Международный аэропорт "Львов" имени Даниила Галицкого

Международный аэропорт "Львов" имени Даниила Галицкого (также аэропорт "Скнилов" код IATA : LWO [2], код ICAO : UKLL) - международный аэропорт Львов, крупнейший в Западной Украине по пассажиропотоку и маршрутной сетью. Расположенный на Скниливку, в 6 км от центра города на юг. Открытый 1929 года на замену старом львовском аэропорту на Левандовке.


1. Название

В октябре 2010 года общественность предложила после реконструкции в Евро-2012 назвать львовский аэропорт в честь известного украинского скульптора Ивана Георга Пинзеля (Международный аэропорт Пинзеля, англ. Pinsel International Airport ) [3] [4] [5]. В декабре того же года мэр Андрей Садовый предложил название "Международный аэропорт имени короля Данила" в честь основателя Львова короля Даниила Галицкого [6].

20 октября 2011 года Львовский городской совет по предложению "Свобода", фракция которого имела там большинство, обратилась к премьер-министру Украины Николая Азарова с требованием назвать аэропорт именем Степана Бандеры [7]. Президент Украины Виктор Янукович во время визита во Львов 28 октября заявил, что решение о наименовании аэропорта должен принимать городской совет [8], зато в Министерстве инфраструктуры Украины за несколько дней объявили, что такие распоряжения находятся в компетенции правительства [9]. 4 ноября Верховная Рада Украины направила к президенту Януковичу запрос о недопущении наименования львовского аэропорта именем проводника ОУН Степана Бандеры [10]. Негативно на такое предложение отреагировали также Польша [11].

2 - 7 ноября 2011 рекламный интернет-портал Львова VisitLviv.net провел голосование за название Львовского аэропорта на своей странице в Фейсбуке [12], в котором приняли участие 12 258 пользователей соцсети. Больше всего голосов получила предложение назвать его именем короля Даниила Галицкого [13]. Ссылаясь на данные этого голосования мэр Садовый подал в правительство официальное предложение относительно названия "именем короля Даниила" [14]. 9 ноября Кабинет Министров принял распоряжение назвать аэропорт в честь Данила Галицкого [15]. На следующий день секретарь Львовского городского совета Василий Павлюк выразил обеспокоенность по поводу того, будет фигурировать в названии слово "Король" [16], а депутат совета Юрий Михальчишин обвинил команду мэра Садового в фальсификации голосования на Фейсбуке [17].

6 февраля 2012 года Министерство инфраструктуры Украины издало приказ об изменении названия государственного предприятия "Международный аэропорт" Львов "" на "Международный аэропорт" Львов "имени Даниила Галицкого" [18]. Во время встречи с Виктором Януковичем 12 апреля интеллигенция Львова просила президента откорректировать название аэропорта с "Даниила Галицкого" на "короля Даниила" [19] [20].


2. История

Левандовский аэропорт, построенный австро-венгерской властью 1914 года как военный, с 1922 года начал принимать и пассажирские самолеты. Но он не был к этому приспособлен. Так, в частности, канцелярия гражданских авиалиний сначала размещалась в нескольких железнодорожных вагонах, а затем переехала в небольшой деревянного дома, который тоже не удался. Окружающую застройка мешала расширить аэропорт, поэтому 1923 года было решено построить новый вблизи села Скнилов.

Из-за отсутствия финансирования земляные работы начались только 1925 года. Сначала провели осушение, потому что местность была заболоченной. Квадратное летное поле имело размеры 1200х1200 м ?. Аэропорт планировался как военно-гражданский. С севера было построено несколько сооружений для военных. В восточной части в 1929 году национальный монополист гражданской авиации авиакомпания "лету" начала возводить большой железобетонный ангар-аэровокзал (с пассажирским павильоном) по типовому проекту, который также был применен для строительства аэропортов в Кракове, Познани и Гдыне.

1929 года состоялось перебазирование львовского аэропорта с Левандовки на Скниливок, где еще ​​продолжались строительные работы. В 1932 году построено несколько новых сооружений, завершена прокладка системы водоснабжения и канализации, летное поле оборудовано дальномером и радиоосвитлювальною аппаратурой. В 1934 году для подвоза топлива и других материалов в аэропорт подвели железнодорожную ветку. В следующем году ввели в эксплуатацию аэродромную радиостанцию, метеорологический пунктом, проблесковый фонарь для ночных полетов, который был виден за 100 км. 1938 года установили радиомаяки. Конце 1930-х также установили дальномеры, которые соединили Львов с Варшавой через Люблин. Также оборудован зал ожидания для пассажиров.

Ангар (1930-е)
Аэровокзал (1930-е)

Наибольшей проблемой аэропорта было размокания грунтовой взлетно-посадочной полосы во время дождя и снега. Поэтому он часто закрывался, так, например, 1935 года из-за непогоды аэропорт не работал 35 дней. В 1936 году две ВПП и площадку перед ангаром было забетонированы. 1938 года на аэродроме снова проводились дренажные работы.

В общем, с 1925 по 1939 года на обустройство аэропорта из государственного бюджета было выделено 12 млн злотых [21].

После открытия, с Левандовского аэропорта на Скниловский перенесли рейсы в Варшавы - Гданьска и Краков. В 1931 году открыта международная авиатрассы Львов - Бухарест - София - Салоники. В следующем году ее продлили до Варшавы, Риги и Таллинна, в 1936 -м - до Афин, 1937 -м - через остров Родос в Аэропорт Лода, затем - в Хельсинки и Бейрута. Накануне Второй мировой войны этот маршрут, Хельсинки - Таллинн - Рига - Варшава - Львов - Бухарест - София - Салоники - Афины - Родос - Лод - Бейрут, был самым длинным в Европе [22].

В межвоенный период с центра города до аэропорта пассажиров и их багаж возил бесплатный автобус. По VIP-клиентами присылали легковушка. В аэропорту работали бесплатные носители. Процедура оформления документов занимала менее 15 минут [23].

С "Левандовки" было также перебазированы шестой авиационный полк, в состав которого входили 161-я и 162-я истребительные эскадрильи, 61-я и 62-я связные эскадрильи, 64-я и 65-я бомбардировочные эскадрильи, 63 -я и 66-разведывательные и 69-вспомогательная эскадрилья.

После начала Второй мировой войны с Вторжение Германии в Польшу, уже в первый день войны, 1 сентября 1939 года львовский аэропорт потерпел авиа удара врагов. Налет совершили 30 бомбардировщиков 4 бомбовый полка Люфтваффе. Их прикрывали бомбардировщики Словацких ВВС. В течение нескольких дней аэропорт эвакуировали за город. Однако, в результате бомбардировки взлетные полосы были настолько повреждены, что во время эвакуации на них получили аварий несколько польских самолетов.

После аннексии Западной Украины Советским Союзом, в аэропорту разместились самолеты 15 смешанной авиационной дивизии ВВС Красной Армии [22]. Было также устроено гражданской авиации: открыты рейсы в Киев, Москвы и других городов СССР [21].

Немецкая авиация начала налеты на львовский аэропорт с первых дней Июнь 1941 года, еще до официального начала Отечественной войны. По свидетельству капитана 3-й истребительной группы Люфваффе фон Гана, когда "Скнылив" попал к немцам, на аэродроме было 264 уничтоженных советских самолетов [22]. Заваленное их остатками летное поле было непригодным к использованию. Так, когда 9 июля 1941 года с Самбора во Львов прилетели 10 разведчиков "Смолик" и 10 истребителей "Авиа Б.534" словацких вооруженных сил, то они были вынуждены приземляться на полях у Рясного, где впоследствии устроили временный военный аэродром. Впоследствии немцы расчистили и Скниловском аэродроме [21].

В 1944 году, после захвата Львова Красной Армии, сначала возобновлены полеты по временному аэропорта возле Рясного, а только потом - из Скнилова. За несколько месяцев сформировано Львовский авиаотряд. В том же году восстановлено авиасообщение с Киевом; следующего года введен рейсы в Станислава, Тернополь, Дрогобыча, Черновцов, Ровно. Рейсы в столицу выполняли самолеты Ли-2, в соседних областных центров - По-2.

Фасад советского аэровокзала (2004)
Советский аэровокзал со стороны аэродрома (2008)

В апреле 1955 года в аэропорту открыт новый аэровокзал (ныне - терминал 1), построенный по типовому проекту московских архитекторов Елькин и Крюкова, которые консультировал академик Жолтовский. Строительство осуществлял Львовский строительный трест № 98 под руководством Келлера.

До конца 1950-х годов через Львов проходило много международных авиалиний, в частности, Москва - Вена, Москва - Прага, Москва - Бухарест и другие. Так как в начале 1960-х гражданская авиация начала использовать реактивные и турбовинтовые самолеты, львовский аэропорт перестал обслуживать международные авиалинии.

Львовский аэропорт мог принимать турбовинтовые самолеты Ан-10, от 1963 года - Ан-24, от 1964 - Ил-18 и Ту-124. Эти самолеты обслуживали средние и дальние внутрисоюзного авиалинии. В 1967 году самолеты Ил-14, которые использовались на ближних авиалиниях, заменили на Ан-24 и Як-40. На местных авиалиниях из Львова летали Ан-2, Аэро-45, Л-200 "Морава". В 1970-х - 1980-х годах была утолщена и продлен взлетно-посадочную полосу, в результате чего аэропорт смог принимать пассажирские Ту-154, транспортные Ил-76 и Ан-22 "Антей". На средних авиалиниях эксплуатировались Ту-134, на коротких - Л-410. На 1980-е годы приходится наибольшая интенсивность отправлений самолетов из львовского аэропорта - около 60 в день [21].

С распадом Советского Союза количество перевозок резко уменьшилось, зато аэропорт восстановил статус международного. К саммиту глав государств Центральной и Восточной Европы, который проходил во Львове 1999 года, аэровокзал капитально отреставрирован [24].

Терминал А в день открытия (12 апреля 2012)
Интерьер терминала А (2012)
Терминал А из стороны аэродрома (2012)

В 2009 - 2012 годах, в Чемпионата Европы по футболу 2012 под руководством Степана Лукашика [25] проведена реконструкция аэропорта: построен новый терминал в стиле хай-тек по проекту компании "Тебодин Украина" [26] стоимостью 2000000000 437 миллиона гривен [27]; отремонтировано старый советский терминал [24], а взлетно-посадочную полосу реконструировано, и продлен с 2510 до 3305 метров для того, чтобы она могла принимать самолеты класса D [ 28]. Сначала также планировалось, что у аэропорта будет построен новый автовокзал [29], а улица Ряшевская будет продлена от Патона мимо аэродром в Кульпарковской [30].

Пассажиропоток
Год чел.
2004
100000
2005
110000
2007
147700
2009
452300
2010
481900
2011
297000
2012
576000

Аэропорт был назван именем короля Руси Даниила Галицкого. Торжественное открытие состоялось 12 апреля 2012 при участии Президента Украины Януковича и президента УЕФА Платини [31].


3. Инфраструктура

Новый терминал, "А", имеет пропускную способность 2000 пассажиров в час. На первом этаже размещаются залы ожидания и регистрации пассажиров, обработка багажа, а на втором и третьем этажах - таможенный, пограничный контроль и контроль по авиационной безопасности. Аэровокзал имеет 29 стоек регистрации, 18 стоек паспортного контроля, 9 пунктов контроля прохождения на авиационную безопасность [26]. В холле на первом этаже стоит бюст королю Даниилу Галицкому. Старый терминал способен пропускать 300 пассажиров в час на прилет и 220 на вылет. В нем действует VIP-зал [24].

Взлетно-посадочная полоса длиной 3305 метров способна принимать самолеты типа D. Возможно осуществление 20 вылетов в час самолетов типа D [28]. Перевозка пассажиров от / до самолетов осуществляется автобусами AeroLAZ 12 и Neoplan Apron.

Вблизи аэропорта находится конечная остановка троллейбусного маршрута № 9 и автобусного маршрута № 48.


4. Авиалинии и направления

Авиалинии Сообщение
Air Onix Симферополь
Сезонно: Бургас, Тиват
Austrian Airlines Вена
Carpatair Тимишоара
Czech Airlines Прага-Рузине
LOT Polish Airlines Варшава
Eurolot Краков, Вроцлав
Lufthansa Мюнхен
Turkish Airlines Стамбул
ЮТэйр-Украина Киев-Жуляны
UTair Москва-Внуково
Wind Rose Aviation Симферополь (сезонный)
Wizz Air Ukraine Венеция-Тревизо, Чинкве-Терре, Милан-Бергамо
АэроСвит Киев-Борисполь, Неаполь, Тель-Авив, Баку
Международные Авиалинии Украины Киев-Борисполь, Рим, Шарм-эш-Шейх, Задар

5. Галерея

  • Штампы паспортного контроля о пересечении государственной границы Украины во Львове (2007)

  • Штампы паспортного контроля о пересечении государственной границы Украины во Львове (2009)

  • Автобусная остановка возле аэропорта (2008)

  • Аэропортовый автобус AeroLAZ (2008)


Примечания

  1. http://www.avianews.com/ukraine/2012/01/24_airports_ukraine_result2011.shtml - www.avianews.com/ukraine/2012/01/24_airports_ukraine_result2011.shtml
  2. Код IATA "LWO" от польского Lw? w
  3. Львов. Аэропорт Пинзель. - www.zaxid.net/blogentry/77700/ Блог Ирины Магдыш, zaxid.net
  4. Львов. Аэропорт Пинзель. - blogs.pravda.com.ua/authors/voznyak/4cc83665ee4ab / Блог Тараса Возняка, Блоги, Украинская Правда
  5. Львов. Аэропорт "Пинзель". А вдруг удастся? - www.istpravda.com.ua/columns/2010/10/27/1380/ Ирина Магдыш, Историческая правда, Украинская правда
  6. Аэропорт "Львов" хотят назвать именем короля Даниила. - www.zaxid.net/newsua/2010/12/28/140532/ zaxid.net
  7. Мэр Львова предлагает назвать аэропорт именем короля Даниила. - zaxid.net
  8. Янукович не против, чтобы Львовский аэропорт носил имя Бандеры. - www.istpravda.com.ua/short/2011/10/28/60561/ Историческая правда, Украинская правда
  9. Колесников говорит, что Янукович обманул львовян об аэропорте имени Бандеры. - www.istpravda.com.ua/short/2011/11/1/60788/ Историческая правда, Украинская правда
  10. Парламентское большинство проголосовало против имени Бандеры. - www.unian.net/ukr/news/news-466595.html УНИАН
  11. Польша не хочет, чтобы аэропорт Львова носил имя Бандеры. - www.pravda.com.ua/news/2011/11/8/6740377/ Украинская правда
  12. Какой будет название львовского аэропорта? - visitlviv.net / news / ua / yakoyu-bude-nazva-lvivskoho-aeroportu / VisitLviv.net
  13. Король Данило победил в опросе относительно названия львовского аэропорта. - visitlviv.net / news / ua / korol-danylo-peremih-v-opytuvanni-schodo-nazvy-lvivskoho-aeroportu / VisitLviv.net
  14. Львов назвал Азарову персоне, в честь которой назовут аэропорт. И это не Бандера. - www.istpravda.com.ua/short/2011/11/7/61823/ Историческая правда, Украинская правда
  15. Аэропорт Львова будет носить имя основателя города Даниила Галицкого. - www.kmu.gov.ua/control/uk/publish/article?art_id=244685028&cat_id=244276429 Правительственный портал
  16. Львовская власть просит у правительства добавить слово "короля" в названии аэропорта. - zik.ua/ua/news/2011/11/10/318696 ZIK (Западная информационная корпорация)
  17. Львовская "Свобода" обвинила Facebook в фальсификациях. - zaxid.net
  18. Аэропорт "Львов" официально получил новое название. - zaxid.net / home / showSingleNews.do? aeroport_lviv_ofitsiyno_otrimav_novu_nazvu & objectId = 1247184 zaxid.net
  19. Название львовского аэропорта Януковичу посоветовали историки. - zaxid.net
  20. Интеллигенция Львовщины просила Президента денег и переименование аэропорта. - lviv.expres.ua/topic/2012/04/13/52020 Львовские новости
  21. а б в г Ярослав Янчак, Андрей Козицкий Энциклопедия Львова / / Аэродром / Андрей Козицкий. - Львов: Летопись, 2007. - Т. 1. - С. 41-43. - ISBN 966-7007-68-8
  22. а б в Ярослав Янчак, Андрей Козицкий Энциклопедия Львова / / Авиация / Андрей Козицкий. - Львов: Летопись, 2007. - Т. 1. - С. 26-27. - ISBN 966-7007-68-8
  23. Высокий полет. - www.businessclass.kiev.ua/magazine/313.html Ольга Швагуляк-Шостак, Business Class Magazine
  24. а б в Существующий терминал. - areny.lviv.ua/index.php/uk/objects-euro2012/aeroport/isnuju4iy-terminal Официальный сайт Государственного предприятия "Дирекция по строительству объектов к ЕВРО 2012 во Львове"
  25. Службу подготовки аэропорта "Львов" к Евро-2012 возглавит Степан Лукашик - zik.ua/ua/news/2009/09/01/194521 ZIK (Западная информационная корпорация)
  26. а б Новый аэровокзал. - areny.lviv.ua / index.php / uk / menu-new-aerovokzal Официальный сайт Государственного предприятия "Дирекция по строительству объектов к ЕВРО 2012 во Львове"
  27. Аэропорты к Евро-2012 подорожали еще на полмиллиарда. - www.epravda.com.ua/news/2012/04/4/320706/ Экономическая правда, Украинская правда
  28. а б Аэродром. - areny.lviv.ua/index.php/uk/objects-euro2012/aeroport/aerodromm Официальный сайт Государственного предприятия "Дирекция по строительству объектов к ЕВРО 2012 во Львове"
  29. У львовского аэропорта к "Евро-2012" построят мощный автовокзал. - zik.ua/ua/news/2011/01/28/269270 ZIK (Западная информационная корпорация)
  30. Новая дорога на ул. Ряшевской во Львове будет четыре полосы. - zaxid.net
  31. Обновленный аэропорт "Львов" открыли за два месяца до Евро-2012. - www.bbc.co.uk/ukrainian/politics/2012/04/120412_yanukovych_lviv_dt.shtml Тарас Базюк для ВВС Украины