Надо Знать

добавить знаний



Мартос Иван Петрович


I.P. Martos by P.O. Rossi.JPG

План:


Введение

Иван Петрович Мартос (* 1754, Ичня, теперь Черниговская область, Украина - ? 5 (17) апреля 1835, Петербург, Российская империя) - Украинским скульптор.


1. Из жизнеописания

Родился в 1754 году в городе Ичне Полтавской губернии (теперь Черниговская область) в казацкой семье. Дядя Мартоса был сотником Ичнянскую сотни и добрым резчиком. Известно, что он резал иконостас Ичнянскую церкви и скульптуры этого иконостаса. Поэтому первые шаги Иван Мартос мог пройти у себя дома.

С 1764 - 73 учился в Петербургской Академии Художеств у Л. Роллана и Н. Жилль. Но наиболее его способности к скульптуре сформировался за рубежом, в Риме, в мастерской знаменитого Антонио Кановы. Работая там, Мартос много рисовал под руководством Помпео Батони и Рафаэля Менгса, великанов западноевропейского живописи суток классицизма.

В 1779 г. Мартос вернулся в Петербург уже как настоящий мастер, скульптор. Поэтому был назначен в Академии художеств в Петербурге, был ее профессором (с 1794), а позже - ректором (с 1814). Более чем за полвека своего труда Мартос оставил после себя в мраморе и бронзе большое количество скульптур.

Работы И. Мартоса имели большое влияние на скульпторов Российской империи 19 века.

Умер 5 (17) апреля 1835 года в Петербурге.


2. Творчество

Надгробные памятники - лучшие произведения Мартоса, работа над ними наиболее соответствовала лирико-элегической характера Мартоса, этого "поэта мечтательно и унылой грации" (характеристика барона Врангеля). Это признавали уже современники Мартоса. Композитор М. Глинка говорил о нем: "его мрамор плачет".

2.1. Ранний период

Для его надгробных памятников раннего периода (надгробия: С. С. Волконской, Третьяковская галерея; М. П. Собакин, оба - мрамор, 1782) характерны строгая архитектоника композиции, тонкое моделирование форм, искусное сочетание высокого и низкого рельефа. В дальнейшем Мартос отходит от барельефного принципа композиции, видособлюючы человеческую фигуру от скульптурного фона и монументализуючы памятник в целом (надгробия: Н. И. Панина, 1788, Е. С. Куракин, 1792; оба - мрамор, Музей городской скульптуры, Санкт-Петербург).

Продолжая часто использовать мотив пирамидальной стелы с включенным в нее барельефного медальона-портрета умершего, Мартос все более разнообразит расположение скорбящих фигур, прибегает к полихромии оттенков мрамора.

Воспроизведение интимного мира переживаний, свойственное ранним памятникам Мартоса, с начала 1790-х годов меняется подчеркиванием общественной значимости монумента, образный вид которого усложняются и порой даже драматизируется.


2.2. Зрелый период

Памятник Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому в Москве 1804-1818 гг

Лучший период творчества Мартоса - время после возвращения из-за границы - до войны двенадцатого года. В это время появилась большое количество надгробий из мрамора и бронзы на кладбищах Петербурга и Москвы; в Киеве за труд Мартоса считают надгробие Ильи Высоцкого у Выдубицкого монастыря.

Произведения Мартоса зрелого периода отличаются общей монументальностью форм, органической связью с архитектурной средой ясной замкнутостью композиции, лаконичной выразительностью силуэта, их эмоциональную нагрузку с начала 1800-х годов отличается суровой сдержанностью героев в проявлении чувств, особой величавостью образов, призванных воплотить античные идеалы мужества и совершенной красоты (надгробия: К. Разумовского в Батурине 1803-1805; П. Румянцева в Киеве 1797-1805, А. И. Гагариной, бронза, 1803, Петербург; Павла I, мрамор, 1807, Павловск). Между этими монументами особенно известен наименее удачное произведение - памятник Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому в Москве 1804-1818 гг


2.3. Поздний период

Удачным оказался памятник герцогу Ришелье в Одессе (бронза, 1823-1828), который несет в себе многие черты позднего творчества Мартоса, в котором становятся заметны нотки ригоризма, склонность к чрезмерной обобщенности форм и в то же время в мелочности в деталях (памятник Александру I в Таганроге, бронза, 1828-1831). Один из самых удачных монументов - памятник Потемкину в Херсоне 1829-1835.


3. Источники и ссылки

  • litopys.org.ua
  • Коваленська Н., Мартос, М. - Л., 1938;
  • Алпатов М. В., Мартос, в книге: Русское искусство 18 века, М., 1958.

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам