Надо Знать

добавить знаний



Микеланджело


Michelangelo-Buonarroti1.jpg

План:


Введение

Микеланджело ди Франческо ди Нери ди Миниато дель Сера и Лодовико ди Леонардо ди Буонарроти Симони ( итал. Michelangelo di Francesci di Neri di Miniato del Sera i Lodovico di Leonardo di Buonarroti Simoni ; * 6 марта 1475, Капрезе - 18 февраля 1564, Рим) - итальянский скульптор, художник, архитектор, поэт и инженер. Его произведения считались наивысшими достижениями искусства Возрождение еще ​​при жизни самого мастера [1] [2]. Ромен Роллан писал о нем: "Пусть сам он был создан из этого праха земного. Но с тлена вспыхнул огонь, который очищает все, - огонь гения" [3]. Микеланджело прожил почти 89 лет, целую эпоху, от периода "Высокого Возрождения" к истокам "Контрреформации". За этот период сменилось тринадцать Пап Римских - он выполнял заказы для девяти из них. Сохранилось много документов о его жизни и творчестве - свидетельства современников, письма самого Микеланджело, договоры, его личные и профессиональные записи. Микеланджело также был первым представителем западноевропейского искусства, чья биография была напечатана еще при жизни [1].

Среди самых известных его скульптурных работ - Давид, Вакх, Пьета, статуи Моисея, Лии и Рахили для гробницы папы Юлия II. Джорджо Вазари, первый официальный биограф Микеланджело, писал, что Давид "забрал славу у всех статуй: современных и античных, греческих и римских ". Одним из самых монументальных произведений художника являются фрески потолка Сикстинской капеллы, о которых Гете сказал, что: "не увидев Сикстинскую капеллу, трудно себе наглядно представить то, что может сделать один человек" [4] [5]. Среди его архитектурных свершений - проект купола Собора Святого Петра, лестницы Библиотеки Лауренциана, Площадь Кампидольо и другие. Исследователями считается, что искусство Микеланджело - это искусство, начинается и завершается изображением человеческого тела [6].


1. Жизнь и творчество

Копия записи о рождении Микеланджело

1.1. Детские годы

Микеланджело Буонарроти родился 6 марта 1475 [А] в селе Капрезе ( провинция Ареццо), где его отец, Лодовико Буонарроти ( итал. Lodovico (Ludovico) di Leonardo Buonarroti Simoni ), Был в то время сто шестьдесят девятой Подеста [7] [Б] . В течение нескольких поколений представители рода Буонарроти Симони были мелкими банкирами Флоренции, но Лодовико не удалось сохранить финансовое положение банка, поэтому он время от времени занимал государственные должности [1] [8]. Согласно записи Лодовико, который хранится в музее "Каза Буонарроти" ( Флоренция [9]), Микеланьоло [В] родился "(...) в понедельник [А] утром, в 4 или 5 часов до рассвета ". В этом реестре также указано, что крестины состоялись 8 марта в церкви Сан Джованни ди Капрезе [Г] , И перечислены крестных отцов [10] :

Крестные отцы Микеланджело
Имя украинские Имя итальянской Примечания
Дон Даниэлла ди сэр Буонагуида Don Daniello di Ser Buonaguida из Флоренции, приходской священник церкви Сан Джованни
Дон Андреа ди ... Don Andrea di ... * с Поппи, священник монастыря в Диччиано ( итал. Dicciano )
Джованни ди Наурьи Giovanni di Naurii с Капрезе
Якопо ди Франческо Jacopo di Francesco с Казурио ( итал. Casurio ) **
Марко ди Джорджо Marco di Giorgio с Капрезе
Джованни ди Бьяджо Giovanni di Biaggio с Капрезе
Андреа ди Бьяджо Andrea di Biaggio с Капрезе
Франческо ди Якопо дель Андуино Francesco di Jacopo del Anduino ** с Капрезе
Август Бартоломео ди Санти дель Ланс Ser Bartolomeo di Santi del Lanse ** нотариус [Б]
* Неизвестно ** неразборчиво

Матерью Микеланджело была Франческа ди Нери дель Миниато ди Сиена ( итал. Francesca di Neri del Miniato di Siena ) [11]. Через месяц после рождения сына, в Лодовико закончился срок пребывания на должности Подеста, и семья вернулась в Флоренции, а мальчика, поскольку в Франчески были проблемы со здоровьем [8], отдали кормилице из села Сеттиньяно, недалеко от Флоренции. Там был расположен особняк Буонарроти (теперь - "Вилла Микеланджело"), а также небольшой карьер мрамора и ферма [11]. Мальчик жил в семье кормилицы, жены каменщика, и проводил много времени у карьера.

Считается, что позже Микеланджело, как шутку, сказал Вазари, что:

" (...) Из молока своей кормилицы я достал резец и молоток, которым я делаю статуи "
Граф Каносський
(Рисунок Микеланджело)

Микеланджело был вторым сыном Лодовико. Фриц Эрпели приводит года рождения братьев: Лионардо ( итал. Lionardo ) - 1473 г., Буонарроти ( итал. Buonarroto ) - 1477 г., Джовансимоне ( итал. Giovansimone ) - 1479 г. и Джизмондо ( итал. Gismondo ) - 1481 г. В тот же года умерла мать, а 1485 года, через четыре года после ее смерти, Лодовико женился. Мачехой Микеланджело стала Лукреция Убальдини [13]. Вскоре Микеланджело отдали в школу Франческо Галатея да Урбино ( итал. Francesco Galatea da Urbino ) Во Флоренции [Г] . Парень не проявлял особого наклона к обучению, а отдавал предпочтение общению с художниками и перерисовки церковных икон и фресок [14].

Известно, что Лодовико гордился своим аристократическим происхождением, ведь род Буонарроти-Симони претендовал на кровное родство с маркграфиней Матильдой Каносською [15], хотя и нет достаточных документальных данных для подтверждения этого. Асканио Кондиви утверждал, что сам Микеланджело в это верил, вспоминая об аристократическом происхождении рода в своих письмах к племяннику Лионардо [16]. За Уильямом Уоллес, определяющим является то, что [17] :

" (...) Микеланджело, мало художников претендовали на такое, и еще меньше верили в это с такой уверенностью. Художники не имели не только гербов, но и настоящих фамилий. Их называли в честь отца, профессии или города, и среди них такие известные современники Микеланджело как Леонардо да Винчи и Джорджоне да Кастельфранко
Исходный текст (Англ.)

(...) Few artists before Michelangelo made such claims, and fewer still could believe them with any confidence. Not only did artists not have coats of arms, many did not even have proper last names. Artists were named after their fathers, after a profession, or after their place of origin, such as Michelangelo's famous contemporaries, Leonardo da Vinci and Giorgione da Castelfranco

"

1.2. Юность. Первые произведения

Чезаре Дзоччи. Юный Микеланджело высекает Голову фавна (утрачена)

В 1488 году тринадцатилетний Микеланджело стал учеником в мастерской братьев Гирландайо [18]. Сначала отец был против такой "неаристократическое" карьеры, но вскоре подписал контракт с Доменико Гирландайо, по которому последний обязывался оплачивать работу Микеланджело [19]. Здесь парень получил возможность ознакомиться с основными материалами и техникой, к этому же периоду относятся его карандашные копии произведений таких флорентийских художников как Джотто и Мазаччо [Д] ; Уже в этих копиях проявилось характерное для Микеланджело скульптурная видение форм [20]. К этому же периоду относится его картина Муки Святого Антония (копия гравюры Мартина Шонгауэра).

Уже через год Микеланджело становится учеником Бертольдо ди Джованни, который был учеником Донателло. Его работа в саду скульптур Лоренцо Великолепного, привлекла внимание последнего, и в 1490 году парень поселился во дворце Медичи, оставаясь там до смерти Лоренцо ( 1492). Здесь он познакомился и имел шанс общаться с философами Платоновской академии (Марсилио Фичино, Анджело Полициано, Пико делла Мирандола и др.). Также он дружил с Джованни (второй сын Лоренцо, будущий папа Лев Х) и Джулио Медичи (внебрачный сын Джулиано Медичи, будущий папа Климент VII) [21]. Среди его первых известных скульптурных работ - Председатель фавна (мрамор, не сохранилась), рельефы Битва кентавров и Мадонна у лестницы (мрамор, Каза Буонарроти, Флоренция). В 1492-1493 гг Микеланджело работал над Распятием (дерево, церковь Санто Спирито, Флоренция).

Известно, что в настоящее время Пьетро Торриджани деи Торриджани, который тоже был учеником Бертольдо, поссорившись с Микеланджело, ударом в лицо сломал носовую кость парню [22].


1.2.1. Битва кентавров

Рельеф Битва кентавров изображает сцену из греческого мифа о битву людей-лапифов с кентаврами, напавшими на них во время свадебного банкета. Сюжет был предложен Анджело Полициано, а его суть - победа цивилизации над варварством. Согласно мифу, лапифов победили, однако в интерпретации Микеланджело исход битвы не совсем ясен, и даже не важен. Эта скульптура выделяется тем, что это первая его работа резцом. По мнению Эрика Шильяно, это - первая из завершенных "незаконченных" (техника "non finito") скульптур Микеланджело [23].

Это также была последняя работа Микеланджело под патронатом Лоренцо Великолепного.


1.2.2. Распятие

Деревянное Распятие было создано в 1492 (или 1493) году, но уже после смерти Лоренцо. Именно в это время Микеланджело начал анатомические штудии в больнице при монастыре Санта Мария дель Санто Спирито ( итал. Santa Maria del Santo Spirito ), Что можно связать с тем, что распятого Христа изображен обнаженным. Некоторое время Распятия хранилось в музее Каза Буонарроти, сейчас - в церкви Санто Спирито. Авторство Микеланджело не было несомненным, и дискуссии продолжались почти сорок лет, но в 2001 году оно было подтверждено исследователями [24].

Также этот период - период жарких речей монаха Джироламо Савонаролы, который угрожал Флорненции "кровавым мечом Господним". Под этим влиянием в 1491 году старший брат Микеланджело, Лионардо, присоединился к доминиканцев [25].

Рубенс. Юный Геркулес
(Утрачена)

Лоренцо Великолепный умер 9 апреля 1492 года. Микеланджело, оставшись без покровителя, вернулся домой, и некоторое время жил с семьей, но 20 января 1494 года он снова вернулся во дворец Медичи, уже под эгиду старшего сына и наследника Лоренцо Медичи - Пьеро. К этому периоду также относится статуя Геркулес (мрамор, не сохранилась) [Е] и Снежный великан. Заказ последнего было идеей кардинала Биббьены, которую поддержал правитель Пьеро. В романе Карела Шульца об этом написано так:

" (...) Было бы неплохо, если бы этот юный скульптор ради развлечения вылепил из снега большую статую, которая порадовала народ (...). Такого еще не было во всей Италии: статуя из снега, о ней пожалуй, везде заговорили бы (...) позвали Микеланджело, и он согласился "

Этот случай упоминается также в драматической поэме Лины Костенко "Снег во Флоренции":

(...)
Не спал. Не ел. Ни с кем не говорил.
Осунулся. Промерз. Устал. Заболел.
Но создал ту статую, создал!
(...)
Если бы кто знал, какая она была.
Пригрело солнце, и она растаяла [27] [28]

Среди исследователей нет единого мнения относительно того, кого изобразил Микеланджело в своей снежной скульптуре. Например, по мнению Антонио Форчеллино ( итал. Antonio Forcellino ) Это был прототип Геркулеса [29]. Джеймс Холл ( англ. James Hall ) Считает, что это должен быть Мадонна [30].


1.3. Болонья

Осенью, 9 ноября 1494 года, семью Медичи был официально изгнан из Флоренции, а Савонарола стал диктатором. Во Флоренции установилась так называемая "Вторая республика", первые четыре года которого фактически были теократией. Из-за опасности вторжения войск Карла VIII Микеланджело решает поехать сначала в Венеции, а затем в Болонье. Там парень жил в Джанфранческо Альдовранди ( итал. Giovan Francesco Aldovrandini ). Здесь он создал три небольшие скульптуры для гробницы Святого Доминика, которая оставалась несовершенное из-за смерти Николо дель Арка, скульптора, который начал ее [31].

В этот период Микеланджело читает произведения Данте, Петрарки и Боккаччо [32].


1.4. Первое путешествие в Рим

Вскоре политическая ситуация во Флоренции стала спокойнее, и Микеланджело вернулся домой, но, не получая заказов от новой власти, вновь начал работать на Медичи [33]. По Кондиви, именно в это время Лоренцо ди Пьерфранческо де Медичи заказал ему статую Молодого Иоанна Крестителя, а также статую Амур, что спит (утрачена), но с условием так "обработать" произведение, чтобы иметь возможность продать его дороже, как античный [34] [Есть] . Покупателем этой скульптуры стал кардинал Рафаэль Риарио, который обнаружил подделку, но был настолько впечатлен мастерством работы, пригласил парня к Рим. Двадцатиоднолетний Микеланджело прибыл в город 25 июня 1496 года [35], и пробыл там следующие пять лет.


1.4.1. Вакх

4 июля 1496 году Микеланджело начал работу над заказом кардинала - мраморной статуей Вакха, бога вина. Это двухметровая скульптура, предназначенная для кругового обзора. Пьяного бога вина сопровождает маленький сатир, который лакомится гроздью винограда. Вакх будто готов упасть вперед, но сохраняет равновесие, отклоняясь назад, его взгляд обращен на чашу с вином. Мышцы спины выглядят напряженными, но расслабленные мышцы живота и бедер демонстрируют физическую, а значит, и духовную слабость. Микеланджело добился впечатления неустойчивости без композиционной неуравновешенности, которая могла бы нарушить эстетический эффект. Однако, по завершении произведения кардинал отказался от него, и скульптуру для своего сада приобрел банкир Якопо Галли (сейчас статуя находится в музее Барджелло во Флоренции [36]).

Ромен Роллан также упоминает Барджелливського Адониса (Барджелло) и большого Купидона ( Музей Виктории и Альберта, Лондон) [37]. Алексей Дживелегов считал, что Адонис - слабоваты работа для него [38].

1497 году умирает мачеха Микеланджело - Лукреция Убальдини [32].


1.4.2. Пьета

В 1498 году Микеланджело получил заказ на Пьета от влиятельного французского кардинала Жана де Билера ( фр. Jean de Bilhres ) [39]. Контракт был подписан 7 августа того же года. Как отмечает В. Уоллес, сама тема "оплакивания Христа" была более распространена в северной Европе и византийском искусстве, чем в Италии эпохи Ренессанса. Микеланджело трактует тему весьма сдержанно. Смерть и скорбь словно содержатся в мраморе, из которого создана скульптура. Соотношение фигур таково, что они образуют низкий треугольный низкий конус. Обнаженное тело Христа контрастирует с пышными, богатой одеждой Богоматери.

Микеланджело изобразил Богоматерь молодой, словно это не Мать и Сын, а сестра, которая оплакивает безвременную смерть брата. Идеализацию подобного рода использовали и другие художники, среди которых и Леонардо да Винчи. Кроме того, Микеланджело был горячим сторонником Данте, в последний канцоне " Божественной комедии" которого в начале молитвы Святого Бернарда, говорится: "Богоматерь, дочь своего Сына" ( итал. "Vergine Madre, figlia del tuo figlio" ). Скульптор нашел идеальный путь для воспроизведения в камне этой глубокой богословской мысли. Эта статуя - единственная из работ Микеланджело, подписанное им самим.

К этому периоду также относится неполное Манчестерская Мадонна ( Национальная галерея, Лондон) [40].


1.5. Период второй Флорентийской республики

В 1498 году, в результате интриг флорентийских деятелей и папского престола, Савонаролу и двух его последователей были приговорены к сожжению на костре. Эти события во Флоренции непосредственно не затронули Микеланджело, однако вряд ли они оставили его равнодушным. На смену средневековью Савонаролы, временно вернулся в город, пришла светская республика, для которой Микеланджело создал свою первую большую статую во Флоренции, мраморного Давида ( 1501 - 1504, Флоренция, Академия). Договор на выполнение этой работы было подписано 16 августа 1501 года [32].


1.5.1. Давид

Образ Давида был традиционным во Флоренции. Донателло и Вероккйо создали бронзовые скульптуры юноши, чудом поразил великана, голова которого лежит у ног библейского героя. Микеланджело же решил изобразить момент, предшествующий бою. Давид стоит с переброшенной через плечо пращой, сжимая в левой руке камень. Правая часть фигуры напряжена, тогда как левая несколько расслабленная, как у атлета, готового к действию. Образ Давида содержал особый смысл для флорентийцев, поэтому скульптура Микеланджело привлекла всеобщее внимание.

Давид стал символом свободной и горячей республики, готовой победить любого врага. Колоссальная фигура высотой 5,17 м [41], должна была стоять в соборе, однако место там оказалось неподходящим для ее общественной роли, поэтому комитет граждан постановил, что скульптура должна охранять главный вход в здание правительства, Палаццо Веккьо, перед которым теперь находится ее копия. На эскизе бронзового Давида и правой руки мраморной, сохранились строки Микеланджело, которые считаются примером его наиболее ранней поэзии, дошедшей до нас [42] :

Davicte colla fromba
E io coll'arco
Michelangelo

В переводе - "Давид с пращой, а я с луком. Микеланьоло". Существует много трактовок этих слов художника [43]. По Эфросом - эти строки имеют метафорическое значение "изо всех сил" (проводя параллель с таким фразам итальянской как "con l'arco della schiena" или "con l'arco dell'osso") [42]. И Давид вступил в бой с Голиафом, так двадцатисемилетний Микеландело вступил в бой с глыбой мрамора, которая должна стать Давидом [44].

Мадонна Дони

1.5.2. Мадонна Дони

К этому же времени относится единственная картина, безусловно нарисована Микеланджело, - тондо Мадонна Дони ( Галерея Уффици, Флоренция). Считается, что заказ на картину было приурочено к свадьбе флорентийских аристократов-торговцев Аньоло Дони и Маддалены Строцци в 1504 году, хотя, неизвестно почему торговец Дону заказал скульптору Микеланджело нарисовать картину, а тот - согласился на это предложение [45] [З] . Это также единственная его работа темперными красками, технологию работы с которыми он мог изучить в Доменико Гирландайо [46].

Для этого произведения характерно стремление художника к передаче сложных поз и к пластической трактовке форм человеческого тела. Центральное место отведено собственное Святому семейству - Мадонна склонилась вправо, чтобы взять / поддержать ребенка, который сидит на колене Иосифа [47]. Благодаря использованию техники "канджианте", фигуры выглядят более объемными и массивными. На заднем плане расположен Иоанн Креститель и пять обнаженных юношей, возможно - грешников или язычников.

Баталия при Кашине
(Копия картона Микеланджело)

1.5.3. Битва при Кашине

Возможно с участием Никколо Макиавелли [48], в эти же годы был задуман еще один крупный государственный проект: Леонардо да Винчи и Микеланджело было поручено создать две огромные фрески для зала Большого Совета (Синьории) в Палаццо Веккьо на тему исторических побед флорентийцев при Ангьяри и при Кашине. Заказ был сделан Пьеро Содерини, гонфалоньером Флоренции, в августе 1504 года. Известно, что Микеланджело работал над картоном до ноября 1506 года [32]. Сохранились только копии картона Микеланджело, в частности сделанные его другом и бывшим помощником Аристотелем да Сангалло. На картоне был изображен группу солдат, бросающихся к оружию в то время, когда на них внезапно напали враги во время купания в реке. Сцена напоминает Битву кентавров - на ней изображены обнаженные фигуры в различных позах, которые интересовали мастера больше, чем сам сюжет. Согласно словам скульптора Бенвенуто Челлини, картон был "источником вдохновения для многих художников" [49]. Вероятно, картон пропал у 1516 года.

Евангелист Матфей
(Эскиз Рафаэля за Микеланджело)

1.5.4. Евангелист Матфей

1503 году Микеланджело получил заказ на двенадцать статуй апостолов для собора во Флоренции. В 1506 году Микеланджело начал работу над статуей Евангелиста Матфея ( Флоренция, Академия). Эта статуя осталась неоконченной, поскольку уже через два года Микеланджело уехал в Рим. Фигура вырубалась из мраморного блока, сохраняя его прямоугольные формы. Статую особо выделяют через чрезвычайный композиционный контрапост [50] : левая нога поднята и опирается на камень, что вызывает смещение оси между тазом и плечами. Это композиционное решение он использовал позже в статуе Гений победы.

1502 годом датируется заказ на бронзовую статую Давида, которая была закончена 1508 года (не сохранилась). К 1504 года также были завершены четыре фигуры - Святой Петр, Святой Августин [Ж] , Святой Павел и Святой Григорий I - для алтаря Пикколомини в Сиенском соборе [32].

Флорентийский период творчества Микеланджело был отмечен почти лихорадочной активностью мастера: за него он создал также два рельефных тондо - Таддеи и Питти - с изображениями Мадонны, в которых для создания выразительности образа используется различная степень законченности элементов, и мраморную статую Мадонны с младенцем ( Церковь Богоматери, Брюгге).

  • Мадонна Таддеи
    (Ок. 1503)

  • Святой Григорий И
    (Ок. 1501-1504)

  • Святой Павел
    (Ок. 1501-1504)

  • Святой Петр
    (Ок. 1501-1504)

  • Святой Пий И
    (Ок. 1501-1504)


1.6. В Риме времен Юлия II и Льва X

1503 года Юлий II (Джулиано делла Ровере) занял папский престол. Ни один из меценатов не использовал искусство в целях пропаганды так широко, как Юлий II. Он начал сооружение нового собора Святого Петра, ремонт и расширение папской резиденции по образцу римских дворцов и вилл, роспись папской капеллы и подготовку грандиозной гробницы для самого себя. В марте 1505 года он вызвал Микеланджело в Рим, чтобы обсудить первый проект гробницы.


1.6.1. Гробница папы Юлия II : Проект

Реконструкция первоначального проекта гробницы

Детали не совсем ясны, но, видимо, Юлий II представлял себе новый храм со своей гробницей наподобие усыпальницы французских королей в Сен-Дени. Эта гробница, как пишет Р. Роллан: "(...) должна превзойти все мавзолеи Древнего Рима" [51]. Она должна была стоять свободно и иметь размер 6 на 9 м. Внутри должно быть расположено овальное помещение, а снаружи - около 40 статуй.

Гробница никогда не была построена по первоначальному проекту Микеланджело, и эта "трагедия" преследовала его почти 40 лет. План гробницы и ее идейное содержание возможно реконструировать по предварительным рисункам и описаниям. Вероятнее, что гробница должна была символизировать трехступенчатый подъем от земной жизни к вечной. На первом уровне, по плану, должны были стоять статуи апостола Павла, Моисея и пророков, символы двух путей достижения спасения. Вверху - два ангела, несущие Юлия II в рай.

В течение 1505 - 1506 гг Микеланджело лично навещал Каррара, выбирая материал для гробницы, тогда как Юлий II все более настойчиво обращал его внимание на сооружение собора Святого Петра. Также папа заказал фрески для Сикстинской капеллы. Гробница же оставалась только в планах. Очень раздражен, Микеланджело бежал из Рима 17 апреля 1506 года, за день до заложения фундамента собора. Незадолго перед тем Микеланджело купил имение под Флоренцией.


1.6.2. Второй болонский период

После трех посланий от папы к Синьории, Микеланджело смирился, и уехал в Болонью, где получил заказ на изготовление бронзовой статуи понтифика, над которой он проработал до начала 1508 года. Торжественное установление произошло 21 февраля 1508 года, в церкви Сан Петронио, а уже 13 марта 1508 года Лодовико объявил Микеланджело совершеннолетним. В то время назад исполнилось тридцать три года [И] .

30 декабря 1511 года бронзовую статую Юлия II было уничтожено болонке, которые взбунтовались против папской власти [32].


1.6.3. Сикстинская капелла

Сикстинская капелла

Сикстинская капелла была построена в 1470-х годах дядей Юлия, папой Сикстом IV. В начале 1480-х годов алтарь и боковые стены были украшены фресками с евангельскими сюжетами и сценами из жизни Моисея ( Перуджино, Боттичелли, Гирландайо и Росселли), а над ними были размещены портреты пап.

10 мая 1508 году Микеланджело начал роспись потолка [52]. Работа продолжалась более двух лет, в период между 1508 и 1512, при минимальном участии помощников. Первоначально предполагалось изобразить фигуры апостолов на престолах. Позже, в письме от 1523 года, Микеланджело с гордостью писал, что убедил папу в несостоятельности этого замысла и получил полную свободу. Согласно замыслу художника, на боковых стенах капеллы представлены Эпоха Закона ( Моисей) и Эпоха Благодати ( Христос), а сама потолок изображает начало истории человечества, Книгу Бытия.

Фрески потолка Сикстинской капеллы является сложной структурой, состоящей из нарисованных элементов архитектурной декорации, отдельных фигур и сцен. По сторонам от центральной части потолка под нарисованным карнизом размещены гигантские фигуры ветхозаветных пророков и языческих сивилл, восседающих на тронах. Между двумя карнизами изображены поперечные полосы, имитирующие постройки - ими разграничены крупные и мелкие повествовательные сцены из Книги Бытия. В люнетах и сферических треугольниках под росписью, также размещены сцены. Многочисленные фигуры, в том числе знаменитые "ignudi" ("голые") обрамляют сцены из Книги Бытия.

Создание Адама, 1508-1512, Сикстинская капелла

Сцены из Книги Бытия, как и композиции на боковых стенах, расположены в хронологическом порядке, от алтаря ко входу. Выделяются три триады. Первое связано с созданием мира. Вторая - Сотворение Адама, Сотворение Евы, Искушение и изгнание из Рая - посвящена созданию человечества и его грехопадению. Последняя рассказывает историю Ноя, заканчивающейся его опьянением. Адам в Сотворении Адама и Ной в опьянении Ноя изображены в одинаковой позе: в первом случае человек еще не обладает душой, во втором - от нее отказывается. Таким образом, эти сцены показывают, что человечество не один раз, а дважды лишалось божественного благоволения.

Рассказ выдержано в духе героического и возвышенного гуманизма, и женские, и мужские фигурам присуща героическая сила. Фигуры обнаженных щитоносцев, обрамляющие сцены, свидетельствуют об особенностях вкуса Микеланджело и его реакции на классическое искусство. Взятые вместе, они энциклопедией положений обнаженного человеческого тела, как это было и в Битве кентавров, и в Битва при Кашине. Микеланджело не был склонен к спокойной идеализма скульптуры Парфенона. Он предпочитал мощном героизму римского искусства, эллинизма, присущий трагической, полной пафоса группе Лаокоон, найденной в Риме в 1506 г.

14 августа 1511 года состоялось открытие готовой к тому времени части росписи. Начало 1512 года - завершение работы Микеланджело. Торжественное открытие - 31 октября 1512 года.


1.6.3.1. Реставрация
Потолок Сикстинской капеллы
(После реставрации)

Подготовительные работы начались еще в 1979 году. Расчистка и реставрация росписи потолка продолжались с 1980 в 1994. В результате были сняты отложения копоти, и тусклые цвета уступили место ярко-розовом, лимонно-желтому и зеленому; четко проявились контуры и соотношение фигур и архитектуры. Микеланджело оказался тонким колористом: он сумел усилить скульптурное восприятие натуры при помощи цвета и учел большую высоту потолка (18 м), которая в 16 в. не могла быть освещена так же ярко, как это возможно сейчас.

Результаты реставрация также не избежали критики [53] [54].


1.6.4. Гробница папы Юлия II : Второй проект

Папа Юлий II умер в 1513. Престол вступил Лев Х из семейства Медичи. 6 мая 1513 года был подписан договор на второй проект гробницы - значительно меньше. С 1513 по 1516 гг Микеланджело работал над скульптурами для гробницы Юлия II: фигурами двух рабов - Раб, рвущий путы и Умирающий раб ( Лувр), и скульптурой Моисея ( Сан Пьетро ин Винколи, Рим). 8 июля 1516 года был подписан договор на третий проект гробницы.


1.6.4.1. Моисей

Характерной особенностью Моисея Микеланджело является наличие "рогов" - лучей света, что было вызвано ошибкой в ​​переводе Библии на латинском языке (т. н. " Вульгата" ) [55].

Моисей смотрит влево, как Давид, в нем словно закипает возмущение, увидев поклонение золотому тельцу. Правая часть его тела напряжена, к боку прижаты скрижали, а резкое движение правой ноги подчеркнуто переброшенной через нее драпериею. Этот гигант, один из пророков, воплощает terribilita, "угрожающую силу". Окончательно статуя была доработана значительно позже, в 1542 году [55].


1.6.4.2. Рабы

Умирающий раб - обессиленный, он словно пытается подняться, но в бессилии замирает, склонив голову под загнутых назад рукой. Раб, рвущий путы изображен в резком повороте, подобно Евангелиста Матвея.

Рабы не вошли в окончательный вариант гробницы - и Микеланджело подарил их Роберто Строцци [56].

  • Умирающий раб
    (Ок. 1513-16)

  • Раб, рвущий путы
    (Ок. 1513)


1.7. Возвращение во Флоренцию

Нет в рабов лиц, только тела -
Страшные существа эти безумислови.
Почему создатель бросил на полуслове
Свой труд - рабами вырезал лбу?

Неужели хватило гения тепла,
Чтобы оживить глаза мраморные,
В камнях мозги влить света и крови,
Возбудить мысль из темного пита?

Нет, у них есть: слезами промытые глаза,
Мыслями и потом сожжены лбы -
Об этом говорят руки их рабочие.

Я слышу ваше дыхание. Рабы,
Закованные в глыбах крики борьбы,
Как рокот грома в недрах ночи!

Дмитрий Павлычко, "Рабы" Микеланджело [57]

Годы между 1515 и 1520 были временем подавленности Микеланджело. На него оказывали давление наследники Юлия II, и одновременно он служил новому папе из рода Медичи. В 1516 он получил заказ на отделку фасада семейной церкви Медичи во Флоренции, Сан Лоренцо. В 1517 году Микеланджело провел много времени в Карраре, разработал модель фасада церкви. 19 января 1518 года договор был подписан, но уже через два года, 10 мая 1520 г., договор отменили [58]. В 1519 году он начал работу над Христом с крестом ( Санта Мария сопра Минерва, Рим), которую окончил 1520. Возможно, именно в это же время скульптор начал работу над статуями четырех рабов (Академия, Флоренция), так и остались незавершенными.

25 сентября 1520 года родился племянник Лионардо (сын Буонарроти) [58].

  • Молодой раб
    (Ок. 1519-36)

  • Бородатый раб
    (Ок. 1519-36)

  • Атлант
    (Ок. 1519-36)

  • Раб, пробуждающейся
    (Ок. 1519-36)

1525 годом датируется четвертый проект гробницы Юлия II [58]. С 1526 году Микеланджело перестал подписываться "Микеланджело, скульптор", а стал использовать свое полное имя [59].

В начале 1500-х годов Микеланджело постоянно ездил из Флоренции в Рим и обратно, но переговоры с Джулио ди Джулиано де Медичи (будущим папой) по Новой сакристии (капелла Медичи) в церкви Сан Лоренцо и библиотеки Лауренциана удерживали Микеланджело во Флоренции в 1534.


1.7.1. Капелла Медичи

Новая сакристии церкви Сан Лоренцо. Надгробие Джулиано Медичи

Ранний эскиз капеллы - с четырьмя свободно стоящими гробницами - датировано ноябрем 1520 года [58].

Новая сакристии церкви Сан Лоренцо ( капелла Медичи) составляла пару Старой, построенной Брунеллески столетием раньше, она осталась недостроенной из-за отъезда Микеланджело в Рим в 1534. Новая сакристии была задумана как мемориальная капелла Джулиано Медичи, брата римского папы Льва, и Лоренцо, его племянника, которые умерли молодыми. Сам Лев Х умер в 1521, и вскоре на папском престоле оказался другой член семьи Медичи, папа Климент VII, который активно поддерживал этот проект.

Мадонна с младенцем, Вечер, Ночь и Лоренцо II Медичи были почти завершены в марте 1526 [58], но уже в апреле 1527 года работы над капеллой были остановлены.

1528 года он получил новый заказ от Флорентийской республики - на статую Геркулеса, но оно не было выполнено. Того же года, 2 июля умирает от чумы брат Буонарроти [58]. С октября 1528 по август 1530 Микеланджело занимается инженерными работами по обороне города, входит в состав Высшего военного совета Флоренции. Утро и Ночь окончательно завершены в 1531 году.

Эффект скульптур Джулиано и Лоренцо построен на контрастах. Лоренцо задумчивый и созерцательный. Аллегории Вечера и Утра, находящихся под ним, настолько расслаблены, что, кажется, могут соскользнуть с саркофагов, на которых лежат. Фигура Джулиано, наоборот, напряженная - он держит в руке жезл полководца. Расположенные под ним Ночь и День - мощные, атлетические фигуры, скрюченные в мучительной напряжении. Существует предположение, что Лоренцо воплощает созерцательное начало, а Джулиано - действенное.

Когда Микеланджело, в 1534 году, уехал в Рим, скульптуры еще не были установлены и находились на разных стадиях завершенности [И] . Очерки, сохранившиеся, свидетельствуют о напряженной работе, предшествовавшей их созданию: были проекты единой гробницы, двойной гробницы, и такой, что стоит свободно.

Возможно, что статуя Мальчик, скорчился ( Эрмитаж, Санкт-Петербург) тоже предназначалась для капеллы [60].


1.7.2. Библиотека Лауренциана

В январе 1524 году Микеланджело работал над проектами библиотеки, строительство которой начали осенью.

Читальный зал библиотеки Лауренциана является длинным зданием из серого камня и светлыми стенами. Вестибюль, высокое помещение с многочисленными утопленными в стену удвоенными колоннами, словно с трудом сдерживает лестницу, выливаются на пол. Лестницы были закончены лишь в конце жизни Микеланджело, а вестибюль был завершен только в 20 веке. Это был первый проект Микеланджело, в котором он не использовал скульптурных элементов [61].


1.7.3. Гений победы

Примерно в 1530 Микеланджело создал небольшую мраморную статую Аполлона (Флоренция, Барджелло) и скульптурную группу Гений победы (Палаццо Веккьо, Флоренция). Гений победы - гибкая изящная фигура из полированного мрамора, которую поддерживает фигура старика, лишь слегка поднимается над грубой поверхностью камня. Эта группа демонстрирует близкую связь Микеланджело с искусством таких изысканных маньеристов, как Бронзино, и является первым образцом сочетания законченности и незаконченности для создания выразительного образа.

К этому же периоду относится утрачена картина Микеланджело - Леда и лебедь.

1531 году умирает отец Микеланджело, Лодовико [58]. 29 апреля 1532 года подписан договор о пятый проект гробницы папы Юлия II. За ним в гробнице должны входить статуи: Молодой раб, Бородатый раб, Атлант, Раб, пробуждается и Гений победы.


1.8. Пребывание в Риме

Страшный Суд

В 1534 году Микеланджело переехал в Рим. В настоящее время Климент VII обдумывал тему фресковой росписи алтарной стены Сикстинской капеллы, остановившись на теме Страшного суда. Того же года, 25 сентября, он умирает. Новым папой становится Павел III (Алессандро Фарнезе). 1 сентября 1535 года он назначил Микеланджело главным архитектором, скульптором и живописцем Ватикан [60].


1.8.1. Страшный Суд

Работа над фреской началась с апреля-мая 1536 года и продолжалась по октябрь 1541. Торжественное открытие - 31 октября 1541 года.

Ранее композиция Страшного суда состояла из нескольких отдельных частей. У Микеланджело она является овальной водоворотом голых мускулистых тел (позднее художники дорисовали одежду на голых фигурах). Фигура Христа, напоминающая Зевса, расположена вверху - его правая рука поднята в жесте проклятия тем, кто находится слева от него. Произведение наполнено мощным движением: скелеты встают из земли, спасенная душа поднимается вверх по гирлянде из роз, мужчина, которого дьявол тащит вниз, в ужасе закрывает лицо руками.

Страшный суд стал отражением пессимизма Микеланджело. Одна деталь Страшного суда свидетельствует о его мрачное настроение и представляет его горький "подпись" - у левой ноги Христа является фигура Святого Варфоломея, держащего в руках собственную кожу (он принял мученическую смерть, с него живьем содрали кожу). Лицо на снятой коже Святого Варфоломея - автопортрет художника.

Черты лица святого напоминают Пьетро Аретино, который страстно нападал на Микеланджело из-за того, что считал неприличным его трактовки религиозного сюжета.


1.8.2. Капелла Паолина

Распятие Святого Петра

Павел III заказал фрески для капеллы Паолина. Там Микеланджело создал композиции Обращение Павла и Распятие Святого Петра (между 1542 - 1550 гг) - произведения, в которых нарушены ренессансные нормы композиции. Их духовная насыщенность не была оценена; в них видели лишь то, что "это были всего лишь произведения старого человека" (Вазари).

В конце 1530-х годов Микеланджело занимался в основном архитектурными проектами, и построил несколько зданий в Риме, среди них наиболее значительным является комплекс сооружений на Капитолийском холме, а также проекты для собора Святого Петра.

Этот же период отмечен его дружбой с Витторией Колонна [60].


1.8.3. Площадь Кампидольо

В 1538 на Капитолии была установлена ​​копия римской конной бронзовой статуе императора Марка Аврелия. Согласно проекту Микеланджело, ее обрамлением с трех сторон стали фасады дворцов. Высший из них - Дворец сенаторов, расположенный в центре площади с лестницей с обеих сторон. На боковых фасадах установили огромные, величиной в два этажа пилястры коринфского, увенчанные карнизом с балюстрадой и скульптурами. Комплекс Капитолия был богато украшен старинными надписями и скульптурами, символика которых утверждала мощь древнего Рима.

В 1539 году - бюст Брута. Известно, что в июле 1544 году Микеланджело выразил согласие за свой ​​счет сделать конную статую Франциска I, если тот "вернет Флоренции свободу" [60].

20 августа 1545 года - последний договор Относительно шестого проекта гробницы Юлия II. В своем нынешнем виде она была завершена в 1545 году.


1.8.4. Гробница папы Юлия II : Завершение

Мастер успел сделать только три статуи - Моисея, Рахиль и Лию. Надгробие установили в церкви Сан Пьетро ин Винколи (Святого Петра в оковах), где папа служил жизни, а не в соборе Святого Петра, как планировалось ранее [62]. Центральной статуей проекта стал Моисей, которого Либман называет "определенным образом портретом, физическим и духовным, Юлия II" [62].

Кондиви утверждал, что гробница была "трагедией" всей жизни Микеланджело, ведь ему так и не удалось завершить ее такой, какой она виделась сначала. Уоллес отмечает, что: "(...) представлять которой гробница могла бы быть - это отказываться видеть то, что Микеланджело удалось достичь" [55].

В октябре 1546 году Микеланджело начинает руководить строительством Палаццо Фарнезе в Риме.


1.8.5. Собор Святого Петра

План собора Святого Петра
(По Микеланджело)

В 1546 умер Антонио да Сангалло, и Микеланджело стал главным архитектором собора 1 января 1547 года. План Браманте 1505 предполагал сооружение центрического храма, но вскоре после его смерти был принят более традиционный базиликальный план Сангалло. Микеланджело решил убрать сложные неоготические элементы плана Сангалло и вернуться к простому, строго организованному центрического пространства, над которым доминировал огромный купол на четырех опорах. Микеланджело не удалось полностью воплотить этот замысел, но он успел построить заднюю и боковые стены собора с гигантскими пилястрами коринфского ордера, с нишами и окнами между ними. Купол завершил Джакомо делла Порта, уже после смерти Микеланджело.

1548 года португальский художник Франциско дьОланда завершил свой ​​трактат "Da Pintura Antiga" ("О античный живопись"), во второй части которого находились т. н. "Римские диалоги" или "Диалоги с Микеланджело" [63]. Эти "диалоги" касались периода росписи Сикстинской капеллы (фреска Страшный суд). Книга была опубликована только в 1896 году (Francisco D'Ollanda, Quatro Dialogos Da Pintura Antiga, Porto, 1896), первый перевод на итальянском - 1926 [64], английский - 1928 [65].

9 января 1548 года умер брат Джовансимоне [60]. В следующем году были завершены проекты для библиотеки Лауренциана. 1550 - обе фрески капеллы Паолина.

По свидетельствам французского дипломата и криптографа Блеза где Виженер, который в 1550 году посетил Рим и видел семидесятипятилетнего Микеланджело за работой, скульптор "не был слишком сильным, однако, за пятнадцать минут он отколол от очень тяжелой глыбы мрамора больше, чем трое молодых каменщиков могли бы сделать три или в четыре раза больше времени (...) Одним ударом он отсекал куски в три-четыре пальца толщиной, и так точно в намеченном месте, если бы он задел еще несколько мрамора, то рисковал бы уничтожить всю работу " [66].


1.8.6. Пьета ИИ

Пьета ИИ

С конца 1540-х годов до 1555 году Микеланджело работал над скульптурной группой Пьета (Собор Санта Мария дель Фьори, Флоренция). Мертвое тело Христа держит Святой Никодим, а с двух сторон поддерживают Богоматерь и Мария Магдалина (закончена фигура Христа и отчасти Святой Магдалины). В отличие от Пьета собора Святого Петра, эта группа более плоскостная и угловатая, а внимание сосредоточено на сломанной линии тела Христа. Расположение трех незаконченных голов создает драматический эффект, редкий в произведениях с этим сюжетом. Возможно, глава Святого Никодима была еще одним автопортретом старого Микеланджело, а сама статуя предназначалась для его могилы. Обнаружив трещину в камне, он разбил скульптуру молотком. Лео Стайнберг считал, что Микеланджело уничтожил статую, потому что чувствовал некую черту выразительности своего искусства [67] [Й] .

Позже статуя была восстановлена ​​его учениками [60].

13 ноября 1555 году умирает брат Джизмондо, а 3 декабря - помощник Урбино [60].


1.8.7. Пьета Ронданини

Пьета Ронданини ( Кастелло Сфорцеско, Милан), вероятно, была начата 1555 года [60]. Композиция - одинокая Богоматерь поддерживает мертвое тело Христа. Смысл этого произведения - трагическая единство матери и сына, где тело изображено настолько похудевшим, что не остается надежды на возвращение жизни.

За шесть дней до смерти Микеланджело работал над другим вариантом Пьета, возможно, это была Палестринська Пьета [68].


1.9. Смерть и погребение

А он боялся упасть на толпу.
Смеялись в спину скифы и этруски.

И он сорвался. Не больно ему,
ибо разбился на камнях вдребезги.
И вот лежит. Некому сожмет
его в одно на плитах базилики ...

- Л. Костенко,
"Жду дня, когда себе скажу ..." [69]
Могила Микеланджело

Микеланджело умер 18 февраля 1564, в Риме. Свидетелями его смерти были Томмазо Кавальери, Даниэлла да Вольтерра, Диомед Леоне, врачи Федериго Донати и Герардо Фиделиссими, и слуга Антонио Францезе [70]. Микеланджело завещал "свою душу - Богу, а свое тело - земле". Он сказал, что хочет, чтобы его похоронили во Флоренции [71]. Три дня назад в Рим прибыл его племянник, Лионардо, которому 15 февраля по просьбе Микеланджело написал письмо Федериго Донати [72].

Папа Пий IV собирался похоронить Микеланджело в Риме, сведя его гробницу в соборе Святого Петра [73]. 20 февраля 1564 года, тело Микеланджело было временно возложено в церкви Санти Апостоли.

В начале марта тело скульптора было тайно перевезено во Флоренцию и торжественно погребено 14 июля 1564 года в францисканской церкви Санта Кроче [60], недалеко от могилы Макиавелли.


1.9.1. Гробница Микеланджело

Могилу Микеланджело проектировал Вазари. На могиле сидят три музы - Скульптура (автор Валерио Чоли), Живопись и Архитектура (автор обоих - Джованни Баттиста Лоренци). Портрет-бюст Микеланджело над музами - тоже авторства Джованни Баттиста Лоренци, а фреска "Оплакивание" (Пьета) - Джованни Батиста Налдини.

По обе стороны от бюста - барельефы из трех переплетенных венков (лавровый, дубовый и оливковый), которые символизируют единство трех искусств [74]. Похожим на кольца Борромео штампом (с буквой "М" ​​в одном из внешних секторов) сам Микеланджело обозначал выбранный им мрамор [75].

Гробница была построена в течение 1564 -1574 гг Она стала образцом для проектов следующих захоронений, например, для могилы Галилео Галилея (авторства Джованни Фоджини) [76], которая размещена напротив. Также в церкви есть мемориал Данте (возведен в 1800-х годах).


2. Поэтическое наследие

О смерти призрак, что несчастье останавливает,
сам души и сердца враг,
последний верное средство от страдания.

Исходный текст (Итал.)

O, ombra del morir, per cui si ferma
ogni miseri, a l'alma, al cor nemica ...
ultimo delli et buon rimedio

Микеланджело, сонет XLIV
(Отрывок; перевод М. Литвинцев [И] )
Сонет Микеланджело с карикатурой
(Украинская перевел М. Фишбейн [77])

Поэзия Микеланджело считается одним из ярчайших образцов эпохи Возрождения [78], хотя Абрам Эфрос, русский искусствовед и переводчик, назвал поэзию "младшей из муз Микеланджело" [79]. Сохранилось около 300 его стихотворений. Основные темы - воспевание человека, горечь разочарования и одиночество художника. Любимые поэтические формы - мадригал и сонет. По Р. Ролланом, Микеланджело начал писать стихи еще в детстве, однако, их осталось не так много, поскольку в 1518 г., он сжег большинство своих ранних стихов, а еще часть уничтожил уже позже, перед смертью [80].

Отдельные его стихи были опубликованы в работах Бенедетто Варки ( итал. Benedetto Varchi ), Донато Джаннотто ( итал. Donato Giannotti ), Джорджо Вазари и других [81]. Друзья, Луиджи Риччи и Джаннотто предложили ему отобрать лучшие стихи для публикации. В 1545 году Джаннотто взялся за подготовку первого сборника Микеланджело, однако, дело дальше не пошло - 1546 года умер Луиджи, а 1547 года - Виттория. Микеланджело решил отказаться от этой идеи, считая ее тщеславием [81] [82].

Таким образом, при жизни собрание его стихов не печатались, а первый сборник был опубликован только в 1623 году его племянником Микеланджело Буонарроти (младшим) под названием "Стихи Микеланджело, собраны его племянником" во флорентийском издательстве "Джунтине" ( итал. Giuntine ) [83]. Это издание было неполным, и содержало определенные неточности [80]. В 1863 году Чезаре Гуасти ( итал. Chesare Guasti ) Издал первое точнее издание стихов художника, которое, однако, не было хронологическому [84]. В 1897 году вышло издание немецкого искусствоведа Карла Фрея ( нем. Karl Frey ) "Стихи Микеланджело, собраны и прокомментированы доктором Карлом Фреем" ( Берлин) [85]. Издание Энзо Ноэ Джирард ( Бари, 1960) ( итал. Enzo Noe Girardi ) Состояло из трех частей, и было значительно совершеннее за издание Фрея точности воспроизведения текста и отличалось лучшей хронологии расположения стихов, хотя и не вполне бесспорной [86].

Украинском языке его произведения переводили М. Бажан (подготовил издание сонетов Микеланджело с репродукциями его живописных произведений), И. Драч, Г. Кочур [87]), М. Литвинец, Д. Павлычко, М. Фишбейн, Павел Грабовский [88] и другие.


2.1. Использование в музыке

Якоб Аркадельт. Мадригал для четырех голосов
Аудио Io dico che fra noi описание файла

Еще при его жизни часть стихотворений была положена на музыку. Среди самых известных композиторов-современников Микеланджело - Якоб Аркадельт ("Deh dimm" Amor se l'alma "и" Io dico che fra voi ") [89], Бартоломео Тромбончино, Констанца Феста (упущенная мадригал на стихотворение Микеланджело [90]), Жан где Конс (также - Консилиум) [91].

Также на его слова писали такие композиторы как Рихард Штраус (цикл из пяти песен - первая на слова Микеланджело, остальные - Адольфа фон Шака, 1886) [92], Гуго Вольф (вокальный цикл "Песни Микеланджело" 1897) [93] и Бенджамин Бриттен (цикл песен "Семь сонетов Микеланджело, 1940 [94]).

31 июля 1974 года Дмитрий Шостакович написал сюиту для баса и фортепиано (опус 145). К сюиты (вокального цикла) вошли восемь сонетов и три стихотворения художника (перевод - Абрама Эфроса) [Л] [95]. 1988 года Юрий Ищенко завершил кантату "Чтоб вырвать мысль из каменных объять" для тенора и симфонического оркестра в 3-х частях на стихи Микеланджело (перевод Александра Махова [96]).

2006 года сэр Питер Максвелл Дэвис завершил работу над "Tondo di Michelangelo" (для баритона и фортепиано). К произведению ввйшло восемь сонетов Микеланджело. Премьера состоялась 18 октября 2007 года [97].

2010 году австрийский композитор Мэтью Дьюи написал произведение "Il tempo passa: music to Michelangelo" (для баритона, альта и фортепиано). В нем используется современный перевод стихов Микеланджело английском языке. Мировая премьера произведения состоялась 16 января 2011 года [98].


3. Внешность

Микеланджело страдал свое уродство. Ему безмерно влюбленный в красоту человеческого тела, любые недостатки должны выдаваться позорными
Гравюра с портретом Микеланджело (Кондиви)
Бюст Микеланджело
(Даниэлла да Вольтерра, 1564)

Существует несколько портретов Микеланджело. Среди них - Себастьяно дель Пьйомбо (ок. 1520), Джулиано Буджардини, Якопино дель Конте (1544 -1545 гг, Галерея Уффици), Марчелло Венусти (музей в Капитолии), Франциско дьОланда (1538 -1539 гг), Джулио Бонасоне ( 1546) и другие. Также его изображение было в биографии Кондиви, которая вышла в 1553 году, а в 1561 году Леоне Леони отчеканил монету с его изображением [99].

Описывая внешность Микеланджело, Ромен Роллан избрал за основу портреты Конте и дьОланда:

" Микеланджело был среднего роста, широкий в плечах и мускулистый (...). Голова у него была круглая, лоб квадратное, изрезанное морщинами, с сильно выраженными надбровными дугами. Черное, довольно редкие волосы, слегка кучерявились. Небольшие светло-карие глаза, цвет которых постоянно менялся, усеянные желтыми и голубыми крапинками (...). Широкий прямой нос с небольшой горбинкой (...). Тонко очерченные губы, нижняя губа немного выпирает. Жиденькие бакенбарды, и раздвоенная негустая бородка фавна (...) скуластое лицо с впалыми щеками [100] "

Тем не менее, в кинематографе предпочитали изображать его более привлекательным, чем он был в действительности [22].

Микеланджело не оставил после себя ни задокументированного автопортрета [22], однако, ряд его работ исследователями считается возможные изображения художника. Среди них - Святой Прокл Болонский, голова Олоферна во фреске Юдифь и Олоферн на потолке Сикстинской капеллы, проигравший в группе Гений победы, лица на снятой коже Святого Варфоломея (фреска Страшный суд), Святой Никодим в Пьета ИИ т.д. [101].

Считается также, что он изображен на фреске Рафаэля Афинская школа [102], хотя это утверждение не является однозначным [103].

После смерти Микеланджело, Даниэлла да Вольтерра сделал посмертную маску скульптора и его бюст [100].


4. Личная жизнь

Люблю - зачем я родился?
Исходный текст (Итал.)

Amando, a che son nato?

- Микеланджело, сонет CIX

Микеланджело был одиноким [104]. По свидетельствам Кондиви он жил как монах, и именно страсть к работе отдалила его от людей, от общения с ними. Однако он очень занят делами своей семьи, ведь для него было важно "не дать угаснуть нашему роду" [3]. Однако, из пяти сыновей Лодовико, только Буонарроти женился. После его смерти осталось двое детей - Франческа (Чекки) и Лионардо. Девочку Микеланджело отдал в монастырь для воспитания, а когда она вышла замуж в 1548 году по Микеле ди Никколо Гвиччардини - подарил ей свой ​​особняк в Поццолатико [105]. Микеланджело сам принимал активное участие в поисках невесты для своего племянника [106]. В письме Лионардо от 24 июня 1552 года, он писал:

" (...) Не хочу, чтобы наш род прервался на нас. Я понимаю, конечно, что мир не пропадет, если ты не женишься, но каждое существо стремится оставить потомство. Поэтому и я хочу, чтобы Ты женился "

16 мая 1553 года Лионардо женился Кассандрой Ридольфи. У супругов вскоре появились дети: 1554 года - Буонарроти, 1555 - Микеланджело. Последний вскоре умер [106].

Сон

Дискуссии о сексуальной ориентации Микеланджело начались из биографии художника, выданной 1893 года в Лондоне Джоном Эддингтоном Саймондзом. Однако, в любом случае, невозможно точно утверждать или Микеланджело имел какие-то физические отношения вообще [107].

Виттория Колонна

Часть исследователей считает, что чувства и отношения Микеланджело были чисто платоническими - идет ли речь о женщинах или о мужчинах. Ему нравилось человеческое тело и в нем он видел красоту и гармонию, само человеческое тело, мужское или женское, является для него средством выражения художественной идеи [2]. Гораздо больше сторонников теории о гомосексуальной природе художника - большинство сонетов написано о любви к мужчинам, когда его племянник издал первый сборник стихов, он изменил местоимения мужского рода на женский [108]. Кроме того, считается, что женщины Микеланджело очень мужские по своей форме. Поэтому по мнению Джона Саймондза, "Микеланджело не любил, не восхищался и не желал женщин" [109]. Существует также мнение, что его интерес к младших представителей собственного пола можно объяснить его желанием найти у них сына [1].

Определенное представление о чувствах Микеланджело может дать его же поэзия. Значительная часть сохранившихся текстов периода зрелости и старости художника связаны с именами двух очень близких для него людей: Томмазо Кавальери и Виттория Колонна [110]. С римским аристократом и художником Томмазо, они познакомились ориентировочно в конце 1532 года [78]. Известно много стихов написанных Микеланджело в юношу (Томаззо тогда было 23 года), а также рисунков, нарисованных и подаренных им Томаззо (Ганимед, Тите, Падение Фаэтона т.д.). Существовал портрет парня, который, однако, потеряно [111].

1537 году он познакомился с Витторией Колонна, и их дружба продолжалась до самой смерти Виттории [78]. Как пишет Кондиви, Микеланджело всего жалел о том, что прощаясь с ней, поцеловал руку, а не лоб или лицо. Позже он написал, что "Она меня очень любила, и это было взаимно. Смерть забрала у меня большого друга" [112].

По Бриони, Томаззо и Виттория были для Микеланджело идеалами мужской и женской красоты соответствии [113].


5. Открытие после смерти

Музей Микеланджело
Эль Греко. Изгнание торгашей из храма (ок. 1600)

Микеланджело, мир в грандиозные видения,
Где Геракл в шали смешались Христи,
Где могил во весь рост поднимаются тени.
I свой саван дерут, даже ломают персты

Исходный текст (Фр.)

Michel-Ange, lieu vague o l'on voit des Hercules
Se mler des Christs, et se lever tout droits
Des fantmes puissants qui dans les crpuscules
Dchirent leur suaire en tirant leurs doigts;

- Шарль Бодлер, "Маяки"
(Перевод Ивана Драча)
Полно, полно, полно! Достаточно слов! Скажите просто - Творец сделал Италию по эскизам Микеланджело!
Исходный текст (Англ.)

Enough, enough, enough! Say no more! Lump the whole thing! say that the Creator made Italy from designs by Michael Angelo!

Село Капрезе, где родился Микеланджело, сейчас известно под названием Капрезе-Микеланджело. Указ о переименовании было выдано 9 февраля 1913 года [114]. В селе открыт музей и библиотеку Микеланджело.

В честь него назван астероид, площадь во Флоренции, океанский лайнер, компьютерный вирус, кратер на Меркурии, песню Бьорна Скифса, психологический феномен.


5.1. Образ художника

5.1.1. В искусстве

Эль Греко изобразил Микеланджело на картине "Изгнание торгашей из храма" (ок. 1570) [115]. 1970 года Сальвадор Дали создал сюрреалистический портрет "Голова Микеланджело с ящиками" [116].

Украинский художник микроминиатюры Николай Сядристый создал акварельный портрет Микеланджело, вставлен в половинку зерна дикой груши [117].


5.1.2. В литературе

  • Повесть Ромена Роллана "Жизнь Микеланджело" ( 1907)
  • Биографический роман Карела Шульца "Камень и боль" ( 1943)
  • Биографический роман Ирвинга Стоуна "Муки и радости" ( 1961)
  • Фантастический рассказ Андрея Пехник "Корректор" ( 2002)
  • Иллюстрированная книга для детей Эндрю Тоффоли "Микеланджело Баннирроти" ( англ. Michelangelo Bunnyrroti ) [118] ( 2006)

О слепоте Микеланджело [М] написано в повестях Тараса Шевченко "Музыкант" ( 1855) и " Художник" ( 1856). Также Микеланджело упоминается в поэзии " Маяки " Шарля Бодлера ( 1857), повести Марка Твена "Простаки за границей" ( 1869), в поэме "Любовная песня Дж. Альфреда Пруфрока" Томаса Элиота ( 1920) [119] [120].


5.1.3. В кино

  • Документальный фильм Курта Оертеля "Микеланджело" ( 1938)
  • Документальный фильм "Титан: История Микеланджело" ( 1950)
  • Фильм Кэрола Рида "Муки и радости" ( 1965)
  • Фильм Роберта Снайдера "Микеланджело: автопортрет" ( 1989)
  • Документальный фильм "Микеланджело: фильм" ( BBC / Британский музей) ( 2005)
  • Документальный фильм "Микеланджело и Сикстинская капелла" ( 2006)
  • Серия "Тайны Сикстинской капеллы: Загадка Микеланджело" (тележурнал "20/20", 42-ый выпуск, канал ABC) ( 2008)
  • Серия "Рассекреченный Микеланджело" (исторический документальный телесериал "Загадки мертвых", тринадцатый эпизод) ( 2009)

5.2. Использование произведений и мотивов

1893 года И. Франко начал работать над своей поэмой "Моисей", пытаясь передать еврейского патриарха так, "чтобы читатель смог узнать в нем украинского вождя". В 1904 году поэт уехал в Италию, и статуя Моисея работы Микеланджело "настолько захватили поэта, что он не способен был отвести глаз от этого удивительного произведения искусства" [121]. Поэма была закончена в 1905 году.

1967 году вышла книга Е. Л. Конигсбург "С запутанных дел госпожа Бэзил Е. Френквайлер" ( англ. From the Mixed-Up Files of Mrs. Basil E. Frankweiler ), Сюжет которой развивается вокруг тайны статуи Ангела, возможно созданной Микеланджело. Книга получила медаль Джона Ньюбери в 1968 году. В 1973 книга была экранизирована Филдером Куком (госпожа Френквайлер сыграла Ингрид Бергман), а в 1995 - Маркусом Коулом (госпожа Френквайлер - Лорен Бэколл).

В ряде работ Сальвадора Дали используются мотивы произведений Микеланджело - "" Раб "Микеланджело - можно воспользоваться как машиной" ( 1965), "Голова Утра, за Микеланджело (деталь фигуры гробницы Лоренцо II Медичи)" ( 1977), "За" Моисеем "Микеланджело, гробница папы Юлия II", "За" Мальчик, скорчился "Микеланджело", "Пейзаж со скрытым образом" Давида "Микеланджело" ( 1982), "Голова, навеянная Микеланджело" ( 1983) и другие. Картина " Мягкий автопортрет с жареным салом "( 1941) была навеяна впечатлениями о лице на снятой коже Святого Варфоломея (фреска Страшный суд).

В 1987 году вышел сборник Лины Костенко "Сад нетающих скульптур", в которую вошла драматическая поэма Снег во Флоренции". В произведении упоминается снежную скульптуру, созданную юным Микеланджело, "человеком-камнем", для Пьеро Медичи [122].

В короткометражном фильме Микеланджело Антониони "Взгляд Микеланджело" ( 2004) показано статуи гробницы папы Юлия II. Фильм получил награду ФИПРЕССИ на международном кинофестивале в Вальядолиде [123].

В японском аниме-сериале " Эрго Прокси "( 2006) есть четыре аллегорические статуи Микеланджело - День, Ночь, Ночь и Рассвет.

В эпизоде ​​"Севильский Гомер" (сериал " Симпсоны ", 2007) пародируется фреска Сотворение Адама.


Примечания

а. ^ В реестре ( итал. ricordanza ) Указано 1474, поскольку флорентийский новый год начинался с 25 марта, то есть "по воплощению" ( лат. ab incarnatione ), В отличие от римского летоисчисления "с рождения" ( лат. a nativitate ). Днем рождения Микеланджело указано понедельник, а значит, 6 марта - за юлианскому летоисчислению, 15 марта - за григорианскому
б. ^ Лодовико был Подеста и в Кьюзи-делла-Верна, поскольку 1428 года подестаты двух населенных пунктов были объединены. В другом населенном пункте Подеста представлял нотариус
в. ^ Michelagnolo (по флорентийским правописанием)
г. ^ Иоанн Креститель считался покровителем деревни
г. ^ С Ш. де Тольнай парню тогда было 10 лет, а за Элис Седжвик Воль ( англ. Alice Sedgwick Wohl ) - 7
д. ^ Сейчас хранятся в Лувре, в Новой Пинакотеке ( Мюнхен) и в Альбертини ( Вена)
э ^ Статую купила семья Строцци, чтобы установить в Палаццо Строцци во Флоренции ( 1506). 1529 году Филиппо Строцци продал ее Франциску I, а 1594 года, за Генриха IV, она была установлена ​​в садах Фонтенбло ( фр. Jardin de l'Etang ) [124] [125]. С 1713 года, когда сады были разрушены, о судьбе этой работы Микеланджело ничего не известно [126]
есть. ^ Вазари об этом эпизоде ​​не упоминает вообще, а Паоло Джовио отмечает, что Микеланджело сам хотел продать статую как античную
же. ^ Позже было переработано на статую Святого Пия
с. ^ По Вазари, Аньоло Дони был другом Микеланджело
и. ^ Официальный акт об этом было выдано 28 марта следующего, 1509 года [3]
и. ^ Она была завершена на заказ Козимо I Медичи в 1554 - 1555 рр. Джорджо Вазари и Бартоломео Амманнати [127]
й. ^ 19 сентября 1554 году Микеланджело отправил Вазари сонет (известный как сонет CXLVII), в котором были строки: "... Обожал искусство, и оно стало для меня идолом-тираном" [128]
й. ^ Эти строки из сонета Микеланджело является эпиграфом к первой части романа Карела Шульца "Камень и боль" [129]
к. ^ Эта характеристика Микеланджело была выделена еще немецким искусствоведом Генри методом ( нем. Henry Thode ) В первом томе его труда "Микеланджело и позднее Возрождение" ( Берлин, 1902)
л. ^ Сам Шостакович называл его "Симфония № 16" [130]
г. ^ Возможно, что речь идет о временной частичной потере зрения художника после росписи фресок потолка Сикстинской капеллы, о чем упоминает Вазари [131]

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам