Меса (богослужения)

Меса ( итал. messa , лат. missa ) - Традиционное название богослужения в Римско-католической церкви, самая высокая литургическая служба. Согласно католической доктрине, при совершении мессы хлеб и вино превращаются в Тело и Кровь Христову и, таким образом, в евхаристическом таинстве происходит бескровное жертвоприношение Богу, открывает человеку путь к спасению. Римская месса с некоторыми отличиями сохранилась также в лютеранской и англиканской церквях.


1. Этимология

Слово месса как в украинских, так и других европейских языках происходит от употребляемого с IV w. латинского missa. Среди ученых нет однозначного мнения относительно исходного значения этого слова, и приводятся следующие [1] :

  • от римского обычая принимать решения (dimissio) [2],
  • молитва к Богу (missae), жертву Богу,
  • специальное действие, выполняемое посланником (возможно латинизированное еврейское missah).
  • от глагола лат. mittere - "Отпускать" и изначально означало "отпущения".

2. История

Епископ служит мессу. Средневековая миниатюра

Чинопоследования римской мессы сложилось в первые века нашей эры. Примерно с IV века для Западной Церкви стали писаться сакраментарии - полные литургические тексты, но появился ряд местных обрядов в отправлении мессы (галликанского, амвросианський, мосарабський и др.). Кроме Библии, читались и другие книги (в литургии Часов - жития святых и проповеди). Полный индекс со ссылками на все чтения получил название "Спутника книг" - "Comes librorum" или "Liber comitis".

Позже стали выпускаться сакраментарии - книги для священнослужителей, содержащие соответствующие части евхаристической литургии (канон, коллекторах, префация и т. д.), а также градуал, псалтерии и гимнарии - книги для хора. Древнейшие сакраментарии приписывают папам римским Льву И, Геласия I ( V века).

В VI веке порядок мессы совершил св.Григорий Великий. В ходе его реформы число переменных при каждой мессе молитв было сокращено до трех - коллекторах, секрета и писляпричасна молитва, были введены дополнительные формы "Communicantes" и "Hanc igitur". Также Григорий Великий упорядочил песнопения католической церкви, стали известны под собирательным названием григорианского хорала.

В последующие века было создано еще несколько сакраментариив, в основу которых был положен григорианский. 1570 папа Пия V привел чинослидування мессы в соответствии с решениями Тридентского собора. Этот мисал стал называться "Missale Romanum ex decreto sacrosancti Concilii Tridentini restitutum" ("Римский мисал, восстановленный по указаниям святого Тридентского Собора") и стал основой т.н. Тридентский мессы, которая без существенных изменений оставалась до Второго Ватиканского собора.

Второй Ватиканский собор 1969 внес ряд изменений в Тридентского мессы. Главным стало разрешение выполнять мессу на национальных языках. Также была упрощена одежду священника, оформления алтаря, введено дополнительно три анафоры с возможностью выбора одной из них священником т.д.. Новое чинослидування было опубликовано под названием Novus Ordo.

7 июля 2007 года папа Бенедикт XVI в motu proprio Summorum Pontificum установил, что латинский месса может происходить в двух формах: "ординарным" (т.е. Novus Ordo) и "экстраординарной", т.е. Тридентский (в редакции 1962 года).

Работа над переводом Мисалу украинском языке начался в 1990-х годах с возрождением католицизма в Украине. Однако первое издание сокращенного перевода было осуществлено только в 2005 году издательством Управление Луцкой диецезии "Luceoria books", выпустившего так называемый "Малый Месал" [3].


3. Структура мессы

В каждой мессе можно выделить подготовительную часть - "Литургия Слова" ( лат. Liturgia verbi , Что соответствует литургии оглашенных в византийском обряде и собственно жертву - "Евхаристическая литургия" ( лат. Liturgia eucharistica , Что соответствует "литургии верных" в византийском обряде. Обе части считаются равноценными по значению. Литургии слова предшествуют начальные обряды, а Евхаристическую литургию завершают заключительные обряды.


3.1. Начальные обряды

  • "Интройт" - вход предстоятеля, сопровождающееся входным пением;
  • "Confiteor" - обряд покаяния. В воскресные дни и в торжества вместо "Confiteor" может использоваться освящение воды и окропление ней верных знак воспоминания о крещении. Такая Меса называется сумма и служится обычно полдень;
  • "Kyrie" ("Господи помилуй");
  • "Gloria" ("Слава в вышних Богу") - выполняется только по воскресеньям, на торжествах и праздниках и опускается в периоды Адвента, Великого поста и в заупокойной мессе;
  • Коллекторах;

3.2. Литургия слова


3.3. Евхаристия

  • оферторий - приготовление алтаря и даров;
    • курение даров
    • омовение рук
    • Молитва над дарами
  • Евхаристическая молитва:
    • Sursum corda (вступительный диалог)
    • префация;
    • "Sanctus" ("Свят, Свят, Свят");
    • эпиклеза;
    • пресуществления;
    • анамнеза;
    • завершающая доксология;
  • коммунион
    • "Отче наш";
    • молитва за мир;
    • "Agnus Dei" ("Агнец Божий"), во время которого происходит преломление хлеба;
    • причастия;
    • благодарность после причастия
    • молитва после причастия

3.4. Заключительный обряд

  • Благословение и прощания.

4. Месса как музыкальный жанр

"Мессой" называется также музыкальный жанр, представляющий собой собрание основных песнопений Римской Мессы. Изначально музыкальной основой мес был григорианский хорал, полифонические мессы с использованием григорианского пения в качестве ведущего голоса писали композиторы Нидерландской школы - Гийом де Машо, Жоскен Депре, Орландо ди Лассо, Палестрина. В XVIII - XIX веках месса выкристаллизовалась в монументальный жанр, состоящий из сольных вокальных, хоровых и оркестровых номеров. Среди авторов мес - И. С. Бах, В.А.Моцарт, Ф. Шуберт, Ф. Лист, И. Стравинский. Разновидностью жанра мессы является реквием - изначально заупокойная месса, имеет некоторые структурные различия. Подобным мессы, но опирающимся на византийскую традицию является жанр литургии.