Надо Знать

добавить знаний



Местное самоуправление в Германии



Местное самоуправление в ФРГ является примером реализации континентальной системы местного самоуправления в стране с федеративным устройством. Именно принципы федерализма в сочетании с некоторыми историческими особенностями (поражение в второй мировой войне) обусловили широкую компетенцию органов местного самоуправления и значительную независимость местного самоуправления в целом.

Особое место в обеспечении самостоятельности земель играют финансовые отношения с центром и бюджетный процесс ФРГ. Они подчинены двомпровидним принципам, которые изложены в Конституции: принципа единообразия жизненного уровня в рамках федерации и самоуправления на земельном и местном уровнях вообще, и в финансовой отрасли в частности. Противоречие, существующее между ними, привело к образованию сложной системы финансовых отношений, а также дали федеральному правительству основания для расширения собственных полномочий, что вызвало еще большую централизацию государственных финансов. I хотя эта система оставалась до сих пор достаточно мобильной для того, чтобы приспосабливаться к изменениям ситуации, неизвестно, сможет ли она решить новые проблемы, возникшие после объединения Германии, и способны присущие ей меры по финансовому выравниванию успешно преодолеть огромную разницу в уровне благосостояния , который существует сейчас между западными и новыми восточными землями.

Основной единицей политико-территориальной организации земель служат общины (о которой будет идти ниже). Общественные союзы в рамках установленной законом сферы своих задач также имеют право самоуправления (напомним, что общественные союзы создаются самими общинами для лучшего осуществления своей компетенции, осуществляют только те полномочия, которыми их наделили общины, участвующих в союзе, и расходуют только переданные общинами средства ). Гарантия самоуправления охватывает также основы собственной финансовой ответственности. Часть 3 указанной статьи возлагает на Федерацию обязанность обеспечить соответствие конституционного строя земель указанным принципам. Из этих положений можно сделать вывод, что политико-территориальное устройство земель основывается на автономии общин включающий их финансовую автономию, и общины в пределах своей компетенции могут создавать общественные союзы. В остальном эта проблематика регулируется конституциями и законами земель.

Так, согласно ст. 137 Конституции земли Гессен 1946 г., общины являются исключительными обладателями всех полномочий местной публичной администрации, осуществляемой на основе их собственной ответственности. Они могут решать любую задачу публичной власти, кроме случаев, когда это в общественных интересах особым предписанием закона отнесено к ведению другого органа. Аналогичный статус общественных союзов. Право общин и их союзов на самостоятельное управление своими делами гарантируется государством, которое ограничивает свой надзор лишь обеспечением соответствия такого управления законам. На общины и общественные союзы, а также на их правления могут быть возложены и государственные задачи, которые решаются в соответствии с указаниями вышестоящих государственных органов. Государство обязано гарантировать получение общинами и их союзами денежных средств, необходимых для выполнения их задач, и предоставить им источники доходов, которыми они могут распоряжаться под собственную ответственность. Общины являются сельские населенные пункты или их группы и города. Земли Берлин и Гамбург являются одновременно общинами. Знают они развитием инфраструктуры общественным транспортом, туризмом, жилищным строительством, школьными и дошкольными заведениями, содержанием дорог, больниц, театров, библиотек музеев, социальных и спортивных учреждений. Они могут устанавливать и взимать определенные законом налоги и сборы.

На начало 1993 г. в Германии было более 16 тыс. общин. В сельской местности общины объединены уездами, которые имеют свое самоуправление.

Иногда общественные союзы на практике территориально совпадают с уездами, и самоуправление общественного союза является в этом случае самоуправление уезда. В то же время крупные города или города-уезды которые, будучи общинами, имеют уезды. Они могут делиться на городские округа. Берлин, например, делится на 23 самоуправляющихся округа. Иногда на округа делятся крупные сельские общины, население которых превышает 100 тыс. жителей. Всего в ФРГ 543 уездов, в том числе 117 городов вне уездов. Общины и уезды принимают свои уставы В ряде земель между уездом и центром находится промежуточная административно-территориальная единица - правительственный округ, в рамках которого решаются местные государственные задачи и осуществляется государственный надзор за местным самоуправлением. Таких единиц 29. Как уже отмечалось, основной единицей политико-территориальной организации земель служат общины. Поскольку конституция определяет право общин решать все вопросы местной жизни под свою идповидальнисть, то общество не ограничены какими-то заранее определенными специфическими задачами, и могут решать все вопросы местной жизни. Правда норма Конституции предусматривает и факт, что совершают они в свою деятельность в рамках закона, значит в разных землях закон может по-разному определять круг вопросов, решаемых общинами, или предусмотреть определенные запреты или право контроля деятельности. Несмотря на различные подходы к законодательству о местном самоуправлении, которые существуют в разных немецких землях, фактически во всех землях самоуправления является достаточно развитым и в общинах решается более 80% вопросов, когда гражданин имеет отношения с властью. Главными функциями самоуправления на уровне общин можно определить: 1) Обеспечение деятельности инфраструктуры. Жилье, улицы, производственные площадки, вода, вывоз мусора, электричество, газ. 2) Бытовое обслуживание. Общественный транспорт, культура, бани, спорт, досуг. 3) Социальные вопросы. Социальная, интеграция меньшинств, обеспечения участия в общественной жизни, поддержания социального согласия (мира). 4) Формирование жизненной среды и перспективное планирование. Планирование развития города, качество среды обитания, экология, развитие культуры и средств коммуникации. 5) Общественный порядок. Пожарная служба, полиция, служба связи, охрана окружающей среды. Относительно власти на местах, то выделяют несколько типов организации: 1. Магистратного тип. (Гессен, крупные города Шлезвиг-Гольштейна и Бременхафен) Граждане избирают на прямых выборах городское собрание (представительный орган). Городские собрания выбирают для руководства администрацией коллегиальный орган (магистрат), который состоит из бургомистра и заведующих отделами (штатных и совместителей). Магистрат принимает решение большинством голосов. - Бургомистр - председатель магистрата, и по равенству голосов, его голос является решающим. 2. Тип с усиленным бургомистром (Рейнланд-Пфальц, Саар, общины Шлезвиг-Гольштейна до 10000 жителей). Граждане избирают муниципальную или городской совет, как высший орган местного самоуправления. - Совет избирает бургомистра, а в отдельных случаях и заведующих отделами. - Бургомистр является председателем муниципального совета (как правило с правом голоса) и руководителем администрации (исполнительного органа). - В отдельных случаях бургомистр и заведующие отделами составляют президиум, которая готовит проекты решений совета по уставу, развития и персоналий. 3. Северо немецкий тип самоуправления. (Нижняя Саксония, Северный Рейн-Вестфалия). Граждане избирают муниципальный совет, который из своего состава выбирает председателя как бургомистра. Он является представителем общины. - Муниципальный совет избирает муниципального директора как руководителя исполнительного органа и заведующих отделами. Руководитель администрации является законным представителем общины. Муниципальный совет может отозвать директора, а в отдельных случаях взять на себя полномочия муниципального директора. 4. Юго немецкий тип самоуправления (Баден-Вюрттенберг, Бавария). - Граждане избирают муниципальный совет и одновременно прямыми выборами выбирают бургомистра. - Бургомистр является председателем муниципального совета и руководителем администрации. - Муниципальный совет избирает заведующих отделами, которые подчиняются распоряжениям бургомистра. 5. Коммунальное устройство новых земель. Граждане прямыми выборами выбирают муниципальный совет. - Муниципальный совет избирает председателя, или правление, или президиум. В президиум входит и бургомистр. - Бургомистра на 5 лет избирает муниципальный совет. 100 000 жителей может быть создан магистрат как коллегиальный орган. - В небольших общинах по решению совета почетный бургомистр может быть одновременно председателем муниципального совета, но представительный и исполнительный органы четко различаются.

Представительные органы имеют разные названия, муниципальный совет, городской совет или муниципальные собрания, является местным законодателем, в главных полномочий которого относится: 1) Принятие коммунальных уставов и постановлений, которыми регулируются основные правовые вопросы организации местной жизни. 2) Постановка задач перед исполнительными органами самоуправления, по решению конкретных важных вопросов. 3) Право избрания руководителей исполнительного органа. 4) Контроль деятельности работы исполнительного органа. 5) Создание условий общественной поддержки действий и решений органа самоуправления. Кроме того, орган самоуправления принимает самые разные уставы, но главным уставу является конституционный устав общин, который дополняет определено законом о местном самоуправлении коммунальное право специфическими местными правилами. Хотя этот устав формально не является законом, но его выполнение на местном, общинном уровне является таким же обязательным как и выполнение земельных законов. В устав включаются различные нормы, которые не определяются законом о самоуправлении и отнесены к компетенции уставом. Это может касаться: - формы оповещения граждан о работе органов самоуправления; - различные формы участия людей в деятельности самоуправления; - распределение общины на более мелкие единицы с собственными представительствами, - утверждение договоров между различными общинами и общиной и членами представительного органа; - зарплаты и компенсации для членов муниципальных собраний и комиссий - создание комиссий; - структура исполнительного органа и количество руководителей отделов; - правила приема и увольнения с работы муниципальных служащих и правила оплаты их труда; - право лиц или их групп знакомиться с административными актами самоуправления. Кроме уставов общего конституционного или организационного характера: головная устав общины, устав для частных предприятий, устав для сберегательных касс и т.д., представительный орган может одобрять уставы: 1) Хозяйственный устав общины - особый устав правового характера устанавливающий финансовые ресурсы общины. Важной частью этого устава является смета бюджета который представляет собой правовую основу расходов на управление, но поступлений. Доходы бюджета не поддаются точному планированию. 2) Устав о подключении к общим сетям (канализации). 3) Устав о отчисления за пользование отдельными услугами (музыкальная школа, бассейн и т.д.). 4) Уставы о городскую застройку. Основным документом, регулирующим деятельность представительного органа есть регламент. Регламент, как правило должен содержать ответы на следующие вопросы: - периодичность проведения заседаний местного представительного органа; - правила подготовки и проведения собраний, а также порядок обсуждения предложений; - правила создания фракций; - форму и сроки подачи фракциями и отдельными депутатами предложений; - регулирование работы комиссий; - форма и порядок голосования - определение открытых и закрытых заседаний; - правила проведения работы с общественностью и т. п. Особо следует отметить условие открытости заседаний и объявления заранее о времени и месте проведения следующего заседания. Когда в соответствии с главного устава такого объявления сделано не было, то все решения принятые на таком заседании считаются действительными.

Исполнительный орган местного самоуправления - важный элемент местного самоуправления, ведь без такого органа самоуправления невозможно. Во главе исполнительного органа, в зависимости от типа самоуправления, стоит бургомистр или директор. Именно кривник исполнительного органа ответственен перед представительным органом и общиной за выполнение возложенных на него задач: - выполнение решений представительного органа; - подготовку проектов решений для представительного органа - выполнение государственных (делегированных) полномочий - выполнение задач текущего управления и обеспечения нормального фукционування всей местной административной системы. Структура исполнительных органов в разных общинах и землях может быть несколько различным и определяется, как правило местными уставами, однако, исходя из общности задач всех исполнительных органов можно определить следующие основные управление исполнительного органа: 1. Общий отдел в котором объединены отделы кадров, пресс-служба, статистика, ревизионный отдел. 2.Финансово управления - городское казначейство, городская касса, налоговая служба, отдел недвижимости, служба расходов на охрану. 3. Правовое управление - правовой отдел, полиция, служба общественного порядка, служба оповещения, служба страхования, ЗАГС, гражданская оборона. 4. Управление образования и культуры - отдел образования, отдел культуры. 5. Управление социального обеспечения и здравоохранения - служба социального обеспечения, отдел молодежи, отдел спорта, отдел здравоохранения, отдел больниц, отдел компенсаций. 6. Строительное управление строительный отдел, отдел городского планирования, отдел кадастра, отдел строительного надзора, квартирный отдел, отдел надземного строительства, отдел подземного строительства, отдел зеленого хозяйства. 7. Управление общественных учреждений - коммунальная служба, бойня, отдел рынков, ломбард, бани. 8. Управление экономики и транспорта - отдел экономики и транспорта, отдел пидриемництва, служба леса. Обычно в зависимости от количества жителей в общине и ее финансовой состоятельности количество отделов и количество в них работающих различна, однако существуют примерные штатные расписания, регулирующих эту проблему, а в г. Кельне является консультационная служба, которая помогает общинам определиться в количестве и структуре персонала. Структура служб, персонал и тарифные ставки является одним из приложений к ежегодному бюджету общины.

п о р Германия Германия в темах
Coat of Arms of Germany.svg

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам