Надо Знать

добавить знаний



Манга



План:


Введение

Википе-тан в манга-стиле
Слово "манга" написано иероглифами

Манга ( яп. 漫画 マンガ - Причудливые рисунки, также может называться комикку ( яп. コミック ) [1] [2]) - японский вид комиксов.

Манга в той форме, в которой она существует сегодня, начала развиваться после Второй мировой войны [3], хотя традиция издания иллюстрированных романов имеет глубокие корни в раннем японском искусстве [4] [5] [6].

Манга признана и как форма изобразительного искусства, и как литературное явление. Существует множество произведений разных жанров и тем: приключения, романтика, спорт, история, юмор, научная фантастика, ужасы, эротика и другие, рассчитанные на разные возрастные группы.

С 1950-х годов манга превратилась в крупную отрасль японского книгоиздательства [3] с оборотами в 500 млн долларов. [7] Она стала популярной во всем мире, [8] особенно в США, где продажи по данным на 2006 год находились на уровне 175-200 млн долларов. [9]

Художник, который создает мангу, называется мангака. Часто он же является и автором сценария, однако бывает, что написание сценария берет на себя отдельный человек. Такой сценарист называется генсакуся (или, точнее, манга-генсакуся).

Почти вся манга рисуется и издается черно-белой [10]. Причин тому несколько - во-первых, это наследие традиционной японской живописи, во-вторых, это значительно удешевляет ее производство, в-третьих, из-за частого издания выпусков распорядок работы мангаки таков, что на цвет времени просто нет.

Кроме профессиональной манги, существует манга любительская - додзинси, которая выдается небольшими тиражами на деньги авторов. Многие нынешние профессиональных мангаки начинали именно как авторы додзинси.

За популярной мангой, чаще длинными сериалами [11], снимается аниме. Сценарий экранизации может значительно меняться. Также манга создается на основе уже существующего аниме или даже неанимацийних кинофильмов [12], например с "Звездными войнами". [13]

В том или ином виде, манга и ее производные, существующих в других странах, в частности в Тайване, Южной Корее, Китае, США, Франции, России.


1. Этимология

Манга дословно переводится как причудливые рисунки [14]. Этот термин возник в конце XVIII - начала XIX века с публикацией работ художников Канкея Судзуки "Манкай дзуйхицу" ( 1771 г.), Санто Кедена "Сидзу-но юкикай" ( 1798 г.), Минвы Аикавы "Манга хякудзе" ( 1814) [15] и в знаменитых укие-э гравюрах Кацусика Хокусай [16], который выдал серию иллюстрированных альбомов "Хокусай манга? (?Рисунки Хокусая") в 1814 - 1834 годах.

Считается, что современное значение этого слова ввел мангака Ракутен Китадзава [17].

Понятие "манга" в мире ассоциируют с комиксами выданным в Японии. [18] В том или ином виде, манга и ее производные, существующих в других странах, в частности в Тайване, в Южной Корее, в Китае, особенно в Гонконге, и называются соответственно манхва [19] и маньхуа. [20] Названия похожие том, что во всех трех языках это слово записывается одними и теми же иероглифами. В Франции существует "la nouvelle manga? (новая манга) - форма комиксов, созданная под влиянием японской манги. Комиксы в стиле манга, нарисованные в США, называют "америманга" или OEL, от англ. Original English-language manga (Манга англоязычного происхождения ") [21].


2. История

Манга Тогасаку то Мокубе но Токио Кенбуцу ( 1902) Ракутен Китадзава

Первые упоминания о создании в Японии историй в картинках относятся еще к XII века, это в частности "Веселые картинки из жизни птиц и зверей" (Тьодзюдзинбуцуга) [22] знаменитого буддийского монаха и художника Какую (или Тоба, годы жизни - 1053 - 1140). Это четыре бумажных свитка, на которых была изображена последовательность черно-белых картинок с подписями. Героями двух первых свитков были животные, в пародийной форме разыгрывая сцены из жизни людей, а героями двух последних - буддийские монахи, занимающиеся не очень достойной их сана деятельностью, скажем, игрой на петушиных боях. В дальнейшем аналогичные произведения искусства назывались "Тоба-е", то есть "картинки в стиле Тоба? [23].

Развиваясь, манга вобрала в себя традиции укие-э. [24] После Реставрации Мэйдзи, когда Япония отказалась от политики изоляционизма и началась модернизация страны, художники также начали учиться у своих иностранных коллег особенностям композиции, пропорциям, цвету - вещам, которым в укие-э не уделялось внимания, поскольку идея рисунка считалась важной, чем форма.

В период 1900 - 1940 лет манга была одним из модных увлечений молодежи, но не имела большого влияния. [25]

Следующий важный этап в развитии манги состоялся в 20-е годы ХХ в., когда группа известных японских художников- карикатуристов, среди которых были Ракутен Китадзава, Иппей Окамото, Сако Сисидо, Ютака Асо и другие, посетили Соединенные Штаты, чтобы встретиться с американскими коллегами и обменяться опытом.

Кинематографический стиль Тэдзуки Осаму. Манга Новый Остров Сокровищ

В 1923 году газета "Асахи Синбун" начала выпускать еженедельный комикс-приложение ?Асахи Граф", в котором первоначально печатались адаптации американских комикс-серий, а затем и оригинальные японские комиксы в американском стиле.

Вскоре издатели японских газет осознали влияние и популярность комиксов среди читателей и стали активно заказывать их своим художникам. Первым популярным японским комиксом этого периода стал чотирьохмалюночний (т.е. каждый выпуск состоял из четырех рисунков, рассказывающих одну небольшую историю) Неунывающий папа (Нонка на То-сан) Ютака Асо, созданный в 1924 году.

Почти сразу же наиболее популярные комиксы начали собирать и издавать в виде книг. Это была оригинальная, в то время не известна в США идея, но именно она сыграла ключевую роль в истории японских комиксов. Сюжеты этих произведений, в основном, были комедийными и сатирическими, в них изображалось и высмеивалось японское общество.

Уже в начале XX века начали издаваться и детские комиксы. Три журналы этого периода - "Сенэн Клаб? (начало издания - 1914 год), "Седзе Клаб? (начало издания - 1923 год) и "Йонен Клаб" (начало издания - 1923 год), соответственно, для мальчиков, девочек и малышей послужили прообразами современных японских детских и юношеских журналов.

После прихода к власти в начале 1930 -х годов военных усилилась политическая цензура, началось активное преследование и казни либералов и социалистов. Нежелающие следовать этим путем художники или садиться в тюрьму или шли в создание детских и эротических комиксов. Последние становились все более и более популярными. Художественным символом эпохи стала популярная детская манга Суихо Тагава "Норакуро" ( 1931 - 1941). Следует отметить, что многие детских комиксов этого периода были цветными, что вообще никогда не было характерно для Японии до этого, и не характерно сейчас.

С 1937 года, когда Япония начала интервенцию в Китай и развязала масштабную японско-китайскую войну, быстро возрос поток комиксов и анимации агитационного содержания. Осознавая их ценность, правительство не только координировал их создания, но и поддерживало их материально. Была создана организация "Новый японский союз создателей манги? (Син Ниппон Мангака кека), печатный орган которой, журнал "Манга", выходил до самого конца войны даже в периоды отчаянного недостатка бумаги.

Рюити Екояма в 1943 году в журнале "Манга" опубликовал фантастический комикс ?Воин науки приходит в Нью-Йорке". В нем впервые в истории манги была предложена концепция огромного боевого робота, которая сыграла ключевую роль в дальнейшей истории как манги так и аниме.

В отличие от аниме, которое с конца Второй мировой войны до середины 1950 -х находилось в упадке, манга в эти годы развивалась достаточно активно. То было время бума дешевых черно-белых комиксов. Они издавались на грубой бумаге низкого качества, стоили невероятно дешево, издатели практически ничего не платили художникам, но позволяли им любые эксперименты [14].

Тэдзука Осаму, в те времена - студент медицинского факультета, выпускает в 1947 году мангу Новый Остров Сокровищ. Во многом это была революция в мире японских комиксов. Создавая его, Тэдзука активно применял приемы которые ранее не использовались в манге - показ действия с разных точек зрения, крупные планы, "растягивание" одной сцены на несколько рисунков, активное использование звуковых эффектов и подчеркнутое изображение фаз движения [14]. Фактически, манга Тэдзуки была макетом анимационного фильма, являясь при этом абсолютно цельным и интересным произведением. Успех превзошел все ожидания. Было продано более 400 тыс. копий [26]. Новый Остров Сокровищ, а впоследствии и Astro Boy стали чрезвычайно популярными [27].

Тэдзука произвел революцию в мире манги [6]. Новый стиль - сочетание сложного, серьезного сюжета, графики в анимационном стиле и свободно творить без оглядки на штампы привлекли множество молодых талантливых авторов [6] [14], например, Мацумото Лейдзи. Манга окончательно оформилась как совершенно самостоятельный вид литературы и разделилась на множество жанров и поджанров.

В настоящее время в том или ином виде с явлением манги сталкиваться практически все население Японии [28]. Она существует, как часть прессы. [29].


3. Публикация

Японский магазин манги

Манга составляет примерно четверть от общей стоимости всей печатной продукции в Японии [28]. Подавляющее большинство манги сначала публикуются в толстых (от 200 до тысячи страниц) журналах, которых в Японии существует более сотни [30], а популярные манга-сериалы позже переиздаются в виде отдельных томов, так называемых танкобонив [6].

Основой классификации манги (в любом формате) является пол и возраст целевой аудитории [31], поэтому манга для юношей и для девушек обычно легко отличается по обложке и располагается на разных полках книжного магазина. Часто на томах делаются отметки: "для шестилетних?, ?для среднего школьного возраста", "для чтения в пути" и др. [32]. Существуют также отделы "манга на раз": покупаешь за полцены, после прочтения возвращаешь за четверть суммы [29].

Также в Японии распространены манга-кафе ( яп. 漫画 吃茶, マンガ 喫茶 манга-Кисса), в которых можно выпить чай или кофе и почитать мангу. Оплата обычно почасовая: час стоит в среднем 400 иен. В некоторых кафе люди за отдельную плату могут остаться на ночь [33].


3.1. Журналы

Обложка первого в истории манга-журнала Есибун Ниппонти ( 1874)

Первый журнал манги - Есибун Ниппонти - был создан в 1874 году [34].

Журналов аниме, по сравнению с манга-периодикой, гораздо меньше [30] Манга-журналы публикуются почти каждым крупным издательством Японии [35]. Большинство таких журналов выходят еженедельно, но есть и ежемесячные издания. В просторечии эти журналы именуются "телефонными книгами", поскольку их очень напоминают и по формату, и по качеству печати. В таких журналах одновременно публикуется сразу несколько (около десятка) манга-сериалов, по одной главе (около 30 страниц) [2] в каждом выпуске. Кроме сериалов, в журналах печатаются и "синглы" (манга, которая состоит из одного раздела), и йонкомы. Журналы по своей направленности, как и сама манга, делятся на множество категорий по возрастному и половому признаку [30] - так, например, есть журналы с мангой для ребят и девушек, для мужчин и женщин, для детей и прочее. Самые популярные - это журналы для юношей Shonen Jump и Shonen Magazine, публикуемые тиражами 2800000 копий и 1,7 млн копий соответственно [36].

В журналах обычно используется низкокачественная бумага, поэтому распространена практика окрашивания черно-белых страниц разными цветами - желтым, розовым, красным и другими [37].


3.2. Танкобоны

Популярные манга-сериалы позже переиздаются в виде отдельных томов, так называемых танкобонив. Танкобон, как правило, насчитывает около 200 страниц, имеет размер обычной книги карманного формата, мягкую обложку, качественный чем в журналах бумагу, а также комплектуется суперобложкой. Порой манга сразу выходит в виде танкобонив [38] (например, хентайна), а другая никогда и не представляется в такой форме (недостаточно успешная).

Кроме того, существует понятие айдзобан ( яп. 爱 蔵 版 ) - Специальное издание для коллекционеров. Так печатается только наиболее успешная манга, например Dragon Ball или Fruits Basket. Айдзобаны выдаются ограниченным тиражом, на высококачественной бумаге и снабжаются дополнительными бонусами: футляром, другой обложкой и прочее.

Кроме того, многие мангаки любят порадовать своих читателей, поместив в конец тому манги различные дополнения - это могут быть страницы с прототипами дизайна персонажей и местности, авторскими комментариями, просто рисунки. Иногда все это выпускается отдельными книгами.


3.3. Додзинси

Помимо профессиональной манги, существует манга любительская - додзинси, которая выдается маленькими тиражами на средства авторов. Многие нынешние профессиональных мангака начинали как авторы додзинси, например CLAMP [38].

Такие известные фестивали комиксов, как Wonder Festival и Comiket, которые вступают более 550 тысяч посетителей за три дня [39], целиком посвященные додзинси. Кроме оригинальных историй, которые от начала и до конца придуманы авторами, встречаются пародии или работы, включающие существующих персонажей из известных аниме и манги. Ежегодный оборот додзинси составляет в среднем 245 млн долларов [40].


4. Стиль и характерные особенности

Обычно манга читается в таком порядке

Манга по графическому и литературным стилем заметно отличается от западных комиксов, даже несмотря на то, что развивалась под их влиянием. Сценарий и расположение кадров строятся по-другому, в изобразительной части акцент делается на линиях рисунка, а не на его форме. Рисунок может варьироваться от фотореалистичного до гротескного, однако широко известным направлением является стиль, характерной особенностью которого ошибочно считаются большие глаза. На самом деле, важен не размер глаз, а внимание, которое художник уделяет глазам по отношению к остальным частям лица. Первым в такой стилистике стал рисовать Тэдзука Осаму, чьи персонажи были созданы под влиянием героев американских мультфильмов, в частности, Бетти Буп (девушки с огромными глазами) [41], а после успеха Тэдзуки другие авторы начали копировать его стиль [42].

Читается манга обычно справа налево, причиной чему является японская письменность, в которой столбцы иероглифов пишутся именно так.

Ранее при издании манги вне Японии страницы обычно зеркально переворачивались, чтобы их можно было читать так, как обычно западному читателю - слева направо. Некоторые мангаки, в частности Акира Торияма [43] [44], требуют от иностранных издательств публиковать мангу в оригинальном виде. Поэтому, а также благодаря просьбой такую ​​[43], издатели все чаще выпускают мангу в оригинальном виде. Например, американская компания Tokyopop, принципиально не отражает мангу [45]. Случается, что манга выходит сразу в обоих форматах (в обычном и отражению), например Neon Genesis Evangelion от Viz Media.

Некоторые мангаки не считают необходимым определять сюжетную линию раз и навсегда и публикуют несколько работ, в которых одни и те же герои отражаются то в одних отношениях, то в других, то знают друг друга, то нет. Ярким примером тому является сериал Tenchi, в котором существует более тридцати сюжетных линий, особое отношение друг к другу не имеют, но рассказывают о парне Тэнти и его друзей.


5. Манга в мире

Влияние манги на международный рынок комиксов существенно вырос за последние несколько десятилетий [46] [47].

В Индонезии манга стала одним из самых направлений массового рынка, поэтому Индонезия вышла на второе место в мире по распространенности манги (после Японии).

Также широко за пределами Японии манга представлена ​​в США и Канаде, Германии и Франции. В этих странах существует по несколько издательств, занимающихся мангой, и сформирована достаточно большая читательская аудитория.

Неофициальные переводы манги распространяются среди отаку всего мира в виде сканлейты.


5.1. США

Мальчик в американском магазине читает мангу Black Cat

Исторически США были одной из первых стран, в которой начала выходить переведенная манга. В 1970-х и 1980-х годах, в отличие от аниме, она была практически недоступна для обычного читателя [48]. Однако на сегодняшний день несколько крупных издательств этой страны выпускают мангу, в частности Tokyopop, Viz Media, Del Rey и Dark Horse.

Одной из первых работ, переведенных на английский, стал "Босоногий Ген", который рассказывает о Ядерные бомбардировки Хиросимы и Нагасаки [49]. В конце 1980-е годы были выпущены такие известные произведения, как Golgo 13 ( 1986 год), Lone Wolf and Cub ( 1987 год), Area 88 и Mai the Psychic Girl ( 1987 год).

В 1986 году предприниматель и переводчик Торен Смит основал издательство Studio Proteus [50], которое работало в сотрудничестве с Viz Media, Innovation Publishing, Eclipse Comics и Dark Horse. Studio Proteus перевела большое количество манги, включая известные сериалы Appleseed и Oh My Goddess!. Успешные манга-серии были преимущественно связаны с одноименными аниме сериалами, например, популярный Ghost in the Shell и " Сейлор Мун" , которая в 1995 - 1998 годах была опубликована более чем в двадцати трех странах мира, включая Китай, Бразилию, Австралию, США и большую часть европейских стран. В 1996 году было основано издательство Tokyopop, крупнейший на сегодняшний день издатель америмангы [51] [52].

Структура рынка США и предпочтения читателей довольно сильно напоминают японские, хотя объемы рынков, конечно, намного меньше. Появились свои манга-журналы: Shojo Beat [53], Shonen Jump USA. Статьи, посвященные данной индустрии, появляются в прессе: The New York Times, Time, The Wall Street Journal [54], Wired [46].

Американские издательства манги известны своим пуританством : произведения регулярно подвергаются цензуре.


5.2. Европа

Фестиваль манги в Барселоне, Каталония, Испания ( 2008 год)

Манга пришла в Европу через Францию ​​и Италию, где в 1970-х годах начали показывать аниме [55]. На сегодняшний день наиболее распространена манга во Франции и Германии.

Во Франции рынок манги весьма развит и известен своим многообразием [56]. На сегодня Франция - крупнейший импортер манги в Европе. В частности, в этой стране популярны работы в жанрах, не нашли отклика у читателей других стран за пределами Японии, такие как, например драматические произведения для взрослых, экспериментальные и авангардные работы. Не особенно известные на Западе авторы, такие как Дзиро Танигути, во Франции обрели большую популярность. Это частично объясняется тем, что и этой стране сильны позиции своей культуры комиксов [47].

В Германии в 2001 году впервые за пределами Японии манга начала издаваться в формате "телефонных книг" на японский манер. До этого на Западе манга публиковалась в формате западных комиксов - ежемесячными выпусками по одной главе (конечно, перевидаючись затем в виде отдельных томов). Было запущено два таких журнала - один для сенэн -манги, другой - для седзе [47]. Новый для западного читателя формат стал успешным, и сейчас почти все зарубежные манга-издательства отказываются от отдельных выпусков, переходя на "телефонные книги".

В 2006 году продажи манги во Франции и Германии составили 212 млн долларов [55].


5.2.1. Украина

Теперь лицензионная манга в Украине практически отсутствует. Вероятно, это связано с низкой популярностью в Украине комиксов : их принято считать детской литературе, а манга основном рассчитана на взрослую аудиторию.

В конце 2009 года издательством Перо было выпущено: Бизенгаст ("Bizenghast"), Warcraft. Легенды, ("Warcraft. Legends"), Звездный путь. До новых звезд ("Star Trek"), Поцелуй вампира: Кровные братья ("Vampire Kisses: Blood Relatives"), Принцесса Аи. Мытарства ("Princess Ai. Destitution") и персиковый пух ("Peach Fuzz") [57]. В наше время [ Когда? ] это единственные официальные переводы манги на украинском языке.


6. Награды

В японской манга-индустрии существует большое количество наград, которые спонсируются крупными издательствами. В качестве примера можно привести следующие: Dengeki Comic Grand Prix, Премия манги издательства Kodansha, Seiun Award [58], Премия Shogakukan, Награда Тэдзуки, Приз Тэдзуки Осаму за достижения в области культуры и другие.

В 2007 году начала издаваться международная премия International Manga Award [59], за получение которой боролись художники Китая, Германии, Франции, Малайзии, Тайваня, Великобритании, России и Испании [60]. По мнению премьер-министра Японии Таро Асо, большого поклонника манги и аниме [61], основания данной премии позволит зарубежным художникам углубить свое понимание культуры Японии. Также среди международных конкурсов наиболее почетным является ежегодный Международный фестиваль комиксов (Festival International de la bande dessin?e) во Франции (участвует только манга, переведенная на французский) [62].


См.. также

Примечания

  1. Лент, Джон. Иллюстрированная Азия: Комиксы, юмористические журналы и книжки с картинками. University of Hawai'i Press. 2001. ISBN 0-8248-2471-7
  2. а б Go Tchiei. "Characteristics of Japanese Manga" - www.dnp.co.jp/museum/nmp/nmp_i/articles/manga/manga2.html . http://www.dnp.co.jp/museum/nmp/nmp_i/articles/manga/manga2.html - www.dnp.co.jp/museum/nmp/nmp_i/articles/manga/manga2.html .
  3. а б Kinsella, Sharon. Adult Manga: Culture and Power in Contemporary Japanese Society. University of Hawai'i Press. 2000 ISBN 978-0-8248-2318-4
  4. Kern, Adam. Manga from the Floating World: Comicbook Culture and the Kibyōshi of Edo Japan. Harvard University Press. 2006 ISBN 978-0-674-02266-9
  5. Ито, Кинко. "История манги в контексте японской культуры и общества" - www.ingentaconnect.com/content/bpl/jpcu/2005/00000038/00000003/art00002. The Journal of Popular Culture. ст. 38 (3): 456-475 . http://www.ingentaconnect.com/content/bpl/jpcu/2005/00000038/00000003/art00002 - www.ingentaconnect.com/content/bpl/jpcu/2005/00000038/00000003/art00002 .
  6. а б в г Schodt, Frederik L. Manga! Manga! The World of Japanese Comics. Kodansha. 1986 ISBN 978-0-87011-752-7
  7. "Продажи манги в Японии упали до 500 блн. Иен" - comipress.com/news/2007/03/10/1622. Comipress . http://comipress.com/news/2007/03/10/1622 - comipress.com/news/2007/03/10/1622 .
  8. Patten, Fred. Watching Anime, Reading Manga: 25 Years of Essays and Reviews. Stone Bridge Press. 2004 ISBN 978-1-880656-92-1
  9. Cha, Kai-ming. "Viz Media и манга в Соединенных Штатах" - www.publishersweekly.com/article/CA6430330.html?nid=2789. Publishers Weekly . http://www.publishersweekly.com/article/CA6430330.html?nid=2789 - www.publishersweekly.com/article/CA6430330.html?nid=2789 .
  10. Peter Katzenstein & Takashi Shiraishi. Network Power: Japan in Asia. Cornell University Press. 1997 ISBN 978-0-8014-8373-8
  11. Kittelson, Mary Lynn. The Soul of Popular Culture: Looking at Contemporary Heroes, Myths, and Monsters. Open Court. 1998 ISBN 978-0-8126-9363-8
  12. Johnston-o'neill, Tom. "Finding the International in Comic Con International" - The San Diego Participant Observer .
  13. "Звездные войны: Новая надежда" Хисао Тамаки выходит в издательстве Dark Horse Comics с 1998 года.
  14. а б в г Иванов Б. А. Введение в японскую анимацию - www.hexer.ru / publish.shtml # book1. 2-е изд. - М.: Фонд развития кинематографии; РОФ "Эйзенштейновский центр исследований кинокультуры", 2002. - 336 с ISBN 5-901631-01-3
  15. "Манга: формирование жанра" - www.japantoday.ru/arch/jurnal/0704/08.shtml. Журнал "Япония сегодня" . http://www.japantoday.ru/arch/jurnal/0704/08.shtml - www.japantoday.ru/arch/jurnal/0704/08.shtml .
  16. Jocelyn Bouquillard, Christophe Marquet. Hokusai: First Manga Master. Abrams. 2007 ISBN 0-8109-9341-4
  17. Симидзу Исао. 日本 "漫画 の 事典: 全国 の マンガ ファン に 贈る. Sun lexica. 1985. стр 53-54, 102-103 ISBN 4-385-15586-0
  18. "Определение слова" манга "" - mw.com / dictionary / manga. Merriam-webster Online . http://mw.com/dictionary/manga - mw.com / dictionary / manga .
  19. "Лексикон: Манхва" - www.animenewsnetwork.com/encyclopedia/lexicon.php?id=67. Anime News Network . http://www.animenewsnetwork.com/encyclopedia/lexicon.php?id=67 - www.animenewsnetwork.com/encyclopedia/lexicon.php?id=67 .
  20. Wong, Wendy Siuyi. Hong Kong Comics: A History of Manhua. Princeton Architectural Press. 2002 ISBN 978-1-56898-269-4
  21. "World Manga" - www.animenewsnetwork.com/encyclopedia/lexicon.php?id=99. Anime News Network . http://www.animenewsnetwork.com/encyclopedia/lexicon.php?id=99 - www.animenewsnetwork.com/encyclopedia/lexicon.php?id=99 .
  22. http://www.ndl.go.jp/jp/gallery/permanent/jousetsu140.html - www.ndl.go.jp/jp/gallery/permanent/jousetsu140.html
  23. "Что такое аниме и манга?" - anime.dvdspecial.ru / Articles / what.shtml . http://anime.dvdspecial.ru/Articles/what.shtml - anime.dvdspecial.ru / Articles / what.shtml .
  24. Родители японского масскульта - www.kommersant.ru/doc.aspx?fromsearch=9ae694b5-6013-421f-840b-de7d23938136&docsid=857508 "Коммерсант" 2008 год номер № 32 (3849)
  25. Антон Ленников. "Искусство Манга. Часть 1" - www.animemagazine.ru/35.04/tema.php . http://www.animemagazine.ru/35.04/tema.php - www.animemagazine.ru/35.04/tema.php .
  26. "Tezuka Osamu @ World - New Treasure Island" - en.tezuka.co.jp/manga/sakuhin/m002/m002_01.html. Официальный сайт Осаму Тэдзуки . http://en.tezuka.co.jp/manga/sakuhin/m002/m002_01.html - en.tezuka.co.jp/manga/sakuhin/m002/m002_01.html .
  27. Schodt, Frederik L. The Astro Boy Essays: Osamu Tezuka, Mighty Atom, and the Manga / Anime Revolution. Stone Bridge Press. 2007 ISBN 978-1-933330-54-9
  28. а б "Манга" - www.japantoday.ru/japanaz/TMP/m8.shtml. Япония от А до Я . http://www.japantoday.ru/japanaz/TMP/m8.shtml - www.japantoday.ru/japanaz/TMP/m8.shtml . Проверено 11.05.2008 .
  29. а б Наиболее рисованные инвестиции - www.kommersant.ru/doc.aspx?fromsearch=ab6cdcc1-90a0-4479-a2bd-19919b781342&docsid=693844 "Коммерсант" 2006 год номер № 30 (586)
  30. а б в "Периодика" - www.animemagazine.ru/41.05/article_03.php. Animemaniacs Magazine Online . http://www.animemagazine.ru/41.05/article_03.php - www.animemagazine.ru/41.05/article_03.php .
  31. Schodt, Frederik L. Dreamland Japan: Writings on Modern Manga. Stone Bridge Press. 1996 ISBN 978-1-880656-23-5
  32. Дарья Печорина .. "Манга - эпитафия устаревшей литературе" - www.womenclub.ru/showbisness/1366.htm . http://www.womenclub.ru/showbisness/1366.htm - www.womenclub.ru/showbisness/1366.htm .
  33. "Manga Cafe" - everyday.3yen.com/2006-01-09/manga-cafe /. Everyday in Japan . http://everyday.3yen.com/2006-01-09/manga-cafe/ - everyday.3yen.com/2006-01-09/manga-cafe / .
  34. Исао, Симидзу. "The first Japanese manga magazine: Eshinbun Nipponchi" - .
  35. "AnimeMagazine # 6" - www.animag.ru/arc/AnimeMagazine6.pdf. anime * magazine . http://www.animag.ru/arc/AnimeMagazine6.pdf - www.animag.ru/arc/AnimeMagazine6.pdf . Проверено 14.05.2008 .
  36. "Magazine Data" - www.j-magazine.or.jp/magdata/index.php?module=list&action=list&cat1cd=1&cat3cd=14&period_cd=2. JMPA. 2007 www.j-magazine.or.jp/magdata/index.php?module=list&action=list&cat1cd=1&cat3cd=14&period_cd=2 .
  37. "Зачем нужны цветные страницы в манга-журналах?" - comipress.com/article/2006/10/29/941. ComiPress . http://comipress.com/article/2006/10/29/941 - comipress.com/article/2006/10/29/941 .
  38. а б "What is a Tankoubon?" - www.activeanime.com/pn/index.php?name=FAQ&id_cat=1 # q6. Active Anime . http://www.activeanime.com/pn/index.php?name=FAQ&id_cat=1 # q6 - www.activeanime.com/pn/index.php?name=FAQ&id_cat=1 # q6 .
  39. Наталья Одинцова и Алексей Дубинский .. "Wonder Festival и Comiket" - www.gameland.ru/post/38591/. Страна Игр . http://www.gameland.ru/post/38591/ - www.gameland.ru/post/38591/ .
  40. "2007年のオタク市場規模は1866亿円-メディアクリエイトが白書" - www.inside-games.jp/news/258/25855.html. Inside for Business . http://www.inside-games.jp/news/258/25855.html - www.inside-games.jp/news/258/25855.html .
  41. Glazer, Sarah. "Manga for Girls" - www.nytimes.com/2005/09/18/books/review/18glazer.html. The New York Times . http://www.nytimes.com/2005/09/18/books/review/18glazer.html - www.nytimes.com/2005/09/18/books/review/18glazer.html .
  42. "Japan SAQ (Seldom Asked Questions)" - quirkyjapan.or.tv / saq.html # anime big eyes. Guirky Japan . http://quirkyjapan.or.tv/saq.html # anime% 20big% 20eyes - quirkyjapan.or.tv / saq.html # anime big eyes .
  43. а б "TOKYOPOP Unflopped. An Interview with Jake Forbes" - www.sequentialtart.com/archive/feb02/forbes.shtml. Sequential Tart . http://www.sequentialtart.com/archive/feb02/forbes.shtml - www.sequentialtart.com/archive/feb02/forbes.shtml .
  44. "Manga Right to Left - Will It Fly?" - www.icv2.com/articles/news/1189.html. ICv2 . http://www.icv2.com/articles/news/1189.html - www.icv2.com/articles/news/1189.html .
  45. "Tokyopop To Publish Manga in Japanese Format" - www.icv2.com/articles/news/1067.html. ICv2 . http://www.icv2.com/articles/news/1067.html - www.icv2.com/articles/news/1067.html .
  46. а б "Japan, Ink: Inside the Manga Industrial Complex" - www.wired.com/techbiz/media/magazine/15-11/ff_manga. Wired Magazine . http://www.wired.com/techbiz/media/magazine/15-11/ff_manga - www.wired.com/techbiz/media/magazine/15-11/ff_manga .
  47. а б в Вонг, Кэнди .. "Манга в Европе и Северной Америке" - www.rthk.org.hk/mediadigest/20070913_76_121564.html . http://www.rthk.org.hk/mediadigest/20070913_76_121564.html - www.rthk.org.hk/mediadigest/20070913_76_121564.html .
  48. Leonard, Sean .. "Progress Against the Law: Fan Distribution, Copyright, and the Explosive Growth of Japanese Animation" - web.mit.edu / seantek / www / papers / progress-columns.pdf . http://web.mit.edu/seantek/www/papers/progress-columns.pdf - web.mit.edu / seantek / www / papers / progress-columns.pdf .
  49. Rifas, Leonard. Globalizing Comic Books from Below: How Manga Came to America. International Journal of Comic Art. 2004 том 2, номер 6, ст. 138-171
  50. "Интервью с Торен Смит" - www.darkhorse.com/news/interviews.php?id=622. Dark Horse Comics . http://www.darkhorse.com/news/interviews.php?id=622 - www.darkhorse.com/news/interviews.php?id=622 .
  51. Robofish .. "Манга по-американски (Manga, American-style)" - www.tokyopop.com/Robofish/insidetp/688417.html . http://www.tokyopop.com/Robofish/insidetp/688417.html - www.tokyopop.com/Robofish/insidetp/688417.html .
  52. Reid, Calvin .. "Тokyopop Ink Manga Deal" - www.publishersweekly.com/article/CA6319467.html . http://www.publishersweekly.com/article/CA6319467.html - www.publishersweekly.com/article/CA6319467.html .
  53. "Shojo Beat Media Kit" - www.shojobeat.com/mediakit/SB_Media_Kit_2008.pdf . http://www.shojobeat.com/mediakit/SB_Media_Kit_2008.pdf - www.shojobeat.com/mediakit/SB_Media_Kit_2008.pdf .
  54. Bosker, Bianca. "Manga Mania" - online.wsj.com/article/SB118851157811713921.html? mod = googlenews_wsj. Wall Street Journal . http://online.wsj.com/article/SB118851157811713921.html?mod=googlenews_wsj - online.wsj.com/article/SB118851157811713921.html? mod = googlenews_wsj .
  55. а б Дженнифер Фишбейн .. "Манга-мания в Европе" - www.businessweek.com/globalbiz/content/dec2007/gb20071226_346610.htm . http://www.businessweek.com/globalbiz/content/dec2007/gb20071226_346610.htm - www.businessweek.com/globalbiz/content/dec2007/gb20071226_346610.htm .
  56. "Les editeurs des mangas" - home.comcast.net / ~ mahousu / editeurs.html . http://home.comcast.net/ ~ mahousu / editeurs.html - home.comcast.net / ~ mahousu / editeurs.html .
  57. Издательство Перо - pero-press.com.ua/ukr/catalog/dit-hud-lit/nick_147 /
  58. "Seiun Award." - www.sf-fan.gr.jp/awards/list.html . http://www.sf-fan.gr.jp/awards/list.html - www.sf-fan.gr.jp/awards/list.html .
  59. "International Award" - www.animenewsnetwork.com/news/2007-05-22/international-manga-award. Anime News Network . http://www.animenewsnetwork.com/news/2007-05-22/international-manga-award - www.animenewsnetwork.com/news/2007-05-22/international-manga-award .
  60. "First International MANGA Award" - www.mofa.go.jp/announce/announce/2007/6/1174276_828.html. Министерство иностранных дел Японии . http://www.mofa.go.jp/announce/announce/2007/6/1174276_828.html - www.mofa.go.jp/announce/announce/2007/6/1174276_828.html .
  61. "Таро Асо - новый премьер-министр Японии" - www.echo.msk.ru/programs/48minut/542216-echo/ . http://www.echo.msk.ru/programs/48minut/542216-echo/ - www.echo.msk.ru/programs/48minut/542216-echo/ .
  62. "Взгляд отаку: В Японии необходимо распространять иностранную мангу" - news.leit.ru/archives/426. Leit.ru . http://news.leit.ru/archives/426 - news.leit.ru/archives/426 .

Литература

На английском языке
  • Kinsella, Sharon. Adult Manga: Culture and Power in Contemporary Japanese Society. University of Hawai'i Press. 2000 ISBN 978-0-8248-2318-4
  • Kern, Adam. Manga from the Floating World: Comicbook Culture and the Kibyōshi of Edo Japan. Harvard University Press. 2006 ISBN 978-0-674-02266-9
  • Schodt, Frederik L. Manga! Manga! The World of Japanese Comics. Kodansha. 1986 ISBN 978-0-87011-752-7
  • Patten, Fred. Watching Anime, Reading Manga: 25 Years of Essays and Reviews. Stone Bridge Press. 2004 ISBN 978-1-880656-92-1
  • Peter Katzenstein & Takashi Shiraishi. Network Power: Japan in Asia. Cornell University Press. 1997 ISBN 978-0-8014-8373-8
  • Kittelson, Mary Lynn. The Soul of Popular Culture: Looking at Contemporary Heroes, Myths, and Monsters. Open Court. 1998 ISBN 978-0-8126-9363-8
  • Jocelyn Bouquillard, Christophe Marquet. Hokusai: First Manga Master. Abrams. 2007 ISBN 0-8109-9341-4
  • Wong, Wendy Siuyi. Hong Kong Comics: A History of Manhua. Princeton Architectural Press. 2002 ISBN 978-1-56898-269-4
  • Schodt, Frederik L. The Astro Boy Essays: Osamu Tezuka, Mighty Atom, and the Manga / Anime Revolution. Stone Bridge Press. 2007 ISBN 978-1-933330-54-9
  • Schodt, Frederik L. Dreamland Japan: Writings on Modern Manga. Stone Bridge Press. 1996 ISBN 978-1-880656-23-5
На других языках
  • Иванов Б. А. Введение в японскую анимацию - www.hexer.ru / publish.shtml # book1. 2-е изд. - М.: Фонд развития кинематографии; РОФ "Эйзенштейновский центр исследований кинокультуры", 2002. - 336 с ISBN 5-901631-01-3 (Рус.)
  • Симидзу Исао. "日本" 漫画 の 事典: 全国 の マンガ ファン に 贈る. Sun lexica. 1985. стр 53-54, 102-103 ISBN 4-385-15586-0 (Яп.)

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам