Мелодия - ведущий голос, концентрирует в себе художественную мысль и эстетическую прелесть произведения, подчиняет себе другие компоненты фактуры.

Это ряд нисходящих и растущих интервалов, повторяющиеся которые членятся и движутся ритмом, содержащий скрытую гармонию и передает настроение, независимо от слов текста, сопроводительных голосов, выбора абсолютной высоты звучания и инструмента.

Мелодии делятся на мелодии вокальной природы и инструментальной природы.

Полную, до мельчайших деталей, содержательность и выразительность мелодия получает лишь во взаимодействии со всем многоголосым целостным произведением.

Различные формы популярной и народной музыки преимущественно выбирают одну или две мелодии (для текста и припева) и придерживаются их, значительные вариации могут быть в способе выполнения и тексте. В популярном определении мелодией может считаться измерение музыки, широкие массы присваивает и может использовать для напевание, насвистування, пританцьовуванняя т.д..

В западной классической музыке, композиторы часто представляют начальную мелодию, или тему, и создают ее вариации. Классическая музыка часто имеет несколько музыкальных слоев, образующих полифонию, контрапункт, ранее отождествлялись с мелодией, до того как ее стали считать линией главного голоса. Часто мелодии состоят из маленьких музыкальных фрагментов - мотивов. Рихард Вагнер развил концепцию лейтмотива: мотива или мелодии, которая связана с определенной идеей, лицом или местом.


Литература

  • Холопова В. Н. Теория музыки: мелодика, ритмика, фактура, тематизм. - СПб.: Издательство "Лань", 2002. - 368 с., Ил. ISBN 5-8114-0406-9
  • Busoni F. Wesen und Einheit der Musik. Berlin, 1956
  • Middleton, Richard (1990/2002). Studying Popular Music. Philadelphia: Open University Press. ISBN 0-335-15275-9.