Надо Знать

добавить знаний



Лятошинский Борис Николаевич


Liatoshinsky.jpg

План:


Введение

Борис Николаевич Лятошинский (* 22 декабря 1894, по новому стилю: 3 января 1895, Житомир - ? 15 апреля 1968, Киев) - украинский композитор, дирижер и педагог, считается одним из основоположников современного направления в украинской музыке. Неоднократный член жюри международных и всесоюзных конкурсов и активный работник в руководящих органах Союза композиторов Украины и в Киевской консерватории, Лятошинский воспитал новую плеяду композиторов таких как И. Шамо, В. Сильвестров, И. Карабиц, Е. Станкович.

Награжден званиями Заслуженного деятеля искусств УССР ( 1945), народного артиста УССР ( 1968), государственными премиями СССР ( 1946, 1952) и СССР им.Т. Г. Шевченко ( 1971)


1. Биография

Родился в Житомире в семье интеллигентов: отец Николай Леонтьевич был учителем истории, кроме педагогической работы занимался научной деятельностью в области исторических наук, а как директор разных гимназий, вел общественно-образовательную работу в Житомире, Немирове, Златополе. Иметь хорошо играла на фортепиано и пела.


1.1. Ранние годы

Житомирская гимназия № 2, в которой учился Борис Лятошинский

С ранних лет проявил большую музыкальную одаренность, учился играть на скрипке и фортепиано. В 14 лет написал несколько музыкальных произведений, среди которых - для фортепиано, фортепианный квартет. Первые произведения молодого композитора с успехом выполнялись в Житомире. Посещал житомирскую гимназию, окончил ее в 1913.

В 1913 году Борис Лятошинский переехал в Киева, и поступил на юридический факультет Киевского университета. Время готовился к поступлению в только открытую консерваторию, частно учась музыке у профессора Киевской консерватории Р. Глиэра : после приглашения последнего стал студентом его класса. А уже в 1914 году состоялось знакомство Лятошинского с будущей женой Маргаритой Царевич.

Б. Лятошинский (слева) и Р. Глиэр

Окончил в 1918 юридический факультет Киевского университета, в 1919 году - Киевскую консерваторию в классе композиции Р. Глиэра. С благодарностью вспоминал годы учебы в Р. Глиэра, в его воспоминаниях о Глиэра читаем: "Он требовал только одного: чтобы мы были искренни в своих музыкальных высказываниях, чтобы в них неизменно ощущалась правдивость мысли и чувства, чтобы мы неуклонно повышали свой ​​профессионализм" [ 1]. Творческие связи с Глиэра Лятошинский поддерживал, со временем они переросли в искреннюю человеческую дружбу. Среди произведений консерваторских лет сам композитор выделял как вполне зрелые два: Струнный квартет № 1, ор. 1 и Симфонию № 1, ор. 2.


1.2. 1920-е годы

С 1920 года Б. Лятошинский преподает музыкально-теоретические дисциплины на исполнительских факультетах Киевской консерватории, а с 1922 года - ведет класс композиции. Первыми его выпускниками (1925) были впоследствии известные художники - музыковед И. Ф. Бэлза и композиторы Г. П. Таранов, П. Т. Глушков.

20-е годы стали для Лятошинского периодом творческой зрелости, формирование индивидуального стиля. В первой половине 20-х годов он глубоко интересовался новой музыкой, следя за достижениями как российских композиторов ( С. Прокофьев, И. Стравинский, Н. Мясковский), так и западных ( А. Шенберг, А. Берг, Б. Барток, А. Онеггер и др..). С 1922 по 1925 года Борис Лятошинский возглавлял Ассоциацию современной музыки при Музыкальном обществе имени М. Д. Леонтовича. На заседаниях ассоциации художники знакомились с музыкой XX ст.

В тот период композитор обращался преимущественно к камерных жанров. Он написал струнный квартет № 2, Трио для фортепиано, скрипки и виолончели, две сонаты для фортепиано, цикл фортепианных пьес "Отражение" и ряд романсов на стихи Г. Гейне, К. Бальмонта, П. Шелли, И. Бунина, М. Метерлинка и др.. Музыкальные темы некоторых ранних произведений композитор позднее использовал в больших симфонических полотнах (например, музыкальная тема из "отражений" появится в Симфонии № 4).

Вторая половина 20-х годов была не менее интенсивной в творчестве Б. Лятошинского. Композитор написал Струнный квартет № 3, Сонату для скрипки и фортепиано, Балладу для фортепиано, тогда он снова обратился к крупным формам ("Увертюра на четыре украинские народные темы", опера "Золотой обруч" по повести И. Франко "Захар Беркут" ). "Увертюра" для симфонического оркестра отмечена первой премией на республиканском конкурсе вместе с Симфонией № 2 Л. Ревуцкого.


1.3. 1930-е годы

30-е годы - важный этап в творческой биографии Лятошинского. Композитор вновь обратился к крупным оркестровых форм, создал сюиту из своей музыки к кинофильмам (1931-1932) и Симфонию № 2 (1936).

В это время композитор писал также романсы на стихи А. Пушкина, И. Франко, Л. Первомайского, сделал десять обработок украинских народных песен для голоса с фортепиано, создал две кантаты ("Торжественная кантата" и "Завещание") и оперу "Щорс".

Через драматургические недостатки либретто и искажения некоторых исторических фактов, опера "Щорс" шла на сценах нескольких театров Украины недолго. Новая редакция "Щорса", осуществлена И. Бэлза (под названием "Полководец"), также быстро сошла со сцены. И все же отдельные номера и сцены оперы, в частности заключительная сцена и увертюра, и сегодня выполняются с успехом в концертах и ​​по радио.

Наряду с написанием собственных произведений Лятошинский редактировал и оркестровал оперу "Энеида" Н. Лысенко, оркестровал балет "Комедианты" и оперу "Шах Сенем" Глиэра, а в 1937 году блестяще оркеструет оперу "Тарас Бульба" Лысенко. В 30-е годы Борис Николаевич также пишет музыку для кинофильмов.

Творческий труд Лятошинскому все время приходилось сочетать с педагогической и музыкально-общественной работой. Продолжалась его преподавательская деятельность в Киевской консерватории. 1935 года Борису Николаевичу было присвоено звание профессора. В 1935-1938 Лятошинский преподавал параллельно в двух консерваториях - Киевской и Московской, где также занимал должность профессора.

В 1939 году Лятошинского избирают председателем правления Союза композиторов Украины. Эту должность он занимал до начала войны.

Памятник Б. М. Лятошинскому в Житомире

1.4. 1940-е годы

В апреле 1941 года в Киевской филармонии состоялся большой авторский концерт Лятошинского, который прошел с большим успехом. Автор сам продирижировал свою Симфонию № 2, танцы из оперы "Золотой обруч" и сюиту из оперы "Щорс" для хора и оркестра.

С началом войны Лятошинского был эвакуирован в Саратова, где уже находилась Московская консерватория, где он продолжил преподавательскую работу. Тогда же в Саратове организовалась радиостанция "Тарас Шевченко", которая вела свои передачи для партизанского подполья Украине. В них постоянно участвовал Лятошинский вместе со своей женой Маргаритой Царевич.

Композиторский труд Бориса Николаевича военных лет была очень плодотворной. За три года он написал "украинский квинтет", Струнный квартет № 4, Сюиту на украинские народные темы для струнного квартета, Сюиту для квартета деревянных духовых инструментов, Трио № 2, Сюиту и Прелюдии для фортепиано, романсы на стихи М. Рыльского и В. Сосюры, обработал более восьмидесяти украинских народных песен.

Центральным произведением Лятошинского первой половины 40-х роких стал украинский квинтет. За это произведение Б. Лятошинскому была присуждена Государственная премия. В начале 1945-го в связи с 50-летием композитору присвоено звание заслуженного деятеля искусств УССР, он был также награжден медалью "За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг."


1.5. Послевоенные годы

Летом 1944 года Лятошинский вернулся на Украину и сразу же включился в музыкальную жизнь Киева. С 1944 и до самой смерти (1968) он жил в доме писателей Ролит, где установлена ​​мемориальная доска композитору. Лятошинского назначают художественным руководителем украинской филармонии, он работает музыкальным консультантом в радиокомитета, преподает в Киевской консерватории.

Мемориальная доска Б. Лятошинскому на доме писателей Ролит в Киеве

Конец 40-х - 50-е годы стали следующим плодотворным этапом в творческой деятельности Лятошинского. В этот период он написал ряд хоровых и оркестровых произведений, романсов, музыку к кинофильмам. Среди наиболее значительных произведений - Симфония № 3, симфоническая баллада "Гражина", "Поэма воссоединения", поэма "На берегах Вислы", Концерт для фортепиано с оркестром. Весовым вкладом в украинскую хоровую творчество послевоенных лет стали хоры Б. Лятошинского на стихи Т. Шевченко и А. Пушкина.

Среди последних произведений Б.Лятошинского - симфонии № 4 и № 5, "Славянская сюита" и "Лирическая поэма".

Умер 15 апреля 1968 года, похоронен на Байковом кладбище в Киеве (надгробие - бронза; скульптор А. А. Банников, архитектор А. П. Сницарев; установлен в 1971 году) [2].


2. Характеристика творчества

2.1. Ранний период

Его первые произведения (в частности, струнный квартет ор. 1, d-moll) обнаруживают значительное влияние композиторов- кучкистив. Этим произведениям свойственна умеренная гармонический язык (четкая аккордовая строение и ладотональных логика), ясный рельефный ритм и выпуклая мелодия.

Дальнейшее период творчества Б. Лятошниського (ор.5-18) характеризуется растущей самоуглубленность, порывом в мир индивидуальных эмоций с окраской романтического пасеизму. Такие романсы, как "Проклятое место" (на слова Ф. Геббеля), "Цветок самоубийцы" ( Г. Гейне), "На кладбище" ( И. Бунина), цикл "Лунные тени", "камыш", "Подводные растения" ( К. Бальмонта) и другие, написанные около 1921 г., обнаруживают влияния "сучасництва" с его заостренными средствами музыкального языка, с тяготением к нервной, напряженной ритмики, к переносу опорных функций трезвучий на большой септаккорд, нонаккорд и другие сложные гармонические созвучия. В этом смысле особенно показательны его фортепианная соната ор. 13, фортепианный цикл "Отражение", ор. 16, второй соната для фортепиано, ор. 18 и т.д..


2.2. Зрелый период

Начиная с сонаты для скрипки и фортепиано ор. 19, где вновь отчетливо выступают жизненные коллизии, композитор медленно избавляется мира иллюзорных образов - его мелодика становится непосредственнее, гармония уверенной. Композитора начинает привлекать гигантская борьба за переустройство жизни.

Творческая перестройка композитора особенно ярко проявляется, начиная с увертюры на четыре украинские темы, ор. 20 (1926 г.) для большого оркестра. Здесь прояснения его стиля связано с использованием средств выразительности народной песни. Еще больше это заметно в дальнейших произведениях - в трех пьесах на темы таджикских народных песен для скрипки с фортепиано, ор. 25 и особенно в первой опере композитора "Золотой обруч" по исторической повести И. Франко "Захар Беркут" ( 1929 г.).

От изысканных, рафинированных романсов через связь с народной песней композитор пришел к созданию своей Второй симфонии (1935 г.), в которой стремление дать героические образы борьбы, утверждает жизненные идеалы, становится уже основным. Еще шире, чем в "Золотом обручи", Лятошинский использовал украинские народные песни в опере "Щорс". Время опера пронизана сквозным оркестровым развитием, имеет разветвленную систему лейтмотивов. Особенно выделяется увертюра, симфоническая картина боя с V акта и заключительная сцена с хором. Последний номер обозначен напряженным оркестровым развертыванием. С большой трагедийной силой звучит в хоре песня "Казака несут".

Использование украинского народного мелоса наблюдаем в камерно-инструментальных жанрах, в частности в Трио № 2, Украинский квинтете, струнный квартет № 4, сюита для струнного квартета на украинские народные темы.

Живую связь с жизнью, метод художественной правдивости, ставшие характерными для композитора, обеспечили его место как одного из выдающихся украинских композиторов. В то же время музыке Лятошинского иногда упрекают определенную перенасыщенность, напоминающий так называемый "русский" стиль, который является, по словам С.Рихтера, "нечто среднее между Бородиным," Богатырские ворота "Мусоргского и сочно-массивным Чайковским".

Большая музыкальное наследие Б. Н. Лятошинского является золотым фондом украинской музыки. Симфонический оркестр Гостелерадио время ( Национальная радиокомпания Украины), под руководством народного артиста Украины Вадима Гнедаша, был первым интерпретатором произведений Б. Н. Лятошинского. Его симфонии, симфонические поэмы, хоровые, камерные и вокальные произведения записаны в фонд Украинского радио и составляют золотой запас украинского искусства.


3. Педагогическая деятельность

Значительную часть своей жизни Борис Лятошинский посвятил педагогичниий деятельности. Среди учеников Лятошинского - известные украинские композиторы: Леонид Грабовский, Леся Дычко, Иван Карабиц, Валерий Полевой, Валентин Сильвестров, Евгений Станкович, Игорь Шамо, Георгий Мирецкий, которые вывели украинских композиторскую школу на мировые горизонты.

По воспоминаниям Ф.Аеровои, "к студентам Б.Лятошинский относился очень внимательно, пытался проявить индивидуальность каждого, оценивал его успехи с доброжелательностью и одновременно строгой требовательностью". Студентов подчиняла "... глубокая содержательность и общественная значимость его произведений, огромное мастерство воплощения художественных замыслов, энциклопедические знания, широта интересов, честность в характеристике явлений и наряду с тем - простота и доброжелательность в общении ..." [3].


4. Творчество

Юбилейная монета к 110-летию со дня рождения Б. Лятошинского
Надгробие Бориса Лятошинского на Байковом кладбище в Киеве
Мемориальная доска Борису Лятошинскому в помещении Киевской консерватории.

Оперы :

для хора с оркестром :

Для симфонического оркестра

  • 5 симфоний
    • № 1 ( 1918 -19, 2-а ред. 1967),
    • № 2 ( 1935 -36. Вторая ред. 1940),
    • № 3 ( 1950, 2-я ред. 1954),
    • № 4 (1964),
    • № 5 "Славянская" ( 1965 -66)
  • сюиты, увертюры, Симфонические поэмы
    • из музыки к кинофильмам ( 1931 -32), из музыки к кинофильму " Тарас Шевченко" ( 1952),
    • из музыки к трагедии Шекспира "Ромео и Джульетта" (1955),
    • Польский сюита (1961),
    • Славянская сюита (1966);
    • Увертюра на четыре укр. нар. темы (1926),
    • Славянская увертюра (1961),
    • Торжественная увертюра (1968);
    • Поэма воссоединение (1949-50),
    • Поэма "На берегах Вислы" (1958),
    • Лирическая поэма памяти Р.Глиера (1964),
  • Фантастический марш ( 1920)

Для фортепиано с оркестром: "Славянский концерт" (1953),

для духового оркестра

  • Торжественный марш (1931),
  • 2 производных марши (1932, 1936);

для голоса с оркестром

для голоса и камерно-инструментального ансамбля

  • Два романса (сл. К.Бальмонта, 1923);

Камерно-инструментальные ансамбли

  • Для квартета деревянных духовых инструментов - Сюита ( 1944), Три пьесы ( 1939);
  • 2 фортепианных трио ( 1922, 1942),
  • 4 струнных квартета ( 1915, 1922, 1928, 1943),
  • Сюита для квартета на укр. нар. темы (1944),
  • Украинский квинтет ( 1942, 2-я ред. 1945);
  • для скрипки и фортепиано - Соната ( 1926), Три пьесы на таджикские р. темы ( 1932);
  • для виолончели и фортепиано - 2 мазурки на польс. нар. темы ( 1953);
  • для альта и фортепиано - Нюктюрн и Скерцино ( 1964);

Для фортепиано

  • 2 сонаты ( 1924, 1925),
  • 7 пьес - "Отражение" ( 1925), Баллада ( 1928), Сюита.
  • 2 прелюдии ( 1942),
  • 5 прелюдий ( 1943),
  • Концертный этюд, рондо ( 1962) и др..;

хоры -

  • на слова И.Франко (1941),
  • на слова Т.Шевченко ("Течет вода в сине море", "Из-за рощи солнце всходит", 1949 -51; "За оврагом овраг", "Над Днепровской сагой" и др.., 1960),
  • на слова Пушкина (цикл "Времена года", 1949, 1952),
  • на слова А.Фета (1961),
  • на слова М. Рыльского (1964),
  • на слова разных поэтов (цикл "Из прошлого", 1966) и др..;

романсы

обработки украинских народных песен -

  • для голоса с фортепино (2 - 1934, 10 - 1937, 15 - 1941, 5 - 1941 и Др.),
  • для хора без сопровождения ( 1942);

Музыка для театра и кино

  • музыка к 6-и театральных представлений (1932-57, в частности "В пуще" Леси Украинская, "Ромео и Джульетта" У.Шекспира),
  • до 14-и кинофильмов (1932-60, в частности "Кармелюк", "Освобождение", "Тарас Шевченко", "Григорий Сковорода", "Проститутка");

инструментовка сочинений других авторов

  • опер - "Энеида", "Тарас Бульба" (последней - вместе с Л.Ревуцкий),
  • 2-х полонезов и Марша Лысенко,
  • окончания и инструментовки Скрипичного концерта Р.Глиэра

Примечания

  1. Лятошинский Б. Р. Глизр - музыкант, учитель, друг / Сов. Музыка 1956. № 10. С. 14.
  2. Киев: Энциклопедический справочник / Под редакцией Кудрицкого А. В. - К. : Главная редакция Украинской Советской Энциклопедии, 1981. - 736 с., Ил.
  3. Аерова Ф. Наш Учитель. / / Ж. "Музыка", январь-февраль, N 1, 1995 г. - memorial.org.ua/education/music/latosh/2.htm

Источники

  • Ольховский Андрей. Очерк истории украинской музыки. - К.: Музыкальная Украина, 2003.
  • С.Лисецький Украинская музыкальная литература, К., "Музыкальная Украина", 1993

Литература

  • Бэлза И. Б. М. Лятошинский, К., 1947; М.-Лен., 1947;
  • Запорожец Н. Б. Лятошинский, М., 1960;
  • Самохвалов В. Борис Лятошинский. К., 1972, 1974,1981;
  • Копна М. Симфонизм Б.Лятошинского: эпоха, коллизии, драматургия, К., 1990
  • Козицкий П. Борис Лятошинский и его опера "Золотой обруч".
  • Музыкальный мир Бориса Лятошинского. Сб. материалов Международной теоретической конференции. К, 1995;
  • Борис Лятошинский. Воспоминання. Письма. Материалы. В 2-х ч. Сост. Л.Грисенко и П.Матусевич, вступ. ст. И.Бэлзы, К., 1985;
  • Борис Николаевич Лятошинский. Сб. ст. Сост. М.Коница, К., 1987;

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам