Меру (мифология)

Гора Меру ( санскр. मेरु ) Или Сумеру "большая Меру" - священная гора в индуистский и буддистский космологии, где она рассматривается как центр всех материальных и духовных миров. Миры, расположенные на этой горе, известные как Сварга, считаются обителью Брахмы и других дев. В Пуранах описывается, что ее высота составляет 80 000 йоджан (1106000 км) и она располагается на Джамбудвипе - одном из континентов на Земле. Многие индуистских храмов, например, Ангкор-Ват в Камбоджи, были построены как символическая репрезентация горы Меру. Согласно одной из интерпретаций, гора Меру находится в тонком мире над Северным полюсом, другие располагают ее в Гималаях.


1. Меру в индуистской космологии

По индуистской традиции вселенная часто изображается в форме лотоса, из центра которого возвышается Меру - гора, на вершине которой располагается Сварга - рай главного из всех дев Индры где, согласно Пуран, находятся и другие ведические деви. В индуистской космологии священная гора Меру находится в центре вселенной.

В некоторых индуистских источниках, Меру упоминается как одна из 16 гималайских вершин, уцелевших во время потопа, и все время возвышались над водой. Среди современных названий гималайских вершин также вершина Меру, но в представлении индусов наиболее священной считается гора Кайлас, которая почиталась вечной обителью Шивы. Практически во всех первоисточниках гора Меру помещается на далеком севере.

В античной традиции было широко распространено представление, что земля повышается на север. Древние индийцы, иранцы и скифы считали, что все крупные реки текли из священных северных гор. Представление о высоких северные горы, протянувшиеся с запада на восток по берегу северного океана, также отражены на карте в "Географии" Птолемея, изданной в Риме 1490 года. Эта мысль была распространена до 16 века.

В своей работе "Исследование Индии" известный средневековый персидский энциклопедист Аль-Бируни пишет:

" Мы начнем с описания этой горы, поскольку она является центр двип и морей и также центр одной из них Джамбудвипе. "

Брахмагупта говорит:

" Разнообразные высказывания людей для описания Земли и горы Меру, особенно изучающих Пураны и книги по религиозного закона. Одни из них описывают эту гору, она возвышается над поверхностью Земли на необычайную высоту, она находится где-то под полюсом и звезды вращаются у ее подножия, так что восход и закат зависят от нее, и она называется Меру потому, что это в ее власти , и потому, что только ее вершина благодаря своей мощности может скрывать и открывать Земли Солнце и Луна, будто день ее жителей девяти длится шесть земных месяцев и их ночь также длится шесть месяцев. "

1.1. Описание Меру в Махабхарате

В Махабхарате, Меру - это горная страна с вершинами до самого неба, где главная вершина - это гора Мандара. В эпосе описываются земли, лежащие за Гималаями: хребты Тибета и Памира, пустыни Средней Азии, непроходимые леса, полярные области и такие арктические явления, как неподвижная Полярная звезда, звезды, не всходят и не заходят, но вращаются в горизонтальной плоскости, завершая каждый свой ​​круг за 24 часа, созвездие Большой Медведицы, остается в зените, солнце, которое встает лишь раз в год, день и ночь, продолжающиеся по шесть месяцев, полярное сияние, область долгого мрака т.д.. Говорится, что на краю этой области высится гора Меру, северный склон которой является побережьем Молочного моря. В Махабхарате говорится:

" На северной стороне, сияя, стоит могучая Меру, причастная большой судьбы, на ней обитель Брахмы, здесь душа всех существ находится, Праджапати, создавший все движимое и недвижимое. Большая Меру, непорочная, блага обитель. Здесь заходят и вновь (над горой) восходят Семь божественных риши во главе с Васиштха (созвездие Большой Медведицы).

Вокруг Меру вращаются все светила. Над ней неподвижно висит полярная звезда, а вокруг делают круг созвездия Большой Медведицы, Кассиопеи и Волопаса, здесь полгода - день, полгода - ночь, одна ночь и один день равные части года. На севере Молочного моря есть большой остров, известный под именем Швета-Двипа ("Лучезарный Белый остров") [1]

"

Расположена на горе страна Сварга описывается как: "страна вечного счастья", "племя не знает ни болезней, ни слабости возраста", "везде стада антилоп и стаи птиц", "уйдя туда, вновь в этот мир не приходят". Это - "Земля избранных", "Земля святых", "Земля блаженных". Подобные детали имеют большое сходство с поздним описанием Шамбалы. Расположена отдаленном северном краю, высоко на вершинах Меру и на ее склонах у берегов Молочного северного океана. Это - обитель богов и страна "блаженного народа". С земного мира сюда могут попасть лишь избранные праведники, и то лишь после окончания своей жизни. Там - рай Индры: "Уйдя туда, вновь в этот мир не приходят". Живыми в ту страну могут подняться лишь некоторые прославленные герои или мудрецы- риши. Попадают туда чудесным образом, по божественному произволению, только на крыльях священной птицы Гаруды. Это - страна вечного счастья, высоко возвышается над злом. Здесь не холодно и не жарко. Покрыта рощами и лесами земля производит обильные плоды, повсюду стада антилоп и стаи птиц, все пахнет ароматами цветов. Здесь не живет жестокой, бездушной и беззаконной человека. Здесь не может быть войн и сражений. Люди этой страны все равно между собой, не знают забот и горя; наслаждаются всеми благами жизни [1].


1.2. Описание Меру в Пуранах

Согласно пуранической космологией, вокруг Меру вращаются все светила, а на ее вершине находятся всесильны деви, такие как Брахма. Причем Сварга (или Индралока) - обитель главных ведических дев - располагается на самой вершине Меру. Там находится прекрасный дворец Индры, в саду которого вырастает растение сома, из которой изготавливается священный напиток бессмертия. В "Матсья-пуране" сказано:

" Она из золота и светит подобно огню без примеси затемняя дыма. Четыре ее стороны имеют четыре разных цвета. Цвет восточной стороны ее белый, подобно цвета брахманов; цвет северной стороны - красный, подобно цвета кшатриев; цвет южной стороны - желтый, подобно цвета вайшьев; цвет западной стороны - черный, подобно цвета шудр. Высота ее 86 000 йоджан, из которых в земле находится 16 000. Каждое ребро четырех ее сторон составляет 34 000 йоджан. На горе есть реки с пресной водой и прекрасные золотые жилья, в которых проживают разного рода духовные существа: девы вместе с их певцами гандхарвы и их любовницами апсар, а также асуры, дайтьи и ракшасы. Вокруг горы находится озеро Манаса, а вокруг этого озера с четырех сторон живут локапалы, хранители мира и его обитателей. В горы Меру есть семь узлов, то есть больших гор, названия которых Махендра, Малайя, Сахья, Шуктибам, Рикшабам, Виндхья, Париятра. А маленьких гор так много, что их почти не счесть, это и есть те горы, на которых живут люди. Что касается больших гор вокруг Меру, то к их числу относятся: Химавант, покрытая вечными снегами, и на которой живут ракшасы, пишачи и мягче; Хемакута - из золота, на которой живут гандхарвы. "

В "Вишну-пуране", одной из самых авторитетных Пуран индуизма, в которой содержится большой материал по философии, космологии и теологии, о горе Меру сообщается следующее:

" Внутренней оболочкой наделенного большим Атманом мирового яйца была гора Меру, а внешней оболочкой - горы; околоплодные воды образованы океанами. И в этом яйце были горы, континенты, океаны, планеты, миры, дэвы, асуры и люди. С внешней стороны яйцо окутано водой, огнем, воздухом, пространством, а также источником первоэлементов, наделенными десятью качествами и большим принципу творения. "

Яйцо Брахмы содержит в себе всю вселенную и состоит из нескольких миров, или лок. Все локи объединяются в три основные группы: верхние локи, средние локи (куда относится и земля), и подземные локи. Верхние локи состоят из высших или райских миров, где живут дэвы. Центр всех миров - гора Меру, которая возвышается над верхними райскими локами. Под ними расположены семь концентрических островов-континентов. Центральной из них круглая и плоская земля Джамбудвипа. Второй континент, по названию Плакша (или Гомедака) омывает море патоки (сока сахарного тростника). Третий континент Шалмала опоясан виновным морем Сура. Четвертый континент, названный Куша, окружает море очищенного масла Сарпис. Пятый континент, носит название Краунчха - море простокваши Дадхы. Шестой континент Шветадвипа омывает молочное море Кшира. Седьмой континент пушкари окружен огромным круглым морем чистой воды Джала. Это море граничит с землей высоких гор Локалака, отделяющая видимый мир от мира тьмы. За горами Локалока тянется зона вечной ночи, а дальше - скорлупа мирового яйца.

Подобная схема строения мирового яйца типична как для пуранической писаний, так и для эпоса и упанишад. Однако количество и названия разных миров варьируется [2].


2. Гора Меру в индуистских легендах

3. Меру в буддистской космологии