Макаров Степан Осипович

Степан Макаров

Степан Осипович Макаров (* 27 декабря 1848 ( 8 января 1849), Николаев - 31 марта ( 13 апреля) 1904, у Порт-Артура) - русский флотоводец, океанограф, полярный исследователь, кораблестроитель, вице-адмирал ( 1896).

Дом в Николаеве, в котором родился Степан Осипович Макаров

Окончил Морское училище ( 1865). Участник Ахал-текинской экспедиции ( 1880 - 1881). Командовал пароходом "Тамань" (1881 - 1882), фрегатом "Князь Пожарский" ( 1885), корветом "Витязь" ( 1886 - 1889), на котором совершил кругосветное путешествие.

Исполняющий обязанности главного инспектора морской артиллерии ( 1891 - 1894). Младший флагман Практической эскадры Балтийского моря (1894). Командующий эскадрой в Средиземном море (1894 - 1895), при угрозе войны с Японией (1895) перевел корабли на Дальний Восток. Командующий Практической эскадрой Балтийского моря (1896 - 1898). Главный командир Кронштадтского порта, губернатор Кронштадта ( 6 декабря 1899 - 9 февраля 1904). После начала русско-японской войны ( 1904 - 1905) назначен командующим Тихоокеанской эскадрой. 24 февраля ( 8 марта) прибыл в Порт-Артур. Руководил действиями кораблей при обороне Порт-Артура, погиб на броненосцы "Петропавловск", подорвался на мини.

В его честь назван город Макаров в Сахалинской области. Имя Степана Осиповича Макарова носит Государственная Морская Академия в г. Санкт-Петербург, Национальный Университет Кораблестроение, улица и бульвар в Николаеве ( Украина), Тихоокеанский военно-морской институт в Владивостоке. Выдающийся флотоводец, инженер-конструктор кораблей, изобретатель, ученый и большой патриот Степан Осипович Макаров внес большой вклад и в географическую науку.

С.О.Макаров провел глубокие и основательные исследования океанов, сконструировал первый в России ледокол и предложил проект его широкого использования для изучения Арктики. Он был и первым руководителем научной экспедиции на ледоколе в Арктику.

Родился 8 января 1849 в Николаеве в семье морского офицера. После переезда в Николаевская-на-Амуре в 1858 г. десятилетний Макаров вступил в штурманское училище. Во время учебы в училище настойчиво изучал математику, английский язык, много читал.

В 1865 г. успешно окончил морское училище и был назначен корабельным гардемарином.

При многих учебных плаваний у молодого Макарова сложились навыки опытного командира, острая наблюдательность. К 1869, когда С.О.Макаров было присвоено звание мичмана (первый офицерский чин в царском флоте), он уже проплавал около 2000 дней.

В 1871 году за отличную службу присвоено звание лейтенанта.

Большое внимание уделял делу усовершенствования военных кораблей и их вооружения. В 1877 году С.О.Макаров - активный участник русско-турецкой войны. В операциях против турецкого флота проявлял себя волевым и отважным командиром, смелым новатором в применении новой техники и методов ведения морского боя, а также хорошим организатором. Макаров нанес турецкому флоту ряд решительных ударов, после чего турки перестали быть хозяевами Черного моря.

После окончания турецкой войны получает в 1882 году назначение в Константинополь. Он проводит большую исследовательскую работу, изучая течения в Босфоре.

Макаров доказывает существование в проливе двух течений: верхней - из Черного моря в Эгейское, нижней - в обратном направлении. Это вполне опровергло мнение английского гидролога Спарта, который отрицал существование нижнего течения из Эгейского моря в Черное.

В 1855 году Макарова был назначен командиром корвета "Витязь", на котором совершил кругосветное плавание. Во время этого плавания, длившегося около трех лет, была проведена большая исследовательская работа по изучению Тихого, Атлантического и Индийского океанов.

Последствия этих исследований Макаров изложил в большой научной работе "Витязь" и "Тихий океан", что подобно его труда "Об обмене воды Черного и Средиземного морей", получила высокую оценку со стороны ученых.

В 1890 г. С.О.Макаров было присвоено звание контр-адмирала. С этого времени он занимает последовательно ряд ответственных должностей в морском флоте и вместе с тем продолжает научную деятельность.

Он очень хорошо понимал значение Арктики для России. Решающим транспортом в деле изучения полярных морей он считал ледоколы. "Простой взгляд на карту России показывает, - писал он, - что она главным своим фасадом выходит на Ледовитый океан ... Мощный ледокол откроет дверь в этом фасаде ..."

Ценой больших усилий Макарову удается добиться построения ледокола "Ермак" (построен в 1898 в Англии под непосредственным его руководством и чертежами). Очень много сделал для изучения Арктики. Особенно ценным является то, что разработал вопрос об использовании ледоколов. Эти исследования обобщил в своем труде "Ермак" во льдах ".

В ночь на 9 февраля 1904 японский флот без объявления войны напал на русскую эскадру в Порт-Артуре. Оборона Порт-Артура была организована плохо. Японский флот имел значительное преимущество над российским Тихоокеанским флотом.

Вице-адмирала С.О.Макарова назначают командующим Тихоокеанским флотом.

За короткое время повышает боеспособность флота и значительно усиливает оборону Порт-Артура, перейдя от тактики пассивной обороны к тактике активной обороны.

13 апреля 1904 броненосец "Петропавловск", на котором адмирал Макаров, вышел в море навстречу вражеским кораблям и подорвался на налимы. Выдающийся ученый и флотоводец погиб смертью храбрых. Вместе с ним погиб знаменитый русский художник В. В. Верещагина.