Надо Знать

добавить знаний



Мациевич Лев Макарович


Левко Мациевич.JPG

План:


Введение

Мациевич Лев Макарович (* 1 (13) января 1877 г., с. Александровка Чигиринского уезда Киевской губернии (ныне Кировоградская область) - + 24 сентября (7 октября) 1910 г., Петербург) - украинский корабельный инженер, автор многих проектов кораблей, подводных лодок, противоминных заслонов т.д., первый украинский авиатор, общественный и политический деятель. Один из основателей Украинской революционной партии.


1. Происхождение, семья

Родился в семье мелкого дворянина, служащего сахарного завода, потомка Святого Арсения Мациевича.

Отец - Мациевич Макар Дмитриевич, бухгалтер сахарного в Александровке, что ее арендовал торговый дом братьев Яхненко и Симиренко.

Мать - Татьяна Федоровна Подгаецкая

Жена - Александра

Племянник - Василий Антонович Мациевич ( 1913 - 1981), военный летчик времен Второй мировой войны, Герой Советского Союза.


2. Образование

1886 - 1895 - учился в 3-й Киевской гимназии на Подоле, где обнаружил склонность к математике, физике, химии, иностранных языков и классической литературы.

1895 - поступил на механическое отделение Харьковского технологического института. Во время учебы входил в украинских кружка "Студенческая община", который издавал и распространял книги на родном языке. Среди его друзей той поры был, в частности, Хоткевич.

В настоящее время Мациевич демонстративно перешел на украинский язык, разговаривал и переписывался ней не только в кругу единомышленников, как делала тогда большинство украинофилов, но и в семейном кругу, активно привлекая близких к украинской культуре.

1900 - вместе с Дмитрием Антоновичем, Михаилом Русовым, Бонифатию Каминским и другими был среди основателей Революционной Украинской Партии (РУП).

За революционную деятельность весной 1901 года был исключен из института и выслан из Харькова к Севастополя под надзор полиции. Там он поступил на службу в Севастопольский порт.

Начало 1902 года - защитил диплом с квалификацией инженера -технолога (проект коммерческого парохода).

Октябрь 1902 года - получил еще один диплом, представив к защите комиссии Кронштадтского морского инженерного училища проект броненосного крейсера. Проект получил самую высокую оценку.


3. Трудовая деятельность

Получил звание корабельного инженера - капитана.

В Севастополе принимал участие в строительстве крейсера 1-го ранга "Очаков", совершил технические расчеты и наблюдал за ходом строительства и ремонтом судов.

С марта 1903 года занимал должности члена приемной комиссии на Севастопольском рейде, старшего помощника судостроителя по сооружению броненосца "Иоанн Златоуст".

1904 - разработал проект бона Севастопольского порта.

1905 - разработал два проекта противоминных заслон.

1906 - окончил по 1-му разряду Николаевскую морскую академию в Петербурге (кораблестроительного отделения).

1907 - окончил специальный курс УОПП (учебного отряда подводного плавания) в Либаве.

Июнь 1907 года - в Кили ( Германия) наблюдал за строительством для российского флота подводных лодок "Карп", "Карась" и "Камбала".

Декабрь 1907 года - назначен наблюдателем за строительством субмарин на Балтийском судостроительном и механическом заводах ( Петербург).

1908 - становится помощником начальника конструкторского бюро Морского технического комитета Российской империи.

1908 - разработал проект защиты боевых кораблей от атак торпедами.

Автор 14 проектов подводных лодок (некоторые идеи, заложенные в них, опередили свое время).

В начале 1908 года увлекся авиацией, теорией и практикой воздухоплавания.

Разработал тип летательного аппарата, способного подняться с палубы морского судна. Первым в мире разработал проект авианосца, рассчитанного на 25 самолетов.

Вместе с авиатором Ефимовым осуществил первые ночные полеты, работал над устройством, который должен спасать летчиков во время вынужденной посадки на воду, начал писать книгу "Воздухоплавание в морской войне".

Май 1910 г. - После создания в России Отдела воздушного флота (шеф - великий князь Александр Михайлович) Мациевич возглавил группу по 7 российских офицеров, командированных в Франции для изучения авиационного пилотажа (имел также задачи по закупке аэропланов). Находясь во Франции, изучал чертежи и авиационную литературу, много времени провел в мастерских, где изготавливали аэропланы. Посетил 7 аэродромов, где подробно ознакомился со строением аэропланов и дирижаблей. Одновременно как глава комиссии побывал в Брюсселе и ездил в Британии, где осмотрел около 20 систем летательных аппаратов. Постоянно летал на аэроплане "Фарман", получил удостоверение авиатора № 178 (это фактически означало вхождение в двух сотен первых в мире летчиков).

В сентябре 1910 году вернулся в Санкт-Петербург и принял активное участие в Первом всероссийском празднике воздухоплавания, где завоевал несколько призов и стал любимцем столичной публики.


4. Общественная деятельность

Вместе со своим институтский друг Александром Коваленко (тоже офицером Черноморского флота) создал в Народном доме Севастополя самодеятельный рабочий театр с украинским репертуаром, организовывал вечера памяти Тараса Шевченко.

1903 - участвовал в торжествах, посвященных открытию в Полтаве памятника И.Котляревскому, сфотографировался вместе с участниками праздника - выдающимися деятелями украинского национального движения ( Николай Михновский, Михаил Старицкий, Евгений Чикаленко, Николай Аркас, Сергей Ефремов, Елена Пчилка, Михаил Коцюбинский, Леся Украинской т.п.).

1904 - начальник Таврического жандармского управления дважды сообщает, что Мациевич находится под тайным надзором "ввиду агентурных указанный на то, что он Усиленно агитировал среды рабочих Севастопольского порта".

Финансово поддерживал украинское национальное движение.

Среди друзей и знакомых Мациевича были Михаил Коцюбинский, Николай Вороной, Александр Олесь, Григорий Коваленко-Коломакский, Борис Лазаревский, Константин Арабажин, Людмила Василевская ( Днепровская Чайка), Христина Алчевская, Николай Михновский, Симон Петлюра.


5. Гибель и памяти

Погиб в авиакатастрофе во время полета над комендантский полем вблизи Санкт-Петербурга на глазах десятков тысяч зрителей, став таким образом первой жертвой русской авиации.

Похороны капитана Мациевича 28 сентября ( 11 октября) 1910 года превратился в многолюдную манифестацию, которой Петербург не видел со дня смерти Ф.Достоевского.

Похоронен на Никольском кладбище Александро-Невской лавры в Петербурге. На его могилу положили 350 венков.

Памятный камень на месте гибели Мациевича

На могиле Мациевича за средства, собранные всенародно пожертвованиями, установлен памятник в виде 8-метровой колонны из красного финляндского гранита (автор - И.Фомин, в будущем автор здания Совета Министров Украины в Киеве).

На месте гибели летчика положено гранитную мемориальную плиту (сейчас это угол ул. аэродромное и Серебристого бульвара). Неподалеку от нее - площадь Капитана Мациевича.

1911 - при Харьковском технологическом институте открыто аеросекцию, которой присвоено имя выпускника института Л.Мациевича.

На главном авдиторному корпусе Харьковского политехнического института (бывший технологический) установлена ​​мемориальная таблица в честь Л.Мациевича.

1997 года на фасаде одного из домов в городке Александровка также установили мемориальную таблицу, надпись на которой сообщает, что здесь родился Л.Мациевич, "пионер авиации и выдающийся деятель социал-демократического движения Украины".

В краеведческом музее Александровки хранятся материалы, присвяени выдающихся авиаторов.


Источники



См.. также


Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам