Мазаччо

Мазаччо (настоящее имя: Tommaso di ser Giovanni di Mone Cassai, * 21 декабря 1401, Сан-Джованни ди Вальдарно, Италия - ? ок. 1428, Рим) - известный итальянский художник. Один из представителей раннего Возрождение в живописи.


1. Жизнеописание и творчество

1.1. Ранние годы

Мазаччо прожил очень короткую жизнь, поэтому биографических свидетельств художника сохранилось немного. Ник художник получил за свою невнимательность и равнодушие (с итал. его можно перевести как "тот, что промахивается") относительно вещей, которые лежали за пределами искусства, которым Мазаччо, по воспоминаниям товарищей, был одержимым.

Предполагают, что учителем Мазаччо был флорентиец Мазолино. Большое влияние на юношу имели творчество Джотто и контакты с известными современниками: скульптором Донателло и архитектором Брунеллески - одним из деятелей флорентийского "Кватроченто". Очевидно, Брунеллески помогал Мазаччо в вопросах изображения перспективы в картинах.

Нач. XIV в. живопись еще находился под влиянием средневековых консервативных канонов. Мазаччо вместе с Брунеллески и Донателло возглавил реалистическое направление во флорентийском искусстве, наиболее перспективный.

Самый произведение художника, который сохранился - картина, написанная около 1420 года для церкви Сант Амброджио, "Мадонна с младенцем и со Св. ​​Анной" (хранится в галерее Уффици, Флоренция). Уже в ней видны те проблемы (композиция, перспектива и пропорции человеческого тела), над которыми будут работать все художники эпохи Возрождения.

В 1422 г. Мазаччо вступает в цех медиков и аптекарей (куда принимали и художников), а в 1424 году - в общество Св. ​​Луки.

В 1426 г. он выполняет большой ((алтарь)) (т. н. полиптих), составленный из нескольких частей для церкви Дель Кармине в Пизе. Части полип тихая сейчас разбросаны по музеям нескольких городов мира ( Лондон, Неаполь, Пиза, Вена, Берлин).


1.2. Фрески капеллы Бранкаччи

Фреска Чудо с динариев
Фреска Изгнание из рая после реставрации

Венцом творчества Мазаччо называют росписи часовни Бранкаччи - части церкви Санта Мария дель Кармине. Расписывать капеллу начал в 1424 году Мазолино, потом его работу продолжил Мазаччо, а закончил только через несколько лет после смерти Мазаччо художник Филиппино Липпи.

Характерны две фрески: "Чудо с динарий" (другое название "Il tributo") и "Изгнание из рая". В первой (255 ? 598 см) автор пересказывает библейскую историю о сборщика налогов, который решил зтягнуты пошлину с Иисуса и апостолов. Иисус приказал апостолу Петру выловить рыбу из озера и извлечь из ее рта динарий. Петр действительно нашел во рту рыбы монету, которую и отдал налоговику.

Различные сцены легенды Мазаччо разместил на одной фреске: в середине стоит Иисус, окруженный учениками, слева - на дальнем плане видны Петра, который вытягивает на берег рыбу, а справа апостол отдает деньги сборщику налогов.

Мазаччо не накапливал фигуры целыми рядами, как делали обычно художники-предшественники - он сплотил их отдельными смысловыми частями, свободно разместил в пейзажи.

В "Изгнании из рая" (205 ? 88 см) художник решил острую проблему правильного передачи строения обнаженного человеческого тела. Не только само собственное изображение Адама и Евы анатомически правильное, но и видно их трагическое выражение отчаяния на лицах, позы тела очень естественные и пластические, в отличие от традиционных средневековых статических (неподвижных) поз. Над их головами летит ангел с мечом в руке - его изображение будто летит и надвигается на зрителя, что создаст впечатление пространственности рисунка. Тени на изображениях Мазаччо мастерски приспособил к естественного источника света в капелле - окон, расположенных высоко справа. Это сделало рисунки еще естественнее.

Капелла Бранкаччи стала примером, настоящей школой искусства для многих итальянских живописцев: сюда приходили и Леонардо да Винчи, и Боттичелли, и Рафаэль, чтобы воочию увидеть работы одного из пионеров ренессансного реализма на итальянских землях.

Леонардо да Винчи писал: "... флорентиец Томмазо, названный Мазаччо, показал своим совершенным творением, те, кого вдохновляла не природа, учительница учителей, работали зря".


1.3. Смерть

В 1428 году Мазаччо уехал в Рима и вскоре оттуда пришла новость о его смерти. Ему тогда только исполнилось 27 лет. Внезапная смерть вызвала много слухов о якобы отравления талантливого мастера. Эту версию подтверждает Джорджо Вазари в труде "Жизнеописания наиболее известных живописцев, резчиков и архтекторив" (1550). Скорее всего че очередная байка Джорджо Вазари, пользовался древними преданиями. Мазаччо, вероятно, умер от какой-то лихорадки, которых немало было в тогдашнем Риме.


2. Галерея

  • "Тондо", Берлин

  • "Распятие Христа", Каподимонте, Неаполь

  • "Мадонна с ребенком", Лондон

  • "Поклонение волхвов", Берлин

  • "Чудо с динарий" (часть, увеличено), Флоренция

  • "Чудо с динарий" (часть, еще сильнее увеличения)

  • "Изгнание из Рая" (деталь к реставрации), Флоренция

  • "Св. Троица", Флоренция, фреска


3. Источники и литература

Painting, sculpture & architecture.gif
В Википедии есть портал



Персоналии Это незавершенная статья о лицо.
Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив ее.