Местное самоуправление в Украине

Местное самоуправление в Украине - это право территориальной громады - жителей села или добровольного объединения в сельскую громаду жителей нескольких сел, поселка и города - самостоятельно решать вопросы местного значения в пределах Конституции и законов Украины [1].

Местное самоуправление осуществляется территориальными общинами сел, поселков, городов как непосредственно, так и через сельские, поселковые, городские советы и их исполнительные органы, а также через районные и областные советы, которые представляют общие интересы территориальных громад сел, поселков, городов.

Территориальная община - жители, объединенные постоянным проживанием в пределах села, поселка, города, являющихся самостоятельными административно-территориальными единицами, или добровольное объединение жителей нескольких сел, имеющих единый административный центр;

административно-территориальная единица - область, район, город, район в городе, поселок, село.

Первичным субъектом местного самоуправления, основным носителем его функций и полномочий является территориальная община села, поселка, города.

Представительными органами местного самоуправления совета.


1. Правовая основа местного самоуправления

Правовой основой местного самоуправления в Украине Конституция Украины, Закон Украины "О местном самоуправлении в Украине" [2]., законы и подзаконные нормативно-правовые акты, принимаемые на их основе, а также акты органов местного самоуправления, принимаемые в рамках их компетенции.


2. Принципы

Местное самоуправление в Украине осуществляется на принципах:

  • народовластия;
  • законности;
  • гласности;
  • коллегиальности;
  • сочетания местных и государственных интересов;
  • выборности;
  • правовой, организационной и материально-финансовой самостоятельности в пределах полномочий, определенных этим и другими законами;
  • подотчетности и ответственности перед территориальными громадами их органов и должностных лиц;
  • государственной поддержки и гарантии местного самоуправления;
  • судебной защиты прав местного самоуправления.

3. Система местного самоуправления

Система местного самоуправления включает:

  • территориальную общину;
  • сельский, поселковый, городской совет;
  • сельского, поселкового, городского председателя;
  • исполнительные органы сельского, поселкового, городского совета;
  • районные и областные советы, которые представляют общие интересы территориальных громад сел, поселков, городов;
  • органы самоорганизации населения.

Сельские, поселковые, городские советы являются органами местного самоуправления, которые представляют соответствующие территориальные громады и осуществляют от их имени и в их интересах функции и полномочия местного самоуправления, определенные Конституцией Украины, законами.

Исполнительными органами сельских, поселковых, городских, районных в городах (в случае их создания) советов являются их исполнительные комитеты, отделы, управления и другие создаваемые советами исполнительные органы. Исполнительные органы сельских, поселковых, городских, районных в городах советов подконтрольны и подотчетны соответствующим советам, а по вопросам осуществления делегированных им полномочий органов исполнительной власти - также подконтрольным соответствующим органам исполнительной власти.

Сельский, поселковый, городской голова является главным должностным лицом территориальной громады соответственно села (добровольного объединения в одну территориальную громаду жителей нескольких сел), поселка, города, избирается соответствующим территориальным обществом на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права путем тайного голосования сроком на четыре года в порядке, определенном законом, и осуществляет свои полномочия на постоянной основе. Сельский, поселковый, городской голова возглавляет исполнительный комитет соответствующего сельского, поселкового, городского совета, председательствует на его заседаниях.


4. Полномочия

Органам местного самоуправления законом могут предоставляться отдельные полномочия органов исполнительной власти, в осуществлении которых они подконтрольны соответствующим органам исполнительной власти.

Полномочия исполнительных органов сельских, поселковых, городских советов касаются следующих сфер деятельности:

  • социально-экономического и культурного развития, планирования и учета;
  • в области бюджета, финансов и цен;
  • по управлению коммунальной собственностью;
  • в области жилищно-коммунального хозяйства, бытового, торгового обслуживания, общественного питания, транспорта и связи;
  • в области строительства;
  • образования, здравоохранения, культуры, физкультуры и спорта;
  • по регулированию земельных отношений и охраны окружающей природной среды;
  • социальной защиты населения;
  • в области внешнеэкономической деятельности;
  • в области оборонной работы;
  • по решению вопросов административно-территориального устройства;
  • по обеспечению законности, правопорядка, охраны прав, свобод и законных интересов граждан и т.п..

Исключительно на пленарных заседаниях сельского, поселкового, городского совета решаются такие вопросы:

  • образование исполнительного комитета совета, определение его численности, утверждение персонального состава; внесении изменений в состав исполнительного комитета и его роспуск;
  • принятия решения о проведении местного референдума;
  • принятие решений о наделении органов самоорганизации населения отдельными собственными полномочиями органов местного самоуправления, а также о передаче средств, материально-технических и других ресурсов, необходимых для их осуществления;
  • принятие решений об объединении в ассоциации или вступлении в ассоциации, другие формы добровольных объединений органов местного самоуправления и о выходе из них;
  • утверждение программ социально-экономического и культурного развития соответствующих административно-территориальных единиц, целевых программ по другим вопросам местного самоуправления;
  • утверждение местного бюджета, внесение изменений в него;
  • утверждение отчета об исполнении соответствующего бюджета;
  • установление местных налогов и сборов и размеров их ставок в пределах, определенных законом;
  • принятие решений о выпуске местных займов;
  • принятия решений о предоставлении в соответствии с действующим законодательством льгот по местным налогам и сборам;
  • принятие решений относительно отчуждения соответствии с законом коммунального имущества; утверждение местных программ приватизации, а также перечня объектов коммунальной собственности, которые не подлежат приватизации;
  • решение в соответствии с законом вопросов регулирования земельных отношений;
  • предоставление в соответствии с законодательством согласия на размещение на территории села, поселка, города новых объектов, сфера экологического влияния деятельности которых согласно действующим нормативам включает соответствующую территорию;
  • принятие решений по вопросам административно-территориального устройства в пределах и порядке, определенных этим и другими законами;
  • установление в соответствии с законодательством правил по вопросам благоустройства территории населенного пункта, обеспечения в нем чистоты и порядка, торговли на рынках, соблюдения тишины в общественных местах, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность;
  • принятия решений, связанных с созданием специальных свободных и других зон, изменениями в статусе этих зон, внесение в соответствующие органы предложений по этим вопросам, дача согласия на создание таких зон по инициативе Президента Украины или Кабинета Министров Украины;
  • утверждение устава территориальной общины;
  • определение объема и пределов полномочий, которые осуществляют районные в городах (в случае их создания) советы и их исполнительные органы в интересах территориальных общин районов в городах.

Полномочия исполнительных органов сельских, поселковых, городских советов делятся на собственные (самоуправляющиеся) и делегированные. К делегированных полномочий относится:

  • осуществление контроля за соблюдением земельного и природоохранного законодательства, использованием и охраной земель, природных ресурсов общегосударственного и местного значения, воссозданием лесов;
  • регистрация субъектов права собственности на землю, регистрация права пользования землей и договоров на аренду земли, выдача документов, удостоверяющих право собственности и право пользования землей;
  • принятия необходимых мер по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в соответствии с законом, информирования о них населения, привлечение в установленном законом порядке к этим работам предприятий, учреждений и организаций, а также населения;
  • определение территории для складирования, хранения или размещения производственных, бытовых и других отходов в соответствии с законодательством;
  • организация и осуществление землеустройства, согласование проектов землеустройства;
  • подготовка и представление на утверждение совета целевых местных программ улучшения состояния безопасности и условий труда и производственной среды, территориальных программ занятости и мероприятий по социальной защищенности разных групп населения от безработицы, организация их выполнения, участие в разработке целевых региональных программ улучшения состояния безопасности и условий труда и производственной среды, занятости населения, которые утверждаются соответственно районными, областными советами;
  • обеспечения осуществления предусмотренных законодательством мероприятий по улучшению жилищных и материально-бытовых условий инвалидов, ветеранов войны и труда, граждан, реабилитированных как жертвы политических репрессий, военнослужащих, а также военнослужащих, уволенных в запас или отставку, семей, потерявших кормильца, многодетных семей, граждан пожилого возраста, которые нуждаются в обслуживании дома, к устройству в дома инвалидов и престарелых, которые нуждаются в этом, детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан;
  • решение в соответствии с законодательством вопросов о предоставлении льгот и помощи, связанных с охраной материнства и детства;
  • решение в установленном законодательством порядке вопросов опеки и попечительства;
  • представление в соответствии с законодательством единовременного пособия гражданам, пострадавшим от стихийных бедствий;
  • решение в соответствии с законодательством вопросов о предоставлении компенсаций и льгот гражданам, пострадавшим вследствие Чернобыльской катастрофы, в других случаях, предусмотренных законодательством;
  • осуществление контроля за охраной труда, обеспечением социальной защиты работников предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности, в том числе занятых на работах с вредными и опасными условиями труда, за качеством проведения аттестации рабочих мест относительно их соответствия нормативно-правовым актам об охране труда, за предоставлением работникам в соответствии с законодательством льгот и компенсаций за работу во вредных условиях;
  • обеспечение в пределах предоставленных полномочий доступности и бесплатности образования и медицинского обслуживания на соответствующей территории, возможности обучения в школах на государственном и родном языке, изучение родного языка в государственных и коммунальных учебных заведениях или через национально-культурные общества;
  • обеспечение в соответствии с законом развития всех видов образования и медицинского обслуживания, развития и совершенствования сети образовательных и лечебных учреждений всех форм собственности, физической культуры и спорта, определение потребности и формирование заказов на кадры для этих учреждений, заключение договоров на подготовку специалистов, - обеспечение в соответствии с законодательством льготных категорий населения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения;
  • организация работы по предотвращению безнадзорности несовершеннолетних;
  • решение в соответствии с законодательством вопросов о полном государственном содержании детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в школах-интернатах, детских домах, в том числе семейного типа, профессионально-технических учебных заведениях и содержания за счет государства лиц, имеющих недостатки в физическом или умственном развитии и не могут учиться в массовых учебных заведениях, в специальных учебных заведениях, о предоставлении гражданам льгот на содержание детей в школах-интернатах, интернатах при школах, а также относительно оплаты питания детей в школах (группах с продленным днем);
  • обеспечения охраны памятников истории и культуры, сохранения и использования культурного наследия;
  • содействие организации призыва граждан на срочную военную и альтернативную (невоенную) службу, а также их мобилизации, подготовке молодежи к службе в Вооруженных Силах Украины, организации учебных (проверочных) и специальных военных сборов, обеспечение доведения до предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности , а также населения приказа военного комиссара об объявлении мобилизации;
  • организация и участие в осуществлении мероприятий, связанных с мобилизационной подготовкой и гражданской обороной, на соответствующей территории;
  • обеспечение требований законодательства относительно рассмотрения обращений граждан, осуществление контроля за состоянием этой работы на предприятиях, в учреждениях и организациях независимо от форм собственности;
  • решение в соответствии с законом вопросов о проведении собраний, митингов, шествий и демонстраций, спортивных, зрелищных и других массовых мероприятий, осуществление контроля за обеспечением при их проведении общественного порядка;
  • рассмотрение дел об административных правонарушениях, отнесенные законом к их ведению; образования административных комиссий и комиссий по вопросам борьбы с преступностью, направление их деятельности;
  • совершение нотариальных действий по вопросам, отнесенным законом к их ведению, регистрация актов гражданского состояния (за исключением исполнительных органов городских (кроме городов областного значения) советов).

5. Материальная и финансовая основа местного самоуправления

Материальной и финансовой основой местного самоуправления является движимое и недвижимое имущество, доходы местных бюджетов, другие средства, земля, природные ресурсы, находящиеся в собственности территориальных громад сел, поселков, городов, районов в городах, а также объекты их общей собственности, находятся в управлении районных и областных советов.

Территориальные общины сел, поселков и городов могут объединять на договорных началах объекты коммунальной собственности, а также средства бюджетов для выполнения совместных проектов или для совместного финансирования (содержания) коммунальных предприятий, организаций и учреждений, создавать для этого соответствующие органы и службы.

Государство принимает участие в формировании доходов бюджетов местного самоуправления, финансово поддерживает местное самоуправление. Расходы органов местного самоуправления, возникшие вследствие решений органов государственной власти, компенсируются государством.

Органам местного самоуправления могут предоставляться законом отдельные полномочия органов исполнительной власти. Государство финансирует осуществление этих полномочий в полном объеме за счет средств Государственного бюджета Украины или путем отнесения к местному бюджету в установленном законом порядке отдельных общегосударственных налогов, передает органам местного самоуправления соответствующие объекты государственной собственности.

Деятельность органов местной власти направлена ​​на удовлетворение общественных потребностей граждан и, в первую очередь, связанных с получением жизненно необходимых услуг.

Местные бюджеты являются финансовой базой местного самоуправления и от объема ресурсов, которые аккумулируются в этих бюджетах, зависит насколько результативно местные органы власти будут выполнять возложенные на них полномочия.


6. Выборы

Основная статья Местные выборы в Украине

Выборы депутатов сельских, поселковых советов проводятся по мажоритарной системе относительного большинства в одномандатных избирательных округах, на которые делится вся территория соответственно села (нескольких сел, жители которых добровольно объединились в сельскую общину), поселка.

Выборы депутатов городских советов проводятся по пропорциональной системе: депутаты избираются по избирательным спискам кандидатов в депутаты (далее - избирательные списки) от организаций политических партий, избирательных блоков организаций политических партий в многомандатном округе, границы которого совпадают с границами города согласно существующему административно-территориальному устройству .

Выборы депутатов районных в городах советов проводятся по пропорциональной системе: депутаты избираются по избирательным спискам от организаций политических партий, избирательных блоков организаций политических партий в многомандатном избирательном округе, границы которого совпадают с границами соответствующего района в городе.

Выборы сельских, поселковых, городских голов проводятся по мажоритарной избирательной системе относительного большинства в едином одномандатном округе, границы которого совпадают с границами села (нескольких сел, жители которых добровольно объединились в сельскую общину), поселка, города, согласно существующему административно-территориальному устройством.

Граждане Украины, которые относятся к соответствующей территориальной общины и имеют право голоса, могут путем самовыдвижения или через республиканские (в Автономной Республике Крым), областные, районные, районные в городах, городские организации политических партий и их избирательные объединения - блоки участвовать в выдвижении кандидатов в депутаты, кандидатов на должность сельского, поселкового, городского головы, работе избирательных комиссий, проведении предвыборной агитации, осуществлении наблюдения за проведением выборов и других мероприятиях в порядке, определенном настоящим и другими законами Украины.

Общий состав сельского, поселкового, городского, районного в городе, районного, областного совета должен составлять при численности:

  • до 1 тысячи жителей - от 12 до 15 депутатов включительно;
  • от 1 тысячи до 3 тысяч жителей - от 16 до 26 депутатов включительно;
  • от 3 тысяч до 5 тысяч жителей - от 20 до 30 депутатов включительно;
  • от 5 тысяч до 20 тысяч жителей - от 30 до 36 депутатов включительно;
  • от 20 тысяч до 50 тысяч жителей - от 30 до 46 депутатов включительно;
  • от 50 тысяч до 100 тысяч жителей - от 36 до 50 депутатов включительно;
  • от 100 тысяч до 250 тысяч человек - от 40 до 60 депутатов включительно;
  • от 250 тысяч до 500 тысяч человек - от 50 до 76 депутатов включительно;
  • от 500 тысяч до 1 миллиона жителей - от 60 до 90 депутатов включительно;
  • от 1 миллиона до 2 миллионов жителей - от 76 до 120 депутатов включительно;
  • свыше 2 миллионов жителей - от 76 до 150 депутатов включительно.

Право выдвижения кандидатов в депутаты и кандидатов на должность сельского, поселкового, городского головы реализуется избирателями через местные организации партий (блоки) или путем самовыдвижения в порядке, предусмотренном Законом.


7. Особенности местного самоуправления на уровне области, района, городов Киева и Севастополя. Местные государственные администрации

Областные и районные советы являются органами местного самоуправления, которые представляют общие интересы территориальных громад сел, поселков, городов, в пределах полномочий, определенных Конституцией Украины, другими законами, а также полномочий, переданных им сельскими, поселковыми, городскими советами. Исключительно на пленарных заседаниях районного, областного совета решаются такие вопросы:

  • принятие по предложению территориальных общин решение о проведении консультативного опроса по вопросам, касающимся их общих интересов;
  • осуществление в соответствии с законом полномочий по организации проведения всеукраинских референдумов и выборов органов государственной власти и местного самоуправления;
  • утверждение программ социально-экономического и культурного развития соответствующего района, области, целевых программ по другим вопросам, заслушивание отчетов об их выполнении;
  • утверждение в соответствии районных, областных бюджетов, внесение изменений в них, утверждение отчетов об их выполнении;
  • распределение переданных из государственного бюджета средств в виде субвенций, а в районе совета - согласно Закону распределение трансфертов выравнивания между бюджетами городов районного значения, сел, поселков;
  • решения вопросов управления объектами общей собственности, находящиеся в управлении областных и районных советов;
  • принятие решений по вопросам административно-территориального устройства в пределах и порядке, определенном законом;
  • избрание председателя совета, заместителя председателя совета, освобождения их от должности;
  • утверждение по предложению председателя совета структуры, численности исполнительного аппарата совета, расходов на содержание совета и его исполнительного аппарата.

Председатель районного, областного, районного в городе (в случае ее создания) совета избирается соответствующим советом из числа ее депутатов в пределах срока полномочий совета тайным голосованием. Председатель совета выполняет свои обязанности до избрания председателя совета нового созыва, кроме случаев досрочного прекращения полномочий председателя совета соответствии с Законом. В своей деятельности председатель совета подотчетен совету и может быть освобожден от должности советом, если за его освобождение проголосовало не менее двух третей депутатов от общего состава совета путем тайного голосования.

Областной и районный совет не образуют собственных исполнительных органов, а соответствующие полномочия делегируются им областной, районной государственной администрации.

Организационное, правовое, информационное, аналитическое, материально-техническое обеспечение деятельности совета, его органов, депутатов осуществляет аппарат совета, который образуется соответствующим советом. Он способствует осуществлению соответствующим советом взаимодействия и связей с территориальными общинами, местными органами исполнительной власти, органами и должностными лицами местного самоуправления. Исполнительный аппарат совета по должности возглавляет председатель соответствующего совета.

Исполнительную власть в областях и районах, городах Киеве и Севастополе осуществляют местные государственные администрации. Организация, полномочия и порядок деятельности местных государственных администраций определяется Законом Украины "О местных государственных администрациях" от 9 апреля 1999 г. № 586-XIV. Особенности осуществления исполнительной власти в городах Киеве и Севастополе определяются отдельными законами Украины.

Состав местных государственных администраций формируют главы местных государственных администраций. Они назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом Украины по представлению Кабинета Министров Украины.

Местные государственные администрации на соответствующей территории обеспечивают:

  • исполнение Конституции и законов Украины, актов Президента Украины, Кабинета Министров Украины, других органов исполнительной власти;
  • законность и правопорядок; соблюдение прав и свобод граждан;
  • выполнение государственных и региональных программ социально-экономического и культурного развития, программ охраны окружающей среды, а в местах компактного проживания коренных народов и национальных меньшинств - также программ их национально-культурного развития;
  • подготовку и выполнение соответствующих областных и районных бюджетов;
  • отчет об исполнении соответствующих бюджетов и программ;
  • взаимодействие с органами местного самоуправления;
  • реализацию других предоставленных государством, а также делегированных соответствующими советами полномочий.

Председатели местных государственных администраций при осуществлении своих полномочий ответственны перед Президентом Украины и Кабинетом Министров Украины, подотчетны и подконтрольны органам исполнительной власти высшего уровня. В части полномочий, делегированных им соответствующими районными или областными советами, местные государственные администрации подотчетны и подконтрольны советам.

Решения председателей местных государственных администраций, противоречащие Конституции и законам Украины, другим актам законодательства Украины, могут быть в соответствии с законом отменены Президентом Украины или председателем местной государственной администрации высшего уровня.

Областной или районный совет может выразить недоверие председателю соответствующей местной государственной администрации, на основании чего Президент Украины принимает решение и дает обоснованный ответ. Если недоверие председателю районной или областной государственной администрации выразили две трети депутатов от состава соответствующего совета, Президент Украины принимает решение об отставке председателя местной государственной администрации.

Выборы депутатов районных советов проводятся по пропорциональной системе: депутаты избираются по избирательным спискам от организаций политических партий, избирательных блоков организаций политических партий в многомандатном избирательном округе, границы которого совпадают с границами соответствующего района. Выборы депутатов областных советов, городов Киева и Севастополя проводятся по пропорциональной системе: депутаты избираются по избирательным спискам от организаций политических партий, избирательных блоков организаций политических партий в многомандатном избирательном округе, границы которого совпадают с границами соответствующей области, городов Киева и Севастополя согласно существующему административно -территориальным устройством.


8. Особенности самоуправления АР Крым

Представительным органом Автономной Республики Крым является Верховная Рада Автономной Республики Крым. Верховная Рада в пределах своих полномочий принимает решения и постановления, которые являются обязательными к исполнению в Автономной Республике Крым. Правительством Автономной Республики Крым является Совет министров Автономной Республики Крым. Председатель Совета министров Автономной Республики Крым назначается на должность и освобождается от должности Верховной Радой Автономной Республики Крым по согласованию с Президентом Украины.

Полномочия, порядок формирования и деятельности Верховной Рады Автономной Республики Крым и Совета министров Автономной Республики Крым определяются Конституцией Украины и законами Украины, нормативно-правовыми актами Верховной Рады Автономной Республики Крым по вопросам, отнесенным к ее компетенции.

Автономная Республика Крым осуществляет нормативное регулирование по вопросам:

  • сельского хозяйства и лесов;
  • мелиорации и карьеров;
  • общественных работ, ремесел и промыслов; благотворительности;
  • градостроительства и жилищного хозяйства;
  • туризма, гостиничного дела, ярмарок;
  • музеев, библиотек, театров, других учреждений культуры, историко-культурных заповедников;
  • транспорта общего пользования, автодорог, водопроводов;
  • охоты, рыболовства;
  • санитарной и лечебной служб.

К ведению Автономной Республики Крым относится:

  • назначение выборов депутатов Верховной Рады Автономной Республики Крым, утверждение состава избирательной комиссии Автономной Республики Крым;
  • организация и проведение местных референдумов;
  • управления имуществом, принадлежащим Автономной Республике Крым;
  • разработка, утверждение и исполнение бюджета Автономной Республики Крым на основе единой налоговой и бюджетной политики Украины;
  • разработка, утверждение и реализация программ Автономной Республики Крым по вопросам социально-экономического и культурного развития, рационального природопользования, охраны окружающей среды - в соответствии с общегосударственными программами;
  • признание статуса местностей как курортов, установление зон санитарной охраны курортов;
  • участие в обеспечении прав и свобод граждан, национального согласия, содействие охране правопорядка и общественной безопасности;
  • обеспечение функционирования и развития государственного и национальных языков и культур в Автономной Республике Крым, охрана и использование памятников истории;
  • участие в разработке и реализации государственных программ возвращения депортированных народов;
  • инициирование введения чрезвычайного положения и установление зон чрезвычайной экологической ситуации в Автономной Республике Крым или в отдельных ее местностях.

Законами Украины Автономной Республике Крым могут быть делегированы также иные полномочия. В Автономной Республике Крым действует Представительство Президента Украины, статус которого определяется законом Украины.

Для обеспечения реализации общих социально-экономических и культурных программ территориальных общин доходы бюджета Автономной Республики Крым и областных бюджетов формируются за счет следующих платежей:

  • 25 процентов налога с доходов физических лиц, уплачивается (перечисляется) согласно Закону Украины "О налоге с доходов физических лиц" на соответствующей территории;
  • 25 процентов платы за землю, уплачивается (перечисляется) согласно Закону Украины "О налоге с доходов физических лиц" на территории Автономной Республики Крым и соответствующей области;
  • платы за лицензии на проведение определенных видов хозяйственной деятельности и сертификаты, выдаваемые Советом министров Автономной Республики Крым и областными государственными администрациями.

Для обеспечения реализации общих социально-экономических и культурных программ территориальных общин доходы районных бюджетов, которые учитываются при определении объемов межбюджетных трансфертов, формируются за счет:

  • 50 процентов налога с доходов физических лиц, уплачивается (перечисляется) согласно Закону Украины "О налоге с доходов физических лиц" на территории сел, поселков, городов районного значения и их объединений;
  • 15 процентов платы за землю, уплачиваемой на территории сел, поселков, городов районного значения и их объединений;
  • платы за лицензии на проведение определенных видов хозяйственной деятельности и сертификаты, которые выдаются районными государственными администрациями;
  • платы за государственную регистрацию субъектов предпринимательской деятельности, уплачивается (перечисляется) согласно Закону Украины "О налоге с доходов физических лиц" районными государственными администрациями;
  • поступления административных штрафов, налагаемых районными государственными администрациями или образованными ими в установленном порядке административными комиссиями.

Кроме того, доходная база областных, районных и бюджета Автономной Республики Крым формируется за счет трансфертов из государственного бюджета и других органов власти.


9. Представительные органы местного самоуправления в Украине

10. Исполнительные органы местного самоуправления в Украине

11. Становление

11.1. Зарождение самоуправления в период Киевской Руси

Корни местного самоуправления исходит из территориальной соседской общины древних славян. Такая община устраивала свои дела самостоятельно, по своему усмотрению и в пределах имеющихся материальных ресурсов. Со времен Киевской Руси получило развитие общинные самоуправления. В его основу положен производственную и территориальную признаки, т.е. общины которые самоврядовувались, формировались на производственной (общины купцов, ремесленников) или территориальной основе (сельский, городской и региональная общины). Территориальное общинные самоуправления развивается на основе обычного права, а его элементы проявляются в вечах. Субъектом городского самоуправления выступала городская община, а субъектом сельского - сельская община (вервь), которая объединяла жителей сел, имела землю в своей собственности, представляла своих членов в отношениях с другими общинами, феодалами и государственной властью.

Во времена Великого Княжества Литовского местное самоуправление получило развитие в форме вийтивства.


11.2. Магдебургское право, его содержание и значение

В средние города в Украине по своему политико-правовым статусом делились на государственные, частные и церковные. В первых существовала государственная администрация во главе со старостой (она знала замером, центральной частью города и приписанными крестьянами из окрестных сел, опикалася вопросами обороны, собирала налоги). Городскую общину представлял староста. Компетенции войта и старосты разграничивались. В частных городах войт защищал интересы общины перед феодалом, иногда даже в суде. К концу XIII в. собирались городские веча, существовали еще во времена Киевской Руси.

С XIII в. в украинских городах начинает вводиться Магдебургское (немецкое) право. Хотя первый документ о предоставлении немецкого права сохранился только от 1339 г. (О предоставлении Болеслав Тройденович немецкого права городу Сяноку), но можно предположить, что фактически немецкое право было заведено в городах Галицко-Волынского государства еще с конца XIII в. В конце XIV века начинают предоставлять украинским городам самоуправления по немецким правом литовские князья. В 1374 г. такое право получил Каменец на Подолье, в 1390 г. - Брест, а дальше - целый ряд других городов. В конце XV века Магдебургское право получил Киев.

Суть Магдебургского права заключалась в освобождении городского населения от юрисдикции правительственной администрации и предоставлении городу самоуправления на корпоративной основе. Мещане составляли общину с собственным судом и управой. Во главе управы становились выборные бурмистры и райцы, во главе суда - войт и лавники. Их юрисдикции подлежали не только мещане, но и цеховые ремесленники и приписаны к городу крестьяне. Предоставления городу Магдебургского права означало ликвидацию власти над его гражданами со стороны феодалов и администраторов великих князей. Городское самоуправление предусматривало право граждан избирать себе полномочную совет сроком на один год. Коллегия райцев выбирала бурмистра. Совет во главе с Бурмистров осуществляла руководство городом всеми хозяйственными делами общины. Магдебургское право предусматривало также избрание скамьи - органа судебной власти во главе с войтом. Лавники избирались на всю жизнь. Войт, как правило, назначался королем и был высшим должностным лицом города. В Украине только община Киева выбирала войта самостоятельно. Вместе с Магдебургским правом города получали и имущественные полномочия. Они владели недвижимостью, землей, вводили налоги и т.д..

Украинское население городов стремилось к участию в местном самоуправлении. После битвы казаков с польским войском под Зборовом между Хмельницким и поляками был заключен мирный договор (Зборовский трактат, утвержденный сеймом конце 1649 г.), который предусматривал право православных мещан входить в состав муниципальных правительств.

Во времена Гетманщины "из-под юрисдикции полковников были изъяты города, имели самоуправление на основе магдебургского права, подтверждено царскими грамотами". Эти города получили в собственность значительные земельные владения: поля, сенокосы и леса. На содержание органов городского самоуправления шло пошлину с привозного товара, из ремесленников, с постоялых дворов и бань, с мельниц, пивоварен, кирпичных заводов, "мостовое", "весовое" и другие.


11.3. Местное самоуправление в XVIII-XIX вв Земства как политико-правовой институт

В 1764-1783 годах было ликвидировано Гетманщине и автономном устройстве Украины, а с ним и Магдебургское право в ее городах. В 1785 г., согласно выданной императрицей Екатериной II "Жалованой грамоты городам", на Левобережной и Слободской Украине создаются новые органы сословного местного самоуправления - городские думы. Это знаменовало унификацию форм организации общественной жизни в России и Украине.

В 1796 г. император Павел I попытался восстановить существовавшую ранее структуру управления в Украине, но возродить Магдебургское право уже не удалось. В 1831 г. был издан царский указ об официальной отличие Магдебургского права. Указом царя Николая I от 23 декабря 1834 г. Магдебургское право было отменено и в Киеве. После этого в Украине продолжалось формирование общеимперских органов местного самоуправления. В 1838 г. Николай I ввел местное сословное самоуправление для государственных крестьян и свободных тружеников.

Значительное влияние на общественную жизнь Украины имела проведенная Александром II в 1864 г. земская реформа. В Европейской части Российской империи, включая Левобережной и Слободской Украины, учреждались земские учреждения как органы местного (регионального) самоуправления. Введение в действие в 1864 г. "Положение о земских учреждениях" осуществляли временные волостные комиссии, состоявшие из представителя дворянства, городского головы, чиновников от палаты государственных имуществ и от конторы удельных крестьян. Положение 1864 делило избирателей на три курии:

  • землевладельцы всех сословий;
  • владельцы недвижимого имущества в городе;
  • сельские общества.

Выборы проводились раздельно: от первых двух курий - на съездах их представителей. На съезде представителей первой курии могли находиться крупные и средние помещики; второй - домовладельцы, фабриканты, купцы и т.д.. В выборах не могли принимать участие:

  • лица моложе 25 лет;
  • судимы и не оправданы судом;
  • освобождены от должности;
  • находящихся под следствием;
  • исключены из духовного ведомства.

Выборы гласных от крестьян были многоуровневыми. Гласные избирались на три года. После избрания гласных избирались уездный земское собрание. На первом заседании уездный гласные избирали из своей среды губернских гласных: от 6-ти волостей - один губернский гласный. Губернские собрания проводились один раз в год, но могли созываться и внеочередные собрания. Для текущей работы и уездный, и губернские собрания избирали Управы в составе 3-х человек: председателя и двух членов. В основе Положения 1864 года был заложен принцип имущественного ценза, с крестьянами считались мало. Доминирующее влияние на местные дела принадлежал дворянству. В ведении земских учреждений находилось:

  • содержание дорог, мостов, перевозок;
  • наем зданий для становых приставов, судебных следователей;
  • содержание канцелярий посреднических комиссий;
  • содержание местных учреждений по крестьянским делам;
  • содержание статистических комитетов;
  • развитие торговли и промысла.

Земство распоряжалось скудными материальными возможностями. Главным источником доходов было право облагать плательщиков новыми налогами. Земство могло ассигновать определенные суммы на дела народного образования, но распоряжаться этими суммами не имело права. Земства не пользовались полной свободой и самостоятельностью. Любое постановление могло быть опротестовано губернатором.

16 июня 1870 г. было принято Мистове Положение Александра II. Согласно ему избирательное право (активное и пассивное) предоставлялось каждому жителю города, если он был русским подданными, не моложе 25 лет и владел в пределах города любым недвижимым имуществом.

Новое Земское Положение фактически не имело связи с идеей самоуправления. Оно лишало избирательного права духовенство, крестьянство, общества, крестьян, которые владеют в волости частной землей, владельцев торговых, промышленных учреждений, а также евреев. По сути был уничтожен принцип выборности управ. В 1892 г. Мистове Положение значительно урезали избирательное право для горожан, что привело к уменьшению числа избирателей в 6-8 раз. Уменьшенная была и число гласных (примерно в два раза). Состоялись также изменения во внутреннем устройстве органов местного управления: управа стала более независимой от думы, права городского головы были расширены за счет прав гласных, дума лишена права отдавать под суд членов управы. Реформа 1890-1892 гг отвергла становления местной власти далеко назад. Реально существующее земство не продержалось и 25 лет.

Похожие процессы во второй половине XIX и начале XX века происходили в Галичине, которая находилась в составе Австро-Венгрии. Местное самоуправление там было основано на принципах австрийского закона об общинах от 5 марта 1861 года, который устанавливал основы местного самоуправления в империи. Галичина была коронным краем в составе Австрийской империи и Галицкий сейм 12 августа 1866 г. принял закон об общинах для Галичины вместе с избирательной ординации.


12. Местное самоуправление в конституционно-правовых актах начала ХХ века

После февральской революции в России и образование Центральной Рады Михаил Грушевский в изданной в 1917 г. брошюре "Свободная Украина" предложил на первом этапе построения независимого украинского государства организовать местную власть на основе украинского комитетов в волостях и городах. Комитеты имели образовываться по принципам формирования самой Центральной Рады и не терять своего значения по мере развития и "организации на новых основаниях органов городской и земской самоуправы".

И Универсал Центральной Рады от 23 июня 1917 г. признавал и сохранял существующую систему местного самоуправления и только дополнительно ставил вопрос о ее украинизацию. Вслед за этим в Декларации Генерального секретариата от 10 июля 1917 года отмечалось:

" ... Сельские, местечковые и волостные административные органы, земские управы, уездные комиссары, городские думы, губернские комиссары, словом, вся организация власти может стать в органическую связь с Центральной Радой только тогда, когда демократия, которая образует эти органы, стоит также в тесном связи с Центральной Радой "

А в очередной Декларации Генерального секретариата от 12 октября 1917 года отмечается, что

" ... Одним из главных задач своих Генеральный секретариат ставит содействие развитию деятельности местных самоуправ и распространению их компетенции. Это должно стать главным условием установления порядка на Украине "

В III Универсале Центральной Рады, изданном в ноябре 1917 г., говорится:

" Генеральное секретарство внутренних дел приписываем: Принять все меры к закреплению и распространения прав местного самоуправления, которые являются органами высшей административной власти на местах, и к установлению теснейшей связи и сотрудничества его с органами революционной демократии, которая должна быть наилучшей основой демократического жизни "

Итак, Центральная Рада всячески подчеркивала свою приверженность института местного самоуправления. В то же время едва ли не во всех указанных и многих других документах фактически речь идет о подчинении органов местного самоуправления центральному правительству. Определенную четкость и возможные перспективы, которые могло иметь местное самоуправление в Украинской Народной Республике, вносит ее Конституция, принятая 29 апреля 1918 года. Систему местного самоуправления за ней должны были составлять земли, волости и общины, а их отношения с государством должны были иметь следующий вид:

" Не нарушая единой своей власти, УНР предоставляет своим землям, волостям и общинам права широкого самоуправления, соблюдая принципа децентрализации "

Однако в условиях гражданской войны эти намерения не были реализованы. Гетман Павел Скоропадский, который стал к власти 29 апреля 1918 г., распустил органы местного самоуправления, созданные Центральным советом. В Киеве было сформировано Управление Столичного Атамана, а в Одессе - Управление Городского Атамана. Государственный секретарь И. Кистяковский в своем выступлении на съезде губернских старост заявил, что по опыту революции "местное самоуправление, построенное на противогосударственную избирательном законе, снизило местное хозяйство и вернуло здоровое хозяйственное жизни земств и городов в борьбу политических программ". Уже к концу существования гетманского государства по инициативе Министерства внутренних дел был пополнен институт "земских начальников" и образовано уездные и губернское совета в сельских делах. Директория, после декларации обновления демократического строя в Украине, в условиях гражданской войны не смогла реализовать эти свои намерения. Но идея широкого самоуправления возрождается в УНР конце 1920 года, когда появляются официальные проекта новой Конституции УНР, где предлагалась система общин, волостей, уездов и "высших над ними единиц самоуправления", вводилось разграничение (начиная с уровня уездов) компетенции "правительственных чиновников" и "чиновников самоуправления".


13. Советская система и принципы организации местной власти

Теоретики Советской Украины изначально развивали мысль, что Советы должны сочетать в себе функции местных органов государственной власти и функции местного самоуправления. В период Гражданской войны Рады работали исключительно как органы пролетарской диктатуры. Надежду, что после войны Рады станут органами местного самоуправления, не оправдались. Еще в 1925 г. в 40% городов и поселков городского типа Рады вообще не были созданы. А существующий вариант выглядел секций при горисполкомах. Итак, из-за отсутствия самостоятельности, прежде всего материально-финансовой базы, Рады и их исполкомы оставались звеньями централизованного аппарата управления и не могли выполнять функции местного самоуправления. Фактическое возрождение местного самоуправления в Украине, в широком смысле этого слова, началось после избрания депутатов Верховной Рады Украинской ССР и местных Советов народных депутатов в марте 1990 г. Конечно, после этих выборов местные советы по всей Украине остались по своему составу коммунистическими (большинство депутатского корпуса были членами КПУ), однако во многих городах и в некоторых регионах местные советы или уже не были коммунистическими, или имели в своем составе многочисленные демократические депутатские группы. Новоизбранные местные советы хотели избавиться, как партийного, так и государственного патронажа над своей деятельностью в сфере обеспечения нужд местного населения. К 1990 году главную роль в организации и деятельности органов власти в Украине играла Коммунистическая партия. На каждом уровне административно-территориального устройства существовала соответствующая партийная структура: обком, райком, горком, а все руководители советов или исполкомов обязательно принадлежали к правящей партии.


14. Современное местном самоуправлении в Украине

Фактическое возрождение местного самоуправления в Украине, в широком смысле этого слова, началось после избрания депутатов Верховной Рады Украинской ССР и местных Советов народных депутатов в марте 1990 г. Конечно, после этих выборов местные советы по всей Украине остались по своему составу коммунистическими (большинство депутатского корпуса были членами КПУ), однако во многих городах и в некоторых регионах местные советы или уже не были коммунистическими, или имели в своем составе многочисленные демократические депутатские группы. Новоизбранные местные советы хотели избавиться, как партийного, так и государственного патронажа над своей деятельностью в сфере обеспечения нужд местного населения.

К 1990 году главную роль в организации и деятельности органов власти в Украине играла Коммунистическая партия. На каждом уровне административно-территориального устройства существовала соответствующая партийная структура: обком, райком, горком, а все руководители советов или исполкомов обязательно принадлежали к правящей партии.

С декабря 1990 г. до 1992 г. в Украине действовала первая редакция Закона "О местных Советах народных депутатов Украинской ССР и местном самоуправлении?. Декларация о государственном суверенитете Украины, принятая 16 июля 1990 года, провозгласила, что власть в Украине должна строиться по принципу ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Однако реальное распределение власти начался с введением в Украине поста Президента. После выборов Президента 1 декабря 1991 г. началось внесении изменений и дополнений в Конституцию и соответствующая коррекция украинского законодательства. Именно в начале 1992 года, в феврале-марте, были приняты два новых закона "О представителе Президента Украины" и "О местных Советах народных депутатов и местном и региональном самоуправлении". Новая редакция Закона о местном самоуправлении была принята 26 марта 1992 года. В ней были учтены передача части полномочий от областных и районных советов представителям Президента. Главным здесь было то, что на районном и областном уровне Совета народных депутатов лишались собственных исполнительных органов и имели характер исключительно представительных органов. На уровне населенных пунктов функционировало реальное самоуправление. Поскольку еще первая редакция закона "О местных советах народных депутатов и местном самоуправлении" ликвидировала так называемую "советскую матрешку", а именно подчинение советов друг другу по вертикали, то введение института представителей Президента было окончательно ликвидировать советскую модель власти и создать систему власти, в которой сочетается принцип обеспечения в регионах государственного управления через местные государственные администрации с широкой самодеятельностью граждан в населенных пунктах через органы самоуправления с довольно широкими полномочиями. Но основным недостатком такой структуры власти стало то, что представители Президента в областях и районах фактически не имели выхода на Кабинет Министров, влияние правительства на их назначение и управления деятельностью был слишком слаб, а администрация президента не могла обеспечить тесного взаимодействия между местными государственными администрациями и правительством . Структура власти в Украине изменилась по новой Конституции Украины, принятой украинским парламентом 28 июня 1996 г. После выборов в марте 1998 года в Верховной Раде осуществлена ​​перестройка, связанная с парламентской политическим кризисом. В результате, после длительных переговоров и согласований позиций в начале 2000 г. была сформирована депутатское большинство, что, в свою очередь, привело к реорганизации комитетов и замены значительной части их руководителей. Анализируя текст новой Конституции в части соответствия его правовых норм потребностям местного самоуправления, на настоящее и на перспективу можно сделать вывод, что разработчики проекта были обеспокоены проблемами самоуправления, а лоббировать интересы субъектов самоуправления в Верховной Раде было некому. Конституция практически полностью заблокировала возможность реформирования административно-территориального устройства, а некоторые нормы, например, о бюджетной системе (ст. 95) или о областные и районные советы (ч. 4 ст. 140) настолько двусмысленны, что вряд ли кто может уверенно сказать, могут ли органы самоуправления иметь собственные бюджеты и, согласно Конституции, должны формировать районные и областные советы. Как уже отмечалось, раздел о местном самоуправлении в каждом из проектов Конституции был едва ли не самым слабым, в том числе и в проекте согласительной комиссии. Поэтому по усовершенствованию этого раздела было подано много предложений со стороны ученых, ассоциаций органов самоуправления. Особенно активными здесь были Ассоциация городов Украины и Ассоциация народных депутатов Украины предыдущих созывов Верховной Рады. Однако практически ни одна из этих предложений не была воспринята согласительной комиссией и не нашла отражения в Конституции.

21 мая 1997 года был принят новый Закон "О местном самоуправлении в Украине". Этот закон, в соответствии с Конституцией Украины, определяет систему и гарантии местного самоуправления в Украине, принципы организации и деятельности, правового статуса и ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления.

В Украине с обретением независимости действуют следующие правовые основы местного самоуправления:

  • Международного значения: Европейская Хартия местного самоуправления (Совет Европы, 15 октября 1985 г.); Всемирная декларация местного самоуправления (1985 г.); Европейская декларация прав городов (Постоянная конференция местных и региональных властей Европы Совета Европы, 18 марта 1992 г.) ; Хартия конгресса местных и региональных властей Европы (принята Комитетом министров 14 января 1994 на 506 собрании заместителей министров); Европейская Хартия городов (Страсбург, 17-19 марта 1992 г.);
  • Национальное законодательство о местном самоуправлении: Конституция Украины (принята на пятой сессии Верховной Рады Украины 28 июня 1996 г., глава 10: Местное самоуправление) Конституция Автономной Республики Крым (принята на второй сессии Верховной Рады Автономной Республики Крым 21 октября 1998 , раздел 4. Местное самоуправление в Автономной Республике Крым), Закон Украины "О местном самоуправлении в Украине" (с изменениями), Закон Украины "О выборах депутатов местных советов и сельских, поселковых, городских голов" (от 14 января 1998 г.) , Закон Украины "О статусе депутатов местных Советов народных депутатов" (от 4 февраля 1994 г.), Закон Украины "О передаче, объектов права государственной и коммунальной собственности" (от 3 марта 1998 г.); Хартия Украинских городов (принята Общим собранием Ассоциации городов Украины 26 июня 1997 г., г. Киев), Закон Украины "О Всеукраинском и местных референдумах" (от 3 июля 1991 г.), Закон Украины "О столице Украины - городе-герое Киеве" (от 15 января 1999 г.), Закон Украины "О выборах депутатов Верховной Рады Автономной Республики Крым, местных советов и сельских, поселковых, городских голов" (с изменениями).

15. Объединение органов местного самоуправления в Украине

Процесс создания неправительственных организаций местного самоуправления в Украине начался еще в начале 90-х годов. Активное из них, а именно Ассоциацию городов Украины, было образовано в 1992 г. Эта Ассоциация приняла непосредственное участие в разработке украинского законодательства по проблемам местного самоуправления в 1996-1997 гг При участии экспертов АГУ был разработан Хартию украинских городов (1997 г.), по ее инициативе создан Координационный Совет по вопросам местного самоуправления при Президенте Украины и Межведомственной комиссии по вопросам местного самоуправления при Кабинете Министров Украины (1998 г.). С 1999 г. началось создание региональных отделений АГУ. В 2002 г. АГУ стала членом Совета Европейских муниципалитетов и регионов (СЕМР).


16. Специализированные издания

С 2009 года издается специализированное издание для руководителей и специалистов органов местного самоуправления - Газета "Местное самоуправление"

См.. также

Примечания

  1. Статья 140 Конституции Украины - zakon2.rada.gov.ua/laws/show/254к/96-вр/paran2367 # n2367
  2. О местном самоуправлении в Украине: Верховная Рада Украины, Закон от 21.05.1997 № 280/97-ВР - zakon2.rada.gov.ua/laws/show/місцеве самоуправления в Украину

Источники

  • Закон Украины "О местном самоуправлении в Украине"
  • СТАРЕЦКАЯ Л. И., Томнюк А. Е., Луценко С. М., Юрченко Н. Н. Местное самоуправление: обзорный курс. Учебное пособие. - М., 2006 - 78 с. - (Учебно прогр. Для работников местн. Самоуправления)
  • Актуальные проблемы формирования органов местного самоуправления в Украине. - Ужгород, 1997
  • Василенко Н. Местное самоуправление в УНР / / Вестник Академии правовых наук Украины. - 1996. - № 3
  • Кравченко В. Местное самоуправление в истории Украины / / Право Украины. - 1994. - № 4
  • Институты самоуправления: теоретико-правовое исследование. - М., 1995
  • Кравченко В. В., Потоцкая М. В. Местное самоуправление в Украине: история, современность, перспективы развития. - К., 2001
  • Педак И. Местное самоуправление в Украине: историко-правовой аспект / / Управление крупным городом: администрирование и непосредственная демократия / Проблемы теории и практики. - Львов, 2004. - С.461-469
  • Ткачук А. Местное самоуправление: мировой и украинский опыт. - К., 1997
  • Воронкова В. Муниципальный менеджмент. - М., 2004 / / Голос Украины - 1997. - № 12.
  • Приешкина А. Проблемы развития правовой базы местного самоуправления в Украине / / Вестник Львовского института внутренних дел. - 2000. - № 1
  • Кравченко В. В., Потоцкая М. В. Актуальные проблемы выполнения Законов Украины: "О местном самоуправлении в Украине", "О местных государственных администрациях". - К., 2002
  • Орзих М., Баймуратов М. Международные стандарты местного самоуправления: Учебное пособие. - Одесса, 1996
  • Крючков М., Зельницький А., Удовенко П. Историко-правовые аспекты становления и развития местного самоуправления: мировой и украинский опыт. - К., 1998
  • Смирнова Т. С. Правовое регулирование местного самоуправления в Украине: Учебное пособие. - К., 2001
  • Гринишин М., Трохимчук С. Местное самоуправление в Украине и Польше на пути к общему европейскому дому. - Львов, 2002
  • Батанов А. В. Территориальная община - основа местного самоуправления в Украине. - К., 2001
  • Золотов В. В., Макашев С. Муниципальное управление. - М., 2002
  • Воронкова В.Г. Муниципальный менеджмент. - К., 2004
  • Кравченко В. В., Потоцкая М. В. Муниципальное право Украины. - К., 2003
  • Гражданское общество и политика органов местного самоуправления. - Львов, 2003
  • Кравченко В. В., Потоцкая М. В. Основы муниципального менеджмента. - К., 2003
  • Куц К. А. Управление столичной метрополии. Управления большим городом: администрирование и непосредственная демократия. - Львов, -2003 - С. 236-252
  • Зотов В. Б., Макашев С. М. Муниципальное управление. - М., 2002
  • Муниципальное право Украины. - К, 2001. - С. 151-204
  • Смирнова Т. С. Правовое регулирование местного самоуправления в Украине. - К, 2001
  • Кравченко В. В., Потоцкая М. В. Конституционные основы местного самоуправления в Украине. - К., 2001
  • Миллер Ж. Политико-административные системы стран ЕС. - К., 1996
  • Зеленько Г. Вдогонку на модернизация: опыт Польши и Украины. - К., 2003. - С. 89-106
  • Гураль П. Стратегия реформирования системы территориальной организации власти в Украине / / Управление крупным городом: администрирование и непосредственная демократия (проблемы теории и практики). - Львов, 2004. - С.101-110.
  • Развитие городской общины: внедрение новых технологий муниципального управления: Практическое пособие / под ред. В.Кравченко и В. Д. Полтавец, научный консультант М.Питцик.-К., 2006
  • Рудницкий И. Самоорганизация жителей микрорайона / / Управление крупным городом: администрирование
  • Лучшие практики местного самоуправления / издание Ассоциации городов Украины и громад.-К., 2005-2006


Статью нужно викификуваты, чтобы привести ее вид к стандартам Википедии. Пожалуйста, помогите добавлением подходящих внутренних ссылок или улучшением разметки статьи. (Февраль 2010)