Надо Знать

добавить знаний



Мари



План:


Введение

Реконструкция внешнего вида Мари

Мари (ныне Тель-Харири в Сирии, 25 км к северу от иракской границы, 12 северо-западу от города Абу-Кемаль и 2,5 километрах к западу от нынешнего русла реки Евфрат) - одно из самых значительных городов-государств Междуречье в III-II тысячелетиях до нашей эры.

Царство Мари, столицей которого и был этот древний город, упоминалось в найденных в Месопотамии глиняных табличках в которых утверждалось, что Мари была десятым городом, который люди основали после Всемирного потопа. По традиции Мари относится к разряду крупных городов-государств i входит в число 17-20 древнейший из них. Мари воспринимается как шумеро-аккадский форпост, расположенный в безлюдной степи, на значительной расстоянии от других крупных центров этой цивилизации.

Расцвет города пришелся на конец III тысячелетия до нашей эры. Город несколько раз разрушался, увлекались различными врагами, в том числе своим знаменитым соседом - царем Хаммурапи, который вероломно нарушил мирный договор и напал на город, сравняв его с землей. После этого оно потеряло свое былое значение и начался его упадок.


1. Археология

Руины зиккурата в Мари

Древний город был найден случайно - местные жители сообщили о находке каменной статуи одном из французских солдат, которые размещались в период французского мандата на Сирию недалеко от Телль Харири, - в Абу Кемаль. Это произошло в 1933 году. Раскопки Мари делала французская археологическая экспедиция под руководством Андре Парро с 1933 года с восемнадцатилетней перерывом во время и после Второй мировой войны.

Самое важное, что было найдено в Мари - это огромная по тем временам библиотека, состоявшая примерно из 23 600 глиняных табличек, из которых сейчас опубликовано лишь около четверти (5-6 тысяч). В них содержалась различная информация об истории и повседневные дела самого царства Мари и другие древние государства региона. Около четверти архивов составляют таблички дипломатического и политического содержания которые позволяют лучше понять систему вассальных отношений и характер дипломатических связей древнего Междуречья. Также эти документы свидетельствуют о тесных экономических, политических, культурные и религиозные связи Мари под властью западносемитское династий с Сирией и Северным Ханаан заселенными родственными племенами. В документах упоминаются Библ, Хацор и Лаищ.

Самые археологические находки относятся к периоду господства захидносемистських династий в конце XIX - первой половине ХVIII века до нашей эры. Роскошный царский дворец Мари насчитывал более 300 комнат и внутренних дворов общей площадью 3,2 гектара. Стены некоторых помещений были украшены фресками. На одной из них изображено коронование царя в присутствии богов на фоне мифического сада напоминающий описание рая в Библии - деревья охраняются херувимами и орошаются четырьмя потоками, вытекающими из одного источника.


2. Общество

Статуя с Мари времен третьей династии Ура, самый конец III тысячелетия до нашей эры

Основным населением Мари в начале II тысячелетия до нашей эры были западные семиты много имен встречающихся в документах похожи на библейские. Вообще сведения о кочевые, полукочевые семитские племена, их миграции, караванные пути и т.д. полученные из библиотеки Мари широко используются для освещения древнейших этапов библейской истории - общества израильских племен, их пронкнення в Ханаан, особенности отношений с местным городским населением.

Общество западных семитов показывается в документах Мари весьма пестрым - оно состоит как из кочевых так и оседлых городских элементов. Родовые группы распадались на кланы одни из которых вели кочевой, а другие оседлую жизнь. Часть городского населения шло в степь во время пастбищного сезона подобное. Власть была сосредоточена в руках глав крупных патриархальных семей. Совет старейшин был основным органом управления племенем, который решал главные вопросы и представлял его перед царем Мари. Упоминается в документах Мари и должность похожа на израильских шорфетив (судей) функции которых так же были не чисто судебными, а общеадминистративных.

Контакт западносемитское племен с городской шумеро-аккадской культурой Междуречья привело к ее быстрому усвоению ими, но с сохранением ряда племенных традиций. Родовые обычаи, юридические, военные и политические процедуры, религиозный ритуал и обрядность Мари в начале II тысячелетия до нашей эры имеют ряд общих черт с описанными в Библии. Например заключения договора сопровождалось принесением в жертву молодых животных, как и в Бытие. Переписи кочевых и оседлых племен как и в Библии ( Исход) супрводжувалися обрядом очищения. Владение землей было личным, а родовым, а томуземельна собственность нахалум (в Библии нахал) - могла видчуджуватися и передаваться только через наследование.

В документах с Мари прямая параллель одном из центральных религиозных понятий библейских патриархов "бог моего (твоего, его) отца". Например царь Кати клянется именем бога отца, а до Хаммурапи обращается в имя бога Адада, владыки Халеба и бога (твоего) отца.

В документах Мари отражено и такое характерное для ранней истории Израиля явление как спонтанное пророчество. Пророки Мари воспринимались как уста богов. Сам факт их существования указывает на характерность этого феномена для религиозного сознания западносемитское племен к которым принадлежали и древние евреи.


3. Архитектура

Внутренний двор Палаша царя Мари Зимри-Лима, современное состояние

Анализ археологических i письменных источников позволяет предположить, что площадь города составляла более 60 га, его население - около 10 тысяч человек. Общее планирование города было хаотичным и iррегулярним, кроме планирования дворцов и храмов. В планировании Мари прослеживаются элементы своерiдностi, которые присущи как месопотамской, так i Сирийская мира.

Проблемы экономического i политического положения города часто можно определить на основании анализа строительных материалов, которые были использованы строителями города. Так, внимательное изучение состава i происхождение некоторых строительных материалов позволяет утверждать, что Мари был мощной i богатым государством (зодчi Мари запросы позволяют себе использовать достаточно дорогие привiзнi материалы в значительно большем объеме, чем многие из их соседей). Довольно широко, в отличие от других государств, использовался камень для сооружения фундаментов. Гипс или битумом облицовывают стены и заключали пол. Однако, основные строительные материалы тотожнi известным шумеро-аккадском. Стены зданий возводились из кирпича-сырца, который изготовлялся на месте с аллювиальных глины в деревянных рамах.

Особое внимание было уделено строительной технике Мари, потому что именно в ней можно наиболее конкретно проследить степень влияния строительных традиций других государств i степень самобытности исследуемого объекта. В досаргонiвський период основным элементом стен была плоская кирпич-сырец. В первой половине III тысячелетия до нашей эры в Мари начинают изготовят обожженный кирпич. В это же время в строительной технике города вiдбувауться изменение - плоская кирпич изменяется на планоконвексну (горбатую). С конца II тысячелетия форма кирпича становится квадратной. Все эти изменения в технологии изготовления кирпича связаны с поисками средств укрепления стен здание, которые в те периоды часто разрушались, за что строители наказывались [1]. На всех этапах развития строительной техники применяли различные декоративные элементы, которые одновременно дополнительно укрiплювалы стены. Анализ декоративных элементов на сооружениях дает возможность определить своеобразие или запозиченнiсть трактовки системы украшений открытый стен сооружений.

Диск с надписью Яхдум-Лима, царя Мари, XVIII век до нашей эры

Техника строительства с кирпича-сырца не позволяла возводить сложные архитектурнi конструкции. Поэтому здания не имели кровли. Над стенами сводились только "козырьки". Окон в нашем понимании в жилищах Мари тоже не было. Невеличкi отверстия, которые были предназначены не для освещения, а для вентиляции помещений, закрывались керамических решетками. Полы покои часто вистилалась полированный гипса.

В городе действовала прекрасная канализацию система из обожженных керамических труб. В покоях царей были найдены керамические ванны, которые отапливались камином. Качество системы канализации и водоснабжения была такой, что она осталась в рабочем состоянии до настоящего времени.

Архитектура дворца Мари содержит черты как месопотамской так i сирийской архитектуры. Прекрасная збереженистьь дворца позволяет чiткише выяснить тенденции развития архитектуры Древнего Востока в целом. Исследования дворца показали, что дворец перестраивался три раза, i исторически последним оказался вариант, построенный Зiмрi-Лiмом. Географическое положение Мари позволяло государству пользоваться всеми удобствами транзитной торговле, так дворцовая архитектура богатая и изысканная. Дворец был символом устройства государства, поэтому он является не только жилищем правителя, но и храмом, i центром науки i культуры. Замечательным является устройство храма Иштар, в котором находится уникальная статуя богини, соединена с системой водоснабжения которая давала фонтан воды в нужный момент церемонии. Подобная сложная система зафиксирована в стародавньосхiднои архитектуре впервые.

Для жилой застройки характерна техника создания здания путем заполнения каркаса глиной. Эта техника используется в сырые пор.

В целом архитектура Мари имеет своеобразные черты, свидетельствующие о переходный характер культуры Мари в целом. Отчасти она заимствовала сiрiйськi i месопотамськi черты, но общий образ зданий Мари является самобытным i целостным.


4. Посредническая роль

Город просуществовала около тысячи лет до разрушения войсками Хаммурапi в XVIII век до нашей эры [2]. Такая относительная нетривалiсть его существование объясняется рядом причин. Мари существовал как срединный пункт между стародавньосирiйською i месопотамской цивилизации, не имея собственной аграрной базы, способной обеспечить жизнь города. Причиной могущества государства было его существование между такими полюсами экономических связей, как Северная сырые, Хабур i Вавiлонiя. Это позволило Мари принимать участие в торговле на правах партнера i обеспечивало ему важную роль посредника. Осуществляя строгий контроль за транзитом, Мари получало возможность взимать значительные пошлины с купцов.

Уразливiсть географического положения Мари была причиной того, что государство могло сохранять стабильность i силу только в условиях внешнего баланса сил - единственной возможностью обеспечить господство над своей растянутой территорией была слабость соседних государств. При нарушении этого баланса необходимость в посреднике отпадала и государство, выросла в силе, малая или подняться на место Мари, или стереть его с лица земли, что i произошло при Хаммурапi. Таким образом, в ранньовавiлонський время, в период Аморрейских династий, город Мари могло процвiтаты только в мире, разделена на мелкие номов царства, примерно одинаковой силы. Периоды взлета i уменьшение могущества Мари связанные с тем же комплексом причин - еще в III тысячелетии до нашей эры после периодов могущества наступали полосы спада, связанные с успехами аккадских или пiзньошумерських правителей Месопотамiи i сырые. Могущество Мари в III тысячелетии до нашей эры при экономических условиях того времени нельзя объяснить иначе, как зьвязавшы с существованием на противоположном конце реки развитой сырые, а также со значительным i плодотворных обменом, что осуществлялся по Евфрата.


5. Самобытность

Статуя с Мари, XXIV века до нашей эры. сейчас в Лувре.

Мари было связано с Сирийской миром не менее тесным узами, чем с миром месопотамским. Но при этом оно имело достаточно выраженную самобытность. Примеры сравнительных исследований храма Дагана, зиккурата, "Священной ограждения" в Мари с подобными сооружениями в сырые позволяют пересмотреть тезис об однозначной принадлежность Мари в месопотамского мира. На основании изучения памятников архитектуры i искусства Мари можно утверждать, что источники скорее демонстрируют самобытность i уникальность Мари, чем преимущество Сирийская или месопотамского воздействий. Эта самобытность становится особенно очевидной при анализе скульптуры Мари, что отличается несвойственным давньосхiдному искусству реализм. Мари было частью как Сирийская, так i месопотамского мира, сохраняя, однако, поразительное способностью трансформировать общие для всего Ближнего Востока культурные i религиозные основы i технические приемы i предлагать совершенно оригинальные решения.


Примечания

  1. Этот обычай отражен наприкалд в законах Хаммурапи
  2. Поселение, существовало здесь после указанных событий, нельзя не учитывать

Источники

  • Автореф. дис ... канд. ист. наук: 07.00.04 / Хасан Хассан Хамдан НАН Украины. Ин-т археологии. - М., 2000. - 18 с. - Диссертация.

Литература

  • Серия изданий Андре Парро "Mission Archeologique de Mari" (1946-1968 гг), это фундаментальные труды которые являются основой любого исследования Мари. Первый том публикации знакомит читателя с результатами исследования храма Иштар, второй том (который был издан в трех частях) - с разнообразными аспектами изучения царского Мари (архитектура, монументальнi росписи, документы из дворцового архива), третий том - с находки в храмах Иштара i Нинни-Заза. Кроме того, результаты шестнадцатого, семнадцатом i двадцатого сезонов раскопок Мари были опубликованы отдельно в сборнике, посвященных сирiйськiй археологии (Parrot A. Mission Archeologique de Mari. - Vol. I-IV). Параллельно А. Парро проводил сравнительные исследования результатов своих раскопок Мари с материалами других центров месопотамской культуры (Parrot A. Mari et Chagar Bazar / / Iraq, 1938), касаясь проблем изучения государства Мари в контексте исследования археологии Месопотамiи (Parrot A. Archaeologie Mesopotamienne. Vol . I-II. - Paris, 1946-1953; Parrot A. Nineveh and Babylon. - London, 1961).
  • Маргерон Ж.-К. Мари - самобытность или заимствования / / Древняя Эбла. - М.: Прогресс, 1985. - С. 96-113
  • Труды Али Абу Ассафа о древнейших историю сырые, где материалах Мари уделено огромное внимание (Абу Ассаф А. Асар альмамалик альгадима. - Дамаск, 1988). Перу А. Абу Ассафа принадлежат найдокладнiшi описания и анализ строительной техники Мари, архитектурных традиций, существовавших здесь, тенденций развития изобразительного искусства. Работы А. Абу Ассафа предоставляют исследователю колоссальный материал по истории древньосирiйських цивилизаций, тем более ценный тем, что историк имеет возможность оперировать четко структурированным i скрупулезно описанным материалом, разрабатывая сравнительной-исторические темы.
  • Результаты новейших находок i исследований публикуются в "археологического сборнике сырые"
  • Хасан Хассан Хамдан, диссертация кандидата исторических наук, ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН МАРИ (по археологическим данным), работа выполнена на кафедре археологии и этнологии Одесского государственного университета им. И.И. Мечникова. (Так что можно найти, в сети есть ее автореферат)

Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам