Надо Знать

добавить знаний



Марксизм



План:


Введение

Карл Генрих Маркс - немецкий философ, социолог, экономист, политический журналист. Его научные произведения и экономические исследования, объединенные в теоретическое учение, которое называют марксизмом, сформировали основу коммунистического и социалистического движения.

Марксизм - обобщенное название совокупности теоретических и политических положений Карла Маркса и Фридриха Энгельса, которые их последователи пытаются интерпретировать, развивать и реализовать на практике. Первым марксизм определил Энгельс, как "сочетание диалектического метода с коммунистическим мировоззрением" ( "Анти-Дюринг", 1878) [1].

Различные определения марксизма имеют условно следующую структуру (делятся на следующие группы):


1. Содержание обучения

Опираясь на наследие немецкой классической философии, английской политэкономии и французского утопического социализма, Карл Маркс и Фридрих Энгельс разработали материалистический взгляд на историю, теорию добавленной стоимости как экономическую основу капитализма и учение о коммунизм - бесклассовое общество, неизбежно придет на смену капитализму [4]. Роль могильщика капитализма марксизм отводит пролетариата.

Важнейшими произведениями в становлении марксизма были "Манифест коммунистической партии", в котором провозглашается неизбежность гибели капитализма и утверждается роль рабочего класса, "Капитал" Карла Маркса - фундаментальный анализ экономики капитализма, и "Диалектика природы" - незавершенная работа Фридриха Энгельса, в которой сформулированы философские взгляды основателей марксизма.


1.1. Философские основы

Марксизм твердо стоит на позициях материализма, дополнив его заимствованной у Гегеля диалектикой. По Марксу, не сознание или Бог создают материю, а наоборот материя в своем постоянном движении и развитии создала сознание. Познание возможно через органы чувств и ум, а практика является мерилом, которым измеряется мир и является единственным критерием истины.

Диалектический метод Маркс применяет также по истории ( исторический материализм). Общество рассматривается марксизмом как организм, в структуре которого производительные силы определяют производственные отношения, формы собственности, которые, в свою очередь, обусловливают классовую структуру общества, политику, государство, право, мораль, философию, религии, искусство. Их единство и взаимодействие создает определенную общественно-политическую формацию. То есть, не духовный процесс, а материальные условия являются определяющими в развитии общества. В общественном производстве люди в течение своей жизни находятся в производственных отношениях, которые, прежде всего, зависят от уровня развития производительных сил. Совокупность этих производственных отношений является экономической структурой общества, на котором базируются все остальные процессы жизни, в частности, социальные, политические и духовные. Следовательно, не сознание отдельных людей определяет их бытие, а общественное бытие определяет их сознание. На определенной стадии развития материальные силы производства начинают конфликтовать с производственными (экономическими) отношениями. В случае, когда производственные отношения тормозят развитие производительных сил или вступают с ними в противоречие - возникает основание для социальной революции. Изменение экономической базы приводит к изменению общества. Но новая форма общества возникает только там, где существуют лучшие альтернативы, поскольку человечество не ставит задачи, которые оно не способно решить (см. Гегеля - тезис содержит антитезу). По Марксу - буржуазное общество последней формой антагонистического общественного производства.

В применении к истории марксизм доказывает неизбежность перехода к высшей общественной формации: от феодализма к капитализма, от капитализма к социализма и, наконец, до бесклассового общества. Противодействие любой общественной системы прогресса и изменениям приводит к необходимости ее разрушение, что проявляется в виде классовой борьбы - в случае капитализма между буржуазией и пролетариатом. Движущая сила истории - борьба угнетенных классов, высшим проявлением которой является революция.


1.2. Экономические основы

Весомым изменением, которое марксизм внес в классическую экономическую теорию, было учение о добавленную стоимость, как об источнике обогащения владельца средств производства. Дополнительная стоимость создается в процессе производства как разница между стоимостью произведенного продукта и ценой рабочей силы. В условиях существования частной собственности на средства производства капиталист экспроприирует добавленную стоимость, тогда как рабочие получают только столько, чтобы обеспечить воспроизводство своей рабочей силы. Так, марксизм видит источник экономического неравенства, эксплуатации человека человеком, в частной собственности. Соответственно, марксизм, исходя из диалектического составляющей своей философии, формулирует основное противоречие капитализма, как противоречия между общественным характером производства и частной собственностью, которая лежит в основе распределения.


1.2.1. Теория кризисов

Маркс определил природу кризисов в капиталистическом обществе и доказал неслучайность и закономерную периодичность кризисов в буржуазном обществе. Капиталист (владелец фабрики, корпорация) стремится увеличивать свои прибыли, а для этого увеличивает нормы выработки и систематически снижает затраты на оплату наемного труда. Однако, поскольку работники являются членами общества, которое потребляет произведенную продукцию, соответственно уменьшается спрос и возникает кризис перепроизводства, когда произведенную продукцию некому покупать [ ].

Следует отметить, что во времена, когда жил Маркс, не было таких понятий как "Глобализация", "Потребительство", "Постиндустриальное общество", "Информационное общество", не было массового ?экспорта? технологий и перенос транснациональными корпорациями производства в страны с дешевой рабочей силой. Поэтому в научных трудах Маркса и Энгельса нет ответов на некоторые острые проблемы современной мировой экономики. Но это не уменьшает значение произведений Маркса как ценного первоисточника для изучения проблем современной глобальной экономики и кризисных явлений глобальной экономики. [ Источник? ]


2. Постмарксизм

Постмарксизм возник как теоретическое направление, которое пытается сохранить элементы марксистской философии после коллапса марксизма как глобальной политической силы во второй половине XX века и переориентироваться в ответ на стремительные изменения в среде культуры. Основывается на трудах Эрнеста Лаклау и Шанталь Муфф. Сейчас марксизм на Западе, как правило, считается дискредитированным учением, отягощенным авторитаризмом и тоталитаризмом, противоположным современной поддержке (теоретической и политической) культурной плюрализма и либерализма [5].


код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам