Надо Знать

добавить знаний



Мегале Метеора


Мегале Метеора

План:


Введение

039.714 0021 .627 Координаты : 39 ? 42ь51 "с. ш. 21 ? 37ь37 "вост. д. / 39.714167 ? с. ш. 21.626944 ? в. д. (G) 39.714167 , 21.626944

Мегале Метеора ( греч. Μεγάλο Μετέωρο ), Великий Метеор, или Преображенский монастырь - крупнейший и древнейший православный монастырь среди метеорських, основанный с началом 14 века монахом Афанасием на одной из скал Фессалии недалеко городка Кастраки в номе Трикала, Греция.

К вершине скалы ведут 154 ступени. Первые здания, которые встречаются на пути - замок с балконом и бывший монастырский состав. Недавно в помещении склада открыто фольклорный музей, где собраны древние орудия и посуда обители. Чуть выше фольклорного музея находится Собор. Также поблизости находится алтарь и больница, расположенная напротив него. По правую сторону от Собора находятся две часовни.

Мегале Метеора представляет собой комплекс зданий пислявизантийського периода поныне остались неповрежденными и создают полноценную картину быта древнего монастыря.


1. История монастыря

Монастырь был основан Святым Афанасием Метеорським (* 1302 - ? 1383), происходивший из Ипат Фтиотида. Афанасий Метеорський был человеком чрезвычайно образованным - свое образование он получил в Салониках и Константинополе - самых центрах Византийской империи. Еще в юности Афанасий бежал в Афона и поселился в скиту монастыря Ивирон, но частые приступы разбойников вынудили его покинуть монастырь с духовным отцом, старцем Григорием. Оба монахи послушали совет сербского епископа Иакова и скрылись на Метеоре около 1340 года. Сначала они поселились в жилищах метеорських отшельников, которые до сих пор находятся перед входом в монастырь (слева от ступеней).

Слухи о монахе Афанасия быстро распространились - за первые 10 лет многие молодые поднялось на скалу, чтобы уединиться. Тогда братья вместе решили основать первый метеорське братство - киновию - по образцу монашества на Святом Афоне. Ученик и преемник Афанасия Святой Йосаф считается вторым основателем монастыря. Иоанн - (так его звали в миру) был сыном правителя Эпира и Фессалии Симеона Синиша Палеолога [1], позднее архиепископа Фессалии, потомка сербской династии Неманичей. Иоанн стал преемником отца в 1370 году. Однако в то время он уже был учеником Афанасия Метеорського, через год оставил престол и в 1373 году поселился в монастыре "Великий Метеор" под именем монаха Йосафа (или Иоасафа). Как второй основатель монастыря он сделал большой вклад в создание архитектурного программы. Также он собрал много даров, среди которых и дары сестры Йосафа (супруги епископа Эпира). Образ Марии Палеологу воплощено в иконе Богоматери, и поныне хранится в музее монастыря. [2]

В середине 16 века монастырь стал независимым благодаря интересу, который проявил Патриарх Еремей Первый. С этого времени начинается новый значительный период, который связывают с монахом Симеоном, который расширил собор монастыря, алтарь и построил ряд малых зданий монастыря.

Мегале Метеора - результат последовательной работы трех значительных фигур: Святого Афанасия, Йосафа и игумена Симеона.

Великий Метеор протяжении 600 лет своей истории подвергался многочисленным нападениям и грабежам, а в 1633 году пожар почти полностью уничтожил обитель.


2. Преображенский собор

2.1. Архитектура

Восточная стена Преображенского собора

Собор монастыря Мегале Метеора - это итог объединения трех различных этапов строительства:

Восточная стена храма выглядит так: византийская кладка и своды с двумя куполами, арками и наклонными крышами. Внешними особенностями храма является кладка стен квадратными камнями, окруженными кирпичами через ряд. Эти тонкие кирпичи также окружают арки над окнами, заканчивающиеся зубцами и керамико-пластическими украшениями.

На мраморной плите на месте маленькой колонны арки окна есть надпись о реставрации храма, выполненной игуменом Йосафом:

"

"1388 храм Господа Бога Иисуса Христа отреставрирован монахом Йосафом ".

Исходный текст (Гр.)

ET (OYC) ζΩγζ / ANOIKO / ΔOMHΘH / O ΠANCE / ΠTOΣ OYTOΣ / NAOCTOY / K (YPIO) Y HMΩN / I (HCO) YX (PICTO) Y ΔΙ / A CHNΔPOM (HC) / YOY TIMIΩT (A) T (OY ) / EN MONAXOIOΣ / IΩACAΦ.

"

На северной стене сохранилась единственная полная сцена Второго Пришествия, что относится к периода первого оформление Собора во времена Святого Афанасия. Слева от входа высечена надпись о строительстве храма в 1544 - 1545 годах под руководством игумена Симеона.

Второе Пришествие
"

"Построен этот почитаемый храм Преображения Господа Бога Иисуса Христа на взносы и усилиями братьев обители в 1545 ".

Исходный текст (Гр.)

ET (OYC) + ANOIKOΔOMHΘH O / ΠANCEΠTOΣ OYTOΣ NAOC THC META / MOPΦΩCEΩΣ TOY K (YPIO) Y HMΩN I (HCO) YX (PICTO) Y / ΔΙA C (HN) ΔPOMHC KAI KOΠOY TΩN Π (AP) EYPICKO / MENΩN AΔΕΛΦΩΝ / ETOYC, ΖΝΓ "(1545).

"
Разрез и план Преображенского Собора

Нава Собора соединенная с основным храмом через три двери, из которых средняя выше двух других (приделами и тремя куполами крестообразный храм со сводами). Купол зпираеться на 4 колонны, покрытые фресками. В современную пору, алтарь имеет такой же вид, как и при Йосафа. Его неоднократно расширяли через перманентно растущее количество монахов в обители. Купол старого собора видно не отовсюду, а западная часть проникает под крышу основного храма. Нижние части алтаря относятся к первому храма, построенного во времена Святого Афанасия Метеорського.


2.2. Живописное убранство

Живописное убранство Собора также выполнялось в три этапа, правда с большими перерывами друг от друга. В первый этап создана роспись храма (это было примерно в 1388 году). Единственной сценой, которая сохранилась с тех времен есть Второе Пришествие на внешней стороне северной стены старого собора. Основу композиции составляет Христос Критский под сводом, окруженный двумя ангелами. Слева и справа под сводом Богоматерь и Предшественник, умоляющих Христа о спасении человечества. В центре - фигуры апостолов, сидящих на прямоугольной скамье. На двух нижних поясах композиции изображен Рай и Ад с праведниками и грешниками соответственно. В дверях, которые были построены в 16 веке, изображена прародителей.

Во втором этапе отделки храма в 1483 году выполнен настенные фрески старого Собора, после расширения представляет собой алтарь нового храма Преображения. Все фрески, кроме фресок на куполе и арке, относятся к 3-го этапа ( 1552 г.). Надпись на северной стене храма указывает:

"

"Сводный с фундамента и построен этот божественный и почитаемый храм Господа Бога Иисуса Христа усилиями и на средства Его Преосвященство Отца Святого Афанасия и Святого Йосафа в 1387/8 году, являются также его учредителями, убранство храма было осуществлено усилиями и на средства младшего брата в месяце ноябре 1438 году. "

Исходный текст (Гр.)

ET (OYC) + ΑΝΙΓΕΡΘΗ ΕΚ ΒΑΘΡΩΝ ΘΕMEΛΙON, Κ (ΑΙ) ANIKOΔOMHΘ (H) / O ΘEIOC KAI Π (ΑΝ) СΕΠΤΩС ΝΑΩС ΟΥΤ (O) C ? TOY K (YPIO) Y Κ (ΑΙ) ΘTIOC Κ (ΑΙ) C (ΩYH) POC HMΩN, / I (HCO) YX (PICTO) Y ? ΔΙΑ KOΠOY Κ (ΑΙ) EΞOΔOY TΩN OCI (ΩN) Π (ATE) PΩN HMΩN ? AΘANACIOY Κ (ΑΙ) IΩACAΦ ? / EN ET (I) ζώΩώΰζ (1387/8) ? O (I) Κ (ΑΙ) KTITΩPEΣ ? ANICTIPIΘ (I) ? ΔIA CHNΔPOM (HC) Κ (ΑΙ) / KOΠOY T (ON) EΛAXICTO (ON) AΔEΛΦ (ΩN) ? ET (OYC) ( 1483) IN (ΔIKTIΩNOC) B ? MHNI NOEMBPIΩKA.

"

В центре купола Всевышний, окруженный ангельскими силами, пророками и евангелистами. Под аркой святилища изображена Богоматерь с малышом. Четыре сцены из жизни Христа изображено на стенах храма: Вознесение, Пятидесятница, Удивительное рыболовство и Сретение. В помещениях и под сводами основного храма представлено 12 сцен: Рождество, Тайная вечеря - в ​​южном помещении, Распятие и Воскресение - в северном. Преображение находится во внутреннем куполе входа. Сретение и Камень - в южном и северном куполе. На следующем поясе старого собора изображены Благовещение, на западной стороне колонн святилища - сцены мученичества Христа: Молитва в Гефсимании, Измена Иуды, отказ Петра, Встреча Христа с самарянкой, Плач и др..

На низком поясе изображены фигуры святых исключительно мужского пола, кроме Святой Елены в композиции, посвященной ей и Святому Константину (справа и слева от Христа соответственно). Отсутствие женских образов большинство исследователей связывают с тем, что Преображенский собор монастыря Мегале Метеора, основанного по образцу Афонских, действовал как храм, который разрешено было посещать только мужчинам. [3]

"Царская молитва"
Святые Георгий Каппадокс, Димитрий Великий Дукс и Нестор

Композиция "Царская молитва" выглядит так - Христос в аристократическом одежде, сидя на троне, с Богоматерью в образе прошение изображенные на западной стене, отделяющей помещение диаконов от основного храма. Предшественник предстает на южной стене. Композиция расширяется воинами-святыми рядом с Предшественником, Феодором из Тир и Феодором Стратилатисом, Георгием Каппадоксом, Димитрием Великим Дукс и Нестором в драгоценных одеждах принцев и экзотических голевых уборах. Считается, что эта роспись образовано от влиянием работ Феофана Стрелитзаса в монастыре Святого Николая.

Настенные фрески старого собора Великого Метеора создавались на протяжении 30-ти лет мастерами одной художественной мастерской, работавших над иконописью храмов в Фессалии, Западной Македонии, Сербии, Болгарии. Особые черты и качество живописи свидетельствуют о том, что они получили хорошую художественную подготовку, найимовиршнише в Кастории. Соседство "мастерской Кастории" с прибрежной местностью Далматии, которая находилась под игом венецианцев, откуда мастера имели возможность общаться с западными коллегами.

После реставрации храма Преображения в 1545 году, новый храм и неф украсились новыми фресками в 1552 году. Значительные площади, возникших в конце 1545 позволили расцвести богатой иконописной программе. Центр оформления основного храма представляет купол с изображением Вседержителя. В четырех углах - евангелисты. Основу иконописной программы составляют 4 сцены: Преображение, Распятие и снятие Иисуса с креста, Воскресение. Вокруг этих грандиозных сцен расположены многочисленные миниатюрные сцены из жизни Христа.

Композиции нового Собора изображены свободно на поверхностях - с одной стороны, а с другой - они следуют традиции тонкого, даже обостренного, изображения живописных образов. Несмотря на многоплановость сцен и большие поверхности, они очень гармоничные и вполне понятные, хорошо спланированные, даже изящны.

Надпись на куполе, принадлежащий автору

Художники нефа и нового храма неизвестны. Однако, в рукописных чертах и ​​иконописном выборе чувствуется заметное сходство с с "Критской школы", а именно с кругом Феофана Стрелитзаса. В 1552 году мастер был на закате своей жизни, уже зрелый, достойный художник, учитель, под руководством которого работала объединенная художественная мастерская. Примечание на куполе нового собора с указанием, как должна выглядеть фигура пророка Даниила и правка на руке пророка - нарисованная второй, а также маленькие эскизы, и до современности сохранились на своде купола, указывают на присутствие определенного учителя, направлял работы, советовал и исправлял. Этим лицом мог быть Феофан Стрелитзас Бафа.

По другой версии, настенные фрески нового Собора Великого Метеора выполнил не менее известный критский художник Джордже [4], ученик Феофана Стрелитзаса, создавший иконопись Собора монастыря Дионисия на Святом Афоне ( 1547 г.).

Украшением нового храма также разное иконостас с чрезвычайным багатсвом тем. Старая его часть, которая датируется 1634 - 1635 гг, выполнена "рукой Иоанна", о чем свидетельствует надпись. Все же большая его часть была реставрирована, доповнювлась многократно и выработана только в 1791 году, как передают два других надписи. Новый иконостас реставрировали художники с материка: Константин с Линотопи и Костас с Мецово.


3. Здания на территории монастыря

3.1. Часовни

На территории монастыря также находятся 2 меньше часовни:

  • Часовня Поважного предшественника - достроена к юго святилища и соединенная с ним. Часовня небольшого размера и имеет купол. Не было отреставрировано еще с 18 века. На самом деле, при создании начальной здания был намного древнее.
  • Часовня Святого Константина и Святой Елены - побувана в нескольких метрах от Собора, расположена на юго-западе. Помещение также небольшого размера, построенное по типу пислявизантийського простого королевского с куполом, без настенного иконописи. Купол зпираеться на четыре имитационные арки и снаружи многоугольным.

Надпись на стене у входа сообщает, что часовню построен в 1789 году, когда игуменом был Парфений Орфидис [2], на средства монаха Дионисия и его сына - иеромонаха Захария, которые происходили из одного из поселков Конице.


3.2. Алтарь

Разрез и чертежи старого алтаря

Алтарь построен в северной части храма и является работой игумена Симеона. Надпись справа, над входом, указывает, что алтарь построен в августе 1557 года:

"

"Сводный с фундамента этот алтарь усилиями и на взносы всех братьев обители и на средства игумена отца Симеона - иеромонаха - в месяце августе 1557 года."

Исходный текст (Гр.)

ET (OYC) + ΑΝΙΓΕΡΘΗ ΕΚ ΒΑΘΡΩΝ ΘΕMEΛΙΩN / H ΠAPOYCA TRAΠEZA / ΔΙΑ CHNΔPOM (HC) Κ (ΑΙ) KOΠOY CYMEΩN IEPO (MON) AXOY / HΓOYMENEBONTOC KYP CYMEΩN / IEPO (MON) AX (OY) MHN (I) AYΓOYCT (OY ) II, ΖΞE "(1557).

"
Эпитафия "Покойный Христос"

Алтарь представляет собой купольное вытянутое помещение длиной в 35 метров, которое на восточной стороне переходит в свод. Внутри алтарь разделен на 2 свода, опирающиеся на 5 колонн. Шесть видоизмененных частей покрыты "лодочными" куполами, кроме четвертого, который покрывают два крестообразные купола, и пятого - его покрывают два полукупола. Внешне архитектура алтаря имеет следующие особенности: многоугольным купол, прикрешений имитационными абсидами и керамико-пластическими элементами. В нише алтаря изображена Богоматерь на престоле с малышом среди архангелов.

В современную пору, алтарь превращен в музей, где экспонируются ценные реликвии монастыря: переносные иконы, среди которых исключительное место занимают Траурная Богоматерь и Униженный Христос, датируемых концом 14 века. Также выставлены серебряный церковную утварь, священные ризы, вышитые золотом эпитафии и священные Евангелие.


3.3. Очаг

Кухня монастыря и, очаг построены в северной стороне алтаря. Это прямоугольное помещение большой площади, покрытые полностью куполом, имеющий форму полукруга с малым куполом, через окошко которого выходил дым. Сейчас это действующий музей, где представлены древний деревянный и глиняная посуда монастыря.

Megala2.png Экспозиция посуды и различных бытовых орудий Megala1.png


3.4. Больница

Больница монастыря

Больница находится перед алтарем Собора. Величественная купольная здание когда-то было даже двухэтажным. Купол опирается на 4 колонны, как и больница монастыря Варлаама. В больнице построено 9 помещений, 8 из них покрыто крестообразными куполами. Под крышей порога сохранилась надпись, свидетельствующая о том, что больница и дом построен для пожилых людей в Великом Метеоре; построено на взносы, усилиями и на средства монахов в июле 1572 года.


См.. также

4. Галерея фресок монастыря


Примечания

  1. Преподобный Иоасаф Метеорит - www.pravoslavie.ru/cgi-bin/sykon/client/display.pl?sid=420&did=896 (Рус.)
  2. а б в The Holy Monastery of the Transfiguration (Metamorphosis) of Christ - www.kalampaka.com / en / meteora / monasteries_meteoro.asp (Англ.)
  3. Святой Афон - www.athos.ru/ (Рус.)
  4. Монастырь Великой Метеоры - www.favor-msk.ru/htm/greece_meteory_mega.shtml (Рус.)

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам