Надо Знать

добавить знаний



Махабхарата


лицензия = ГД

План:


Введение

Индуистская литература
aum symbol
Веды
Рог Яджур
Сама Атхарва
Распределение
Самхиты Брахманы
Араньяки Упанишады
Упанишады
Айтарея Брихадараньяка
Иша Кена Катха
Чхандогья Тайттирия
Прашна Шветашватара
Мундака Мандукья
Веданга
Шикша Чандас
Вьакарана Нирукта
Джйотиша Кальпа
Итихасы
Махабхарата Рамаяна
Пураны
Бхагавата Брахмавайварта
Ваю Вишну Падма
Маркандея Совещание
Другие тексты
Смрити Стотры Шрути Сутры
Бхагавад-гита Панчаратра Панчатантра
Тантры Артхашастра Агамы Кавач
Дхарма-шастры Дивья-прабандха
Рамачаритаманаса Йога-Васиштха
Теварам Чайтанья-чаритамрита
Портал "Индуизм"

п о р

лицензия = ГД

Махабхараты ( санскр. महाभारत , IAST mahābhārata ? , "Великое сказание о потомках Бхарата" , по имени царя Бхарата, потомка древнего царя Куру), наследника Куру) - эпос народов Индии.

Махабхараты это комплекс эпических рассказов, новелл, басен, притч, легенд, лиро-дидактических диалогов, дидактических размышлений Богословского, политического, правового характера, космогонических мифов, генеалогий, гимнов, плачей. Состоит из 100 тысяч двострокових стихов ( шлок). Это в четыре раза больше Библия и в семь раз больше Илиада и Одиссея вместе взятые. Около 700 шлок занимает Бхагавад-Гита - песня Бога Кришны, ведущий повествование во время битвы на Курукшетре со своим учеником и другом Арджуной. Махабхараты - источник многих сюжетов и образов, получивших развитие в литературах народов Южной и Юго-Восточной Азии. Одно из немногих писаний, произведений мировой литературы, которое само о себе утверждает, что в нем есть все на свете.


1. История составления текста

Современный вид эпос получил в V в. н. д. Первоначально текст был записан на пракрити, а только потом переписан на санскрите. Исследователями считается, что в основу эпоса положены реальные события, происходившие в Северной Индии в пизньоведичний период (X - XIII вв. До н. Д.).

Авторство Махабхараты приписывают легендарному мудрецу Вьяси. В первой части Махабхараты является утверждение, что ее записал под диктовку Вьясы Ганеша. Эпос имеет популярную в свое время в Индии и за ее пределами структуру рассказа внутри повествования. Махабхараты рассказывается правителю Джанамеджанаи, правнуку Арджуны, учеником Вьясы Вайсампаяною. Рассказ Вайсампаяны Джанамеджаяни потом, через много лет, повторяется профессиональным рассказчиком по имени Уграшрава Сута собранию мудрецов.

В Махабхараты выделяется основная часть из 24 тыс. шлок, собственно Бхарата, и дополнительный материал. Как утверждается в первом разделе эпоса Адипарви, исходный текст Вьясы состоял только из 8 800 шлок. Он был известен под названием Джая (победа). В рассказе Вайсампаяны исходный текст был расширен до 24 000 шлок, а Уграшрава Сута (Сута Госвами) прочитал более 90 тыс. шлок.

Первые упоминания о Махабхараты встречаются в Аштадгьяи (Восьмикнижжи) индийского лингвиста 4-й ст. до н.д. Панини. Вероятно эти упоминания свидетельствуют о том, что ко времени жизни Панини уже существовала Бхарата и хотя первые версии расширенной Махабхараты.


2. Сюжет

Фабулой эпоса является повествование о войне между двумя претендентами на престол - потомками Куру и сыновьями Панду - продолжавшейся 18 дней, гибели Кауравов и отказе Пандавов от престола. Но относительно небольшая часть поэмы посвящена этим событиям, значительную часть поэмы занимают мифологические, философские и социальные темы.

2.1. Состав памятника

Махабхарата состоит из 18 парво (книг), каждая из которых разделена на определенное число глав (субпарв). Всего насчитывается 100 субпарв.

  1. Адипарва (Первая книга, субпарвы 1-19)
    О том, как Саути рассказывал Махабхарату собранию риши в Наймишараньи, о том, как Вайшампаяна рассказывал Махабхарату Джанамежаи в Такшашили. Излагается история рода Бхараты, отслеживается история рода Бхригу. Рассказ о рождении и первых годах жизни принцев Куру.
  2. Сабхапарва (Книга о собрании, субпарвы 20-28)
    Сказ о том, как Мая Данауэй возвел дворец и установил двор в городе Индрапрастха. Описание придворной жизни, жертвоприношения Юдхиштхира, игры в кости и изгнания Пандавов.
  3. Араньяпарва (Лесная книга, субпарвы 29-44)
    Сказание о двенадцати лет изгнания в пуще (аранья).
  4. Виратапарва (Книга о Вирата, субпарвы 45-48)
    Об год жизни инкогнито при дворе Вираты.
  5. Удьйогапарва (Книга о попытке, субпарвы 40-59)
    Приготовления к войне, тщетные усилия примирить Куру и Пандавов.
  6. Бхишмапарва (Книга о Бхишму, частью которой является Бхагавад-гита, субпарвы 60-64)
    Рассказ о первой части великой битвы, в которой Бхишма командовал Каурвамы, и его падение на ложе из стрел.
  7. Дронапарва (Книга о Дрону, субпарвы 65-72)
    Продолжение битвы под командованием Дроны. К концу книги большинство выдающихся воинов с обеих сторон пали на поле боя.
  8. Карнапарва (Книга о Уголовное, супарва 73)
    Битва продолжается под командование Карни.
  9. Шальяпарва (Книга о Шаль, субпарвы 74-77)
    Последний день битвы под командованием шаль. В подробностях рассказывается о паломничестве Баларам к броду через реку Сарасвати и о бое на булавах между Бгимою и Дурйодханою, которой закичилася война - Бгама убивает Дурйодхану ударом булавы в бедро.
  10. Сауптикапарва (Книга о нападении на тех спящих, субпарвы 78-80)
    Ашваттама, Крипа и Кратаврма убивают остатки войска Пандавов все сне. На стороне Пандавов остается только 7 воинов, на стороне Кауравов - только 3.
  11. Стрипарва (Книга о женах, субпарвы 81-85)
    Гандар, Кунти и другие жены Кауравов и Пандавов причитают по погибшим.
  12. Щантипарва (Книга о мире, 86-88)
    Коронация Юдхистхиры как правителя Хастинапуре, наставления Бхишма новому правителю по общественной, экономической и политической жизни. Это самая длинная из книг Махабхараты.
  13. Анущасанапарва (Книга о наставления, субпарвы 89-90)
    Последние наставления Бхишма.
  14. Ащвамедхапарва (Книга о принесении в жертву коня, частью которой является Анугита, субпарвы 91-92).
    Описание церемонии принесения в жертву коня Юдхистхирою. Завоевание мира Арджуной. Кришна рассказывает Арджуне Анугиту.
  15. Ащрамавасикапарва (Книга о жизни в лесах, субпарвы 93-95)
    Смерть Дхритараштры, Гандар и Кунти в лесном пожаре в Гималаях, куда они отправились вести жизнь отшельников. Видура умирает раньше, а Санджая по велению Дхритараштры идет жить еще выше в горы.
  16. Маусалапарва (Книга о битве палками, субпарва 96)
    Драка на палках в рядах ядавов, что приводит к уничтожению ядавов.
  17. Махапрастханикапарва (Книга о великом путешествии, субпарва 97)
    Юдхистхира с братьями осуществляют большое путешествие через всю страну и наконец восходят к вершинам Гималаев, где падают все Пандавы, кроме Юдхистхиры.
  18. Сваргароханикапарва (Книга о поднятии на небо, субпарва 98)
    Последнее испытание Юдхистхиры и возвращение Пандавов в духовный мир ( Сваргу).

Также существует приложение из 16375 шлок, Харевамсапарва, в котором говорится о жизни Кришны, субпарвы 99-100.


3. Историчность

Историческая достоверность Курукшетрськои войны неясна. Считается, что основой для эпоса могла быть борьба за власть между различными династиями в железную сутки, когда существовало государство Куру, т.е. в период между 1200 и 800 годом до н.д. Описание одного из династических конфликтов мог стать сердцевиной Джаи, вокруг которой разрослась Махабхараты.

В Пуранах приведена генеалогия, истоки которой идут от персонажей Махабхараты. Свидетельство Пуран двоякие. С одной стороны утверждается, что от рождения внука Арджуны Парикшита до восшествия на трон Магападмы Нанда, который датируется 382 годом до н.д., прошло 1015 (или 1050) лет. В таком случае битва должна была бы состояться где-то в 1400 до н.д., но это означало бы очень длинные периоды правления царей, приведенных в генеалогии. С другой стороны, анализ генеалогического дерева Адгисимакришны (праправнука Парикшита), предполагая в среднем 18 лет правления для 26 поколений, можно прийти к выводу, что битва при Курукшетре произошла примерно в 950 году до н.э.


4. Краткий пересказ событий

4.1. Старшие поколения

Наследник Джанамеджаи Шантану, правитель Хастинапуру, был недолгое время женат с богиней Гангой, и имел сына Деваврату (названного впоследствии Бхишма).

Через много лет на охоте правитель увидел дочь рыбака Сатьявати и попросил у отца разрешения жениться. Отец отказался дать свое согласие, если только Шантану не пообещает передать трон после смерти будущему сыну Сатьявати. Чтобы решить отца дилемму Деваврата отказывается от прав на трон. Поскольку рыбак не уверен, что дети принца соблюдать обещания, Деваврата также дает обет целибата на всю жизнь. Сатьявати родила Шантану двух сыновей - Читрангаду и Вичитравирью. После смерти Шантану правителем становится Читрангада. Он умирает после короткого бессобытийной жизни. Правителем Хастинапуру становится младший сын Вичитравирья.

Между тем правитель Каши устроил сваямвару (процедуру выбора невест девушками) для своих трех дочерей Амбы, Амбика и Амбаликы. Однако, правтели Хастинапуру приглашения не получили, и Бхишма идет в Каши на сваямвару с намерением устроить семейную жизнь юного Вичитравирьи неприглашенных. Разгневавшись, он похищает их силой, а не доброй волей. Амбика и Амабалика соглашаются жениться Вичитравирьею. Старшая сестра, Амба, объявляет желание жениться правителем Шалвы, которого Бхишма победил на сваямвару. Бхишма отпускает ее, но Шалварадж отказывается на ней жениться после того унижения, которое он потерпел от Бхишма. Амба возвращается с намерением жениться Бхишма, но он отказывается, соблюдая обет целибата. Разгневанная Амба становится злейшим врагом Бхишма, обвинив его в свих своих бедах. Впоследствии она перерождается как Шикханди, сын Друпады, и вместе с Арджуной становится причиной гибели Бхишма в битве при Курукшетре.


4.2. Пандавы и Кауравы

Когда Вичитравирья умер молодым, не оставив наследников, Сатьявати попросила своего сына Вьясу стать отцом для сыновей вдов. Старшая из них, Амбика, закрыла глаза, увидев его, и ее старший сын Дхритараштра родился слепым. Амбилика НЕ ​​закрыла глаза, но побледнела, и ее сын Панду родился бледным и слабым. Увидев, что дети слабы, Сатьявати попросила Вьясу попробовать еще раз, но Амбика с Амбиликою послали к нему своих горничных. Вьяса стал отец ом третьего сына - Видуры. Парень родился здоровым и вырос в одного из мудрейших персонажей Махабхараты. Он служил первым министром при Панду и Дхритараштры.

Когда принцы подросли, пришла пора коронации Дхритараштры. Однако вмешался Видура. Используя свои знания политики, он сделал вывод, что слепой не может быть правителем, поскольку слепой не может контролировать подданных и защищать их. Трон отдали Панду. Панду женился дважды - с Кунти и Мадри. Дхритараштра женился Гандхары. Она ослепила себя повязкой на глаза, чтобы разделить боль своего мужа. Это настолько разгневанные ее брата Шакун, что он поклялся видоститы семье Куру. Однажды, когда Панду прогуливался в лесу, до него донесся рев дикого зверя. Он выстрелил на звук, но стрела попала в мудреца киндай. Мудрец наслал на Панду проклятие - он умрет, если только попробует совершить половой акт. Тогда Панду покинул царство и в сопровождении двух жен ушел жить отшельником в лесу. Поэтому, несмотря на слепоту, страной стал править Дхритараштра.

Старшая из жен Панду, Кунти, имела амулет от мудреца Дурвасы, которым могла воспользоваться в любой момент по своему желанию, произнося специальное мантру. Кунти попросила Дхарму, бога справедливости, Ваю, бога ветра и Индру, бога небес, чтобы они подарили их сына. Так она родила Юдхистхиру, Бхиму и Арджуну. Кунти заняла амулет младшей жене Панду, Мадри, и та выносила близнецов Накулу и Сахадеву, в чем ей помогли боги-близнецы Ашвины. Впоследствии Панду и Мадри не удержались от секса, и Панду умер. Ища искупления, Мадри сожгла себя на погребальном костре. Кунти воспитала пятерых братьев, которых потом называли Пандавами.

Дхритараштра было сто сыновей, которых ему родила Гандхары, однако все они родились после Юдхиштиры. Сыновей Дхритараштры называли Кауравами. Старейшим из них был Дурйодхана, вторым Душасана. Вражда между ними и Пандавами стала причиной Курукшетрськои войны.


4.3. Шеллаковым дворец

После смерти Мадри и Панду Пандавы с Кунти вернулись во дворец в Хастинапуре. Под давлением народа Юдхистхира был назван коронным принцем. Дхритараштра хотел видеть правителем своего собственного сына Дурйодхану и позволил желанию взять верх над справедливостью. Шакун, Дурйодхана и Дусавана организовали заговор с целью избавиться Пандвавив. Шакун вызвала к себе архитектора Пурванчана и велела ему построить дворец из горючих материалов, таких как шеллак и топленое масло. Поселив в этом дворце Пандавов с Кунти, она задумала поджечь его. Однако Пандавы получили предупреждение от мудрого дядю Видуры. Видура послал к ним горняка, и тот выкопал тоннель под дворцом, через который они убежали. В Хастинапуре все поверили в смерть Пандавов.


4.4. Бракосочетание с Драупади

Скрываясь, Пандавы узнают о сваямвару за право жениться на принцессе Панчалы Драупади. Они вступают в состязание, выдав себя за брахманов. Перед претендентами на руку принцессы поставлена ​​задача натянуть тугой стальной лук и выстрелить в цель на потолке - глаз искусственной рыбы - при этом смотреть надо было на ее отражение в масле. Большинство принцев потерпели неудачу, многие даже не смогли пятки лук. Однако Арджуна сумел выполнить задание. Пандавы вернулись домой и сказали Кунти, что Арджуна победил, пригласив ее посмотреть на полученный приз. Даже не взглянув, Кутров приказала им совместно пользоваться достижением Арджуны. Так Драупади стала женой пятерых братьев.


4.5. Индрапрастха

После свадьбы Пандавов снова пригласили во дворец в Хастинапуре. Старейшины семьи Куру посоветовались и решили разделить царство, отдав Пандавам часть земель. Юдхиштхира построил себе новую столицу Индрапрастха. Однако ни Пандавы, ни Кауравы не остались задоволенемы этим решением.

Вскоре Арджуна похитил сестру Кришны Субхадру и женился на ней. Юдхиштира пожелал утвердиться как правитель. Он обратился за советом к Кришне, и после определенных приготовлений и преодоления некоторого сопротивления, Юдхиштхира провел церемонию жертвоприношения раджасуя, чем провозгласил себя верховным из всех царей.

Пандавы построили себе новый дворец, спроектированный Маясурою. Они пригласили братьев Кауравов к Индрапрастха, чтобы похвастаться новым зданием. Розгулючы дворцом, Дурйодхана ошибочно принимает стеклянную пол за воду и не решается ступить на нее. Когда ему объяснили ошибку, он принимает ставок за стекло и падает в воду. Драупади насмехается над ним, говоря, что все это из-за слепого отца Дхритраштру. Он решает отомстить за унижения.


4.6. Игра в кости

Играя в кости с Юдхиштирою, дядя Дурйодханы Шакун, использовал пидважени кости, и Юдхиштира проиграл все свое имущество, а потом и царство. Он поставил на кон братьев, себя и, наконец, жену. Торжествуя, Кауравы оскорбляют Пандавов, и даже пытаются сорвать одежду с Драупади перед всем двором, но ее честь спас Кришна, создавая новую ткань на замену снятой.

Дхритараштра, Бхишма и другие старейшины боятся ситуации, но Дурйодхана не уступает - по его мнению для двух коронных принцев в Хастинапуре места нет. Против его воли Дхритараштра велит начать новую игру в кости. Пандавы должны отправиться в изгнание на 12 лет, а на тринадцатый должны скрываться. Если в течение этого года Кауравы отыщут их, изгнание будет продлено еще на 12 лет.


4.7. Изгнание и возвращение

Пандавы провели тринадцать лет в изгнании. За это время с ними произошло немало приключений. Вместе они собирали союзников для будущих конфликтов. Последний год они провели под другими именами при дворе Вираты, и только после окончания тринадцатого года их разоблачили.

После окончания срока ссылки, они начать переговоры о возвращении в Индрапрастха. Однако эти переговоры провалились, поскольку Дурйодхана возражал - их, мол, выявили, когда они еще скрывались, поэтому о возвращении договориться не удалось. Война стала неизбежной.


4.8. Курукшетрська война

Обе стороны призвали себе на помощь огромные армии. Царства Панчала, Двараку, Каши, Кека, Магадха, Матс, Чеди, панда и удушье с Матхуры с некоторыми другими кланами, вроде Парама Камбоджа, стали на сторону Пандавов. К союзникам Кауравов присоединились правители царств Прагджйотиша, Анга, Кека, Синдхудеса, Махишмати, Аванти, Мадре, Гандхара, Балик, Камбоджа и многие другие. Перед самым началом войны Баларама выразил несогласие с конфликтом и отправился в паломничество, а потому участия в битве не участвовал. Кришна принял участие в войне, но не как воин, а как извозчик колеснице Арджуны.

Главная битва состоялась на Курукшетре - "поле Куру", где расположен город Курукшетра. Перед битвой, увидев своего прадеда Бхишму и учителя Дрону на другой стороне, Арджуна усомнился, и не смог поднять свой ​​лук. Кришна появнив ему, в чем заключается долг. Это объяснение изложено в знаменитой части Махабхараты - Бхагавадгите.

Сначала обе стороны придерживались благородного способа ведения войны, но вскоре стали прибегать к позорной тактики. Под конец битвы, которая длилась 18 дней, живыми остались только Пандавы, Сатьяки, Крипа, Ашватхама, Критаварма, Ююцу и Кришна.


4.8.1. Мирная миссия Кришны

Пытаясь предотвратить войну, Кришна прибыл в Хастринапур с мирным предложением. Там он остановился у первого министра Видуры, человека религиозного и преданной Кришне. Дуройдхана обиделся, что Кришна отказался поселиться в царском дворце, поэтому задумал схватить Кришну.

На приеме, где Кришна сделал свое мирное предложение двора, к его словам не прислушались, и Дурйодхана велел страже задержать посланника. Кришна только рассмеялся над тщетными потугами смертных, и набрал божьей формы, ослепив воинов и весь двор ярким сиянием. Но бога гнев отказ от мира, и он проклял Дурйодхану, повидомившы ему о неотвратимости падения и заверив его, что он, как бог, проследит за тем, чтобы весь клан Кауравов было уничтожено. Дхритарастра попытался умиротворить его, но Кришна стоял твердо на своем. Прекрасную Божию ипостать могли видеть только чистые сердцем - Бхишма, Дрона и Видура. После неудачи попытки примирения Кришна вернулся в Пандавов и сообщил, что единственный благородный и праведный путь - война.


4.8.2. Перед битвой

Того года, когда произошла описанная в Махабхарате война, было три затмения течение тридцати дней. В индуистской мифрлогии затмения считаются плохими знаками для животворных небесных тел: Солнца и Луны. При лунных и солнечных затмениях Солнце, Луна и Земля выстраиваются в одну линию, что нарушает естественный баланс. Несмотря на то, что три затмения в течение одного года приносит большой вред, она может также принести большую пользу человечеству. На этот раз затеменення дали человеку великий дар - Бхагавад-Гита.

В первый день войны войска Кауравов стояло лицами на запад, а войско Пандавов лицами на восток. В этот момент Арджуна понял, что ему придется убить своего прадеда Бхишму, на чьих коленях он играл в детстве, и своего учителя Дрону, который научил его держать лук и стрелы и помог стать лучшим лучником в мире. Арджуне стло томно от мысли об уничтожении всей семьи, включая из 100 двоюродными братьями и друзей детства. Растерявшись, колеблясь, он обратился к Кришне за объяснениями как правильно поступить. Объяснение Кришны легли в основу Бхагавад-Гиты, одного из самых религиозных текстов в индуизме. Кришна велел Арджуна не пиддватися бессилию и стать на бой с родственниками, ибо это единственный праведный путь. Он напомнил, что это война между праведностью и неправдою (дхарма и адхарма), и обязанность Арджуны убить любого, кто поддерживает неправедный путь, путь неправды и греха. Кришна предстал в своей божьей форме и объяснил, что он рождается на Земле в каждую эпоху, когда поднимает голову зло.

Перед самым началом битвы Юдхистхира совершил неожиданный поступок, неожиданно положив оружие на землю, сняв броню и закрокувавшы в войска Кауравов со сложенными для молитвы руками. Как Пандавы, так и Кауравы не могли поверить своим глазам - казалось, что Юдхистхира собирается сдаться, прежде чем будет выпущена первая стрела. Однако, намерение Юдхистхиры стал понятен, когда он пал Бхишма и попросил у него благословения перед боем. Бхишма, который приходился дедом как Пандавам так и Кауравами, благословил Юдхистхиру, после чего тот вернулся к своей колеснице.


4.8.3. День первый

В начале битвы Бхишма проносился через ряды Пандавов, круша все на своем пути. Абхиманю, сын Арджуны, увидел это и бросился на Бхишму, победил его телохранителя и атаковал командующего сил Кауравов. К концу первого дня Пандавы подверглись чудовищных потерь и были на грани поражения. Сыновья Вираты, Уттара и Света, погибших от рук Шалья и Бхишма. Однако Кришна утешил расстроенного Юдхистхиру, обещая что победа будет за ним.

4.8.4. День второй

Арджуна, понимая необходимость быстрых действий для компенсации потерь Пандавов, решил попробовать убить Бхишму. Кришна умело определил место колесницы Бхишма, и направил свой экипаж навстречу. Арджуна попытался стать на бой с Бхишма, но воины, поставленные охранять командующего, атаковали Аржун, стараясь не позволить прямого поединка. Поединок между Арджуной и Бхишма продолжался несколько часов. Аналогичный поединок возник между Дроном и Дхристадюмною, причем Дрона много раз ломал лук Дхристадюмны. Спас обстаннього Бхимы. Дурйодхана послал силы Калинги в атаку на Бхиму, и большинство из них погибло от его руки. На подмогу сразу пришел Бхишма. Сатьяки, который помогал Бхиму, выстрелил в извозчика Бхишма и убил его. Лошади Бхишминои колесницы понесли и вынесли его за пределы поля боя. К концу второй для крупных потери понесло войско Кауравов.


4.8.5. День третий

Бхишма выстроил войско Кауравов в орлиные формацию, став во главе и поставив силы Дурйодханы охранять тыл. Он хотел предотвратить неожиданностям. Пандавы ответили построением в виде полумесяца, поставив Бхиму и Арджуну во главе правого и левого крыла, соответственно. Кауравы сосредоточили удар на позиции Арджуны. Вскоре колесница Арджуны была покрыта стрелами и дротиками. С необычайным умением Арджуна выстроил с помощью бесконечного потока стрел защиту вокруг своей колеснице. Абхиманю и Сатьяки совместными усилиями преодолели Гандхарськи силы под руководством Шакун. Бхиму и его сын Гхатоткача напали на тыл, который прикрывал Дурйодхана. Стрелы Бхимы попали в Дурйодхану, и он упал в колесницу. Однако извозчик немедленно вынес его с поля боя, подальше от опасности. Но силы Дурйодханы, увидев падение командующего, разбежались. Порядок навел Бхишма, Дурйодхана тоже вскоре вернулся. Однако он рассердился на Бхишму, считая, что тот снисходительно относится к пяти братьев Пандавов, а потому накричал на него. Бхишма, ужаленный несправедливым обвинениям, бросился на войско Пандавов с новым рвением. Создавалось впечатление, что на поле боя не один Бхишма, а несколько. Вскоре войско Пандавов стало хаотично отступать.

Арджуна с Кришной атаковали Бхишму, пытаясь восстановить порядок. Опять Арджуна и Бхишма сошлись в феврале поединка, но сердце Арджуны не принадлежало бою, потому что мысль о несправедливости собственном дедушке, не привлекала его. В течение битвы Бхишма убил многих воинов Арджуны. Это разгневанные Кришну, и он схватил колесо от телеги и замахнулся им на Бхишму. Бхишма пытался спровоцировать Кришну на то, чтобы тот нарушил обет течение сражения не брать оружия в руки. Он пал Кришны и попросил убить себя, ибо нет ничего величншиного, как принять смерть от руки высшего. Увидев это Кришна успокоился, улыбнулся и поединок между Арджуной и Бхишма продолжился.


4.8.6. День четвертый

Четвертый день ознаменовался доблестью Бхимы. Бхишма во главе войска Кауравов сразу же пошел в наступление. Абхиманю, сын Арджуны, попал в окружение многочисленных принцев-Кауравов. Арджуна бросился в битву на помощь Абхиманю. Бхиму появился на поле боя с занесенной вверх булавой и начал крушить Кауравов. Дурйодхана послал на Бхиму огромный отряд слонов. Заметив как слоны приближаются к нему, Бхиму соскочил с колесницы и один, вооруженный железной булавой, пошел на них. Слоны бросились врассыпную и затоптали многих Кауравов. Дурйодхана велел атаковать Бхишму, но Бхиму выстоял все нападения и убил в ответ восемь братьев Кауравов. Но вскоре в грудь Бхимы попала стрела, и он, оглушенный, опустился на сиденье свеи колесницы. Увидев это, Гхатоткача яростно напал на войско Кауравов. Бхишма, понимая, что разгневанного Гхатоткачу не остановить, протрубил отступление.

Дурйодхана, расстроен потерей братьев, подошел к концу четвертого дня в Бхишма и поинтересовался у него, как могут Пандавы пред больших сил выстоять и победить. Бхишма ответил, что на стороне Пандавов правда, и посоветовал Дурйодхани искать примирения.


4.8.7. Дни с пятого до девятого

Резня продолжилась на пятый день. Войско Пандавов опять понесло значительные потери от нападений Бхишма. На Сатьяки наступал Дрона, и вскоре Сатьяки уже не мог его сдержать. Рядом проезжал Бхиму и спас Сатьяки. Арджуна убил тысячи воинов, посланных на него Дурйодханою. Шестой день тоже ознаменовалось многочисленными смертями. Особых потерь Пандавам нанес Дрона. Ряды обоих войск зламилися. На восьмой день Бхиму убил восемь сыновей Дхритараштры, а Кауравы убили сына Арджуны Иравана. На девятый день Кришну снова охватил гнев, поскольку Арджуна не мог справиться с Бхишма. Он бросился на командующего Кауравов, но Арджуна остановил его. Поняв, что пока Бхишма в рядах врагов, войну не выиграть, Кришна предложил выставить против него женщину.


4.8.8. День десятый

На десятый день Пандавы, понимая, что с умением Бхишма им не справиться, решили выставить против него Шикханди, который в прошлой жизни был женщиной, так Бхишма дал обет не обижать женщин. Стрелы Шикханди падали на Бхишму без помех. Арджуна занял позицию позади Шикханди, защищаясь от нападений Бхишма, и целился в слабые места Бхишминои брони. Вскоре великий воин рухнул с колесницы, весь утыканный стрелами. Его тело не коснулось земли, а осталось висеть на стрелах.

Кауравы и Пандавы собрались вокруг Бхишма и по его просьбе, Арджуна положил три стрелы в голову деда для поддержки. Бхишма пообещал отцу, правителю Шантарам, что жить, пока Хастинапур не будет защищен со всех сторон. Чтобы соблюсти обет, Бхишма использовал Ичча Мритью (смерть по собственному желанию). Когда война закончилась Хастинапуру со всех сторон ничего не угрожало, дав Пандавам установки из политики, Бхишма умер в первый день Уттараяны.


4.8.9. День одиннадцатый

Так Бхишма не мог продолжать войну, на поле на радость Дурйодханы вышел Кама. Он сделал Дрону верховным командующим сил Кауравов. Кама с Дурйодханою желали захватить Юдхистхиру живым. Если убить Юдхистхиру в бою, то Пандавы только еще больше розизляться, а держать его заложником будет стратегически удобным ходом. Дрона спланировал действия войска на одиннадцатый день так, чтобы достичь этой цели. Он разрубил лук Юдхистхиры, и войско Пандавов охватил страх, что их командующего захватят в плен. Однако Арджуна бросился на помощь и заставил Дрону отступить ливнем стрел.


4.8.10. День двенадцатый

После неудачной попытки захватить Юдхистхиру, Дрона сообщил Дурйодхану, что сделать такое будет трудно из-за Арджуну. Правитель Тригартадесы, Сушарма с 3 братьями и 35-ю сыновьями, поклялись, что они убьют Арджуну или погибнут. На двенадцатый день они вышли против Арджуны. Арджуна ответил яростным боем, во время которого братья пали смертью храбрых. Дрона продолжал попытки покорить Юдхистхиру. Однако Пандавы сражались изо всех сил и сами нанесли несколько ударов по армии Кауравов.

4.8.11. День тринацятий

Дурйодхана вызвал к себе правителя Прагджйотиша Бхагадатту. Бхагадатта имел тысячи гигантских слонов, и считался сильнейшим на земле воином в войне с использованием слонов. Бхагадхана напал на Арджуну на огромном слоне по имени Супратика. Это была жестокая битва, в которой Бхагадатта отвечал свою астро на каждую астру Арджуны.

На другом конце поля битвы четверо остальных падал с союзниками не могли пробиться сквозь построение Дроначарьи, известную под названием чакравьюха. Это построение можно было преодолеть только входя или выходя из нее, и Арджуна мог бы это сделать, но был скован боем в другом месте. Юдхистхира приказал сломать построение Абхиманю, сыну Арджуны. Абхиманю знал тайну входа в постройку, но не знал, как выйти из нее, поэтому был пойман, что стало причиной его смерти.

Узнав о гибели сына, Арджуна поклялся убить Джаядратха на следующий день еще до наступления вечера, а если он не сможет этого сделать, то бросится в огонь.



4.8.12. День четырнадцатый

Разыскивая Джаядратха, Арджуна убил Акшоухини (сотни тысяч, 109 350) воинов-Кауравов. Однако войско Кауравов пристально охраняли Джаядратха, мешая Арджуне добраться до него. Наконец, поздно пополудни, Арджуна обрел Джаядратха под охраной Камы и пятерых других великих воинов. Оценив ситуацию, Кришна поднял Сударшан-чакру и прикрыл ею Солнце, имитируя его запах. Все опустили оружие, поверив в конце дня, и Джаядратха остался неприкрытым. Дурйодхана торжествовал, веря, что Арджуне придется погибнуть на костре по клятвой. Кришна велел Арджуне идти на костер с оружием, как положено воину.

Когда погас последний луч солнца, Кришна произнес знаменитые слова:

О, великий Арджуна, сын Кунти и потомству Бхаратхы, солнце не село, а лишь зашло за тучи, поднимись и убей Джаядратха, убийцу твоего сына, и положи этому конец раз и навсегда. Зведись, о, Арджуна, поскольку возможность убежит. Арджуна выстрелил мощной стрелой и снес голову Джаядратха.

Бой продлился даже после захода солнца. Когда сошел ясный месяц, Гхатоткача, сын Бхимы, убил многих, летая над войсками в воздухе. Против него вышел Кама, и оба сражались упорно, пока Кама НЕ метнул идрастру, священный дротик, подаренный ему Индрой. Гхатоткача увеличился в размерах и упал замертво на войско Кауравов, убив тысячи воинов.


4.8.13. День пятнадцатый

После гибели правителей Друпада и Вирата от руки Дронь, Бхиму с Дхристадюмною вступили в бой с ним на пятнадцатый день. Вот несколько Дрона был необычайно сильным и непобедимым благодаря непробиваемый брахмаданди, Кришна намекнул Юдхистхири, что Дрона сложит оружие, если погибнет сын Ашватхама. Тогда Бхиму убил слона по имени Ашватхама и громко провозгласил о смерти Ашвадхамы. Дрона подошел к Юдхистхиры, чтобы узнать правду. Юдхистхира ответил: Ашватхама мертвый, но не знаю, это воин, или слон. Последние слова заглушили победные трубы, которые сыграли по приказу Кришны (другая версия утверждает, что Юдхистхира произнес свои слова так тихо, что Дрона не смог расслышать слова "слон"). Перед этим колесница Юдхистхиры, которого называли Дхрама раджа (праведным правителем), плавала над землей. Но после этого события она приземлилась, потому что он сознательно солгал.

От горя Дрона опустил оружие. И тогда его убил Дхритадюмна, выполняя обет отомстить за смерть отца. Впоследствии мама Пандавов Кунти тайно встретилась со своим покинутым сыном Камой и умоляла его пощадить Пандавами, потому что они его младшие братья. Кама пообещал Кунти, что он не пощадит всеми, кроме Арджуны.


4.8.14. День шестнадцатый

Верховным командующим сил Кауравов стал Кама. В течение этого дня он убил бесчисленное количество врагов. Наконец он попал в окружение вражеских полководцев, которые, однако, не могут его преодолеть. И только Арджуна сумел отбить атаку Камы, тоже нанести урон Кауравами. Вскоре село солнце, несмотря на сложность боя в темноте, войско Кауравов отступило. Того же дня Бхиму ударом булавы разбил колесницу Душасаны. Тогда он схватил Душасану, вырвал у него правую руку и убил его, разорвав грудь, напившись крови. Толику крови он отнес, чтобы смазать распущенные волосы Драупади, выполняя таким образом обещание, данное тогда, когда Кауравы глумились над Драупади.


4.8.15. День семнадцатый

На семнадцатый день Кама одолел Бхиму и Юдхистхиру в бою, но даровал им жизнь. Затем восстановился поединок между Камой и Арджуной. Во время боя колесо Камино колесницы застряло в грязи, и Кама попросил тайм-аута. Кришна напомнил Арджуне, которым безжалостным был Кама, когда в похожей ситуации оказался сын Арджуны Абхиманю. Услышав напоминание о смерти сына, Арджуна выстрелил и снес Каме голову. В этот день перед боем бог Индра забрал у Камы священную броню кавач и глотки Кундала, что сделало возможным его смерти.


4.8.16. День восемнадцатый

Юдхиштхира убил правителя Шаль, Сахадева убил Шакун, а Бхиму убил остальных братьев Дурйодханы. Понимая, что война проиграна, Дурйодхана бежал с поля боя и скрылся в озере, но Пандавы настигли его и там. Именно в эту пору вернулся Баларама, и под его наблюдением состоялся поединок на булавах между Бхиму и Дурйодханою, в которой Дурйодхана получил смертельную рану. Ашваттхама, Крипачарья и Критаварма на смертном ложе Дурйодханы поклялись отомстить. Они напали на лагерь Пандавов ночью и убили всех в армии, включая сыновьями Драупади, а также Дхристадюммну, Шикханди, Удхаманью и Уттамауджу.


4.8.17. После битвы

Живыми осталось двенадцать воинов - пять братьев Пандавов, Кришна, Ашваттхама, Крипачарья, Ююцу, Вришакетху и Критварма. Вришакетху был единственным из сыновей Камы, кому посчастливилось пережить эту резню. Затем Пандавы взяли над ним опеку. Он сопровождал Арджуну и участвовал в его битвах.

4.9. Конец Пандавов

"Увидев" масштабы кровопролития, Гандхары, которая потеряла всех своих сыновей, прокляла Кришну - он будет свидетелем аналогичного уничтожения собственного - он как бог мог остановить войну, но не сделал этого. Кришна принял проклятие, которое осуществилось через 36 лет.

Между тем Пандавы, став правителями царства, решили все бросить. Одевшись в кожи и ветошь, они пошли в Гималаи и в своих телесных формах поднялись вверх до небес. С ними шел бродячий пес. Один за другим братья и Драупади упали на пути. Каждый раз, когда один из них падал, Юдхиштхира объяснял им причину падения (Драупади была неравнодушной к Арджуны, Накула и Сахадева были тщеславными и гордились своей внешностью, Бхиму и Арджуна гонорилися, соответственно, силой и умением стрелять из лука). Остались только праведный Юдхистхира, который сделал все, чтобы предотвратить различные, и пес. Пес открывает свою истинную сущность - это бог Яма, видмомий также как Яма Дхармарадж. Он забирает Юдхистхиру в подземный мир, где тот встречается с братьями и женой. Объяснив суть испытания - каждый правитель должен хотя бы раз побывать в подземном мире, Яма снова забирает Юдхистхиру на небеса и уверяет его, что братья и жена тоже поднимутся на небо, когда искупают свои грехи.

Страной остался править Парикшита, внук Арджуны. Он померае от укуса змеи. Разгневанный сын Парикшита, Джанамеджая, решает осуществить жертвоприношение змей с намерением уничтожить всех змей. Именно во время этой церемонии ему рассказывают историю предков.


5. Украинские переводы

  • И. Франко. Собрание сочинений. т. 8. К.: 1977.
  • Голоса древней Индии. К.: 1982.
  • Бхагавад-Гита как она есть (с оригинальными санскритскими текстами, транслитерацией кириллицей, пословный перевод, литературным переводом и объяснениями Бхактиведанты Свами Прабхупады). The Bhaktivedanta Book Trust (BBT) 1990.
  • Бхагавадгита. "Вселенная". 1991.

См.. также


Литература Это незавершенная статья литературы.
Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив ее.


код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам