Надо Знать

добавить знаний



Миллет



План:


Введение

Миллет ( тур. millet, от араб. ملة - Милли) - в мусульманских государствах самоуправляющиеся объединения лиц одной веры с собственными административными учреждениями, судами, социально-культурными учреждениями (школы, больницы и т.д.), которые находились в специально отведенных для этого местах (кварталах) городов. В XV-XX веках термин получил широкое распространение в Османской империи для норма ней народов по религиозному признаку.


1. История возникновения

В XIV-XVII веках в результате захватнических войн на Балканском полуострове, особенно в отношении территорий Византийской империи, столицу которой Константинополь был захвачен и превращен в столицу нового государства, Османская империя значительно расширила свои владения. Османская держава постепенно стала многокультурной, многонациональной и поликонфессиональной, на ее территории проживали народы разных языков и виросповидувань - мусульмане, православные ( константинопольского, сирийского и александрийского патриархатов), иудеи, армяне. Следует заметить, что именно религия - ислам, а не национальность и / или речь стала главной отличительной чертой принадлежности к политически господствующих слоев населения Османской империи.


2. Миллет в Османской Империи

При таких условиях вопросы управления в империи решили следующим образом. Жители империи были разделены на Миллет - по вероисповеданию. По религиозному признаку на территории Османского государства была образована Миллет:

Каждый Миллет подчинялся собственном духовном пастырю - халифу (мусульмане), Вселенскому патриарху ( православные), Католикосу (армяне-католики) или раввину ( иудеи). Халифом (проводником) мусульманской общины - уммы в те времена был сам султан, потомок Османа. Проводники других общин по законам империи должны были подчиняться ему и несли перед ним ответственность за деятельность верующих своего Миллет. Это давало возможность юридически обойти принцип мусульманского права согласно которому халиф не может быть руководителем иноверцев. Основным требованием для назначения на пост главного пастыря Миллет были личные связи с султаном и близкими к нему визирами, а также демонстрация лояльности по отношению к господствующему классу мусульман.


3. Дискриминация Миллет

В Османской государстве для членов каждого Миллет были определены определенные права и обязанности. При этом в стране всегда подчеркивалось господствующее положение ислама и мусульман. При таких условиях наибольшим объемом прав, конечно, обладали мусульмане. Члены других общин империи имели преимущественно обязанности (ношение тюрбанов определенного цвета, проживание в определенных местах, кварталах города (линии оседлости), запрет езды верхом, оплата налога деньгами и детьми). Переход "неверных" в ислам всячески поощрялся, вместо течение мусульман в другие религии каралось смертной казнью. Постепенно и уризувався государственный бюджет немусульманских Миллет, которые властной мусульманской частью рассматривались и воспринимались как временное явление, как переходное звено к окончательному утверждению законов шариата.


4. Православный Миллет в Османской империи

Предпосылки формирования в Османской империи православного Миллет ведут еще в период Византийской империи. В Восточной Римской империи (Византии) главой всех православных общин был Константинопольский патриарх, который всегда был греком, хотя в пределах империи существовали другие патриархаты, формально полностью были независимыми, автокефальными в канонических вопросах (см. Автокефальная церковь). После падения перед турками Константинополя (1453 год) патриарх вынужден был признать власть султана и таким образом султан через вассального ему патриарха получил возможность влиять на жизнь государств мира, в которых были православные общины, в частности на земли Руси. Этот факт имеет очень важное значение, поскольку религиозные лидеры (патриарх, халиф, Папа Римский) в соответствии с принципами права тех времен имели возможность лишать власти светских правителей - царей, королей и т. д. То есть при таких условиях султан с помощью патриарха мог низложить например московского царя. В частности, понимая это, церковный собор в Московском царстве принял решение о выходе из-под власти константинопольского патриарха и образования независимого патриархата Всея Руси (с центром в Москве). Но немало религиозных лидеров Украины еще долгое время (вплоть до XVIII в.) Признавали власть Константинопольского патриарха.


5. Противоречия в системе Миллет

Построение Миллет по религиозному признаку без учета национальности и / или языка их членов создала условия для возникновения противоречий между различными этническими группами Миллет одной и той же веры. Это насмаперед касается православного Миллет. Так, на протяжении всей истории Османской империи, как и на протяжении истории многонациональной Восточной Римской империи, все высшие церковные должности в иерархии православной церкви занимали греки - фанариоты, несмотря на то, что основную часть православного населения государства составляли словяноязычные болгары, сербы, македонцы, а также часть албанцев и довольно многочисленные волохи (див.Населення Византии). Этот факт имел большое негативное значение для культурного развития славянских и романских народов в Османской империи. Почти все церковные приходы передавались турками в руки греков, насаждалась греческая культура (богослужение, школа, литература), сжигались и уничтожались старинные книги, вытеснялся церковнославянский язык. При этом сами греки подвергались постепенному отуреченню и теряли свой родной язык. Учитывая, что судебная власть была в руках греков (каждый Миллет подлежал суду своих религиозных лидеров, по законам своей веры и церкви), славяне становились полностью бесправны, в то время как греки, если они не конфликтовали с мусульманами, признавали их абсолютное верховенство имели максимум прав, в частности свободно торговали, занимались судебной, образовательно-религиозной, литературной и иной любой невоенной деятельностью на всей территории Османской империи. Греки-фанариоты фактически контролировали местную административную власть в придунайских княжествах - Молдавии и Валахии. По сути речь уже шла не о турецкое владычество, а о совместном греко-турецкое господство в Османской империи. Ситуация, которая сложилась, только обостряла национальные противоречия внутри православного Миллет и наконец побудила к усилению борьбы за национальное самосознание среди славянских и романских народов.


6. Роль православного Миллет в национальном освобождении Греции

Греки-фанариоты, под контролем которых находился "Румский" (православный) Миллет, в определенном смысле для материальных целей были заинтересованы в спивробиництви с османским режимом, одновременно и лелеяли эволюционные идеи "Великой Греции". В то же время они были и заложниками ситуации, которая складывалась внутри Миллет. Восстание, вспыхнувшее в 1821 году в Морей, переросло национально-освободительная война против османского владычества. При поддержке западноевропейских государств Греция получила независимость, но с точки зрения права Османской империи это означало государственный переворот, за который должен был нести ответственность соответствующий религиозный лидер - смертная казнь. Именно поэтому Константинопольский патриарх и его ближайшее окружение - руководители православного Миллет были казнены через повешение.


код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам