Надо Знать

добавить знаний



Маньеризм



План:


Введение

Художник Понтормо. Встреча Марии с Елизаветой, 1529. Церковь Сан-Микеле, Карминьяно. Пример живописи маньеризма.

Маньеризм ( итал. manierismo - От maniera - "манера", "стиль", буквально - капризность, вычурность, искусственность) - течение в европейском искусстве и архитектуре 16 века, запечатлевшей кризис гуманистической культуры Возрождения. Характеризуется потерей ренессансной гармонии между телесным и духовным, природой и человеком.

Некоторые исследователи (особенно литературоведы) не склонны считать маньеризм самостоятельным стилем и усматривают в нем раннюю фазу барокко.


1. Общая характеристика стиля

Скульптор Винченцо де Росси, Парис и Елена, Грот Буонталенти, Флоренция.
Грот Буонталенти у палаццо Питти, главный фасад.
Худ. Бартоломеус Шпрангер, Минерва, Вена.

Важной особенностью маньеризма как стиля был его аристократизм, недемократичности, ориентированность на вкусы богатых владельцев, вообще припалацовий характер. Главными заказчиками и потребителями искусства маньеризма была церковная и светская аристократия. Неудивительно, что значительные центры маньеризма объединялись при дворе папы римского, герцогского двора во Флоренции, при королевских дворцах в Фонтенбло ( Франция), Эскориале ( Испания), Праге ( Чехия), Кракове ( Польша). Даже когда художественные центры расположены вне известных центров маньеризма, они все равно выполняют заказы аристократов (оружейники Милан (Италия) десятилетиями работали на заказ королей Франции из маньеристических вкусами).

Маньеризм настоянный на противоречиях, в числе которых - страстное изучение произведений гениев Высокого Возрождения и огромное желание работать в их же манере (отсюда название маньеризм), отказ от наблюдения за природой и поклонение авторитетам, виртуозность исполнения художественных работ, доминанта индивидуализма, высокая образованность мастеров и безудержная фантазийность, теоретические заявления о наследственности своего искусства и при этом чрезвычайная искусственность, капризность художественных манер, почти полный отказ от классических канонов в архитектуре, в композициях картин, потеря гармонии ради диссонансов, тревожности, асимметрии, чрезвычайного воздействия на чувства и сознание заказчика и зрителя. Фантазийность даже становилась главной целью художника-виртуоза.

Характерными особенностями художественного решения работ, относящихся к стилю маньеризм, можно считать повышенную духовность (нередко совмещенную с не менее сублимированным эротизмом или, наоборот, подчеркнуто противопоставленный ему); напряженность и зламанисть линий (в частности, использование так называемой "змеевикового" линии в композициях), вытянутостью или даже деформируемость фигур, напряженность поз (контрапостах), необычные или причудливые эффекты, связанные с размерами, освещением или перспективой, использование раздражающих хроматических цветовых гамм, перегрузки композиции фигурами и деталями т.д..

Внешне следуя мастеров Высокого Возрождение, маньеристы в Италии настойчиво подчеркивали трагические диссонансы быта, власть иррациональных сил, субъективность искусства. На рубеже 16 и 17-го веков на смену маньеризма пришел стиль барокко. Но маньеризм еще несколько десятилетий сосуществовал с барокко, особенно в странах за пределами Италии (Франция, Голландия, Германия, Чехия и т.д.).


1.1. Возникновение

Гризайли суток маньеризма на фасаде дворца Бьянки Капелло

Маньеризм появился в Италии, где важнейшими очагами развития стиля стали Флоренция, Мантуя и Рим, а затем получил распространение в Франции и других европейских странах. Стиль был также порождением кризисных явлений в общественно-политической сфере, характерных для позднего Возрождения с его социальной, моральной и религиозной неустойчивостью. Иногда начальную фазу маньеризма связывают с грабежом и разрушением Рима в 1527 году немецкими солдатами императора Карла V. Самое главное, что маньеризм в заметной форме отразил существенную, подобную взрыву трансформацию искусства и литературы от средних веков до "Новой истории".


1.2. Маньеризм в изобразительном искусстве

Мартен ван Хемскерк. "Император Карл V в битве при Павии", гравюра по рисунку художника
Скульптор Монторсоли, фонтан Нептуна, город Мессина, маньеризм
Франческо Приматиччо. "Св. Семья на фоне театра". Эрмитаж.
  • Главные представители во Франции
  • Главные представители во Фландрии
  • Главные представители в Испании
    • Эль Греко (1541 - 1614)
    • Луис Моралес (ок. 1523 - 1586)
    • Хуан Санчес Котани (1560 - 1527)
    • Бартоломео Кардуччи (1560 - 1608)
    • Пеллегрино Тибальди
    • Антонио де Небриха
    • Николо Гранелло
    • Ромуло Чинчинато
    • Федерико Цуккаро
  • Немецкие маньеристы

1.3. Фрагменты аллегорических скульптур Йозефа Стаммеля из Австрии

  • Stammel Relief.jpg
  • Stammel 5220.JPG
  • Stammel 5230.JPG

1.4. Страны, охваченные маньеризмом

Прага, ворота императора Матьяша
Эскориал, библиотека, фрески маньеристов Пеллегрино Тибальди и Бартоломео Кардуччи.

Известно, что искусство эпохи Возрождения имело довольно ограниченный характер и осталось достоянием лишь нескольких культурных центров (Флоренции, Рима, Венеции, нескольких провинциальных городов Италии, Франции, Германии, Польши и Украины в ее составе). Маньеризм, наоборот, имел значительное распространение - почти по всей Европе. Влияние было таким крепким, что последние маньеристы Голландии (граверы) работали еще в Петербурге ( Россия) в начале XVIII века вместе с мастерами высокого и позднего барокко.

Знакомству со стилем в XVI веке и его распространению сильно способствовали ускоренные контакты между художниками и распространение маньеристических произведений искусства. Маньеристов Федериго Цуккаро путешествовал по Франции, Голландии и добрался до Англии, меньше охваченной маньеризмом. Значительные коллективы художников-маньеристов годами работали во Франции ( Школа Фонтенбло), Испании ( Эскориал), Чехии ( Прага). По Европе путешествовали художники, произведения искусства ( гравюры, рисунки, картоны гобеленов, ювелирные виробы), художественные идеи. Даже тяжелые бронзовые скульптуры были включены в этот процесс: воины-шведы захватили и ограбили Прагу и вывезли в Швецию маньеристических скульптуры из саду барокко при дворце Вальдштейна. Произведения маньеристов Адриана де Врис сих пор сохраняются в Швеции.

Карел ван Мандер (Голландия) создал в городе Харлем Академию рисунка копировала образовательно-художественный заведение братьев Каррачи в Болонье. Заведение ван Мандера придерживался идей маньеризма, который поддерживали и его сторонники Хендрик Гольциус и Корнелис ван Харлем. Еще одним центром маньеризма в Голландии был Утрехт.

Маньеризм привлек в свои ряды немало выдающихся мастеров. Стилистику маньеризма разделяли Эль Греко, Тинторетто, Бенвенуто Челлини, Джулио Романо, Джамболонья, тогда как одного из этих имен было бы достаточно, чтобы помнить и изучать маньеризм.


1.5. Портреты эпохи маньеризма

  • Возможно, худ.Вильям Скротс, Генри Говард, граф Суррей, 1544 р.

  • Худ. Франческо Сальвиати, портрет неизвестного господина, частное собрание.

  • Худ.Пармиджанино, женский портрет, 1539 г., Виндзор, Англия.

  • Худ.Себастьяно дель Пьомбо, неизвестна из Рима, 1540 е гг


2. Медальерного искусства эпохи маньеризма

  • "Бог войны Марс-победитель"

  • Помпео Леони, Эрколе II в д'Эсте, 1554

  • Аннибал фонтана, Гонсало де Кордоба, 1550

  • Аннибал фонтана, Фердинандо Франческо дьАвалос, аллегория, 1562

  • Алессандро Виттория, Никколо Вичентино, 1555

  • Бенвенуто Челлини, король Франциск I, 1538

  • Бенвенуто Челлини, папа римский Климент VII

  • Джованни Бернарди, "Похищение Ганимеда орлом Зевса", 1540

  • Доменико Поджини, "Элеонора толедской", 1551

  • Пасторино где Пасторино, "Камилло Кастильоне", 1561


2.1. Маньеризм и декоративно-прикладное искусство

Худ. Питер Бол. Натюрморт, золота блюдо суток маньеризма, попугай какаду, ковер, музыкальные инструменты.

Чрезвычайно плодотворным было вмешательства художников маньеризма в создание предметов декоративно-прикладного искусства. Они охотно делали проекты украшений для мебели, золотого и серебряного посуды, ювелирных изделий, медальерного искусства, костюмов триумфального шествия, маскарада, представления. Этим годами занимались Арчимбольдо, Бенвенуто Челлини, Жак Дюсерсо, целый ряд второстепенных и известных мастеров и декораторов.

  • Худ. Виллем калфа, фрагмент натюрморта с бокалом в золотой оправе, Мадрид.

  • Худ.Ян Давидс де Хем, фрагмент натюрморта с драгоценными бокалом

  • Худ. Виллем Класс Хеда. Фрагмент натюрморта с драгоценными посудой


2.2. Последствия маньеризма

Архитекторы Доменико Бьюндо и Антонио Амато. Ворота крепости в городе Мессина, Италия, маньеризм.

По разному отразился маньеризм и на областях искусства. Италия была классической страной маньеризма, поэтому там возникли выдающиеся его образцы в живописи, скульптуре, архитектуре, медальерном и декоративно-прикладном искусстве.

Механический, заимствованный характер имел маньеризм Испании, где исключением стало лишь художественное достояние Эль Греко, справедливо оценено лишь в 20 веке. Заимствованный характер итальянского маньеризиму в Франции, наоборот, позволил развиться и достичь успехов национальной художественной школе в 16 веке.

Чрезвычайное значение имел маньеризм и для возникновения и развития искусства барокко, которое заимствовало большое количество форм, средств и образов именно этого стиля.

  • Открытие пятой печати - Эль Греко, ( 1608 - 1614)

  • Похищение сабинянок - Джамболонья. ( 1574 - 1582).

  • Стенописи в Оратории Святейшего Распятие, Рим, маньеризм.


3. Маньеризм в украинском искусстве

3.1. Маньеризм в украинских скульптуре

"Художественный направление - маньеризм, охватывающий в настоящее время страны Европы (особенно его северный вариант), имел большое влияние на львовскую скульптуру. Черты маньеризма прослеживаются и в названном произведении. Маньеризм распространялся различными путями. Один из них - деятельность на Львовщине иностранных, прежде североевропейских мастеров. Самым известным среди них был немец, сын художника, Иоанн Пфистер (1573 - ок. 1642). Он приехал во Львов с Вроцлава уже зрелым мастером и осел здесь навсегда. Немало работал Пфистер и в Бережанах на Тернопольщине, где выполнял заказы семьи Сенявских, и в Тарнове (ПНР). Экспонированная (прим. в Олесском Замка на Львовщине) статуя св. Елизаветы (1630-е годы) создана Пфистер в последний период его жизни. Маньеризм отразился в чрезмерно вытянутых пропорциях тела, изящества, аристократической постановке головы, движению рук, капризному ракурсе фигуры. Не исключено, что в скульптуре передано портретные черты одного из Сенявских - Елизаветы ".


3.2. Маньеризм в украинской архитектуре

Образцы маньризму в украинской архитектуре встречаются прежде всего на территории Западной Украины, а всего во Львове: часовня Боимов, часовня Кампианов, бернардинский костел (теперь церковь Св. Андрея), Королевский арсенал и частично монастырь бенедиктинок. Также элементы маньеристических декора встречаются на многих домах на Площади Рынок. Также маньеристических элементы присутствуют в костеле Св. Лаврентия в Жовкве, замковом храме в Бережанах, в декоре Подгорецкий, Олеского, Золочевского замков, и замка в Старом Селе.


3.3. Маньеризм и орнамент

Палаццо Рамирес в Монтальто, гризайли Дж.Вазари на фасаде

Новая волна увлечением орнаментами пришла в Италию в конце 15 века. Значительным толчком для этого стало открытие в Риме остатков так называемого "Золотого дома", бывшего дворца императора Нерона. В Риме хищнически вели раскопки. Руины изучали, зарисовывали, находки разбирали и продавали, каменные глыбы служили строительным материалом. "Золотому дому" повезло больше. Современников поразили стенописи с орнаментами.Воны и породили новую волну увлечением орнаметамы, моду на их изучение и создание своих вариантов на этой основе.

Если Возрождение предпочло симметричным, гармоничным орнаментам античности, маньеризм сделал свои акценты. Мастера орнамента суток маньеризма дали преимущество орнаментам таратологичним. Этот орнамент, решенный в виде прихотливо переплетенных зооморфных и растительных мотивов с изображением сказочных драконов, химер, фантастически соединенных мотивов фауны и флоры. Причудливые маски поразили уже Микеланджело. И тот использовал лицо чудовищ в паркетах Библиотеки Лауренциана, в орнаментальных украшениях часовни Медичи во Флоренции. Страшную, причудливую маску Микеланджело разместил и рядом с прославленной скульптурой "Ночь" в часовне Медичи.

Виртуозные образцы орнамента суток маньеризма дал Джорджо Вазари в гризайли. Мастера маньеризма охотно разрабатывали орнаменты в своих фресках ( Пармиджанино, хоры церкви Санта Мария делла Стекката), в рисунках и гравюрах, разошедшихся Европой от Франции до Польши. Орнаменты маньеризма использовали для украшений фонтанов, колонн, архитектурных сооружений. Известным образцом орнамента маньеризма в архитектуре стал фронтон Бернардинского костела во Львове, Украина.


3.4. Образцы маньеризма в архитектуре Украины

  • Часовня Боимов, Львов

  • Фронтон со скульптурами Бернардинского костела, Львов.

  • Ворота Подгорецкий замок


3.5. Образцы маньеризма в европейской гравюре

  • Гравюра Эгидиуса Заделера по произведению Бартоломеус Шпрангера "Христос и Мария Маглалина (Христос садовник)"

  • Гравюра Эгидиуса Заделера по произведению Ханса фон Аахена "Портрет императора Рудольфа II"

  • Заделер "Тайная вечеря"

  • Худ. Жак Белланж. Святые жены в гроба Господня, 1610-е гг


код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам