Надо Знать

добавить знаний



Метрополитен



План:


Введение

Поезд метрополитена (Киев)
Лондонский метрополитен (на переднем плане) и линии пригородного сообщения (за отделителем)
Подвесная дорога (монорельс) в Вуппертале, Германия. Фактически является полноценным метрополитеном
U-Bahn, Германия
Электрическая подземка в Будапеште - первая в континентальной Европе.
Казанский метрополитен Станция "Площадь Габдуллы Тукая"

Метрополитен (сокращенно метро) - вид городского общественного транспорта, фактически вариант железной. Линии метро, ​​в отличие от трамвая, всегда прокладывают отдельно от уличного транспорта и обычно - в туннелях, или реже - на эстакадах.

Поезд метро состоит из нескольких вагонов, которые больше трамвайные, но меньше железнодорожные. Ширина пути метрополитена неодинакова в разных странах: обычно соответствует принятой ширине колеи железной. Как правило, поезда метро питаются электрическим током от третьего рельсы.

Строительство метрополитена требует больших капиталовложений - и экономически оправдано только в городах с населением, превышающим миллион человек.


1. Определение метрополитена

Через большое разнообразие систем скоростного транспорта сложно сделать их однозначную классификацию весьма, поэтому все определения метрополитена условны. По большинству транспортных систем можно с уверенностью сказать, что они или есть, или, наоборот, не метрополитенами, но в то же время существует ряд "пограничных" транспортных систем. Окончательного решения, отнести транспортную систему до метрополитенов, или нет, зависит от принятого определения - или может делаться эмпирически.

1.1. Основные признаки метрополитена

Роберт Швандль, автор книг и создатель авторитетного сайта о метрополитене [1], предлагает следующие определяющие признаки метрополитена:

  • используется в урбанизированной местности (в городах, агломерациях, конурбации)
  • работает исключительно на электрической тяге и с рабочим интервалом в дневное время не более 10 минут;
  • полностью отделен от железнодорожного, улично-дорожной или пешеходного движения.
  • совпадение уровня пола вагона и перрона, но этот признак не обязательно.

Вышеприведенное определение не является бесспорным: метрополитен Чикаго имеет одноуровневые пересечения с дорогами, ряд метрополитенов в прошлом работали на других видах тяги (паровая, канатная), а в некоторых метрополитенах имеются отдельные участки с низкой интенсивностью работы. С другой стороны, под такое определение метрополитена подпадает, например, подвесная железная в Вуппертале (она описывается на сайте Швандля как полноценная система метрополитена), что недопустимо с точки зрения других определений, накладывают различные по строгости ограничения на техническую реализацию метрополитена:

  • подвижной состав и дорога технически подобные дорог общего назначения ("тяжелые")
  • подвижной состав и дорога использует связи "стальное колесо-рельс" (включая и "легкие" системы);
  • подвижной состав опирается на две нити рельса через колесные пары (включая гумовошинни)
  • подвижной состав движется по направляющей структуре (включая навесные монорельсы)
  • подвижной состав движется под действием направляющей структуры (включая и подвесные монорельсы).

Ряд определений оперирует не только качественными признаками, но и многочисленными параметрами транспортных систем, такими как:

  • нагрузка на ось;
  • минимальные радиусы кривых;
  • максимальные наклоны;
  • габариты подвижного состава и т.п..

1.2. Невизначальни признаки

Как правило, транспортные специалисты не считают определяющим признаком способ размещения трассы (подземный, наземный, надземный), хотя в республиках бывшего СССР существует стереотип метрополитена как преимущественно подземного вида транспорта.

Также не является определяющей принятая система струмоспоживання (контактный провод, контактный рельс, токоведущие шины).

2. Основные свойства

В городах с исторической застройкой, линии метро, ​​обычно, проложенные под землей и лишь иногда выходят на поверхность или на эстакады. Габариты и масса подвижного состава могут достигать железнодорожных стандартов, хотя обычно уступают им, поезда насчитывают, как правило, 4-8 вагонов. Диаметр тоннелей достигает 5-6 метров (но во многих системах встречаются и узкие тоннели, например в Берлине ширина узкопрофильных тоннелей - всего 2,3 метра), предельные склонности больше, чем на железных общего назначения, но меньше, чем на трамваи, минимальные радиусы закругления значительно больше трамвайных. Платформы на станциях обычно имеют длину 100-160 м и ширину 5-20 м. Линии метрополитена обычно проходят вдоль мистостворюючих осей и являются каркасом городской транспортной системы. Стоимость сооружения метрополитена весьма зависит от условий строительства; типичная стоимость километра подземной линии мелкого заложения - порядка 30 миллионов долларов США (без учета станций).

В разных странах устройства и параметры метрополитенов заметно отличаются (например, бывают почти полностью наземные системы), но отличительными чертами метрополитена является использование электрической тяги, высокая интенсивность и скорость движения поездов, большой пассажиропоток. Размеры метрополитенов находятся в диапазоне от 2-километровой линии мини-метро" в израильской Хайфе (см. Кармелит) до нью-йоркской системы "подземок" и "надземок" с общей длиной линий более 1300 км.

Разновидностью метрополитена или близкими к нему по свойствам транспортными системами (в зависимости от принятого определения) Легкое метро, Преметро, s-bahn.


3. Терминология

Название "метрополитен" (метро) принято во многих странах. Происходит от названия компании " metropolitan Railway ( Столичная железная дорога "), построившей первую подобную дорогу в Лондоне. В то же время в самой Великобритании используется термин underground ("Подземка"), а в США - как subway ("Сабвея"), так и "метро". Лондонцы метро называют "tube" (прямой перевод-труба).

В 1900 году в Париже открылась первая линия метро, ​​эксплуатирующая компания получила название Compagnie du chemin de fer Mtropolitain de Paris ("Компания столичной железной Парижа"). Входы и выходы из станций стали обозначаться словом Mtropolitain, позже - Mtro. Оттуда эти термины и пришли Украинский язык. В современном украинском языке слово "метро" среднего рода, однако в 30-х годов XX века употреблялось в мужском роде (изначально метрополитен (м.р.)).

Своя система связанной с метрополитеном терминологии используется в немецкоязычных странах. В настоящее время [ Когда? ] наиболее распространенные термины - U-bahn и S-bahn. Срок U-bahn является сокращением от Untergrundbahn (подземная железная дорога). U-bahn ближе к метро в украинском понимании, поскольку является внутригородским транспортом, в основном расположенным под землей. . S-bahn (от stadtbahn - Городская железная дорога, в Берлине сначала Ss-bahn от schnellstadtbahn - Скоростная городская железная дорога) ближе к пригородных железнодорожных поездов.

В городах S-bahn иногда имеет подземные участки, и, часто, интегрированный с U-bahn, например, в Берлине линии u-bahn и s-bahn образуют единую и интегрированную систему городского транспорта. В настоящее время [ Когда? ] срок S-bahn обычно не расшифровывается как сокращение, а срок stadtbahn приобрел другое значение, см. штадтбан. Также есть термин Hochbahn, что означает трассы метро, ​​проложенные на эстакадах.

В городах США также часто используется интегрированная система метрополитена и вилетних рельсовых линий. Иногда их пути проходят по эстакадам, в связи с чем для таких линий используется термин "надземка" ("елевейтед" или el , L от англ. elevated - "Поднята") - см.. эстакадный транспорт.


4. История

4.1. Лондон

Благодаря экономическому, политическому, культурному расцвету в Великобритании, уже в середине 19 века назрела необходимость решить проблему роста пассажиропотока в столицы. Одним из решений было организовать движение в подземных тоннелях города, что позволяло в полной мере использовать скорость, надежность и удобство движения, поскольку здесь отсутствуют пересечения путей и встречные потоки транспорта и пешеходов. Поэтому в 1863 году в Лондоне сооружается первая в мире подземная железная дорога (метро). Поезда здесь двигались с помощью паровозов. Дым заполнял тоннели, копоть оседала на вагонах и на облицовке станций и вестибюлей, затемняя и без того бледное освещение.

Но все же подземные поезда ходили намного быстрее, чем кареты и Дилижанс на улицах. Население Лондона все чаще пользовалось именно этим средством передвижения, и за невиданно короткий срок поток пассажиров метро увеличился настолько, что превзошел самые оптимистичные ожидания.


4.2. Другие города

В последующие десятилетия метрополитены стали строить во многих крупных городах мира. Пример Лондона последовали Ливерпуль и Глазго, Нью-Йорк и Чикаго, Берлин и Гамбург, Мадрид, Токио, Будапешт, Буэнос-Айрес, Афины, Париж и другие.

15 мая 1935 году впервые открылись двери тринадцати станций первой очереди Московского метрополитена. Людей встретили сказочные подземные дворцы, где ощущался гнетущий мрак подземелья, где разноцветный мрамор и полированный гранит подчеркивают тонкие переливы хрусталя и блеск позолоты. Именно тогда сложилась советская традиция богатого убранства станций, что кроме чисто эстетической функции играла определенную пропагандистьску роль. Следует отметить, что работы по отделке станций составляют лишь небольшую часть от общих затрат строительства подземных линий.

В 1955 году открылось движение на подземной дороге в Ленинграде.

В 1960 году начал действовать Киевский метрополитен, в 1975 году - Харьковский метрополитен, в 1995 - Днепропетровский метрополитен.

В 1986 году начал действовать Криворожский скоростной трамвай, который является примером так называемого "легкого метро".

Сейчас идет строительство метрополитена в Донецке.


4.3. Хронология строительства действующих систем метрополитена

  • 1863 - Лондон ( Великобритания)
  • 1869 - Афины ( Греция)
  • 1875 - Стамбул ( Турция)
  • 1885 - Нью-Йорк ( США)
  • 1896 - Глазго (Великобритания)
  • 1896 - Будапешт ( Венгрия, в то время Австро-Венгерская империя)
  • 1897 - Бостон (США)
  • 1898 - Вена ( Австрия, в то время Австро-Венгерская империя)
  • 1900 - Париж ( Франция)
  • 1901 - Вупперталь (конурбация Рейн-Рура, Германия)
  • 1902 - Берлин (Германия)
  • 1907 - Филадельфия (США)
  • 1912 - Гамбург (Германия)
  • 1913 - Буэнос-Айрес (Аргентина)
  • 1919 - Мадрид (Испания)
  • 1924 - Барселона (Испания)
  • 1927 - Токио (Япония)
  • 1928 - Осло (Норвегия)
  • 1933 - Осака (Япония)
  • 1935 - Москва ( Россия, в то время СССР)
  • 1943 - Чикаго (США)
  • 1950 - Стокгольм ( Швеция)
  • 1955 - Санкт-Петербург (Россия, в то время СССР), Кливленд (США), Рим ( Италия)
  • 1956 - Торонто (Канада)
  • 1957 - Нагоя (Япония)
  • 1959 - Лиссабон ( Португалия), Хайфа (Израиль)
  • 1960 - Киев ( Украина, в то время СССР)
  • 1964 - Милан (Италия)
  • 1966 - Тбилиси (Грузия, в то время СССР), Монреаль (Канада)
  • 1967 - Баку (Азербайджан, в то время СССР)
  • 1968 - Роттердам (Нидерланды), Кельн (Германия)
  • 1969 - Пекин (Китай), Мехико (Мексика)
  • 1970 - Франкфурт-на-Майне (Германия)
  • 1971 - Сеул (Корея), Саппоро (Япония), Мюнхен (Германия)
  • 1972 - Йокогама (Япония), Нюрнберг (Германия)
  • 1973 - Сан-Франциско (США), Пхеньян (КНДР)
  • 1974 - Сан-Паулу (Бразилия), Прага ( Чехия)
  • 1975 - Сантьяго (Чили), Антверпен (Бельгия), Харьков (Украина, в то время СССР), Новый Афон (Абхазия, в то время СССР)
  • 1976 - Вашингтон (США), Брюссель (Бельгия)
  • 1977 - Ташкент (Узбекистан, в то время СССР), Марсель (Франция), Амстердам (Нидерланды), Кобе (Япония)
  • 1978 - Бомбей (Индия), Лион (Франция), Эдмонтон (Канада)
  • 1979 - Ріо-де-Жанейро (Бразилія), Атланта (США), Сянган (Китай, в той час Великобританія), Бухарест (Румунія)
  • 1980 - Тяньцзинь (Китай), Ньюкасл-апн-Тайн (Великобританія)
  • 1981 - Єреван (Вірменія, в той час СРСР), Кіото і Фукуока (Японія)
  • 1982 - Гельсинки (Фінляндія)
  • 1983 - Каракас (Венесуела), Лілль (Франція), Шарлеруа (Бельгія)
  • 1984 - Мінськ (Білорусь, в той час СРСР), Майамі (США), Маніла (Філіпіни), Калькутта (Індія), Волгоград (Росія, в той час СРСР)
  • 1985 - Нижній Новгород (Росія, в той час СРСР), Ресифі і Порту-Алегрі (Бразилія), Штутгарт (Німеччина), Кітакюсю (Японія), Пусан (Корея), Зерфаус (Австрія)
  • 1986 - Кривий Ріг (Україна, в той час СРСР), Ванкувер (Канада), Белу-Оризонті (Бразилія), Новосибірськ (Росія, в той час СРСР)
  • 1987 - Самара (Росія, в той час СРСР), Сингапур (Сингапур), Детройт і Балтимор (США), Сендай (Японія), Каїр (Єгипет)
  • 1988 - Пітсбург (США), Валенсія (Іспанія)
  • 1990 - Генуя (Італія)
  • 1991 - Єкатеринбург (Росія, в той час СРСР), Монтеррей (Мексика), Лозанна (Швейцарія)
  • 1992 - Тулуза (Франція)
  • 1993 - Неаполь (Італія), Сент-Луїс і Лос-Анджелес (США)
  • 1994 - Гвадалахара (Мексика), Хіросіма (Японія)
  • 1995 - Дніпропетровськ (Україна), Медельїн (Колумбія), Більбао (Іспанія), Лас-Вегас (США), Мадрас (Індія), Шанхай (Китай), Варшава (Польща)
  • 1996 - Куала-Лумпур (Малайзія), Анкара (Туреччина), Тайбей (Китай)
  • 1997 - Казань (Росiя), Джексонвілл (США), Гуанчжоу (Китай), Тегу (Корея)
  • 1998 - Софія (Болгарія)
  • 1999 - Бангкок (Таїланд), Тегеран (Іран), Інчхон (Корея), Катанія (Італія)
  • 2000 - Ізмір (Туреччина)
  • 2001 - Бразиліа (Бразилія)
  • 2002 - Ліма (Перу), Делі (Індія), Бурса (Туреччина), Копенгаген (Данія), Ренн (Франція)
  • 2003 - Далянь (Китай), Наха (Окінава, Японія)
  • 2004 - Міннеаполіс (США), Ухань (Китай), Кванджу (Корея), Гаага (Нідерланди)
  • 2005 - Вальпараїсо (Чилі), Казань (Росія), Порту (Португалія), Сан-Хуан (США), Нанкін и Чунцин (Китай)
  • 2006 - Валенсія (Венесуела), Теджон (Корея), Турін (Італія)
  • 2007 - Палма (Испания, Балеарські острови, каталанські країни), Маракайбо (Венесуела)
  • 2008 - Гаосюн (Тайвань), Перуджа (Італія)
  • 2009 - Севілья (Іспанія), Санто-Домінго (Домініканська Республіка), Адана (Туреччина), Дубай (ОАЕ)
  • 2010 - Ченду (КНР), Шеньян (КНР), Фошань (КНР), Мекка (Саудівська Аравія)
  • 2011 - Бангалор (Індія)

5. Строительство

Kharkov metro tunnel construction01.jpg

Будівництво метро коштує дуже дорого, і тому економічно було виправдано лише у великих містахРадянському Союзі такими вважалися міста біля 1 мільйона мешканців). Розрізняють закритий спосіб будівництва за допомогою тунельопрохідницьких щитів і відткритий, при якому тунелі і станції будуються в котлованах і після засипаються грунтом.

Закритий спосіб застосовується при будівництві ліній глибокого закладання, коли цього вимагають гідрогеологічні умови або необхідно зберегти забудову в містах; у інших випадках станції дрібного закладання будують відкритим способом. Для ліній дрібного закладання в Росії застосовують також змішаний ("московський") спосіб, коли станції будуються відкритим способом, а тунелі закритим; при цьому немає необхідності переносити комунікації, тимчасово закривати дороги тощо, тому будівництво виявляється дешевшим. За цінами 2006 року вартість 1 км. тунеля, побудованого відкритим способом, складає приблизно 1,4 млрд. рос. руб., а 1 км. тунеля, побудованого закритим способом, - близько 2-2,2 млрд. рос. руб. Необхідно також враховувати, що ці цифри приведені для одного одноколійного тунелю. Враховуючи, що метрополітен, як правило, будується двоколійним, то, як це робиться в колишньому СРСР, використовується 2 тунелі. Отже, при розрахунках ціни необхідно помножити на 2.


6. Подвижной состав

Поезд метро состоит из нескольких вагонов: двух головных вагонов, имеющих кабины управления и от одного до шести промежуточных вагонов, прицепленных между ними. Вагон метро обычно длиннее трамвайного, но короче железнодорожного. Длина вагонов метро типа А, Б, В, Г, Д, Е, Еж-3, 81-717/714 и 81-720/721 "Яуза" составляет 19-20 метров, а вагонов модели 81-740/741 "Русич "- 27-28 метров. Поезда метро питаются от сети постоянного тока - как правило, от третьей ( контактной) рельса, напряжение которого составляет 750-900 Вольт. Постоянный ток получают на подстанциях из переменного тока с помощью выпрямителей. Ширина колеи метрополитена различна в разных странах и, как правило, соответствует принятой ширине колеи железнодорожного транспорта, в Украине и странах СНГ - 1520 мм. В метро также эксплуатируются контактно-аккумуляторные электровозы и мотовозы для перевозки путевых машин и рабочих в ночное время, когда напряжение на контактном рельсе снята.


7. Станция метрополитена

Станции используются для посадки и высадки пассажиров из вагонов. Станции сочетании с поверхностью с помощью вестибюля, эскалатора и турникетов, осуществляющих пропуск пассажиров.

8. Инфраструктура

8.1. Туннель

8.2. Метромост

Метромост - городов, которым проходит линия метрополитена. В некоторых случаях применяют сочетание метромост - двухъярусный мост, на верхнем ярусе которого располагается авто-или железная, а на нижнем - метро. Также есть станции метрополитена, расположенные на метромосту, например, Днепр в Киеве.

8.3. Путь и оборотный тупик

Движение поездов на станциях осуществляется по 1 и 2 станционных путях, также главными станционными путями. 3 и 4 станционные пути за станцией, как правило, обратимы. 1 главная станционная колея соединена с 3 и 4 станционными, а значит 3 и 4 соединены с 2 главным стационарной пути. Отсюда переход с 1 на 2 главный путь осуществляется через 3 или 4 станционных путей. Они служат для оборота подвижного состава на конечных станциях, на центральных станциях линии в случае организации зонного движения или непланового прекращения движения на конечных участках линии. При наличии в тупике пункта технического обслуживания (ПТО), в часы работы ПТО по графику подвижной состав оборачивается лишь по одной из двух оборотных путей 3 или 4. Другая оборотная путь используется для технического обслуживания (осмотр и мелкий ремонт) подвижного состава. Во время стоянки подвижного состава работниками ПТО снимается напряжение с контактного рельса с помощью разъединителя с ручным приводом. В ночное время на оборотных путях по графику осуществляется отстой подвижного состава. Машинисты выходят из тоннеля, поднимаются на поверхность и идут отдыхать в комнаты ночного отдыха локомотивных бригад, расположенные в непосредственной близости от станции. Одна из оборотных путей бывает б и ночью, на ней обращаются мотовозы. В случае неисправности подвижного состава на линии в часы интенсивного движения "час пик" по команде поездного диспетчера поезд забирается из главных путей на одну из оборотных путей ближайшей станции. В ночное время поезд перегонят в электродепо приписки. Рассмотренная схема предусматривает наличие двух оборотных станционных путей; существует также схема организации движения на конечных станциях с одной обратимой пути, однако она используется редко и только на центральных станциях, где частота использования оборотной пути крайне низка.


8.4. Инженерный корпус

В инженерном корпусе метрополитена расположен центр управления движением поездов и работой всех технологических установок (электротехнических, связи и автоматики, сантехнических и др.), которые обеспечивают эксплуатацию метрополитена. Инженерный корпус оснащен всевозможными оборудованием и устройствами. В нем находится управление работой метрополитена и аппарат разных служб. Компьютеры, находящиеся в инженерном корпусе, следят за слаженностью системы: интервалом движения поездов и т.д.. [1]


8.5. Электродепо

Электродепо в метрополитене - предприятие, эксплуатирующее и ремонт подвижной состав метрополитена.

8.6. Гейт

Гейты - это места соединения метростроевским и железнодорожной сетей. Гейты используются, в основном, для того, чтобы привезенные железной вагоны метро и железнодорожные рельсы завести в метрополитен (при этом ходовые рельсы соединительной ветки плавно переходят в пути метрополитена, поскольку ширина колеи у них одинаковая - 1524 мм). Чаще соединительные ветви с железной располагаются у электродепо метрополитена.

Примечания

  1. Инженерный корпус метрополитена - www.metro.ru/library/stroitelstvo_metropolitenov/1.html

См.. также


код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам