Надо Знать

добавить знаний



Мартин Лютер


Lucas kranakh.jpg

План:


Введение

Мартин Лютер ( нем. Martin Luther * 10 ноября 1483, Айслебен - 18 февраля 1546, Айслебен) - реформатор Церкви, основатель протестантского движения.


1. Биография

Реформация
95Thesen.jpg
* 95 тезисов
* Формула согласия
* Контрреформация


Движение и деноминации
Протестантизм
Ключевые события
Деятели Реформации
Шаблон: посмотреть обсудить редактировать
Мартин Лютер как "Помещик Йорг". Картина Лукаса Кранаха Старшего, 1522

Мартин Лютер родился в Айслебене в многодетной набожной семье шахтера медных рудников Мансфельда. С пяти лет маленький Мартин уже был отдан на обучение в городскую школу в Мансфельд. Очевидно он был очень ранимым человеком, потому что даже в преклонном возрасте вспоминал, как его били родители и учитель за малейшую провинность. Четырнадцатилетним отец его посылает на дальнейшее обучение в Магдебурга, а затем в Айзенаха. В 1501 Лютер поступает в университет в Эрфурте.

Однажды, пережив большое потрясение во время грозы, он дает обет уйти в монахи и против воли отца переступает порог монастыря августинцев, где в 1507 получает посвящение в священники. Зимой 1510 - 11 Лютер с другим монахом-августинцев осуществляет прощу к Рим, поразивший его фальшивой набожностью местного духовенства и отсутствием ожидаемой атмосферы святости в столице католицизма. Разочарованный, но тверд в вере, Лютер возвращается домой и продолжает обучение и 1512 защищает докторскую диссертацию в Виттенбергском университете.


2. Реформаторство

"Мартин Лютер сжигает буллу ", гравюра на дереве, 1557

18 октября 1517 папа Лев Х выпускает буллу об отпущении грехов и продажи индульгенций с целью "Содействие построению храма св. Петра и спасения душ христианского мира". Лютер взрывается критикой роли церкви в спасении, которое выражается 31 октября 1517 года в 95 тезисах [1]. Тезисы были также отправлены епископу Бранденбургско и архиепископу Майнцском. Стоит добавить, что выступления против папства были и раньше. Однако они носили несколько иной характер. Возглавленные гуманистами выступления против индульгенции рассматривали проблему с точки зрения человечности. Лютер же критиковал догмы, есть христианский аспект учения. Слух о тезисах распространяется молниеносно и Лютера вызывают в 1519 году на суд и на Лейпцигский диспут, куда он с * является, несмотря на долю Яна Гуса, и в диспуте выражает сомнение в справедливости и непогрешимости католического папства. Тогда Папа Римский Лев X подвергает Лютера анафеме, в 1520 году буллу проклятие составил Пиетро из дома Аккольти [2] (в настоящее время католическая церковь планирует его "реабилитировать" [3]). Лютер публично сжигает во дворе Виттенбергського университета папскую буллу Exsurge Domine о отлучении его от церкви и в обращении "К христианскому дворянству немецкой нации" объявляет, что борьба с папским засильем является делом всей немецкой нации.

Переведенные с латыни на немецкий и отпечатанные большим тиражом тезисы неожиданно находят большой резонанс в обществе, его поддерживают такие же вольнодумцы, как он, - рыцарского сословия Ульрих фон Гуттен, ученый европейского уровня, профессор Виттенбергского университета Филипп Меланхтон, даже курфюрст Фридрих Мудрый. Их поддержка придает Лютеру впевенности и он отказывается по требованию высшего духовенства признать свои ошибки. Более того, он ставит под сомнение само существование не только папства, но и Церкви вообще. В ответ папа Лев Х своей буллой от 15 июня 1520 года грозит ему отлучением от Церкви и дает 60 дней на размышления и покаяния. Лютер далек от покаяния, и тогда на требование папы новоизбранный император Карл V, который ждет на коронацию папой, издает эдикт о сожжении всех печатных трудов Лютера. Во многих городах Европы, в частности в Льеже, Кельне, Майнце книги, брошюры, плакаты были брошены в огонь, что произвело большое впечатление на публику. Тем не менее у Лютера остается много сторонников и в ответ на тот акт студенчество Виттенберга сжигает католические книги и среди них Кодекс канонического права. Присутствовавший при этом Лютер бросает в огонь папскую буллу. Вести о сожжении Кодекса, неуважение к которому наказывалась вечным проклятием, молниеносно распространяются по всей Германии и делает еще большее впечатление, чем сжигание трудов Лютера. Папе не остается ничего другого, как отлучить еретика от церкви и он делает это 3 января 1521. Одновременно Карл V созывает в Вормсе рейхстаг и вызывает туда Лютера ( 18 апреля 1521 г.). От него требуют отречься от своих взглядов, но Лютер в вежливой форме отказывается это сделать. Уже после его отъезда рейхстаг объявляет его вне закона, но он в то время с помощью курфюрста Фридриха успел надежно укрыться в замке Вартбург под видом "рыцаря Йорга. Здесь, а позднее в Виттенберге он переводит на немецкий язык Библию и заботится организацией лютеранских общин, которые возникают повсюду в Германии. Своим совершенным переводом сделал весомый вклад в развитие немецкого языка - Библия стала понятна простым людям, хотя Лютер не придерживался какого-то одного диалекта немецкого языка и широко применял собственные новообразования. Лишь в 1534 году он заканчивает этот титанический труд. Ни литературный труд в те времена не было такого спроса, как Библия Лютера. За двадцать лет было выпущено более 400 ее изданий.

С помощью сторонников Лютера, особенно Меланхтона, процесс Реформации набирает силу. Демонстрируя свой разрыв с Католической Церковью, многие священники начинают жениться, некоторые гражданские лица решаются выполнять ритуал причастия, а верные - уничтожать образы и церковную скульптуру. Реформация шла как сверху, так и "снизу". Постепенно возникает угроза социальных беспорядков и Лютер выходит из подполья в Виттенберге, чтобы смягчить радикальность движения и тем, с одной стороны, предотвратить введение в город войск для установления порядка, а с другой, не подвергать опасности благосклонных к нему курфюрстов, помощь которых была ему еще нужна. Между тем в Риме папский престол занимает Адриан VI, который рассматривает процесс реформации как наказание Божие за грехи и пытается прийти к примирению с Лютером.

В настоящее время в Германии рыцарство поднимает восстание, а в 1525 начинается Крестьянская война, духовным лидером которой стал Томас Мюнцер. Лютер пытается убедить его в ошибочности насильственного пути, но тщетно. Мюнцер обвиняет его в том, что он изменил общему делу, а он, Мюнцер, это дело продолжит. Но случилось иначе. Объединенными усилиями феодально-княжеской аристократии восстание было подавлено и Мюнцер попал в руки врага. Через несколько дней его казнили после нечеловеческих пыток.

По другой версии во время Крестьянской войны 1524 - 1526 лет Лютер выступил с резкой критикой бунтовщиков, написав "Против убийственных и грабительских шаек крестьян" (Wider die ruberischen und mrderischen Rotten der Bauern), где назвал расправу с виновниками беспорядков богоугодным делом.

Однако Реформация продолжается мирным путем, однако в этой ситуации 1525 году 42-х летний Лютер делает неожиданный шаг - он женится на 26-летней бывшей монахиней Катариной фон Бора, которая два года перед тем сбежала из монастыря. Этим актом он хотел подать пример духовенству, и, действительно, много монахов и священников его последовали, но ближайшие сторонники были очень разочарованы тем, что их лидер фактически бросил их в трудное время, отдав предпочтение устройству личной жизни.

Этот шаг Лютера вместе с другими обстоятельствами побудили некоторых деятелей Реформации, в основном из числа гуманистов, вернуться в лоно Католической Церкви. В частности, этому способствовало обострению отношений между Лютером и признанным лидером гуманистов Эразмом Роттердамским, который сначала занимал нейтральную позицию по отношению к Реформации, однако откровенно высказываемое к нему неуважение в письмах Лютера вызвала адекватную реакцию. Различия во взглядах имело место и среди самих реформаторов, попытки найти общую точку зрения в теологических и обрядовых вопросах не имели успеха и в конце концов разветвления реформаторских церквей стало неизбежным. Остаток своей жизни Мартин Лютер провел в семейных заботах. Удрученный финансовыми проблемами, он все же не требует гонорара за свои книги, довольствуясь скромной профессорской зарплатой в Виттенбергском университете. Время от времени он участвует в процессе утверждения протестантской Церкви, но этот процесс уже идет независимо от его воли. Он умирает в родном Айслебене, куда уехал уладить спор о наследстве местного графа.

В 1529 году Лютер составляет Большой и Малый Катехизис, которые были положены в основу Книги Согласия.

В работе Аугсбургского рейхстага 1530 года Лютер не участвовал, позиции протестантов на нем представлял Меланхтон.

В конце ХХ века благодаря деятельности Иоанна Павла II был реабилитирован.


3. Семья

Портрет Катарины фон Бора

13 июля 1525, Мартин Лютер женился Катариной фон Бора (29.01.1499 - 20.12.1552), одной из 12 черники бернардинского монастыря, которым он помог бежать в апреле 1523. Катарина фон Бора происходила из благородной саксонской семьи. Еще девочкой родители отправили ее в монастырь бернандинца, где она пробыла вплоть до бегства в бочках с селедкой, организованной Мартином Лютером. О своей жене Мартин Лютер в августе 1526 года писал: "Моя Кэти, так любезна и добра ко мне, я не променял бы свою бедность на все сокровища Креза ".

После бракосочетания, пара переехала жить в бывший монастырь августинцев поблицу Виттенберг, который им подарил, как свадебный подарок, курфюрст Саксонии Иоанн Стойкий. В них родилось шестеро детей: Ганс (июль 1526р.), Элизабет (10 декабря 1527гг.) - Умерла через несколько месяцев, Магдалена (1529), Мартин (1531), Пауль (январь 1533), Маргарет (1534).


4. Перевод Библии

Комната Мартина Лютера в Вартбурзькому дворце

В Вартбурге Мартин Лютер оставался до 1 мая 1522 года inkognito как "Помещик Йорг". Он перевел осенью 1521 Новый Завет на немецкий язык. Это ему удалось сделать за 11 недель. Для этого оригиналом ему служил экземпляр греческой Библии Эразма Роттердамского, [4] Он использовал также латинский перевод Библии, а также Vulgata. Перевод Мартина Лютера вышел в сентябре 1522. 1523 году свет увидела также его первую часть перевода Ветхого Завета, оба переводы выживших до 1525 уже в 22 изданий и 110 переизданий. Таким образом до трети всех немцев, которые были способны читать, имели эту книгу у себя дома. [5] В 1534 году Мартин Лютер перевел остаток Ветхого завета с тогдашнего найденных рукописей Мазорету. Оба Заветы образуют знаменитую Библию Мартина Лютера.

Этим переводом Мартин Лютер сделал содержание понятным простому народу. Правда, до этого были уже 14 верхненемецких и средненемецкая издание Библии. Но эти песни благодаря своей высокопарные немецком языке были тяжело понятным для людей.

Мартин Лютер менее переводил дословно, а пытался перенести на немецкий язык библейские выражения (sensus literalis) за их значением. Стиль его письма влиял на стиль и словообразование немецкого языка веками. Таким образом он придумал такие слова, как Feuertaufe - боевое крещение, Bluthund - кровопийца или легавая собака, Selbstverleugnung - самоотречение, преданность, Machtwort - решающее слово, Schandfleck - клеймо, пятно позора, Lckenber - неполноценный заместитель, Gewissensbisse - угрызения совести, Lstermaul - наушник und Lockvogel - приманка. Его авторству принадлежат также такие метафоры как "Perlen vor die Sue werfen" - разбрасывать жемчуг перед свиньями, "ein Buch mit sieben Siegeln" - тайна за семью печатями, etwas ausposaunen - что-то раструбить, "im Dunkeln tappen" - блуждать в темноте, " ein Herz und eine Seele sein "- жить душа в душу," auf Sand bauen "- строить на песке," Wolf im Schafspelz "- волк в овечьей шкуре. [6]


5. Мартин Лютер как новатор

Для распространения мнений Реформации Мартин Лютер использовал не популяризируемые пор пути: памфлеты, баллады и ксилографии.

5.1. Памфлеты

Хотя и написанные на латыни, 95 тезисов немедленно вызвали оживленное обсуждение: сначала в ученых кругах Виттенберга, а потом и дальше за пределами этого города. В декабре 1517 их печатные издания в форме памфлетов и листовок одновременно появились в Лейпциге, Нюрнберге и Базеле. Их было выпущено счет друзей Лютера, которым тот направил экземпляры. Вскоре появились и переводы немецкой, доступны для чтения среди широкой общественности, а не только для ученых и клира, которые знали латынь. Друг Лютера Фридрих Микониус позже писал, что "не прошло и 14 дней, как об эти тезисы знали по всей Германии, а за четыре недели с ними ознакомился почти весь христианский мир".

Это неожиданное, но стремительное распространение 95 тезисов показало Лютеру, как передаваемое от человека к человеку сообщение может вскоре прийти к широкой публике. "Их печатают и распространяют, как я себе представить не мог", - писал он в марте 1518 в нюрнбергского издателя, который опубликовал немецкий перевод тезисов.

В отличие от книг, изготовление которых занимало недели, а то и месяцы, памфлет можно было напечатать за день-два. Первые экземпляры издания, цена которых почти равнялась цене курицы, сначала распространяли в городе, где были напечатаны. Сторонники Лютера рекомендовали их своим друзьям. Их рекламировали владельцы магазинов, ими торговали книгоноши. Торговцы, купцы и проповедники перевозили экземпляры в другие города, и, если они вызывали достаточный интерес, местные издатели выпускали собственный тираж.

Это был один из лучших и простейших способов быстро и массово распространить свои идеи. Например, первый памфлет "Проповедь о индульгенции и милость" ", был переиздан 14 раз только 1518 тиражами по крайней мере в тысячу экземпляров. С 6 тыс. различных памфлетов, изданных в немецкоязычных странах в 1520-1526 годах, почти 1700 были изданиями трудов Лютера. Всего из почти 6-7 млн ​​памфлетов, которые были отпечатанном в первое десятилетие Реформации, более четверти принадлежала его перу.

Во многих памфлетах автор призывал читателя обсуждать содержание с другими и читать их вслух неграмотным. Люди читали и обсуждали памфлеты в семейном кругу, среди друзей, в постоялых дворах и кабаках. В этих спорах участвовали самые разные люди: от английского короля Генриха VIII, которого за трактат против Лютера, написанный совместно с Томасом Мором, папа назвал "защитником веры", в нюрнбергского сапожника Ганса Сакса, который написал ряд безумно популярных песен в поддержку Лютера.

Памфлеты Лютера спровоцировали в мире полемику. В частности, продавец индульгенций Тецель был одним из первых, кто вступил в печатную полемику с Лютером, ответив ему собственной подборкой тезисов. Они также обратились к новому формату - памфлета, чтобы присоединиться к дискуссии, поддержав или опровергнув Лютером аргументы. Сильвестр Маццолини выступил в защиту папы в своем "Диалоге против дерзких тезисов Мартина Лютера". Называл Лютера "прокаженным с латунными мозгами и железным носом" и отрицал все его доказательства, исходя из непогрешимости папы. Лютер, который не оставлял без ответа ни одного вызова, потратил всего два дня на то, чтобы выдать свой памфлет. "Теперь мне жаль, что я презирал Тецеля", - писал он. "Каким бы неуклюжим он ни был, но писал он остроумнее вас. Вы не приводите ни одной цитаты из Священного Писания. Вы не даете никаких объяснений".


5.2. Новостная баллада

Как и памфлет, Мартин Лютер также успешно использовал новостную балладу. Это было описание современных событий (часто преувеличен) в стихотворной форме, положенный на известную уже мелодию, чтобы его легко можно было изучить, петь и научить других. В новостных балладах часто намеренно сочетали благочестивую мелодию со светскими, а то и богохульными текстами. Их распространяли в форме распечатанных слов к песням с примечанием, на любую мелодию петь. После заучивания наизусть они могли распространяться даже среди неграмотных в форме группового исполнения.

И реформаторы, и католики использовали этот новый вид медиа для распространения информации и выступлений против оппонентов. "Начнем новую песню", первая Лютерова попытка в жанре новостной баллады, повествующая о двух монахов, казненных в Брюсселе 1523 после отказа отречься от своих лютеранских воззрений.


5.3. Ксилография

Сочетание четкой графики с краткими текстами, напечатанными в форме открыток или плакатов, доносило идею и до неграмотных или малограмотных, а также служило наглядным пособием для проповедников. Лютер говорил, что "без картин мы не можем ни думать, ни понимать нечего". Некоторые ксилографии на религиозную тематику имели сложную композицию, с многозначными аллюзиями и несколькими пластами смыслов, доступных лишь высокообразованным людям. Например, "Страсти Христовы и Антихристу" - серия картин, в которых благочестию Спасителя противопоставлен разврат и падение папы. Некоторые же были грубейшие и наглядные, как "Откуда взялись монахи": чертям испражняются ... монахами, которых уже накопилось немалое купа.Найкращи рисунки создал Лютер друг Лукас Кранах.

Противники Лютера отвечали собственными ксилография: например, картина "Лютер играет в ересь" изображает его с тремя чертями помощниками за приготовлением какого-то отвратительного варева. С котла клубится пар, на прядях которой написано "ложь", "гордость", "зависть", "ересь" и другие.

Враги Лютера сравнивали распространение его идей с эпидемией. Папская булла 1520 года, в которой Лютеру угрожали отлучением от церкви, целью ставила "прекратить продвижение этой чумы и раковой болезни, чтобы она не распространялась дальше". Вормский эдикт 1521 года предупреждал, что следует не допускать распространения Лютерова идей, иначе "весь немецкий народ, а за ним и другие народы, заразятся той же болезнью". Эти документы подтверждают эффективность выбранных Лютером методов.


6. Произведения

  • Лекции о Послании к Римлянам ( 1515 - 1516)
  • 95 тезисов о индульгенции ( 1517)
  • В христианский дворянству немецкой нации ( 1520)
  • О вавилонском пленении церкви ( 1520)
  • Письмо Мюльпфорту ( 1520)
  • Открытое письмо папе Льву Х ( 1520), 6 сентября.
  • О свободе христианина-Von der Freiheit eines Christenmenschen, 1520)
  • Против проклятий буллы Антихриста
  • О рабстве воли ( 1525)
  • Большой и малый Катехизис ( 1529)
  • О евреях и их лжи ( 1543)

7. Историческое значение деятельности Лютера

Согласно Максом Вебером, лютеранская проповедь не только дала толчок Реформации [7], но послужила поворотным моментом в зарождении капитализма и определила дух Нового Времени.

В историю немецкой общественной мысли Лютер вошел и как деятель культуры - как реформатор образования, языка, музыки. В 2003 году по результатам опросов общественного мнения Лютер стал вторым крупным немцем в истории Германии [8]. Он не только испытал на себе влияние культуры Возрождение, но в интересах борьбы с "паписты" стремился использовать народную культуру и многое сделал для ее развития. Большое значение имел выполненный Лютером перевод на немецкий язык Библии ( 1522 - 1542), в котором ему удалось утвердить нормы общегерманской национального языка. В последней работе ему активно помогал его преданный друг и соратник Иоганн Каспар Аквила.


8. Афоризмы о Лютере

"Лютер, как опережение современного человека, вобравшего в себя все виды неуравновешенности. Паскаль сосуществовал в нем вместе с Гитлером" (Эмиль Чоран) [9]

9. Использование образа Мартина Лютера

9.1. В кино

С появлением немых фильмов о Мартине Лютере существовали только биографические фильмы. Между тем, есть где-то 17 экранизаций о Лютере, в частности, наиболее новый художественный фильм снят в 2003 году.

  • "Лютер" (Luther, США-Канада, 1973)
  • "Мартин Лютер" (Martin Luther, Германия, 1983)
  • "Лютер" (Luther ФРГ, 2003). В качестве Мартина Лютера - Джозеф Файнс.

9.2. В музыке

Карри Тикка (Kari Tikka) опубликовала в 2000 году оперу, посвященную Мартину Лютеру.

Концертный альбом Неаль Морзез (Neal Morses) "Sola Scriptura", который был выпущен в 2007 году занимается влиянием Мартина Лютера и его полемику с элитой католической церкви.

9.3. В филателии

  • Марки немецкой федеральной почты ( 1952) в честь конференции Лютеранского Всемирного союза

  • Марки немецкой федеральной почты ( 1961)]] из серии Значительное немецкое

  • Блок почтовых марок ДРН ( 1983) в честь 500-летия дня рождения Мартина Лютера.

  • Почтовые марки немецкой федеральной почты ( 1996), посвященные 450-летию смерти Мартина Лютера


Примечания

  1. Есть Лютер бунтовщиком? - www.znanie-sila.ru/online/issue_619.html
  2. Аккольти - ru.wikisource.org / wiki / ЭСБЕ / Аккольты
  3. Ватикан снимет с Лютера обвинение в ереси - lenta.ru/news/2008/03/06/pope /
  4. Horst Herrmann: Martin Luther. Eine Biographie; Berlin: Aufbau Taschenbuch-Verlag, 2. Auflage. 2003; S. 464.
  5. Bernd Moeller, Deutschland im Zeitalter der Reformation S. 90
  6. Jan von Flocken: 1521: Wie Martin Luthers Bibel unsere Sprache prgt - www.welt.de/wissenschaft/history/article1590611/Wie_Martin_Luthers_Bibel_unsere_Sprache_praegt.html; in: Die Welt, Ausgabe vom 25. Januar 2008.
  7. 95 тезисов Лютера - начало протестантизму - his.1september.ru/articlef.php? ID = 200400108
  8. Мартина Лютера признан вторым крупным немцем после Аденауэра - newsru.ru/religy/09dec2003/martin.html
  9. Эмиль Мишель Сиоран. Горки силлогизмы. - Алгоритм, 2008. - С. 29 (Рус.)

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам