ fan be ː tho ː fn] описание файла, * 16 декабря 1770, Бонн - 26 марта 1827, Вена) - немецкий композитор.

Творчество Бетховена тесно связана с искусством Германии и Австрии. От первых до последних произведений композитору неизменно присущи ясность и рациональность мышления, равновесие между частями целого, которые являются характерными признаками классицизма в искусстве вообще, в музыке - в частности. В этом смысле Бетховена можно назвать прямым последователем не только Глюка, Гайдна и Моцарта, но и самого основоположника классического строя в музыке - француза Люлли, творивший за сто лет до рождения Бетховена. Больше всего он проявил себя в сонатно-симфонических жанрах, которые были разработаны музыкантами эпохи Просвещения и достигли классического уровня в творчестве Гайдна и Моцарта. Музыка Бетховена сильно отличается от музыки композиторов эпохи Просвещения. Ей присущ огромный заряд энергии, накопления чувств и важная черта Бетховенской эстетики, как и всех композиторов-классиков XVIII в., - Чувство гармонии с миром, связь с человечеством и миром в целом. Его творчество проникнуто той силой, верой, радостью жизни, пришедшие до конца в музыке с началом "романтической эпохи". Завершая эпоху музыкального классицизма, Людвиг ван Бетховен одновременно открывал дорогу наступающей эпохе. Его музыка выше всего, что было создано его современниками.


1. Детство

Молодой Бетховен

Людвиг ван Бетховен родился 16 декабря [1]. 1770 года в семье придворных музыкантов в г. Бонн. Отец, будучи одаренным человеком: придворный тенорист, преподавал вокал, теорию музыки и игру на клавесине, - скорее вредил, чем развивал способности мальчика. Заметив его талант, отец решил сделать из ребенка клависиста-вундеркинда, но сразу же после первых концертов отец успокоился, потому что результаты были неутешительны.

Знаменитый композитор, органист, писатель, Кристиан Готлиб Нефе, у которого юный Бетховен учился с 1779 года, по-настоящему повлиял на художественное формирование Бетховена. Нефе познакомил своего ученика с крупными немецкими композиторами прошлого. Глубокое изучение "Хорошо темперированного клавира" Баха оставило след в творчестве Бетховена. Его музыке была характерна полифония. А вот к фуги композитор обратился уже в последнем периоде творчества. Именно Нефе познакомил Бетховена с произведениями Генделя, которые тоже имели определенное влияние на дальнейшее творчество.


2. Боннский период

Французские и итальянские комические оперы, которые ставились при дворе, немецкие зингшпили также занимают свое место в раннем творчестве Бетховена. Отголоски театральных впечатлений юности встречаются не только в вариациях на темы арий из комических опер, а также в Бетховенский "Пасторальная симфонии". Еще оперы Глюка ("Орфей" и "Альцеста") сильно повлияли на формирование личного стиля Бетховена. Первыми произведениями, которые дошли до слушателей были: вариации на марш Дреслера c-moll, три сонаты для клавесина, из которых особенно выделяется Вторая, f-moll.

Боннский период жизни не выделяется высокой творческой продуктивностью. Молодой композитор писал довольно медленно. За десять лет он написал не более 50 произведений. Но, несмотря на это, этот период художественного формирования был важным для Бетховена. Он работал в разных жанрах, сумел найти черты своей творческой индивидуальности.

Бетховен был высококультурным личностью, несмотря на то, что с 11 лет он перестал посещать школу. Свое мировоззрение он расширил только благодаря самовоспитанию. Он изучил французский и итальянский языки, знал латиницу и всю жизнь уважал классическую литературу. Читал литературу греческих писателей, знал наизусть многие произведения Шекспира. С детства был хорошо знаком с немецкой литературой. Позднее к числу его увлечений добавилась Персидский поэзия, в том числе философские стихи Омара Хайяма.


3. Вена

Большую роль в развитии творчества Бетховена сыграли такие великие композиторы как Моцарт и Гайдн. Уже с первого знакомства Моцарт был удивлен импровизациями Бетховена и заверил перед своими друзьями, что это - молодой музыкант с большим будущим. А Гайдн, в свою очередь, когда был в Бонне, согласился руководить его занятиями. Он был в восторге от услышанной кантаты Бетховена. Осенью 1792 года Бетховен переехал в Вена, с тех пор жизнь и творчество композитора были связаны с Веной.

В течение двух веков Вена была одним из крупнейших музыкальных центров Европы. Еще в XVII в. Венский двор играл роль "оперного филиала" Италии, а в XVIII в. Вена предлагал многообразно и многонациональные оперные жанры. Когда Людвиг ван Бетховен приехал в Вену, то начал выступать как виртуоз-пианист в аристократических салонах, где сразу же получил большого успеха. Его неповторимый дар и мастерство не имели себе равных среди пианистов того времени. На первом выступлении перед широкой аудиторией Бетховен исполнил свой фортепианный концерт B-dur - это первый концерт, который был признан под № 2. В это время Бетховен также готовит к изданию три свои фортепианные трио op. 1 - первый цикл, которому автор присвоил номер опуса. Эти выступления в Вене принесли Бетховену большой успех. Після концертів у Празі та Берліні були опубліковані перші фортепіанні сонати ор. 2, присвячені Гайдну. З того часу Бетховен - віртуоз і композитор - завойовує любов широкої аудиторії. Йому вдавалося не тільки виконувати свої твори, а зразу ж їх публікувати.

Правопис Бетховена - Соната Op. 109

До основних творів раннього періоду Бетховена належать: 20 фортепіанних сонат, дві симфонії, шість квартетів, три тріо, септет, дев'ять сонат для скрипки з фортепіано, дві сонати для віолончелі з фортепіано, два квінтети, три фортепіанних концерти, балет "Творення Прометея", ораторія "Христос на Масличній горі". Все це було написано у різних жанрах з високою майстерністю, композиторською індивідуальністю, що було прийнято називати раннім Бетховенським стилем.

Також звертає на себе увагу рід інтонацій ранньої творчості композитора і його віденських попередників. В основному Бетховен ще зберігає "витончені" звороти XVIII ст., менуетні ритми, затримання, дріблену орнаментику.

Коли великий композитор втратив слух, то з життєрадісного і товариського він перетворився на похмурого і віддаленого від людей. Від самогубства його врятувала тільки музика, його творіння. Він відчував. що ще не все виконав, для чого був покликаний. Саме в цей період почався перехід до нового Бетховенського стилю. Тоді він признається, що не задоволений своїми попередніми творами і хоче вступити на новий шлях написання. У Другій симфонії, у ор. 35, у "Крейцеревій сонаті" для скрипки і фортепіано, в піснях на тексти Гелерта Бетховен помічає небувалу силу драматизму, емоційну глибину, потяг до великих масштабів нового трактування форми. І з появою Третьої симфонії остаточно склався героїко-драматичний стиль так званого зрілого Бетховена.

Найвидатніші твори Бетховена відкривають нову епоху в історії музичного мистецтва, були створені у цих роках. До них належать шість симфоній: "Героїчна" (1803-4), Четверта, П'ята, "Пасторальна", Сьома, Восьма (1812); опера "Фіделіо", увертюри "Коріолан" (1807), "Леонора", музика до "Еґмонта" (1810), Скрипковий концерт (1806), Четвертий та П'ятий фортепіанні концерти (1805-6 та 1809-10 відповідно), фортепіанні сонати "Апасіоната" (1805) і "Аврора", п'ять геніальних квартетів, "32 варіації для фортепіано", "Фантазія для фортепіано, хору та оркестру", Шосте фортепіанне тріо, До-мажорна меса (1807), пісні та тексти Ґете.

У центрі Бетховенського мистецтва тих років - героїчна боротьба. Музика наповнена сильною динамікою, здобуває силу та цілеспрямованість, в яких з небувалим реалізмом віддзеркалюються діалектика життєвих процесів. Вся вона - дітище нової епохи. Долаючи канони старого мистецтва і створюючи новий героїко-драматичний стиль, Бетховен незмінно зберігав класициську строгість форми. Він довів до вдосконалення логіку тематичного та тонального розвитку, цілісність форми і строгу архітектоніку, притаманні класициській сонаті та симфонії. Для стилю зрілого Бетховена характерні героїчні теми, побудовані на акордовій тризвучній мелодиці, притаманній німецьким народним пісням. Разом з тим героїчні, фанфарно-маршові звороти зближують їх з піснями та гімнами Французької революції.

Часто Бетховенські теми дуже прості за мелодико-інтонаційним змістом, але й при цьому не втрачають невичерпний інтерес до себе. Бетховен своєю музичною мовою у творах умів вразити не тільки багатством, але й простотою. Хоча за простотою ховалось безліч різних елементів. На творчість Бетховена неабияк вплинула поезія Ґете. Композитор написав ряд пісень на любовно-ліричні вірші поета, музику до драми "Еґмонт", а також задумав покласти на музику створену в той час першу частину "Фауста".

Бетховен 1820 рік

Исторические события 1810 - 1820 років, які різко змінили соціально-політичну обстановку в Європі, безпосередньо вплинули і на життя та творчість Бетховена. Политика Наполеона викликала у Німеччині та Австрії широкий патріотичний підйом. Саме в той час вперше були почуті твори музично-романтичної школи - пісні Вебера, Шуберта, Льове, опери Гофмана, Вебера, Шпора. Глибокий зв'язок з народною національною культурою виявився характерною особливістю романтичних напрямків Німеччини та Австрії нового часу. Разом з тим у творчості романтиків стає помітним відхилення від естетики та художньої форми Бетховенського покоління. Героїчна тема революції, така близька Бетховену, поступилась більш суб'єктивним темам: збільшився інтерес до показу внутрішнього світу людини, її тонких душевних переживань. Здавалось, що композитор вичерпав свою революційну тему. В той період він більше звертався до лірики, до пісенного жанру, до жанру романтиків - пісні.

У творчості великого композитора не всі дні були багаті на написання шедеврів. В період застою його творчості були написані такі маловідомі твори, як "Іменинна увертюра" ф.115, кантата "Славна мить", симфонія "Битва при Віторії".

Критичний період для Бетховена співпав з моментом його найвищої слави. В 1813 році наполеонівська армія зазнала поразки в битві при Віторії. Бетховен написав в зв'язку з цим симфонію для симфонічного оркестру з участю гармат та дзвонів. Оркестром Бетховен диригував сам. Грандіозно виконаний твір приніс композитору великий успіх як ні одна інша симфонія. Через деякий час відкрився Віденський конгрес, Бетховен виступив з кантатою "Славетна мить", і після виступу йому було дане звання почесного громадянина міста Відня.

Ухудшалось жизни композитора вместе с ухудшением слуха. Он не мог общаться с людьми, усложнялась его исполнительская деятельность. В то время интерес к серьезной, классической музыки резко исчезла. Издатели даже перестали публиковать сонаты и симфонии, ограничиваясь танцевальными пьесами, переводами популярных опер. На оперной сцене процветали модные чужеземные новички; процветало салонное искусство ... И именно в то время слава Бетховена стала гаснуть.

Бетховен, будучи верным своим революционным убеждениям, часто в разговорах с друзьями осуждал политику. И только мировая слава уберегла композитора от ареста. Именно в годы кризиса жизни Бетховена его искусство стало достоянием широкой аудитории, завоевав всенародную любовь.


4. Позднее творчество

После некоторого перерыва в творчестве в музыке Бетховена появляется новый стиль. Пять последних фортепианных сонат, две сонаты для виолончели ор.702, "Богатое ли" ор.126, фуга для струнного квинтета, "33 вариации на вальс Диабелли", Девятая симфония, "Торжественная месса", пять квартетов. Глубина мысли, решительно, смелое новаторство, характерные для всего творчества Бетховена. Мысль о Девятую симфонию зародилась еще в годы кризиса, но за реализацию композитор взялся только в 1822 г.

В позднем творчестве Бетховена всего выделяется тяга к философско-поднятого отражения действительности, углубленному мышлению. Это всегда было характерно для Бетховена. Новизна в позднем творчестве Бетховена является вальсовая" тема. Вместе с тем в музыке, построенной на народно-жанровых и песенных темах, Бетховен обращается к вариационных приемов развития. В этот период композитора как никогда привлекала хоровая музыка. Он создал хоровой финал в Девятой симфонии, "Торжественную мессу" и оставил огромное количество набросков к хоровых произведений, которым так и не довелось выйти в свет.

Творческие замыслы Бетховена рождались непрерывно. Мечтал написать "Реквием" и музыку к "Фаусту", написать новую шкалу фортепианной игры. Имея за плечами безграничное количество произведений, Бетховен до последнего момента своей жизни чувствовал себя так, будто не написал еще ни одной ноты. Фортепианная соната была для Бетховена самым формой выражения его мыслей и чувств, его главных художественных направлений. Композитор на фортепиано импровизировал зачастую в сонатной форме. В этих импровизациях зарождались образы его будущих шедевров. Каждая бетховенской сонаты - завершение художественного произведения; все вместе они образуют сокровище классической мысли в музыке.

Все сонаты Бетховена отличаются друг от друга. Порой композитор не придерживается традиционных тональных соотношений. И всегда сонатного цикла получается целостным организмом, в котором все части и темы обьеднюються между собой глубокими, часто скрытые от внешнего слуха внутренними связями.

Фортепианный наследство Бетховена также хранит в себе 3 сборника багателей, более 20 циклов вариаций, 4 рондо, около 40 маленських фортепианных пьес (вальсы, лендлеры, экосезы, менуэты). Первое место среди этих произведений занимают вариации. Бетховен начинал свою фортепианную творчество с вариаций и ими же закинив ее. После сонаты это была самая любимая из форм.

Могила Бетховена

Единственная опера Бетховена - "Фиделио" ( 1805 - 1814). Она - одна из самых значительных явлений в музыкально-драматургически искусстве XIX в. Неудачная сценическая судьба оперы объясняется смелостью ее замысла и воплощения. На фоне застоя традиций опера Бетховена казалась в свое время такой же новаторской и трудной для восприятия, как была "Героическая симфония" в области современной инструментальной музыки. Эту оперу невозможно отнести к какому-то единому оперного направлении. С редкой свободой и органичностью Бетховен соединил принципы различных школ. Герой "Фиделио" - героический и одухотворенный. Эту оперу Бетховен писал в стиле и духе шиллеровской драмы. Других опер не писал, потому что не мог найти темы, которая бы подходила.

Вокальная лирика занимает в творческом наследии Бетховена гораздо менее заметное место, чем крупные инструментальные и вокально-драматические жанры. Он создал около 80 песен, 20 канонов, ряд арий и ансамблей. Песенная миниатюра мало походила на философское искусство и героические сюжеты. Но несмотря на это, к песенному жанру Бетховен обращался всю свою творческую жизнь. Именно в его творчестве немецкая песня впервые заметно поднялась на уровень бытового искусства и стала выразительностью различных сложных идей и чувств. Не только лирические образы, но и философские темы, общественные мотивы, сатира, юмор нашли свое место в вокальной лирике Бетховена.


5. Учащиеся

Бетховен начал давать уроки музыки еще в Бонни. Его боннский ученик Стефан Брейнинг до конца дней оставался самым преданным другом композитора. Брейнинг помог Бетховену в переработке либретто "Фиделио". В Вене ученицей Бетховена стала юная графиня Джульетта Гвиччарди. Джульетта была родственницей Брунсвик, в семье которых композитор бывал особенно часто. Бетховен увлекся своей ученицей и даже думал о женитьбе. Лето 1801 он провел в Венгрии, в имении Брунсвик. По одной из гипотез, именно там была составлена ​​"Лунная соната". Композитор посвятил ее Джульетте. Однако Джульетта предпочла графу Галленбергу, потому что считала именно его талантливым композитором. О произведениях графа критики писали, что в них можно точно указать, из какого произведения Моцарта или Керубини заимствована та или иная мелодия. Ученицей Бетховена была и Тереза ​​Брунсвик. Она обладала не только музыкальной одаренностью - она ​​прекрасно играла на рояле, пела и даже дирижировала.

Познакомившись с известным швейцарским педагогом Песталоцци, она решила посвятить себя воспитанию детей. В Венгрии Тереза ​​открыла благотворительные детские сады для детей бедняков. До самой смерти (Тереза ​​умерла в 186 1 году в возрасте) она осталась верна избранному делу. Бетховена связывала с Терезой длительная дружба. После смерти композитора было найдено большое письмо, которое получило название "Письмо к бессмертной возлюбленной". Адресат письма неизвестен, но некоторые исследователи считают "бессмертной возлюбленной" Терезу Брунсвик. Ученицей Бетховена была и Доротея Эртман, одна из лучших пианисток Германии.

Эртман славилась исполнением бетховенских произведений. Композитор посвятил ей Сонату № 28. Узнав, что у Доротеи умер ребенок, Бетховен долго играл ей.

В конце 1801 года в Вена приехал Фердинанд Рис. Фердинанд был сыном боннского капельмейстера, друга семьи Бетховенов. Композитор принял юношу. Как и другие ученики Бетховена, Рис уже владел инструментом и к тому же писал. Однажды Бетховен сыграл ему только что закончено адажио. Музыка так понравилась юноше, что он запомнил ее наизусть. Зайдя к князю Лихновского, Рис сыграл пьесу. Князь выучил начало и, придя к композитору, сказал, что хочет сыграть ему свое произведение. Бетховен, мало церемониться с князьями, категорически отказался слушать. Но Лихновский все-таки заиграл. Бетховен сразу догадался о проделке Риса и страшно рассердился. Он запретил ученику слушать свои новые произведения действительно никогда больше ему ничего не играл. Однажды Рис сыграл свой марш, выдав его за бетховенский. Слушатели пришли в восторг. Оказавшийся тут же композитор не стал разоблачать ученика.

Однажды Риса довелось услышать новое создание Бетховена. Как-то на прогулке они заблудились и вернулись домой к вечеру. По дороге Бетховен рычал бурную мелодию. Придя домой, он сразу сел за инструмент и, увлеченный, совсем забыл о присутствии ученика. Так родился финал "Аппассионата".

В одно время с Рисом у Бетховена начал заниматься и Карл Черни. Карл был, пожалуй, единственным ребенком среди бетховенских учеников. Ему исполнилось девять лет, но он уже выступал с концертами. Его первым учителем был отец, известный чешский педагог Венцель Черни. Когда Карл впервые попал в квартиру Бетховена, где, как всегда, царил беспорядок, и увидел человека с темным небритым лицом, в жилете из грубой шерстяной ткани, то принял его за Робинзона Крузо.

Черни прозанимался у Бетховена пять лет, после чего композитор выдал ему документ, в котором подчеркивал "исключительные успехи ученика и его достойную удивления музыкальную память". Память у Черни действительно была поразительной: он знал наизусть все фортепианные сочинения учителя. Черни рано начал педагогическую деятельность и вскоре стал одним из лучших педагогов Вены. Среди его учеников был Теодор Лешетицкого, которого можно назвать одним из основателей русской фортепианной школы. С 1858 года Лешетицкого жил в Петербурге, а с 1862 по 1878 год преподавал в только что открытой консерватории. Здесь у него учились А. Н. Есипова, впоследствии профессор той же консерватории, В. И. Сафонов, профессор и директор Московской консерватории, С. М. Майкапар.

В 1822 году до Черни пришли отец с мальчиком, который приехал из венгерского городка Доборьян. Мальчик не имел понятия ни о правильной посадке, ни о аппликатуры, но опытный педагог сразу понял, что перед ним необычный, одаренный, возможно гениальная ребенок. Звали мальчика Ференц Лист. Лист прозанимался в Черни полтора года. Успехи его были столь велики, что учитель разрешил ему выступать перед публикой. На концерте присутствовал Бетховен. Он угадал одаренность мальчика и поцеловал его. Лист всю жизнь хранил память о поцелуе.

Не рис, не Черни, а Лист унаследовал бетховенскую манеру игры. Подобно Бетховена, Лист трактует рояль как оркестр. Во время гастролей по Европе он пропагандировал творчество Бетховена, исполняя не только его фортепианные произведения, но и симфонии, которые он адаптировал для рояля. В те времена музыка Бетховена, особенно симфоническая, была еще неизвестна широкой аудитории.


6. Список произведений

  • 9 симфоний : № 1 ( 1799 - 1800), № 2 ( 1803), № 3 Героическая ( 1803 - 1804), № 4 ( 1806), № 5 (1804 - 1808), № 6 "Пасторальная" (1808), № 7 ( 1812), № 8 (1812), № 9 ( 1824).
  • 11 симфонических увертюр, среди которых "Кориолан", "Эгмонт", "Леонора" № 3.
  • 5 концертов для фортепиано с оркестром.
  • 6 юношеских сонат для фортепиано.
  • 32 сонаты для фортепиано (в том числе " Лунная" , " патетическая" ), 32 вариации и около 60 пьес для фортепиано.
  • 10 сонат для скрипки и фортепиано (в том числе "Крейцерова").
  • Концерт для скрипки с оркестром, концерт для фортепиано, скрипки и виолончели с оркестром ("тройной концерт").
  • 5 сонат для виолончели и фортепиано.
  • 16 струнных квартетов.
  • 6 трио.
  • Балет "Творения Прометея".
  • Опера " Фиделио" .
  • Торжественная месса.
  • Вокальный цикл "К далекой возлюбленной".
  • Песни на стихи разных поэтов, обработки народных песен.

Примечания

  1. Документальных свидетельств о дате рождения нет. Точно известно, что Бетховен был крещен [27 марта] 1770. В те времена детей обычно крестили на следующий день после рождения. Также известно, что семья и учитель Бетховена Иоганн Альбрехтсбергер праздновали его день рождения именно 16 декабря. Все это позволяет с достаточно высокой вероятностью утверждать о дате рождения 16 декабря, однако полной уверенности в этом нет.

См.. также

Литература

  • В.Конен. История зарубежной литературы. Выпуск третий. - Москва: Музыка, 1989 г.
  • А.Альшванг. Людвиг ван Бетховен.
  • М.Кремльоз. Фортепианные сонаты Бетховена.
  • В.Галацька. Музыкальная литература зарубежных краин.vip3

Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам