Надо Знать

добавить знаний



Майтхили



План:


Введение

Майтхили
मैथिली, maithilī
Распространена в: Индия, Непал
Регион: Бихар в Индии, Тераи в Непале
Носители: 12-45 млн.
Место : 40
Классификация : Индоевропейские языки
Индоиранские языка
Индоарийские языка
Восточная зона
Бихарской языка
Майтхили
Официальный статус
Официальная : Бихар в Индии
Коды языка
ISO 639 -1 bh ( бихари)
ISO 639-2 mai
ISO 639-3 mai

Майтхили или майтили (самоназвание मैथिली, Maithili) - язык, распространен в восточной части Индии, в основном в штате Бихар и на востоке полосы Тераи в Непале. Она является частью индоарийской языковой группе, подгруппе индо-иранских языков индо-европейской языковой семьи. Лингвисты относят майтхили к восточной подгруппе индоарийских языков, что делает ее существенно отличной от хинди, которая относится к центральной подгруппы. По данным переписи 2001 года в Индии, язык майтхили говорят 12,2 млн. человек, но по оценкам ряда независимых организаций, это число значительно больше и колеблется между 34 и 42 млн. человек. В разные части майтхили официально рассматривалась как диалект хинди и бенгали, но благодаря активному общественному движению, в 2003 году ей был предоставлен официальный статус, как зазнчаено в восьмом разделе в Конституцию Индии, что позволяет сейчас использование майтхили в сферах образования, правительственных и других официальных учреждениях. Майтхили имеет очень богатую культурную и литературный наследство.

Майтхили письменно традиционно записывали письменности майтхили (также известной под названиями "тирхута" и "митхилакшар") и кайтхи. Однако сейчас для передачи майтхили чаще використавуеться письменисть деванагари. Однако правительством и общественностью прилагаются усилия, чтобы сохранить письменность майтхили и развивать ее в современном языковой среде, в частности использовать в электронных средствах массовой информации.


1. История языка

Название происходит от слова Майтила, названия древнего царства на территории Индии, с правителем Джанака (который упоминается в Рамаяне). Майтхили также является одним из имен Сити, жены царя Рамы и дочери царя Джанака.

Подтвержденным фактом является то, что ученые и высшие касты в Майтила использовали в основном санскрит для своих литературных или официальных записей и вот майтхили и был языком простого народа, одним из фольклорных разновидностей "Абагатта" (Abahatta). Диалекты абагатта существовали с VI века до XIV века, одновременно с ранними вариантами языков ория, бенгали и майтхили, которые были характерны для разных племенных групп. В конечном счете диалекты абагатта, которые считались "бессмысленными звуками" в санскрите, впоследствии явили собой этап в эволюции восточной группы индоарийских языков, а со временем сформировали свою отдельность и особый язык для миллионов жителей и народностей на территории Индостана. Наиболее характерными особенностями диалектов "Абагатта" отличными от санскрита стали: потеря префиксов и суффиксов, потеря грамматического рода, широкое использование кратких гласных, ударения в конце или в середине слов, замена H на S и другие.

Самая ранняя работа на майтили которая дошла до нас - это Варн Ратнакары (Varn Ratnakar), которую написал Джотитиришвар Тхакур (Jyotirishwar Thakur) примерно 1224 году. Во времена Средневековье майтили получила наибольшее влияние, особенно во время династии Карнат (Karnat) когда стали известны имена таких ученых и популярных писателей: Ганди (Gangesh), Падманабг (Padmanabh), Чандешвар (Chandeshwar), Вайрешвар (Vireshwar), Видьяпати (Vidyapati), Вачаспати (Vachaspati), Пакшадгар (Pakshadha), Аячи (Ayachi), Удаян (Udayan), Шанкар (Shankar) и другие.

А самым известным представителем майтили стал Видьяпати, который жил в период с 1350 по 1450 годы. Хотя он был известным санскритолог, написал бесчисленное количество стихов (песен) именно на майтили. Его наследие одинаково воспринимается в Бенгалии и Майтила, поэтому его песни считают душой Майтилы и никакое торжество не обходится без его песен до сих пор. Не будет преувеличением сказать, что его песни выжили благодаря гортанным народным песням женщин майтили, кроме того, его стихи несут и значительное религиозное значение в культуре Майтила. Современный театр начал использовать майтили, и этим сподвижником стал Шри Каушаль Кумара Дас (Shri Kaushal Kumar Das) в 1982 году в своем театре Арипан (Aripan).

Современный язык майтили развилась и благодаря доработку сэра Джорджа Абрагама Грирсон (Sir George Abraham Grierson), ирландского лингвиста и гражданского служащего, который неустанно исследовал фольклор майтили, и написал свою грамматику майтили, которой пользуются и в наше время.

Типичная речь майтили имеет также несколько диалектов, но в целом имеет основные 2 варианта. В северном и западном Бихари ее обычно называют "майтили" зато в других районах на востоке Бихар и штате Джаркханд она известна как "ангика" от бывшего государства Ангеш (Angesh). Ангика также встречается в районах Бангалоре и его окрестностях.

В настоящее время речь "майтили" перечислена в VIII поправке индийской конституции, поэтому сейчас она является одной из 22 национальных языков Индии. Речь майтили начали серьезно изучать в Литературной академии (Sahitya Academy) и после этого ежегодно академия присуждает свою награду за переводы на майтхили из других языков, или наоборот, с майтхили на другие языки.


2. Ареал распространения языка

3. Особенности языка

4. Шрифт-правописание

5. Писатели, которые пишут на майтхили

На языке майтхили написано много литературных произведений и записано много устного народного творчества народностей Индии.

Некоторые из театральных постановок средневековых времен были написаны на этом языке:

  • Umapati (Parijat Haran)
  • Jyotireeshwar (Dhurt Samagam)
  • Vidyapati (Goraksha Vijay, Mani Manjari)
  • Ramapati (Rukmini Haran)
  • Lal (Gauri Swayambar)
  • Manbodh (Krishna Janma).

Речь Майтили стала применяемым среди многих авторов, писавших юмор и сатиру на территории Индии. Также на этом языке писали известные индийские писатели:


код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам