Надо Знать

добавить знаний



Мао Цзэдун


Мао Цзэдун

План:


Введение

Мао Цзэдун (* 26 декабря 1893 - 9 сентября 1976) - китайский политический лидер и теоретик маоизма. Основатель Китайской коммунистической партии (ККП) в 1921, вскоре стал ее лидером.

Организовал Долгий марш 1934-35 и вел освободительную войну 1937-1949, завершившейся установлением Народной республики и коммунистическим правлением в Китае.

Возглавлял партию и правительство страны в смерти. Его влияние уменьшилось после ряда экономических неудач (1958-1960 "Большой прыжок"), но опять стал доминирующим в годы Культурной революции 1961-1969. Адаптировал коммунизм к китайским условиям, что отражено в Маленькой красной книге.


1. Начало биографии

1.1. Детство и юность

Мао Цзэ-дун родился 26 декабря 1893 года в селе Шаошань провинции Хунань, недалеко от столицы провинции, города Чанша. Отец Цзэ-дуна, Мао Женьшень, принадлежал к мелким землевладельцам, и семья его была достаточно обеспеченной. Строгий нрав отца-конфуцианцами обусловила конфликты с сыном и одновременно привязанность мальчика к мягкой по характеру матери-буддиста, Вэнь Цимей.

Синьхайской революция застает молодого Мао в Чанша, куда тот в возрасте шестнадцати лет перебирается из родного села. Парень становится свидетелем кровопролитной борьбы различных группировок, а также солдатских восстаний, и на короткое время сам примыкает к армии губернатора провинции. После этого Мао углубляется в учебу, достигая в гуманитарных науках блестящих результатов. В 1917 г. появляются его первые статьи в крупных журналах социалистического толка, таких, как "Новая Молодежь [1]. Годом позже он, следуя своему любимому учителю Яну Чанцзи, перебирается в Пекин, где работает ассистентом Ли Дачжао, что ставпизнше одним из основателей Коммунистической партии Китая.


1.2. Начало политической деятельности

Мао Цзэдун в 1927 г.

Покинув Пекин, юный Мао путешествует по стране, занимается углубленным изучением трудов западных философов и революционеров, живо интересуется событиями в России. Зимой 1920 года он посещает Пекин в составе делегации от Национального Собрания провинции Хунань, требующей снятия коррумпированного и жестокого губернатора провинции. Через год Мао вслед за своим другом Цай Хесенем решает взять на вооружение коммунистическую идеологию. В июле 1921 года Мао принимает участие в шанхайском съезде, на котором была основана Коммунистическая партия Китая. Через два месяца после возвращения в Чанша, он становится секретарем хунаньской отделения КПК. В то же время Мао женится на Ян Кайхуей, дочери Яна Чанцзи. В течение следующих пяти лет у них рождаются три сына - Аньин, Аньцин и Аньлун.

По настоянию Коминтерна КПК была вынуждена вступить в союз с Гоминьданом. Мао Цзе-дун, который летом 1923 года входит в состав ЦК КПК, не приветствовал этот компромисс [2]. В 1926 году Мао выдвигается на пост секретаря КПК по крестьянскому движению, а годом позже - руководителем гоминьдановского Института Крестьянского Движения [3]. Все эти годы он много занимается работой с крестьянством, находить взаимопонимание с которым Мао помогает его сельское происхождение. Мао приходит к выводу, что пролетариат не может быть носителем революции в Китае, где подавляющее большинство населения составляют крестьяне. Уже в то время он начинает формулировать для себя основные тезисы будущей идеологии ( маоизма).


2. Гражданская война

2.1. Советская Республика в Цзянси

Мао, 1931 год

В апреле 1927 г. Чан Кайши, заняв с помощью коммунистов Шанхай, начинает проводить в городе политику беспощадного террора против вчерашних союзников. Тысячи членов КПК были арестованы или убиты. В это время Мао Цзэ-дун организует в окрестностях Чанша крестьянское восстание "Осеннего урожая". Восстание подавляется местными властями с большой жестокостью, Мао вынужден бежать с остатками своей армии в горы Цзинганшан на границе Хунани и Цзянси. Вскоре атаки Гоминьдана принуждают группы Мао, а также разбитых в ходе Наньчанского восстания Чжу Дэ, Чжоу Эньлая и других военных лидеров КПК, покинуть эту территорию. В 1928 году, после долгих переселений, коммунисты прочно основываются на западе провинции Цзянси. Там Мао создает достаточно сильную советскую республику. Впоследствии он проводит ряд аграрных и социальных реформ - в частности, конфискацию и перераспределение земли, либерализацию прав женщин [4].

Между тем, Компартия Китая переживала тяжелый кризис. Число ее членов сократилось до 10 000, из них только 3% относились к рабочим. Новый лидер партии Ли Лисань, вследствие нескольких серьезных поражений на военном и идеологическом фронте, а также разногласий со Сталиным, был исключен из ЦК. На этом фоне позиция Мао, делавшего упор на крестьянство и действовал в этом направлении относительно успешно, усиливается в партии, несмотря на частые конфликты с партийной верхушкой. Со своими противниками на локальном уровне в Цзянси Мао расправился в 1930-31 гг с помощью репрессий, в ходе которых многие местные руководители были убиты или брошены в тюрьмы как агенты вымышленного общества "АБ-Туан". Дело "АБ-Туан" стала, по сути, первым "чисткой" в истории КПК [5].

В то же время Мао пережил личную утрату: агентам Гоминьдана удалось схватить его жену, Ян Кайхуей. Она была казнена в 1930 г., а несколько позже младший сын Мао Аньлун умирает от дизентерии. Второй его сын от Кайхуей, Мао Аньин, погиб в ходе Корейской войны. Вскоре после смерти второй жены Мао начинает жить с активисткой Хэ Цзиджень.


2.2. Великий поход

К 1934 г. силы Чан Кайши окружают коммунистические районы в Цзянси и начинают готовиться к массированной атаке. Руководство КПК принимает решение об уходе из данного района. Операция по прорыву четырех рядов гоминдановском укреплений готовится и проводится Чжоу Энлай - Мао в это время снова в опале. Ведущие позиции после отстранения Ли Лисаня занимают "28 Большевиков" - группа близких Коминтерна и Сталина молодых функционеров во главе с Ван Мином. С большими потерями коммунистам удается прорваться через заслоны националистов и уйти в горные районы Гуйчжоу. Во время короткой передышки в городке Цзуньи проходит легендарная партийная конференция, на которой партией были официально приняты некоторые тезисы, представленные Мао, сам он становится постоянным членом политбюро, а группа "28-ми большевиков" подвергается ощутимой критике [6].


2.3. Яньаньський период

Через год после начала Великого похода, в октябре 1935 г. Красная Армия достигает коммунистического района Шэньси-Ганьсу-Нинся (или, по названию крупнейшего города, Яньань), который решено было сделать новым форпостом Коммунистической Партии. В ходе Великого похода через военные действия, эпидемии, несчастные случаи в горах и болотах, а также через дезертирство коммунисты потеряли более 90% из того состава, который покинул Цзянси. Однако им удается быстро восстановить свои силы. В то время главной целью партии стала считаться борьба с Японией, которая ведет все агрессивнее в отношении ослабленного Китая. После того, как война в июле 1937 разразилась в открытую, коммунисты, по указанию Москвы, идут на создание единого патриотического фронта с Гоминьданом.

В самом разгаре антияпонской борьбы Мао Цзе-дун инициирует так называемый "Движение за упорядочение стиля" ("чженфен"; 1942-43). Движение включает, в числе прочего, изучение классиков марксизма-ленинизма, трудов Мао, подавление свободомыслия среди коммунистической интеллигенции и кампании по "самокритике", особенно коснулись главного соперника Мао - Ван Мина. Итогом чженфен становится полная концентрация внутрипартийной власти в руках Мао Цзэ-дуна [7]. В 1943 г. он избирается председателем политбюро КПК, и тогда же медленно начинает возникать культ личности Мао.

До этого Мао долгое время изучает классику западной философии и, особенно, марксизма. На основе марксизма-ленинизма, некоторых аспектов традиционной китайской философии и, не в последнюю очередь, собственного опыта и идей, Мао удается с помощью личного секретаря Чэнь Бода создать и теоретически обосновать новое направление марксизма - "Маоизм". Маоизм задумывался как гибкая, прагматична форма марксизма, которая была бы лучше приспособлена к китайским реалиям того времени. Главными его особенностями могут быть обозначены однозначное ориентирование на крестьянство (а не на пролетариат), а также значительная доля национализма [8].


2.4. Победа КПК в Гражданской Войне

В войне с Японией коммунисты действуют успешнее Гоминьдана. С одной стороны это объяснялось тактикой партизанской войны, которая позволяла успешно оперировать в тылу противника. В конце войны даже предпринимаются попытки сближения с китайскими коммунистами со стороны Америки, что разочаровалась в Чан Кайши, который терпел одно поражение за другим.

Мао Цзэ-дун с представителями "хуацяо" в 1949 г.

К середине 1940-х годов все общественные институты Гоминьдана, включая армию, находятся на крайней стадии разложения. Повсеместно процветает неслыханная коррупция, произвол, насилие; экономика и финансовая система страны фактически были атрофированы. Часть высшего руководства Гоминьдана весьма мягко относилась к главному врагу Китая - Японии, предпочитая вести главные военные действия против коммунистов. Все это способствует распространению негативного отношения к Гоминьдана у большинства населения, в том числе и среди интеллигенции.

Категорический отказ Чан Кайши организовывать жизнь в стране после конца войны на демократических принципах и волна репрессий против инакомыслящих вызывают полную потерю поддержки Гоминьданом среди населения и даже собственной армии [9]. После начала активных военных действий 1947 году, коммунистам, с помощью Советского Союза, который закрепился в то время в Маньчжурии, удается за 2,5 года овладеть всей территорией континентального Китая, несмотря на многократную численное превосходство войск Гоминьдана и активное противостояние США. 1 октября 1949 года с ворот Тяньаньмэнь Мао Цзе-дун провозглашает образование Китайской Народной Республики со столицей в Пекине. Сам Мао становится председателем правительства новой республики.


3. Годы при власти

3.1. Первая пятилетка и компания "Ста цветов"

Сталин и Мао на почтовой марке КНР

Первые годы после победы над Гоминьданом посвящены в основном решению насущных экономических и социальных проблем. Особое значение Мао Цзе-дун предоставляет аграрной реформы, развития тяжелой индустрии и укреплению гражданских прав. Почти все реформы китайские коммунисты проводят по образцу Советского Союза, имел в начале 50-х достаточно большое влияние на КНР. В частности, проводится конфискация земли у крупных землевладельцев; в рамках первой пятилетки с помощью специалистов из СССР осуществляется ряд крупных индустриальных проектов. Внешнеполитическая начало 50-х годов для Китая ознаменовался участием в Корейской войне, на которой за 3 года военных действий погибает около миллиона китайских добровольцев [10], включая сына Мао.

После смерти Сталина и ХХ съезда КПСС, в высших эшелонах власти Китая также возникают разногласия по поводу либерализации страны и допустимости критики по партии. Сначала Мао принимает решение поддержать либеральное крыло, которому принадлежали Дрюкуу Эньлай (Премьер Госсовета КНР), Дзюнь Юнь (Замглавы КПК) и Дэн Сяопин (генсек КПК). В 1956 г. в своей речи "О справедливом разрешении противоречий внутри народа" Мао призывает открыто высказывать свое мнение и участвовать в дискуссиях, бросив лозунг: "Пусть расцветают сто цветов, пусть соперничают сто школ!" Председатель Партии не рассчитал, что его призыв вызовет шквал критики в отношении КПК и его самого. Интеллигенция и простые люди резко осуждают диктаторский стиль правления КПК, нарушения прав и свобод человека, коррупции, некомпетентности, насилие. Таким образом, уже в июле 1957 кампания Ста цветов" сворачивается, и вместо нее провозглашается кампания против правых уклонистов. Во время ее арестовываются около 520 000 человек, подавших голос протеста во время "Ста цветов" [11].


3.2. "Большой скачок тигра"

Несмотря на большие усилия, темпы роста китайской экономики в конце 1950-х оставляли желать лучшего. Производство аграрной продукции регрессировала. Кроме этого, Мао беспокоило отсутствие революционного духа в массах народа. До решения этих проблем он решил подойти в рамках политики Трех красных знамен", призванной обеспечить "Большой скачок вперед" во всех областях народного хозяйства. Кампания началась в 1958 году. Чтобы уже через 15 лет достичь объемов производства Великобритании, предполагалось организовать практически все сельское (а также, частично, и городское) население страны в автономные "коммуны". Жизнь в коммунах было крайне коллективизировано - частная жизнь и, тем более, собственность были практически искоренены. Каждая коммуна должна была не только обеспечивать себя и окрестные города продуктами питания, но и проводить индустриальные продукты, главным образом сталь, которая выплавлялась в маленьких печах на задних дворах членов коммуны.

Политика "большого скачка тигра" закончилась грандиозным провалом. Качество произведенным в коммунах стали было крайне низким, обработка коллективных полей по разным причинам шла также плохо, уже через 2 года урожаи зерновых и все производство продуктов питания упали на катастрофически низком уровне. В настоящее время руководители провинций докладывали Мао о небывалых успехах новой политики, провоцируя повышение планок по продаже зерна и производства "домашней" стали. Критики "Большого скачка", например, министр обороны Пэн Дэхуая, лишались своих постов. В 1959-61 гг страну охватил самый голод, жертвами которого стали, по разным оценкам, от 10 до 30 миллионов человек [12].


3.3. Накануне "Культурной Революции"

В 1959 г. леворадикальные взгляды Мао приводят к разрыву отношений Китая с Советским Союзом. Мао с самого начала край отрицательно относился к либеральной политики Хрущева и, особенно, к его тезисам о мирном сосуществовании двух систем. Во время "Большого скачка" эта неприязнь выливается в открытую конфронтацию. СССР отзывает из Китая всех специалистов, которые помогали поднимать экономику страны и прекращает финансовую помощь.

Внутриполитическая ситуация в Китае также существенно меняется. После катастрофического провала "большого скачка" многие руководители как высшего, так и локальные уровня начинают отказывать Мао в поддержке. Инспекционные поездки по стране Дэн Сяопина и Лю Шаоци (сменившего в 1959 г. Мао Цзэ-дуна на посту главы государства) выявляют чудовищные последствия проводимой политики, вследствие чего большая часть членов ЦК более или менее открыто переходит на сторону "либералов". Звучат завуалированные требования отставки главы КПК. Вследствие этого Мао Цзэ-дун частично признает провал "большого скачка" и даже намекает на свою вину в этом [13]. Он прекращает время активно вмешиваться в дела руководства страны, наблюдая со стороны, как Дэн и Лю проводят реалистичную политику, в корне расходится с его собственными убеждениями, - разбивают коммуны, допускают частное землевладение и элементы свободной торговли на селе, существенно ослабляют хватку цензуры .

Одновременное левое крыло партии усиленно укрепляет свои позиции, действуя преимущественно из Шанхая, куда вскоре уехал и сам Мао. Так, новый министр обороны Линь Бяо занимается активным насаждением культа личности Мао, особенно в подвластной ему "Народно-освободительной армии" (см. ниже). Впервые в политике - сначала политику культуры - стала вмешиваться Цзян Цин, последняя жена Мао. Она резко атакует демократически настроенных писателей и поэтов Китая, а также авторов "буржуазной" литературе, пишущих без подтекста классовой борьбы. В 1965 году в Шанхае от имени ливорадикального журналиста Яо Вэньюаня публикуется статья, в которой подвергается сокрушительной критике драма известного историка и писателя, заместителя мэра Пекина У Ханя "разжалование Хай жуя", которая в форме иносказания иллюстрировала те коррупцию, произвол, ханжество и несвободу, господствовавших в Китае. Несмотря на старания либерального блока, дискуссия вокруг этой драмы становится прецедентом для начала больших перемен в сфере культуры, а вскоре - и Культурной Революции.


3.4. Культурная революция

Несмотря на высокие темпы развития китайской экономики после отказа от политики Трех красных знамен", Мао не собирается мириться с либеральной тенденцией развития народного хозяйства. Он также не готов предать забвению идеалы перманентной революции, допустить "буржуазные ценности" в жизни китайцев. Однако он вынужден констатировать, что основная масса руководящих кадров не разделяет его мировоззрение. Даже создан "Комитет культурной революции" предпочитает сначала не применять жесткие меры против критиков режима. При таком раскладе Мао решается провести новую глобальную пертурбации в обществе, которая должна привести его обратно в лоно революции и "истинного социализма". Кроме левых радикалов - Чен Бода, Цзян Цин и Линь Бяо, союзником Мао Цзэ-дуна в этом предприятии должна стать прежде всего китайская молодежь [14].

Проведя в июле 1966 г. заплыв по реке Янцзы и доказав тем самым свою "боеспособность", Мао возвращается в Пекин и проводит мощную атаку на либеральное крыло партии, главным образом, на Лю Шаоци. Чуть позже ЦК по указанию Мао утверждает документ "Шестнадцать пунктов", ставший практически программой "Великой пролетарской культурной революции". Началом ее стали нападки на руководство Пекинского университета лекторкы НЕ Юаньцзя. Вслед за этим студенты и учащиеся средних школ, в стремлении противостоять консервативным и нередко коррумпированным учителям и профессуре, воодушевившись революционными настроениями и культом "Великого кормчего - председателя Мао", умело разжигали "леваки", начинают организовываться в отряды "хунвэйбинов" - "красных охранников "(можно перевести как" красногвардейцев "). В прессе, что уже попала под контроль "леваков", стартует компания против либеральной интеллигенции. Не выдержав травли, некоторые ее представители, а также партийные руководители совершают самоубийство.

Вскоре движение хунвэйбинов приобрел глобальный характер. По всей стране проводятся массовые судилища руководящих работников, профессоров, во время которых они подвергаются всяческим унижениям, нередко дерутся [15]. На миллионном митинге в августе 1966 Мао высказывает полную поддержку и одобрение действиям хунвейбинов, из которых последовательно создается армия революционного левого террора. Вместе с официальными репрессиями партийных руководителей, все чаще происходят жестокие расправы хунвэйбинов. В числе других представителей интеллигенции, подвергся зверским пыткам и покончил жизнь самоубийством известный китайский писатель Лао Шэ.

В дальнейшем террор захватывает всю страну, все области жизни и все классы. Не только известные личности, но и простые граждане подвергаются ограблениям, избиениям, пыткам и даже физическому уничтожению, часто под ничтожным предлогом. Хунвейбинами уничтожаются бесчисленные произведения искусства, сжигаются миллионы книг, тысячи монастырей, храмов, библиотек [16]. Вскоре, кроме хунвейбинов, организуются отряды революционной рабочей молодежи - "цзаофаней" ("бунтари"), причем оба движения дробятся на враждующие группировки, ведущие время кровопролитную борьбу между собой. Когда террор достигает своего пика и жизнь многих городах замирает, против анархии решаются выступить региональные руководители и армия. Столкновения военных с хунвейбинами, а также внутренние столкновения между революционной молодежью поставили Китай под угрозу гражданской войны. Дойдя до этого предела, Мао решает прекратить революционный террор. Миллионы хунвэйбинов и цзаофаней, вместе с партийными работниками, просто высылаются в села. Главное действие культурной революции закончилась, Китай образно (и частично - в буквальном смысле) лежит в руинах.

В стране после культурной революции была запрещена Библия, и все экземпляры священной для христиан книги были конфискованы. Библию снова начали выпускать в стране только в конце 1980-х годов.


3.5. Завершающий этап культурной революции. Последние годы Мао

Мао с президентом США Ричардом Никсоном, 1972
Современная статуя Мао

После окончания культурной революции во внешней политике Китая происходит неожиданный поворот. На фоне крайне напряженных отношений с Советским Союзом (особенно после вооруженного конфликта на острове Даманский) Мао внезапно решается на сближение с Соединенными Штатами Америки, против чего резко выступал Линь Бяо, который считался официальным преемником Мао. После культурной революции власть его резко возросла, что беспокоит Мао Цзэ-дуна. Попытки Линь Бяо вести самостоятельную политику заставляют голову окончательно разочароваться в нем, против Линя начинают фабриковать дело. Узнав об этом, Линь Бяо 13 сентября 1971 года осуществляет попытку бегства из страны, но его самолет терпит крушение при невыясненных обстоятельствах [17]. Уже в 1972 г. Китай посещает президент Никсон [18].

После гибели Линь Бяо внутриполитическую жизнь Китая почти десятилетия определяет внутрифракционная борьба в КПК. Друг другу противостоят группировка "леваков" (во главе с лидерами культурной революции, так называемой "бандой четырех" - Цзян Цин, Ван Хунвэня, Чжан Чунцяо и Яо Вэньюань) и группировка "прагматиков" (во главе с умеренным Чжоу Эньлаем и реабилитированным Дэн Сяопином). Мао Цзэ-дун стремится поддерживать равновесие власти между двумя фракциями, допуская, с одной стороны, некоторые послабления в области экономики, но и поддерживая, с другой стороны, массовые кампании левых, например, "Критику Конфуция и Линь Бяо. Новым преемником Мао стал считаться Хуа Гофэн, верный маоист, что относится к умеренным левым.

Борьба между двумя фракциями обостряется в 1976 г. после смерти Чжоу Эньлая. Его поминовения вылились в массовые народные демонстрации, на которых люди выражают почтение покойному и протестуют против политики левых радикалов. Беспорядки жестоко подавляются, Чжоу Эньлай посмертно клеймится как "каппутист" (т.е. сторонник капиталистического пути - ярлык, который использовали во время культурной революции), а Дэн Сяопин отправляется в ссылку. В то время Мао уже серьезно болен болезнь Паркинсона и не в состоянии активно вмешиваться в политику.

После двух тяжелых инфарктов 9 сентября 1976 года на 83-м году жизни Мао Цзе-дун умер. На похороны "Великого кормчего" пришло более миллиона человек. Тело покойного забальзамировали по разработанной китайскими учеными методике и выставили для осмотра год после смерти в сооруженном на площади Тяньаньмэнь огромном мавзолее. На начало 2007 года усыпальницу Мао посетило около 158 млн человек.


4. Культ

Монумент в честь Мао Цзэ-дуна в Ухане

Культ личности Мао Цзэ-дуна зарождается еще во время Яньаньського периода в начале сороковых годов. Уже тогда на занятиях по изучению теории коммунизма используются главным образом работы Мао. В 1943 году начинают выходить газеты с портретом Мао на передовице, а вскоре "идеи Мао Цзэ-дуна" становятся официальной программой КПК. После победы коммунистов в гражданской войне плакаты, портреты, а позже и статуи Мао появляются на площадях, в кабинетах и ​​даже в квартирах граждан. Однако до гротескных размеров культ Мао приходится Линь Бяо в середине 1960-х. Тогда впервые публикуется цитатник Мао - "Красная книжечка", ставшей в дальнейшем Библией культурной революции. В пропагандистских сочинениях, как, например, в поддельном "Дневнике Лей Фэна", громких лозунгах и пламенных языках культ "вождя" форсировался до абсурда. Толпы молодых людей доводят себя до истерии, выкрикивая здравицы "красном солнцу наших сердец" - "мудрому главе Мао". Мао Цзэ-дун становится фигурой, на которой в Китае сосредотачивается практически все.

После разгрома "Банды четырех" ажиотаж вокруг Мао значительно утихает. Он до сих пор является "Галеон фигурой" китайского коммунизма, его до сих пор вспоминают, в городах все еще частично стоят памятники Мао, его изображение украшает китайские банкноты, значки и наклейки. Однако нынешний культ Мао среди рядовых граждан, особенно молодежи, следует скорее отнести к проявлениям современной поп-культуры, а не сознательного преклонение перед мышлением и действиями этого человека.


5. Значение и наследие Мао

Умерев, Мао оставил своим преемникам страну в глубоком, всеобъемлющем кризисе. После "Большого скачка" и культурной революции экономика страны прозябала на низком уровне, культурная жизнь и наука были разгромлены левыми радикалами. Особенно тяжелым наследием режима Мао следует считать искалеченные судьбы десятков миллионов людей во всем Китае, пострадавших от бессмысленных и жестоких кампаний. Только в ходе культурной революции погибло, по некоторым данным, до 20 миллионов человек, еще 100 миллионов так или иначе пострадали в ее ходе. Между тем, по официальной оценке Коммунистической Партии Китая, Мао ошибался лишь на 3/10 доли.

С другой стороны нельзя не признать, что Мао, получив в 1949 году малоразвитую, погрязшую в анархии, коррупции и общей разрухе аграрную страну за короткий срок сделал из нее достаточно мощную, независимую державу, обладает атомным оружием. В годы его правления процент неграмотности снизился с 80% до 7%, продолжительность жизни увеличилась вдвое, население возросло более чем вдвое, индустриальная продукция более чем в 10 раз. Ему также удалось впервые за несколько десятков лет объединить Китай, восстановив его почти в тех пределах, что он имел во времена Империи; избавить его от унизительного диктата иностранных государств, от которого Китай страдал начиная с периода опиумных войн. Кроме этого, даже критики Мао признают в нем блестящего стратега и тактика, какие способности он доказал во время Китайской Гражданской Войны и Корейской Войны.

Идеология маоизм также оказала большое влияние на развитие коммунистических движений во многих странах мира - Красных Кхмеров в Камбодже, Светлого Пути в Перу, революционного движения в Непале, коммунистических движений в США и Европе. Между тем, сам Китай после смерти Мао в своей политике весьма далеко отошел от идей Мао Цзэ-дуна и коммунистической идеологии вообще. Реформы, начатые Дэн Сяопином в 1979 году и продолжены его последователями, де-факто сделали экономику Китая капиталистической, с соответствующими последствиями для внутренней и внешней политики. В самом Китае персона Мао оценивается крайне неоднозначно. С одной стороны, большинство населения видят в нем героя Гражданской Войны, сильного правителя, харизматическую личность. Некоторые китайцы старшего возраста ностальгируют по уверенностью в завтрашнем дне, ровностью и отсутствием коррупции, существовавших, по их мнению, в эпоху Мао. С другой стороны, многие не могут простить Мао жестокости и ошибок его массовых кампаний, особенно культурной революции. Сегодня в Китае достаточно свободно ведется дискуссия о роли Мао в современной истории страны, публикуются произведения, где политика "Великого кормчего" подвергается резкой критике.

Несомненно остается, однако, то громадное значение, которое фигура Мао Цзэ-дуна имеет не только для китайской, но и для мировой истории.


Литература

  • Мао Цзэ-Дун. Избранные произведения в четырех томах. Издательство Иностранной литературы, Москва, 1952.
  • Мао Цзэ-Дун. Восемнадцать стихотворений. Издательство Иностранной литературы, Москва, 1957.
  • Мао Цзе-Дун. Выдержки из произведений. Издательство литературы на иностранных языках, Пекин, 1966.
  • Мао Цзэ-дун. Сборник высказываний "Мао Цзэдун". Нева, Олма-Пресс, Санкт-Петербург, 2000.
  • Шорт Ф.. Мао Цзэдун. Москва: АСТ, 2001.
  • Бурлацкий, Ф. М. Мао Цзэ-дун. 2003.
  • Галенович, Ю. М. Пэн Дэхуай и Мао Цзэ-дун. Политические лидеры Китая XX века. Огни, 2005.
  • Snow, Edgar. Red Star over China. Hesperides Press, 2006. (Последнее издание)
  • Spence, Jonathan D. Mao Zedong. New York, Viking, 1999.
  • Schram, Stuart R. Mao Tse-Tung. New York, Simon and Schuster, 1967.
  • Тарасов А. Наследие Мао Цзэ-дуна для радикала конца XX - начала XXI вв., 1997

Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам