Надо Знать

добавить знаний



Медресе



План:


Введение

Медресе Мири-Араб, Бухара, Узбекистан, возбуждение. 1536
Школьники медресе в Мавритании заучивают основы Корана за деревянными дощечками, 2006
Мустансирия университет, Багдад, возбуждение. 1233
Медресе султана Исы, Мардин, Турция, фото 2000
Старый Крым, руины медресе около мечети хана Узбека, памятник архитектуры 1314 г.
Боснийский медресе, фото ок. 1906
Медресе при джамия-мечети Масуда (Jamia Masjid), Индия, фото 2007
Медресе Улугбека в Самарканде с щедро украшенным порталом, фото 1909 ~ 1915

Медресе ( араб. : مدرسة, мадраса множество madāris مدارس "место, где учат") - средняя и высшая школа в мусульман Ближнего и Средний Востока, а также Пакистана и Северной Индии.


1. Понятие

Арабской мадраса - это вообще любая школа и / или учебное заведение. Так, выделяют мадраса исламия - "исламская школа", мадраса деенийя - "религиозная школа", мадраса Кхас - "частная школа".

Медресе открывались обычно при больших мечетях. В них готовили служителей культа ( имамов), учителей начальных мусульманских школ - мектебе, а также служащих госаппарата.

Учебными дисциплинами в медресе были и есть:

И хотя типичной исламской образованием считалось изучения наизусть отдельных отрывков или даже целого Корана (такой курс назывался хифз / араб. حافظ قرآن или حافظ , Соответственно, те, кто заучивали Коран наизусть Хафиз), очень рано, со специализацией дальнейшего обучения по отдельным направлениям / факультетов (право, теология, медицина и т.д.) наметился разделение медресе на обычные исламские школы и учреждения высшего образования [1]. В последние ученики проходили курс 'алим или Улама ( араб. علماء ), Что во время обычно растягивался на 10-15 лет. Только выучившись столь длительное время, студенты становились улемами - учеными и высоко уважаемыми членами общества.


2. История и современность медресе

2.1. История медресе

Первое медресе было открыто в 859 году в Фесе ( Марокко). В период IX - ХИИИ ст.ст. медресе распространились по всей территории Ближнего и Среднего Востока, а также в Магрибе, т.е. странах, откуда ислам зародился и в тех, которые подверглись исламизации.

В период Средневековье медресе были значительными центрами культуры - фактически первыми университетами (джамия) в современном понимании, в которых действовали лучшие ученые своего времени, такие как Аверроэс и Авиценна и, не в последнюю очередь, благодаря которым достижения античной науки и философии стали достоянием позднего по времени западно-европейского Возрождение.

Во времена Аббасидов была создана целая сеть медресе, которая помимо Персии, Аравии и Магриба охватила также и некоторые территории Западной Европы - Аль-Андалус (большая часть современной Испании) и Сицилийский эмират на Сицилии [2] и территории современных Афганистан, Пакистана, Пенджаба ( Северная Индия). Знаменитые медресе действовали в Каире (университет-джамия Аль-Азхар, осн. 975) и Багдаде (университет Мустансирия, возбуждение. 1233). В позднюю сутки Османской империи именно в медресе велось обучение большинства подданных, включая Албанией, Боснией и населением других покоренных стран на Балканах. К концу существования Золотой Орды в XV в. вместе с принятием ислама мусульманская культура, в т.ч. и медресе, распространились на огромной территории Поволжьетюрков татар и башкир) и Средней Азии и Казахстана. Известными медресе XV - XIX вв были медресе Бухарского ханства в Самарканде (медресе Улугбека) ​​и Бухари; также действовали медресе в Казани и Уфе. В XVII - ХИХ ст.ст. медресе распространились во многих частях Африки - в Западном и Восточном Судане.


2.2. Медресе на территории Украины

На территории современной Украина, в частности, Крыму, первые медресе появились фактически сразу с проникновением ислама на полуостров. Так, медресе, построенное ханом-реформатором Узбеком в городе Солхат (совр. Эски Кирим / Старый Крым), датируется 1314 годом. С определенной долей оговорки это учебное заведение можно назвать едва ли не старейшим в Украине, по крайней мере в Крым точно.

С обретением независимости Крымского ханства от Порты в 1-й пол. XV в. значительным образовательным центром стало Зынджырлы-медресе, основанное Менгли Гераем недалеко новой ханской столицы Бахчисарай [3].

С присоединением Крыма к Российской империи в 1783 г. начался массированное наступление на права и культуру крымских татар, что выражалось и в религиозных притеснениях. Однако, на 1876 ​​г. в Крыму существовало 40 древних медресе, где обучалось несколько сот учащихся (сохтив). Крымские медресе XIX в. можно разделить на несколько типов: бывшие столичные Бахчисарайские медресе (Ханское, Орта и Зынджырлы-медресе) городские и сельские ( карасубазарське Текье, керченский Сары-Эмин и сельские в Ташлидаири, Узун-баши и Акчура) и все остальные, главным образом, по селам. Именно крупнейшие крымские медресе стали базой осуществления джадидистськои реформы просвещения крымских татар на границе XIX - XX вв [4].


2.3. Медресе в ХХ в. и по современности

В 20-30 гг ХХ в. в ряде стран мусульманского Востока происходили процессы демократизации и вестернизации общественного порядка ( Турция во главе с Ататюрком, Тунис за Бургибы), вследствие чего произошло реформирование системы народного образования - по медресе закреплялась роль учреждений религиозного (мусульманского) образования, обучение в которых, однако, признается среднее образование и дает возможность продолжить обучение в религиозных высших учебных заведениях. Тогда же ячейками исключительно изучение исламской теологии стали медресе в Боснии, перестав выполнять роль учреждений народного образования.

В остальных мусульманских стран, в частности африканских, ближневосточных, Пакистана и Индии в 60-х гг ХХ в. сложились 2 типа медресе - светские учреждения, в т.ч. и частные, общего образования (но с обязательным изучением основ ислама) и ячейки по изучению Корана, готовящие служителей культа.

В СССР в мусульманских республиках и автономиях медресе были ликвидированы, восстановления их деятельности как организаций по изучению ислама, в т.ч. и в АР Крым в современной Украине произошло с демократизацией общества в конце 1980-х гг


3. Архитектура медресе

Как архитектурное сооружение медресе сложилась в Х - ХИИ ст.ст. (Медресе Низамие в Харгирди, Иран, XI в.; медресе ан-Нурия аль-Кубра в Дамаск, XII в. и т.д.)

Медресе представляет собой 1-2-этажное здание с прямоугольным двором, кельями, мечетью и аудиториями.

Существуют региональные различия в архитектуре медресе - в Средней Азии мечеть и аудитории расположены в корпусе здания, по обе стороны портала, в Сирии и Египте они занимают обратные двор лоджии. В Малой Азии двор медресе обычно покрывается массивным куполом.

Медресе украшается резьбой на камне, стука ( алебастровой штукатурке), дереве и терракоте и глазурованными плитками.


4. Сноски

  1. Alatas Syed Farid From Jami `ah to University: Multiculturalism and Christian-Muslim Dialogue, Current Sociology 54 (1), с. 112-32 (Англ.)
  2. Makdisi George (April-June 1989), Scholasticism and Humanism in Classical Islam and the Christian West, Journal of the American Oriental Society 109 (2): 175-182 [175-77] (Англ.)
  3. В Турции будет открыт первый в мире музей Исламской науки и технологии - на сайте "Ислам в Украине" (Рус.)
  4. Джадидистська реформа просвещения крымских татар (граница XIX - XX вв.), Автореферат диссертации (Рус.)

5. Источники и ссылки

Том 6 .. К., 1981, с. 433


код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам