Надо Знать

добавить знаний



Массовая культура



План:


Введение

Массовая культура (или поп-культура, популярная культура) - культура, популярная и преобладающая среди широких слоев населения в данном обществе, преимущественно коммерчески успешная и элементы которой находятся повсюду: в кулинарии, одежде, потреблении, средствах массовой информации, в развлечениях (например, в спорте и литературе) - контрастируя с "элитарной культурой".

Термин "массовая культура" в общепринятом культурологическом смысле впервые применил в 1941 году немецкий философ и социолог Хоркхаймер в работе с соответствующим названием - "Искусство и массовая культура". Позже в США появляется сокращенное слово "масскульт" ( англ. Masskult ), Которое ввел в научный оборот американский философ Д. Макдональд.


1. Изучение

В начале XX в. формирования массового общества и связанной с ним массовой культуры стало предметом исследований виднейших ученых в различных областях науки: философов Хосе Ортега-и-Гассета ("Восстание масс"), Карла Ясперса ("Духовная ситуация времени"), Освальда Шпенглера ("Сумерки Европы"); социологов Жана Бодрийяра ("Фантомы современности"), Питирима Сорокина ("Человек. Цивилизация. Общество") и других. Основательную критику масскультуры, которая манипулирует сознанием людей дали Хосе Ортега-и-Гассет, Теодор Адорно, Юрген Хабермас и другие философы. [1] В украинской культурологии изучения массовой культуры активизировалось в 1990-е годы.


2. Происхождение

Становления массовой культуры связано с явлениями политической демократии и повсеместной образования. Эти факторы доставили к краху монополии высших классов в области культуры. В доиндустриальном обществе находилось место для элитарной, а также аутентичной народной культуры, происходит из сельских корней, является оригинальной, автономной и непосредственно отражает жизненный опыт людей. Аутентичное народное искусство никогда не претендовало на статус мистецва, но его своеобразие была приемлема и уважаемый [2]. Ситуация изменилась с началом индустриализации и урбанизации. Следствием этих процессов были изменения в общественном укладе и моральных ценностях. Индивиды стали изолированными, отчужденными и анонимованимы, и связь между ними вступил финансово-экономического характера. Ранее активных индивидов поглотила полностью безымянная масса, подвержена манипуляциям со стороны масс-медиа стали альтернативой сообществу и нравственности [3].

По мнению экспертов, массовая культура постиндустриального общества распространилась, как "смертоносная пара, душит народную культуру i угрожает целостности искусства" [2]. Предприниматели нашли источник дохода в удовлетворении культурных потребностей "снова пробужденных масс". Технический прогресс сделал продуцирования книг, журналов, фотографий, музыки в количествах, достаточных для насыщения рынка. Новейшая техника создала также новые средства коммуникации, например телевидение, радио, Интернет, особенно хорошо пригодны для массового восприятия и массового распространения [3].


3. Признаки и ценности

Признаками массовой культуры является ориентация на предпочтения и потребности "среднего человека", очень большая гибкость, свойство трансформировать артефакты, созданные в рамках других культур, и преобразовывать их в предметы массового потребления, коммерческий характер, использование клише при создании ее артефактов, а также свя Связь со средствами массовой коммуникации как главным каналом распространения и потребления ее ценностей [4].

Декларируемыми ею ценностями являются ценности реального жизненного обустройства, комфортного, удобного жизни, социальная стабильность и личный успех. [5] Массовая культура уважает тривиальность, сентиментальность, быстрые и фальшивые удовольствия счет уважительных интеллектуальных ценностей, культивирует телесную наслаждение, обжорство, разврат, корыстолюбие и тщеславие . [6].

По мнению российского историка Л. Березовой, "от деятелей массовой культуры менее всего нужна творчество и креатив, достаточно быть профессиональными интерпретаторами, трансляторами стереотипных образов, продавцами снов ..." [7]


3.1. Коммерциализация культуры

С особым вниманием культурологи отмечают коммерциализацию культуры. Еще Карл Маркс, анализируя проблемы рыночной экономики, отмечал коммерциализации литературного труда:

"Мильтон, который написал "Потерянный рай" и получил за него 5 фунтов стерлингов, был непродуктивным работником. Вместо писатель, работает для своего книготорговца на фабричный манер, является производительным работником. Мильтон создавал "Потерянный рай" с той же необходимостью, с которой тутовый червь делает шелк. Это был настоящий проявление его натуры. Затем он продал свое произведение по 5 фунтов стерлингов. А Лейпцигский литератор-пролетарий, что фабрикует по указанию своего издателя книги ... является продуктивным работником, потому что его производство с самого начала подчинено капитала и происходит только для увеличения стоимости этого капитала ". [8]

Говоря об искусстве в целом, примерно аналогичную тенденцию отмечал Питирим Сорокин в середине XX века:

"Как коммерческий товар для развлечений, искусство все чаще контролируется торговыми дельцами, коммерческими интересами и веяниями моды ... Подобная ситуация создает из коммерческих дельцов высших ценителей красоты, заставляет художников подчиняться их требованиям, навязываемым вдобавок через рекламу и другие средства массовой информации ". [9]

М. Пахтер и Ч. Лэндри определяют кардинальные изменения в деятельности культурных институтов, инспирированных массовой культурой:

"Современные тенденции имеют кумулятивный характер и уже привели к созданию критической массы изменений, затронувших самой основы содержания и деятельности культурных институтов. К наиболее значимым из них, на наш взгляд, относятся: коммерциализация культуры, демократизация, размывание границ как в области знания, так и в области техники, - а также преимущественное внимание к процессу, а не к содержанию ". [10]


4. Взаимоотношения с другими формами культуры

4.1. Массовая и популярная культура

В ряде источников понятие "массовой культуры" и "популярной культуры" подаются как синонимы, в частности Г. Генс выделяет три формы культуры - элитарную, народную и популярную массовую ( англ. mass, popular ) [11] Зато британский исследователь Д. Маккуейл, отличая термин "популярное" от широко применяемого "массовое", указывает на то, что популярная культура - это культура, которая не претендует на массовость, буквально - это культура, которая популярна в разных слоях общества. [12]

По мнению Г. И. Безуглой, от массовой культуры популярную отличает отсутствие ее первоначальной ориентации на включение последней в коммерческую индустрию и естественная, а не особым образом синтезированная, популярность. Популярная культура находится ближе, чем массовая, к образцам, языка, идеалов народной культуры, более реально отражает мифы и ориентиры народного сознания. [13]. Вместе с тем массовая культура отличается от народной своей монофункциональнистю: ​​если народная культура выступает как способ передачи социально значимого опыта, является механизмом социализации и регуляции, а также рекреативного механизмом, выполняет обрядовые функции, то популярная культура выступает преимущественно как культура досуга.

Дуайт Макдональд отмечает, что

Массовую культуру часто отождествляют с популярной. В значительной степени это справедливо, но более основополагающим и точным является использование термина "массовая культура". Она является исключительно и непосредственно продуктом массового потребления, как жевательная резина. Наконец, и произведение высокой культуры бывает иногда популярным, хотя случается это все реже. [14]

4.2. Массовая и элитарная культура

В трудах философов ХХ века понятие массовой и элитарной культуры трактуются как противоположные и связанные с концепцией разделения общества на элиту и массы. Хосе Ортега-и-Гассет сформулировал известный подход к структуризации по признакам творческой потенции: общество делится на "творческую элиту", которая, естественно, составляет меньшую часть общества, и на "массу" - количественно преобладает. Соответственно возникает противопоставление культуры элиты ( "Элитарной культуры") культуре "массы" - "массовой культуре".

Аналогично, Артур Шопенгауэр разделял людей на два типа: "людей гения", имеющие особую способность к эстетическому миросозерцания и художественно-творческой деятельности, и "людей пользы", ориентированные в основном на практическую, утилитарную деятельность. На этих же позициях выступает Ганс-Георг Гадамер, по мнению которого, "неизбежно еще более четкое разграничение между массой и теми немногими по-настоящему творческими талантами, которые будут существовать с массой рядом во времени". [15]

Дуайт Макдональд считает, что массовая культура появилась как "паразитическая раковая опухоль на теле культуры высокой". [16]. Вторичность массовой культуры подчеркивает и Клемент Гринберг, по мнению которого условием существования массовой культуры является "доступ к высокой созревшей культурной традиции, открытия и достижения которой она использует в своих целях" [17]. Польский исследователь В. Дашкевич сравнивает массовую и элитарную культуру с гусеницей и листьями, считая, что массовая подрывает элитарную, ничего не давая взамен. [3]

Противопоставление элитарной и массовой культур фигурирует и в трудах современных украинских культурологов. Например, В. В. Панталиенко отмечает: "Если продукты массовой культуры функционируют как рыночные товары и обращены ко всем, то продукты культуры элитарной подчеркнуто эзотерические, понятны далеко не каждому. Если массовая культура притворно оптимистичная, то элитарная - чаще глубоко пессимистическая". [ 18]

В ряде источников, однако, заверяется пересмотр концепции противопоставление элитного и массового. [19] Например, С. С. Русаков призывает "фиксировать внимание не на эстетической или моральной оценке массовой культуры, а на ее определении как технологии производства культурного продукта?. [1 ]


4.3. Массовая и народная культура

Как украинские, так и западные ученые противопоставляют массовой культуре национальной и видят в ее распространении угрозу для последней. Например, Дуайт Макдональд отмечает, что "если народная культура расцвела, отгорожена стеной от культуры элит, современная массовая культура эту стену грубо уничтожила, открыв массам доступ к искаженной элитной культуры" [16] Польские исследователи, противопоставляя народную культуру массовой отмечают, что содержание народной культуры обычно был "простым и понятным" благодаря "близком контакте между творцом и реципиентом", а характерно для народной культуры является "ее оригинальность, происходящим из ее свободного и спонтанного созидания". Зато массовая культура является навязываемая сверху. Ее продуцентами являются люди бизнеса, а реципиент обычно ограничен выбором между покупкой или отказом от покупки. [3] [20]

По мнению украинских культурологов, массовая культура стала серьезной угрозой для национальной самобытной украинской культурной традиции, грозит потерей духовности, препятствует сохранению культурной самобытности, формирует национальный нигилизм, создает условия, при которых возможен отказ от своей национальности, обесценивание собственных национальных ценностей [6] [21] По мнению Г. Лозко, нейтрализация негативного влияния массовой культуры на формирование национального самосознания состоит в воспитании национального иммунитета - "умение дать отпор чужой частности отказаться от чужих ценностей, научиться отличать свое от родного" [21]


5. Сноски

  1. а б Русаков С. С. Массовая и популярная культура: общее и особенное / / "Гилея: научный вестник": Сборник научных трудов. - М., 2011. Выпуск 49 (7) - 2011
  2. а б D. Strinati, Wprowadzenie do kultury popularnej, przeł. WJ Burszta, Poznań 1998, s. 21.
  3. а б в г Wojciech Daszkiewicz. Charakterystyka kultury masowej / / "Cyliwizacja" (2010) nr 33, s. 55-65.
  4. Безуглая Р. И. Массовая и популярная культура: к проблеме соотношения понятий / / Культура и современность: альманах. - К.: Миллениум, 2010. - № 2.
  5. Безуглая Р. И. Массовая культура: аксиологические основы / / Культурно-художественная среда: творчество и технологии: Сб. материалов четвертой международной научно-творческой конференции 11-12 ноября 2010 г. - М.: НАКККиМ, 2010 - с. 6-7
  6. а б Асеева А. Деструктивный влияние массовой культуры в культуротворческим овладении современных ценностей украинской культуры / / Интеллект. Личность Цивилизация: темат. сб. наук, пр с соц.-ф.зос. пробл. Вып. 9 / глав. ред. А. Шубин. - Донецк: ДонНУЭТ, 2011 - с.22-27
  7. Березовая Л. Г. Массовая культура: концептуализация понятия / Л. Г. Березовая / / Массовое сознание и массовая культура в России: история и современность. М.: РГГУ. - 2004 - с. 307
  8. Маркс К. Теория прибавочное стоимости (IV том "Капитала") \ В сборнике К. Маркс, Ф. Энгельс об искусстве. М., 1957, Искусство, т I.
  9. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. - М.: Политиздат, 1992.
  10. Пахтер М., Лэндры Ч. Культура на перепутье. Культура и культурные институты в XXI веке. - М.: Классика-XXI, 2003. - С. 40.
  11. Gans HJ American Popular Culture and high Culture in a Changing Class Structure / HJ Gans / / Prospects: An Annual of American Cultural Studies. - Cambridge, 1985. - Vol. 10. - P. 4.
  12. McQuail D. Mass Communication and Public Interest: Towards Social Theory for Media Structure and Performance. In: Cmwley D., Mitehell D. Communication Theory Today. - Polity Press, 1994. - P. 241-254.
  13. Безуглая Р. И. Массовая и популярная культура: к проблеме соотношения понятий / / Культура и современность: альманах. - К.: Миллениум, 2010. - № 2.
  14. D. Macdonald, Teoria kultury masowej, w: Antropologia kultury. Zagadnienia i wyb?r tekst?w, red. A. Mencwel, Warszawa 2005, s. 543.
  15. Матвеева Л. Л. Культурология, Тема 12 Массовая и элитарная культуры / / Учеб. пособие. - М.: Просвещение, 2005. - 512 с.
  16. а б D. MacDonald с. 544
  17. C. Greenberg, Awangarda i kicz, w: tenże, Kultura masowa, przeł. i oprac. Cz. Miłosz, Paryż 1959, s. 37.
  18. В. Панталиенко Проблемы массовой и элитарной культуры на современном этапе / / Научный вестник Национального университета биоресурсов и природопользования Украины: сб. наук. пр. - Вып. 137. - Киев: КНУБП, 2009. -
  19. Теоретическая культурология / Под ред. Разлогов К. Э.. - М.: Рос. Инс-т культурологи, 2005.
  20. A. Kłoskowska, Kultura, w: Encyklopedia kultury polskiej XX wieku. Pojęcia i problemy wiedzy o kulturze, red. A. Kłoskowska, Wrocław 1991, s. 42-43.
  21. а б Лозко Г. Национальные ценности на фоне глобального хаоса / / Слово Просвещения. - № 21, 27 мая - 2 июня 2010.

См.. также


код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам