Надо Знать

добавить знаний



Менандр



План:


Введение

Менандр, мраморная римская копия греческого оригинала около 343-291 до н. е.

Менандр ( греч. Μένανδρος ) ( 342 - 293 / 291 до н.е.) - древнегреческий комедиограф, афинский поэт-драматург, выдающийся представитель новой аттической комедии.


1. Жизнь

Сын состоятельного афинянина Диопейта, учился в Ликей в Теофраста. В ефебство, во время военной подготовки, был товарищем Эпикура. Дядей Менандра, а возможно и литературным наставником был комедиограф Алексид. Менандр был близок к Деметрия Фалерского, правителя Афины, поставленной македонцами в 317 - 307 до н.е. После падения его режима в 307 до н.е. Менандр не оставил Афины, несмотря на большую опасность, хотя его приглашал к своему двору в Александрии Птолемей I Сотер. Он вел жизнь светского человека, склонного к роскоши, имели резонанс его связи со знаменитыми гетерами Таис и Гликерия. Менандр утонул, купаясь в Пирее.


2. Творчество

Менандр создал более 100 комедий (известно 109 имен, но среди них, возможно, есть и двойные заголовки), которые сохранились лишь во фрагментах и ​​многочисленных отрывках из римских переделок. С 1907 находки папирусов открыли большие связные отрывки нескольких пьес Менандра, в том числе известные: "Полюбовный суд" и "Отрезанная коса", "Хлебороб", "ласкателей", "Герой", "Самиянка", "Щит". 1959 нашли единственную полную пьесу - "Отшельник" и отрывки из комедии "Сиконець". Не все пьесы были поставлены в Афинах, а некоторые и вовсе не относились при жизни поэта. Сценическим дебютом был "Гнев" (Orge) 321 до н.е. Менандр получил только 8 сценических побед, при жизни уступая Филемон. Громкую славу он приобрел только после смерти. Аристофан Византийский считал, что Менандр уступает только Гомеру. Считалось, что Менандр смягчает души зрителей, "дает людям урок полного радости бытия" до 5 века. Через римских подражателей Плавта и Теренция он стал настоящим родоначальником европейской комедии, родившейся из комедии новоаттической.

В комедиях Менандра отсутствуют политическая злободневность и фантастические элементы старой комедии, а преобладают темы любви и семейных отношений. Современник Александра Македонского и длительных войн его наследниками, Менандр не затрагивает в своих пьесах политических событий эпохи, социальные проблемы рассматриваются только с точки зрения личной и семейной морали. Уже сама постановка таких вопросов, как о правах ребенка, несправедливости различной морали для мужчин и женщин, нравственности раба, знаменует распад уклада жизни государства-города" и нарастание индивидуалистического мироощущения эллинизма. Разрабатывая эротические темы, Менандр широко пользуется приемами трагедии Еврипида, перенося мифологические сюжеты в современную ему среду. Новая комедия и пьесы Менандра отличаются от древней комедии тем, что в них отсутствует партия хора и они обходятся без песен и танцев как части действия. Нет здесь и каламбуров с непристойностями, которыми щедро пользовался древняя комедия. Однообразие фабульных элементов (соблазненная девушка, потерянные дети, и их узнавание родителями и т.д.) и типовых фигур комедии ( раб, трутень, гетера и другие) Менандр оживляет углубленной разработкой характеров, и обусловливают развитие действия (в отличие от других представителей "новой" комедии, которые разрабатывали главным образом интригу), и искусной техникой диалога. Античная критика особенно ценила в комедиях Менандра реалистичное изображение характеров.


2.1. Произведения, сохранившиеся

  • "Отшельник", или "Мизантроп" (Dyskolos e Misanthropos) 316 до н.е., комедия характеров, рисующий образ недоверчивого и желчного старого аттического крестьянина Кнемона, через внезапные повороты судьбы вынужденного изменить свое неприязненное отношение к людям. Пьеса удостоена первого приза на Ленеях.
  • "Отрезанная коса" (Perikeiromene), история воина, ревнует свою возлюбленную.
  • "Самиянка" (Samia), комедия со сложной интригой об отце, который подозревает, что сын ввел в него любовницу и имеет от нее ребенка.
  • "Полюбовиний суд" (Epitrepontes), история брака, распадается - молодой человек узнает о слишком ранней беременности жены, которую подозревают в добрачной связи, в то время как это он сам, не узнанный, повел ее еще ​​девушкой из брачного пира. Эта пьеса имеет сложную интригу, что приводит в конечном итоге к раскрытию правды.
  • "Щит" (Aspis), комедия, до нас дошла большая часть в папирусах, опубликованных в 70-е годы, в ней рассказывается история афинской семьи, интрига разворачивается вокруг имущества, которым является военный доспех юноши, которого считают погибшим.

До нас также дошли большие фрагменты из пьес:

  • "Хлебороб" (Georgos)
  • "Герой" (Heros)
  • "Отмеченная божеством" (Theophorumene)
  • "Кифаредов" (Kitharistes)
  • "Ласкателей" (Kolaks)
  • "Перинфиянка" (Perinthia)
  • "Призрак" (Phasma)
  • "Ненавистник" (Misumenos)
  • "Сиконець" (Sikyonioi)

3. Мотивы

В комедиях Менандра неизменно присутствуют образы родителей - старых, суровых или снисходительных, скупых или щедрых; молодых людей - легкомысленных, образцовых или таких, что исправляются по ходу действия, "хороших" и "плохих" гетер; молодых дочерей горожан; разного рода рабов, от дураков, получающих побои, до хитрецов, направляющих ход событий; воинов, от несчастных влюбленных до шумных хвастунов; унаследованные от древней комедии фигуры паразитов и надутых поваров. Стержнем действия является иногда раскрытия характера главного героя, чьи реакции (гнев, недоверчивость, жадность) определяют развитие действия, а иногда запутанная интрига, что ведет в итоге к соединению двух влюбленных или получение богатства, часто эти цели переплетаются.

Репертуар мотивов не слишком богат: искушенные девушки, подброшенные или похищенные дети, разлученные семьи и неизбежный во всех зрелых произведениях Менандра момент anagnorismos (узнавание), но писательское искусство оказывалось в переплетении мотивов и создании на основе традиционных типажей индивидуальных, прекрасно изображенных характеров, в которых отсутствовали крайности: ни черных, ни белых, но почти всегда наделенных какой-либо чертой, вызывает симпатию. Атмосфера комедий Менандра отмечена симпатией ко всем выведенных в них образов, пониманием человеческих судеб и ситуаций, ненавязчивой дидактичность. Это делает творчество Менандра явлением не столь красочным, как наполненная страстей древняя аристофанивська комедия, но приятных, интересных, склоняет к размышлениям.

Персонажи Менандра склоняются перед превратностями человеческой судьбы, которой управляют божества (мощная из которых - Тихе). Важнейшие требования к человеку - понимание и сочувствие к другим людям. Косвенным образом эту философию раскрывают многочисленные блестящие в литературном отношении сентенции, рассеянные в пьесах. Именно из них в основном состоят фрагменты, дошедшие до нас в цитатах, из них же состоят частью аутентичные, частью заполненные чужими, не менандривськимы, высказываниями сборники, были учебными текстами для школ и распространены в эпоху поздней античности и в Византийский период.


4. Стиль и язык

Комедии Менандра строились по определенной схеме, на много веков стала канонической. Содержание пьесы объяснялся в унаследованном от Еврипида прологе (иногда его произносили божество), за ним следовали 5 действий, разделенных обозначенными в тексте лишь примечаниями выступлениями хора, о первом появлении которого сообщал один из актеров, но в хора не было собственного текста и он не играл никакой роли в ходе п ' еси. Сценические диалоги написаны ямбический трехметровые, а остальные части - трохеичним тетраметрами.

Языке комедий Менандра был аттический диалект, явственно тяготеет к разговорному языку образованных кругов Афины. Некоторые герои отмечены индивидуальным языковым стилем, в "Щите" даже пародируется дорийский диалект, вложенный в уста псевдоврачи. Менандр избегает всякой пошлости в высказываниях, оставляя элементы грубоватого комизма лишь в сценах с поварами и рабами. Нечасто у него намеки на современные ему лица и события, при наличии разработанной экономической тематики отсутствуют политические аллюзии, хотя Менандр умеет реалистично воспроизвести фон как сценических, так и событий, происходящих за сценой. Он прекрасно воспроизводит черты быта, разбирается в общественных институтах и ​​законах, неоднократно обусловливают действие пьесы ("Щите" и "Сикионець").


код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам