Мемуары

Мемуары ( фр. m?moires - Воспоминания) - повествование в форме записок от лица автора о реальных событиях прошлого, участником или очевидцем которых он был. Исследованием мемуаров занимается специальная историческая дисциплина - мемуаристика.


1. История жанра мемуаров

Ведущей жанровой признаком мемуаристики является субъективное осмысление определенных исторических событий, жизненного пути конкретно-исторической личности с привлечением документов, соотнесением собственного духовного опыта автора с внутренним миром его героев, социально-психологической природе их поступков, мотивацией действий и решений. Основателем этого жанра считается Ксенофонт - автор воспоминаний о Сократа и военный поход греков ("Анабасис", 401 до н.э). В римскую сутки до мемуаров обращался Юлий Цезарь ("Заметки о Галльской войне"), в сутки средневековья - Пьер Абеляр ("История моих скитаний"), в эпоху Возрождение - Бенвенуто Челлини и другие. Интерес к мемуарам не угасал и позже ( Иоганн Вольфганг Гете, мадам де Сталь, Стендаль, Генрих Гейне, Иван Тургенев, Анатоль Франс, Рабиндранат Тагор, Эрнест Хемингуэй и другие).


2. Разновидности мемуаров

Мемуарам присуща документальность, историческая достоверность, хотя не исключается право автора на художественный вымысел. Для мемуаров характерен двойной взгляд писателя на события, которые он описывает: так он воспринимал их действительности, а вот такими (с учетом жизненного опыта, общественного мнения) эти события появились в его сознании через годы, в момент творческого труда над мемуарами. Говоря о прошлом, автор мемуаров практически никогда не может находиться в пределах одного временного измерения.

Мемуары разделяют на три категории: объектные, цель и смысл которых лежит в воссоздании объекта авторского внимания, то есть событий, ситуаций, людей; субъектные, главный интерес в которых направляется на фигуру автора; воспоминания, органично сочетают в себе оба подхода.

Простейшая жанровая форма современной мемуаристики - письма. Близкие к ним дневники. Их дополняют другие жанры мемуарной литературы. Автор письма размышляет о сегодняшних для него события, автор дневника движется к будущему, которое он не может предсказать. Авторы же произведений других мемуарных жанров, наоборот, возвращаются в прошлое.

Блокнот - отдельная жанровая форма мемуаристики. Он часто является ключом к творческой лаборатории писателя. Каждая записанная мысль, отрывок фразы, одно отдельное слово писателя помогают четче понять процесс его мышления, настроения и эмоции, позже выплескиваются в строки его произведений.

Сложная форма мемуаров - заметки. Этот жанр характеризует прежде всего возможность ретроспективного взгляда на прошлое. Заметки воспринимаются как литературно обработанный материал, где четко заявляет о себе авторская позиция. Сам автор то находится как бы на периферии сюжета, то приближается к его предыдущего рубежа, то удаляется в глубину, но не часто является главным героем.

Сложной и распространенной жанровой формой мемуаров считается литературный портрет, автор которого ставит своей целью воссоздать весь жизненный путь своего героя, а пытается через одну или несколько встреч показать характерные черты его личности ("Рассказ о беспокойстве" Ю. Смолича, "Встречи и прощания" Г. Костюка).


3. Мемуары в украинской литературе

История украинской мемуаристики насчитывает несколько веков. Ее истоки - в автобиографических элементах литературы Киевской Руси ("Поучение детям" Владимира Мономаха). Как самостоятельная жанровая форма мемуары появляются в начале 18 ст. ("В память детям своим и внукам, и всему потомству" Ильи Турчиновского). В литературе 19 ст. первенство в мемуарных жанрах принадлежит Т. Шевченко. Его "Журнал" 1858, короткие автобиографические заметки, письма положили начало новому этапу развития мемуаристики в Украина. Под их влиянием воспоминаниям обращаются П. Кулиш, Н. Костомаров, М. Драгоманов, А. Барвинский, И. Нечуй-Левицкий, И. Франко, Б. Лепкий и другие.

В 20 ст. мемуарная литература представлена ​​произведениями разных жанров: листы ( Леся Украинской, М. Волновой, М. Рыльский, В. Стус), дневники (П. Шест, М. Драй-Хмара, Остап Вишня, А. Довженко, В. Симоненко), записные книжки ( С. Васильченко, Варвара Чередниченко), заметки ( В. Минко, И. Багмут), литературные портреты ( М. Бажан, С.Голованивский), эссе ( Е. Маланюк, Ю. Шорох). Достаточно распространенными жанрами мемуарной прозы является повесть, роман ("Дороги моих дней" В. Полищука, "Музей живого писателя, или Моя долгая дорога в рынок" В. Дрозда, роман "Третья рота" В. Сосюры, "Повесть моей жизни" Зинаиды Тулуб).

Многие мемуарных произведений принадлежит писателям украинской диаспоры ("Воспоминания о неоклассиков" Ю. Клена, "На белом коне" и "На коне вороном" У. Самчука, "Дневник" В. Винниченко, "Разговоры в пути к себе" И. Кошеливца).


4. Источник