Надо Знать

добавить знаний



Люций Ливий Андроник


Pompeii - Casa del Poeta Tragico - Theater 3.jpg

План:


Введение


Люций Ливий Андроник - поэт, переводчик (с греческого на латынь) и основатель эпической и лирической поэзии древних римлян.


1. Биография

Родился около 280 года до н. е. в Таранто, где научился греческого языка; 272 году до н. е. захвачен в рабство при получении города римлянами и с тех пор принадлежал сенатору Ливию, от которого получил свое имя. Ливий Андроник был учителем и, поскольку у греков начальное образование строилось на пояснительном чтении, а первым текстом, с которого начинал ученик, был гомеровский эпос, он мастерски воспитал порученных ему детей и был уволен. Так пленник грек стал вольноотпущенный, римским гражданином. Вскоре создал соответствующий латинский текст, упрощенно совершил свободный перевод латыни гомеровского эпоса. Йомовирно, первым начал работать и писать для римской сцены, осуществляя переделки греческих трагедий и комедий на сюжеты древнегреческой мифологии, особое внимание Ливии уделял троянскому цикла, мифологически связанного с Римом. В осуществляемых им спектаклях Ливий Андроник одновременно исполнял роли актера, танцора, певца и музыканта. Умер в 204 году до н. е., а за два года до смерти, 206 г. до н. е., в его честь был создан при храме Минервы гильдию актеров и писателей.


2. Примитивность театральной культуры римлян

Председатель скульптуры Одиссея, Сперлонга, Национальный археологический музей.

Театральная культура римлян в то время (четвертое - третье столетие до н.э.) отличалась примитивностью и неразвитостью по сравнению с театральной культурой древних греков.

Греки настолько обожали театре, что начали строить театральные сооружения таких размеров, чтобы в зрительном зале могли собраться все жители полиса. Эти установки были перенесены и в многочисленные греческие колонии. В Афинах существовала даже особая греческий благотворительность. Собранные на благотворительность деньги раздавали бедноте не на получение продовольствия, а на посещение театральных представлений. За искусную декламацию стихов Гомера пленных греков с другой полиса-государства могли отпустить из плена. Театральные представления в греческих полисах получили воспитательных, сакральных, государственных функций и стали в уровень с формообразующей, жизненной необходимостью.


3. Прививку Рима театральной традиции греков

Театральная культура римлян того времени не продвинулась дальше выполнения уличных куплетов и грубых уличных же сценок и танцев. Театральной драматургии и текстов - практически не существовало. В третьем веке до н. н.э. римские воины одержали греческие полисы на юге Аппенинского полуострова (Великая Греция) и около столкнулись с развитой театральной культурой пленного народа. Склонность ограничено заимствовать у плененных народов их традиции коснулась и театральных традиций древних греков, хотя это произошло не сразу.

241 года до н.э. воинственный Рим одержал победу Первой Пунической войне. Ряд запланированных праздников впервые была украшена и театральным представлением. Для ее осуществления и пригласили грека Андроника, который был вынужден принять имя своего рабовладельца и стал Люцией Ливием Андроником. Он адаптировал текст одной из римских трагедий и создал спектакль. Год опубликования этого спектакля и стали считать введением театральной традиции римлян. Так, в Риме впервые обнародовали полноценный театральный произведение. Но первое открытое столкновение с достоянием греческой культуры не приветствовалось, поскольку власти Рима боялась театра греческого образца. Римский театр начался с ограничений. Для театральных представлений позволили использовать небольшие и временные сооружения только из дерева. Первая постоянная театральная сооружение будет выстроена в Римской империи только 55 года до н.э. Театральная зала римских театров быстро превратилась в арену идеологической и политической борьбы. В зрительном зале римских театров шла ожесточенная борьба как между сторонниками отдельных актеров, так и политических партий. Были случаи, когда в зрительных залах шли драки. Известно, что одна драка в театральном зале разожгла даже императора. Не остался в стороне и император Нерон, бросал из своей ложи камни у зрителей, как это делали и посетители театра.

Римский театр никогда не занял того места в жизни Римской империи, как это было в греческих полисах. Ведь театральная традиция была искусственно перенесена в иную культурную среду, в условия гигантской государства, в идеологически другую среду жестоких и воинственных захватчиков, далеких от идеалов полисного мировоззрения греков. Римский театр становится приобретенным эллинизированной и образованной римской элиты, т.е. общественного меньшинства. Главное место заняли жестокие гладиаторские бои и арены для их проведения, покрывших Римскую империю. Во время гладиаторских боев зрители массово бросали римские театры.

В годы правления императора Нерона, и себя считал большим актером, римское общество пережило некоторое оживление интереса в театре. Но сооружения за сценой театра в Помпеях - перестроили на репетиционный двор школы гладиаторов, достроили гладиаторские казармы с рядом малых кладовых, где жили эти актеры-смертники. Вкусы римской публики не отличались культурой. Сохранилось горький описание римского драматурга Теренция о провале его спектакли-комедии "Свекровь". Когда толпа в театре услышал, что неподалеку "будут гладиаторы, соскочил с ругательствами и сутолокой, полетел с криками, чтобы сражаться за лучшие места".

  • Актеры в театральном костюме, мозаика Дома поэта трагедий, фрагмент. Помпеи.

  • Музыканты, мозаика из Помпей, Национальный археологический музей (Неаполь)

  • Дом Фавна, мозаика из театральной маской. Помпеи.

  • Актерская маска для комедий. Фреска из виллы в Боскореале.


4. Произведения художника

Когда римском государстве понадобилось как-то, в связи с "плохим оракулом" сложить хоровой гимн для процессии девушек, она обратилась также к Ливия Андроника. Или сочинял он еще какие-то гимны - неизвестно. Написал всего 14 трагедий и 3 комедии но до наших дней дошли лишь отрывки таких: "Ахилл", "Эгист", "Аякс", "Гермиона" и инши.Збережени фрагменты его произведений для театра побуждают предполагать знакомство с эллинистической литературой, центром которой была египетская Александрия.


Источники

  • Мистерия в генезисе театральных форм и сценических жанров / О. Ю. Клековкин. - Учеб. Пос.-К.: КГИТИ им. Карпенко-Карого, 2001. - 256с.
  • Antonio Traglia, Poeti latini arcaici, I, Livio Andron?co, Nevio, Ennio, UTET, 1986. ISBN 9788802040097

См.. также


Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам