Надо Знать

добавить знаний



Менеджмент



План:


Введение


1. Определение

Менеджмент ( украинские - управление) - это процесс планирования, организации, приведение в действие и контроль организации с целью достижения координации человеческих и материальных ресурсов, необходимых для эффективного выполнения задач. Менеджмент пронизывает всю организацию, затрагивает практически все сферы ее деятельности.

Термин менеджмент образовался от английского глагола to manage (управлять), которое, в свою очередь, происходит от корня латинского слова manus (рука).

По своей сути термин "менеджмент" в известной степени можно считать синонимом термина "Управление", но последнее значительно шире.

С основательной Оксфордского словаря английского языка можно получить следующие разъяснения менеджмента:

  1. способ, манера общения с людьми;
  2. власть и искусство управления;
  3. особого рода умения и административные навыки;
  4. орган управления, административная единица.

Менеджмент как наука возникла и развивается в связи с необходимостью объяснить, почему и в результате чего процветают или разрушаются организации. Ученые в области менеджмента путем испытаний и практики в области управления методом проб и ошибок отвечают на вопрос: Чем оказывается успех организации?. Ответ на этот вопрос позволяет ответить на более прагматический вопрос: Что может сделать руководитель для успешной организации?.

Организации составляют основу мира менеджеров, именно в них наблюдаются процессы и состояния, которые являются причиной существования менеджмента. Первоочередная задача менеджмента состоит в создании организационной культуры, творческого инновационного климата, стимулирующих работников на нововведения.


2. Основные виды управления (менеджмента) в человеческом обществе

Производственный менеджмент (управление производством)
это комплексная система обеспечения конкурентоспособности товара, на конкурентном рынке. Она включает вопросы построения производственных и организационных структур, выбора организационно-правовой формы управления производством, сбыта и фирменного обслуживания товара в соответствии с предыдущими стадиями жизненного цикла.
Финансовый менеджмент (управление финансами)
это комплексная система устойчивости, надежности и эффективности управления финансами. Она включает формирование и планирование финансовых показателей с соблюдением научных подходов и принципов менеджмента, баланса доходов и расходов, показателей эффективности использования ресурсов, рентабельности работы и товаров.
Инновационный менеджмент (управление развитием и разработками)
это комплексная система управления инвестициями, которые вкладываются собственниками в развитие всех видов инноваций. Она включает построение организационных структур, выбор направлений инноваций, оптимизацию инвестиций, разные аспекты управления персоналом.
Административный менеджмент - это одно из направлений современного менеджмента, изучающий административно-распорядительные формы управления. [1]

Другие виды менеджмента:


3. Основные функции менеджмента

3.1. Планирование

Составление плана всегда рассматривается как начальный этап процесса управления. Оно означает, что кто-то должен решить: что, как, когда и кем должно быть выполнено. Руководство организации должно найти ответы на следующие вопросы:

  • Где мы находимся в настоящее время? (Оценить слабые и сильные стороны организации в сфере финансов, маркетинга, производства, трудовых ресурсов).
  • Куда мы хотим двигаться? (Оценить возможности и угрозы в окружающей среде: конкуренция, экологические условия, поставки, какими должны быть цели и как их достичь).
  • Как мы собираемся это сделать?

3.2. Организация

Как только план составлен, необходимо подготовить и обеспечить его выполнение. Например, если у вас есть план постройки дома, то организация его выполнения предусматривает, в частности, подбор и размещение соответствующих работников, приобретение и доставку необходимых для строительства материалов.

3.3. Мотивация

Мотивация - это такое регулирование побудительных стимулов человека, при которых возникает желание работать так, чтобы способствовать достижению целей организации. Среди немцев существует такая пословица: "Кто производит, тот не управляет, кто управляет, тот не производит". Сделать работу качественно чужими руками - задача не из простых. Для этого необходимы: талант, знания и умение.

3.4. Контроль

Последним этапом процесса управления является осуществление контроля, т.е. сравнение фактических результатов с запланированными.

Названные функции управления требуют принятия решений, для их осуществления необходима коммуникация, т.е. обмен информацией, которая необходима для принятия правильного решения.

4. Роль менеджмента в организации

Согласно основным положениям теории систем, любой объект, явление или процесс можно рассматривать как систему. Под системой понимается совокупность взаимосвязанных в одно целое элементов. Элемент системы - это часть целого, которая в процессе анализа не подлежит разделению на составляющие. Итак, любая система:

  • во-первых, состоит из двух или большего количества элементов;
  • во-вторых, каждый элемент системы имеет присущие только ему качества;
  • в-третьих, между элементами системы существуют связи, с помощью которых они влияют друг на друга;
  • в-четвертых, система не может существовать вне времени и пространства. Система имеет временную сущность (ее состав может быть определен в каждый данный момент), а также свои границы и окружающую среду.

Первая особенность организации или предприятия как системы состоит в том, что оно - открытая система, которая может существовать только при условии активного взаимодействия с окружающей средой. Оно выбирает из промежуточной и общей внешней среды основные факторы производства, превращая их в продукцию ( товары, услуги, информацию) и отходы, передает их во внешнюю среду. Условием жизнеспособности системы является полезный (выгодный) обмен между "входом" и "выходом".

Другая особенность такой системы - ее искусственность. Эта система создана человеком ради своих собственных интересов, прежде совместной работы. Поэтому очевидной характеристикой любого предприятия является разделение труда.

Различают две формы разделения труда: горизонтальную и вертикальную. Первая - это разделение труда через разделение трудовых операций на отдельные задачи. Результатом горизонтального разделения труда является формирование подразделений предприятия, которые выполняют определенные части общего трансформационного процесса. Поскольку работа на предприятии делят между подразделениями и отдельными исполнителями, кто-то должен координировать их действия, чтобы достичь общей цели деятельности.

Поэтому объективно возникает потребность в обособлении управленческого труда от исполнительной. Итак, необходимость управления связана с процессами разделения труда на предприятии.

Для того, чтобы организация достигла своей цели, задачи должны быть скоординированы посредством вертикального разделения труда. Поэтому управление является существенно важной деятельностью для организации. Однако в малых организациях часто не имеется четко выделенной группы управляющих. Например, в небольшом магазине, которая является собственностью двух партнеров, один может принимать решения относительно поставок, выполняя тем самым руководящую функцию в течение недели, а второй - в течение второй недели. Они оба координируют рабочие графики, чтобы обеспечить магазины часа работы. Но оба партнера также выполняют и неруководящего функции, обслуживая покупателей, раскладывая товары на полках. Ни один из партнеров не считает другого хозяином или управляющим. Хотя руководящие функции не выделены четко, основная функция - координирование - выполняется.

Вертикальное разделение труда приводит к формированию уровней руководства по вертикали, некоторые руководители тратят время на координирование работы других руководителей, которые, в свою очередь, также координируют работу других руководителей, пока, наконец, мы не станем на уровне руководителей, которые координируют работу неруководящего персонала, т.е. людей, которые физически производящих продукцию или выполняющих услуги. Такой вертикальное разделение труда образует уровне руководства. Большинство организаций имеет три уровня руководства: верхний, средний, нижний. Руководители каждого уровня выполняют одинаковые функции. Разница лишь в том, какое значение они придают той или иной функции. Руководители верхнего уровня уделяют планированию и организации больше времени, чем руководители низших уровней.

Руководители верхнего уровня средних и крупных организаций концентрируют внимание на планировании будущего, постановке цели, определении курса действий, правил и процедур их исполнения. Они отвечают за процветание организации и поэтому должны планировать, направлять и контролировать ее деятельность. Менеджер среднего уровня уделяет руководству и контролю больше времени, чем руководитель верхнего уровня. Руководители среднего звена возглавляют отделения и отделы. Они должны так организовать их работу, чтобы цели организации были достигнуты, а ее политика проводилась в жизнь; должны подбирать и сохранять хороших работников. Они отвечают за руководство повседневной деятельностью своих подразделений. До среднего звена руководителей относятся руководители цехов, складов, начальники ОТК и другие. Нижний уровень руководства - это уровень должностных лиц, которые непосредственно руководят работой своих подчиненных. Должности менеджеров нижнего звена такие: мастер, бригадир, руководитель группы, агент по снабжению, экспедитор.

Менеджер нижнего уровня тратит большую часть своего времени на мотивацию и контроль подчиненных. На этом уровне управления функции планирования и организации менее важны для менеджера, чем функции контроля и мотивации. И все же большинство руководителей выполняет все четыре функции управления. Следует заметить, что ясно и четко определять каждый из трех уровней руководства невозможно.


5. Критерии эффективного управления

Управление людьми, осуществляемое менеджером, основывается на ряде принципов:

  1. поддержка в подчиненных чувство самоуважения. Сначала нужно похвалить подчиненного и только потом - давать указания по улучшению работы;
  2. внимание проблемам, а не личностям;
  3. активное использование методов подкрепления положительных реакций на желательные действия или отрицательных - на нежелательны. На изменение поведения людей реагировать нужно сразу же, потому что отсроченная реакция вызывает излишнюю путаницу;
  4. выдвижение ясных требований, поддержание постоянного контакта с людьми, крепких обратных связей.

Основываясь на этих принципах, менеджер должен добиваться от подчиненных желаемых результатов:

  • наводить на мысли тех, кто нуждается лишь в подсказке;
  • давать советы тем, кто нуждается в том, чтобы их постоянно наставляли, консультировали, побуждали к действиям;
  • давать прямые указания, напоминать о необходимости действовать нерасторопных;
  • в категорической форме приказывать, настойчиво требовать исполнения от тех, кто пренебрегает советами, указаниями, рекомендациями;
  • увольнять, если нет другого средства заставить людей подчиняться, и, наоборот, поощрять за добросовестное выполнение всех указаний руководителя.

Как и с кем работать - во многом зависит от особенностей характера людей, не только подчиненных, но и руководителей. Этот момент менеджер обязательно должен учитывать.


6. Стиль руководства

Подробнее в статье Стиль руководства

Стиль руководства - это процесс согласования работы своих подчиненных. Успех применения того или иного стиля зависит от многих обстоятельств:

  • содержания задачи и сроков ее решения;
  • личности руководителя;
  • особенностей коллектива и исполнителя;
  • специфики "текущего момента";
  • другие факторы.

Под стилем понимается манера поведения руководителя по отношению к подчиненным, что позволяет воздействовать на них и заставить делать то, что в настоящее время нужно. Существуют две основные стилевые шкалы:

  1. шкала власти, диапазон которой простирается от полной демократии к абсолютной автократии. Здесь рассматривается отношение руководителя к подчиненным как к субъектам управления;
  2. шкала предпочтений, на которой отражается отношение руководителя к подчиненным как к объектам управления.

См.. также

Примечания

  1. 1 - edu.dvgups.ru/METDOC/EKMEN/MEN/ADM_MEN/UMKDO/L_2.HTM

Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам