Меншиковський дворец

Меншиковський дворец - первая каменная постройка Петербурга дворцового типа. Построен в 1710-1720-х годах как резиденция Александра Даниловича Меншикова (1673-1729), доверенного лица царя Петра, генерал-губернатора столицы, первого президента Военной коллегии (тогдашнего министра).

Меншиковський дворец не является мемориальным музеем князя Меншикова А.Д., несмотря на сохранение в названии его фамилии, как не является мемориальным музеем Букингема современный Букингемский дворец в Лондоне. Потому мемориальных вещей князя (кроме прижизненных портретов и больших часов) практически не сохранен.



1. История дворца

1.1. Дворец на Васильевском острове Петербурга

Ген. план 1720-х гг Хоманн, Самый большой из островов - Васильевский

Земельный участок на Васильевском острове Меншиков получил еще 1703, сразу после основания Петербурга. Вероятно, что работы начал архитектор Джованни Мария Фонтана, работавший на Меншикова еще в Москве и перестроил для Меншикова - Лефортовский дворец. Именно его считают автором каменного здания, выходящая фасадом на Неву. Это и есть первая каменная постройка Петербурга дворцового типа. Архитектор Фонтана уехал из Петербурга в 1712 г. и развитие поручили архитектору Иоганну-Готтфрид Шедель - с 1713


1.2. Описание дворца и усадьбы

Усадьба Меншикова с посольским дворцом и барочным садом, 1715 г., гравер О.Зубов

К развитию участка обратились только летом 1710, после завоевания замка Выборг. Застройка - усадебного типа с панской домом, садом, огородом и служебными помещениями (дом управляющего-"маршалка" Ф. Соловьева, оранжерея, дома для слуг, Мазанкова церковь Воскресения с курантами). Дворец трехэтажный с боковыми ризалитами на 13 осей. Фасад у каменного дворца довольно сдержанный, почти мелочи, проигрывал рядом с фасадом деревянного Посольского дворца, стоявшего рядом на участке еще ​​с 1704 года и имел признаки развитого стиля барокко. Над входным порталом дворца создали деревянный балкон, где располагался военный оркестр для встречи именитых гостей.

Это не последнее нововведение. Гостей встречали в Парадных сенях с римскими скульптурами в нишах. А сквозной проход позволял видеть еще и парк регулярного типа за дворцом ( сад барокко европейького образца). Планировка дворца анфиладной типа, где каждая зал имела свое название и свою украшение. Первый этаж занимали мастерские, поварня, кордегардии для почетного караула. Второй этаж имел парадные помещения и зал для ассамблей, балов и встреч царя и вельмож.


1.3. Дальнейшая судьба

Прижизненный портрет А. Д. Меншикова. 1716-1720 гг.,
неизвестный художник.

После ареста Меншикова и его ссылки дворец конфисковали. 1731 отвели под размещение элитного Благородного военного училища для дворянских детей. Дворец достроили по бокам и застроили двор, уничтожив сад. А новое учебное заведение для привилегированных дворянских юношей получил собственную библиотеку, театр, учебные комнаты, столовую, церковь и тому подобное. Заказы на перестройки и приспособления дворцовой постройки в военное училище университетского типа в разные годы получали Доменико Трезини, Земцов Михаил Григорьевич, Василий Баженов, Юрий Фельтен, Старов Иван Егорович. Именно здесь осваивали военную науку и светское поведение выдающиеся военные и общественные деятели Российской империи. Первоначальный вид и украшения сохранились лишь в восточной части дворца.


1.4. 20 века. Реставрация дворца

Ореховый кабинет дворца, начало 20 в. Архивное фото.
Меншиковський дворец, западное крыло здания.

Первая попытка реставрировать каменный дворец была еще в конце 19 в. Потому что это была практически единственное здание, сохранилась от первоначальной городской усадьбы князя.

Настоящая научная реставрация началась с 1966. Под руководством выдающегося ученого А. Е. Гессена, с 1975 г. - под руководством К. А. Кочергина. Дворца вернули фасадов украшение по гравюрам 1715 А.Зубова и 1717 А.Ростовцева. Вели характерный для эпохи крыша с переломом. Проведенные зондажи и раскрытие в интерьерах с сохранением всех находок (гипсовые медальоны в секретарскую, плафон (живопись) художника П. Пильман в Ореховом кабинете, своды различного типа в интерьерах первого этажа и др.).

В связи с ограблением дворца после ареста Меншикова и конфискацией имущества, первоначальные мебель и украшения не сохранились, кроме голландских и российских изразцов, оригинального плафона художника П. Пильман, дервьяних панелей Орехового кабинета т.д..

Меншиковський дворец не является мемориальным музеем князя Меншикова А.Д., несмотря на сохранение в названии его фамилии, как не является мемориальным музеем Букингема современный Букингемский дворец в Лондоне. Потому мемориальных вещей князя (кроме прижизненных портретов и больших часов) практически не сохранен.


1.5. Экспозиция

С 1981 дворец передан Государственному Эрмитажа, где создана экспозиция "Культура Российской империи первой трети 18 века". Залы украсили вещами-аналогами конца 17-начала 18 вв. из фондов Эрмитажа ( оружие, российские и иностранные мебель, ковры арабского Востока, гобелены Италии и Фландрии, гравюры, живопись, предметы быта суток).


1.6. Большие сени

Меншиковський дворец в Петербурге по состоянию на 1767

Большие сени (или вестибюль) - парадная часть дворца со стороны реки Нева. В начале 18 века вестибюль выходил на речную пристань, к которой швартувалы лодки. Дворец в те времена не было подъезда суше и к нему добирались водой.

Большие сени разделяют первый этаж дворца на две части и имеют сквозной выход в сад. Пространство сеней разделен на три нефа колоннами. Боковые нефы использованы для ступенек, центральная ведет к дворике по-за дворцом и пропавшего сейчас сада. Боковые стены сеней имеют декоративный стенопись, имитирующий мрамор и ниши со скульптурами. Из описаний дворца известно, что Меншиков покупал мраморную скульптуру в Италии, как копии эпоху Древнего Рима, так и произведения современных ему мастеров. После ссылки Меншикова, мраморная скульптура из дворца и сада была конфискована и украсила царские дворцы и сады. Среди сохранившихся скульптур - Аллегория Юстиции (итал. скульптор - Альвизе Тальяпьетра), до сих пор украшает Иорданские лестницы Зимнего дворца.

После реставрации Великих сеней ниши украсили копиями давньримських скульптур 2 ст. н. е. ("Геракл", "Герой", "Парис", "Флора"), а в центре-скульптура "Аполлон". Наибольшую художественную ценность имеет мраморная скульптура "Диана с Амуром и собачкой", создана т.. скульптором Джузеппе Торретто (1661-1743). Она никогда не принадлежала князю, а происходит из первоначального комплекта скульптур, которыми украсили Летний сад в начале 18 века. Летний сад в то время имел несколько "лежачих скульптур", но они были повреждены и скрылись. "Диана с Амуром и собакой" одна из немногих сохранена с той эпохи. Скульптура создана в 1717 и имеет собственную подпись Джузеппе Торретто.


1.7. Большая палата

Большая палата служила для парадных аудиенций и праздников. Ее интерьер воспроизведен по описаниям и имеет оригинальные мебель из города Данциг, декоративные мраморные бюст 17-18 вв. из Италии, уникальный комплекс пяти гобеленов, созданный в Франции 1677 году. Стол покрыт ковром вместо скатерти на голландский манер и украшен серебряной лоханню для охлаждения вина. Большую Лохан создал мастер-ювелир из города Амстердам - Пелгром Петхолт (1705-1751) в 1714


1.8. Ореховый кабинет

Среди случайно сохранившихся парадных помещений второго этажа, не декорированных изразцами из города Делфт, заслуживает внимания Ореховый кабинет. Стены примишення украшены деревянными ореховыми панелями (отсюда название кабинета) и пилястрами с золочеными капителями. Потолок кабинета перерабатывали минимум трижды.

Исследование потолка обнаружили первоначальную ее украшение в технике фрески начала 18 века. Этот мальваний плафон обладает всеми свойствами переходного периода и несет аллегорическое изображение бога войны Марса на фоне с военной арматурой (пушки, ядра, щиты, лук и колчан, барабан и т.п.). Пропаганда войны занимала чильне место в просветительской и культурной политике царя Петра I. Политике царя в этом вопросе служили даже скульптуры Летнего сада (Аллегория навигации, богиня войны Беллона, скульптура Слава воинов, скульптурная группа "Ништадтского мирное соглашение".) Мальваний плафон с изображением Марса - свидетельство поддержки князя политики государя. Но тусклые краски фрески и провинциальное выполнения живописи не прошла Меншикова. Новоприбывший француз - художник создал пышный плафон масляными красками и нетерпеливый обладатель приказал просто закрыть фреску новым образцом дворцового декора.

Последней отделкой потолка и был уникальный плафон, который создал приглашен в Петербург французский художник-декоратор Филипп Пильман и который сохраняется по сей день.


1.9. Ассамблейного зал

Крупнейшим помещением второго этажа была ассамблейного зал. После размещения в дворце военного Благородного корпуса, зал использовалась как училищный церковь и была значительно перестроена с придачей иконостаса. Восстановить ее первоначальный интерьер невозможно. Поэтому здесь отреставрированные остатки поздних украшений, удален иконостас, а помещение используется для музейных выставок.

2. Расположение

г. Петербург, Университетская набережная, д.15. Ближайшая ст. метро "Василеостровська".