Меллер Вадим Георгиевич

Вадим Георгиевич Меллер
Mell30.jpg
Дата рождения 14 (26) апрель 1884 ( 1884-04-26 )
Место рождения Санкт-Петербург
Дата смерти 4 мая 1962 ( 1962-05-04 ) (78 лет)
Место смерти Киев

Вадим Георгиевич Меллер (* 14 (26) апрель 1884 ( 18840426 ) , Санкт-Петербург - ? 4 мая 1962, Киев) - украинский художник- авангардист ( кубофутуристов, конструктивист), сценический художник, дизайнер театральных костюмов, иллюстратор и архитектор. Заслуженный деятель искусств УССР (1942).


Биография

Родился 14 ( 26 апреля по новому стилю) 1884 года в Санкт-Петербурге. Был вторым сыном высокопоставленного Министерства юстиции Российской империи. Его отец, Георгий Меллер, был шведом по национальности, происходил из знатного рода, мать, Хелена Карузо, полуитальянка-напивгречанка, также происходила из знатного рода.

В период 1892 - 1903 лет учился в разных школах Ереван и Тифлис. С 1903 к 1908 года изучал право в Киевском университете. Параллельно, с 1905 по 1908 год учился в Киевском художественном училище. В 1907 году публиковал свои карикатуры в газете "Киевская мысль".

В 1905 году посетил Женеву, где брал уроки в частной художественной школе Франца Рубо. В 1908 году по рекомендации Рубо продолжил обучение в частной школе графики и рисования Хайнриха Книра в Мюнхене. Там Меллер знакомится с студентом Паулем Клее, который знакомит Меллера группой художников "Голубой всадник" (Der Blaue Reiter).

После окончания Киевского университета, с 1908 по 1912 он получает художественное образование Академии изящных искусств в Мюнхене.

Меллер был в тесном контакте с группой "Голубой всадник". В это время он знакомится с Василием Кандинским, они становятся друзьями. Свои работы он начинает выставлять после переезда в Париж, где присоединяется к сообществу независимых художников. Его вход в Парижский художественной среды был стремительным. Уже в 1913 г. его работы, вместе с работами Казимира Малевича, Сони Делоне, Александра Архипенко, Александры Экстер экспонируются на "Салоне независимых", в 1914 на "Весеннем салоне". На "Осеннем салоне" его работы - наряду с работами Пабло Пикассо, Жоржа Брака и Андре Дерена. Он также стал учеником в мастерской известного художника Антуана Бурделов.

По возвращении в Киева в 1917 г., Вадим Меллер работает в области мольбертного и монументальной живописи, графического искусства и костюмного дизайна. Его переход к сценографического искусства как к основной художественной деятельности состоялся в первые постреволюционные года.

В период 1918-1921 гг он работает для балетной студии Брониславы Нежинской. Для ее воспитанников Меллер создает метеоритного силы костюмы к "Ассирийских танцев". Решены в умеренно горячей колористической гамме, они поражают совершенством пластики, линии, силуэта.

Стихия революции захватила его как художника, захваченного новой эстетикой. Вадим Меллер оформлял массовые революционные праздники, спектакли, создавал архитектурные проекты, с 1920 г. он - профессор Академии искусств Украины.

В 1921 -23 гг работает художником в театре им. Т. Шевченко в Киеве.

В 1922 г. Лесь Курбас приглашает Меллера к сотрудничеству в недавно созданный театр "Березиль". Курбас и Меллер в полной мере использовали ресурс знака, символа, условного образа. Тут-то и пригодился художнику европейский опыт кубофутуризму и экспрессионизма. Синтез идей торжествовал на сцене: симфония движения, феерия цвета, пафос без границ. Он был активным сторонником "культурного синтеза", программы, которая должна была объединить архитектуру, театр, кино, пространство, просвещение. Он, как и Лесь Курбас, пережил общее увлечение техникой и агитвидовищамы - "детское заболевание" всех "левых" художников 20-х годов.

В 1925 г. Меллер вместе с Соней Делоне-Терк, Александрой Экстер и Натаном Альтманом участвуют в Международной выставке декоративного и современного индустриального искусств (Art Deco) в Париже. Там в октябре Вадима Меллера награжден золотой медалью за его сценическое оформление спектакля "Секретат профсоюза" по Л. Скотту театра "Березиль".

В том же году Меллер участвует в Международной театральной выставке в Нью-Йорке.

Вадим Меллер стал основателем конструктивизма в театральном сценическом искусстве Украины.

С 1925 г. он преподает в Киевском художественном институте (сейчас Национальная академия изобразительного искусства и архитектуры) вместе с Владимиром Татлиным и Александром Богомазовым. В том же году он становится членом Ассоциации революционного искусства Украины вместе с Давидом Бурлюком, Александром Богомазовым, Василием Ермиловым, Виктором Пальмовыми и Александром Хвостенко-Хвостовым.

29 августа 1942 Президиум ВС УССР издал Указ о присвоении почетного звания заслуженного деятеля искусства УССР художнику Харьковского театра им. Т.Шевченко Вадиму Меллеру. [1]

Меллер работал директором Института монументальной живописи и скульптуры при Академии Архитектуры Украинской ССР (1946-1948, в 1948 г. он был освобожден от должности по обвинению в космополитизме), главным художником театра Музыкальной Комедии в Киеве (1948-1953) и главным художником театра им . Ивана Франко (1953-1959).

Был женат Ниной Генке, художницей, которая работала вместе с мужем, оформляя орнаментальные детали сцены в театре "Березиль".

Могила Вадима Меллера

Умер 4 мая 1962 года в Киеве. Похоронен на Байковом кладбище.