Минский автомобильный завод

ОАО "Минский автомобильный завод" (МАЗ) - крупнейшее государственное предприятие Белоруссии по выпуску большегрузной автомобильной, а также автобусной, троллейбусной и прицепной техники.

Торговая марка МАЗ широко известна в СНГ и в дальнем зарубежье. Автомобили МАЗ хорошо зарекомендовали себя в работе в районах Крайнего Севера, пустынях Каракумов и Сахары, в тропиках Африки, Юго-Восточной Азии и Америки, на Ближнем и Среднем Востоке, горах Латинской Америки. Автомобили МАЗ поставлялись в более чем 45 стран мира. После проблемного периода начала 1990-х, сегодня МАЗ смог вернуться на рынки большинства из этих регионов.

Завод является самостоятельным хозяйствующим субъектом с правом юридического лица, входящего в качестве головного предприятия в состав Производственного объединения "БелавтоМАЗ" (в составе которого находятся также РУП "МоАЗ", Могилев; РУП "БААЗ", Барановичи; РУП "Оазис", Осиповичи; РУА "КЗТШ", Жодино; РУП "Литмаш", Минск; ПРУП "ДЭМЗ", Дзержинск; РУП "СтройМАЗтрест", Минск).


1. История

Официальное рождение Минского автомобильного завода - 9 августа 1944 года. В этот день Государственный Комитет Обороны СССР принял постановление об организации в Минске автосборочного завода. Заканчивалась страшная война, и вся Европа ждала победы над фашизмом, а индустрия Советского Союза своего восстановления. И самое главное, для восстановления разрушенного народного хозяйства нужна техника, автомобильная техника, много грузовой автомобильной техники. Так, до конца войны оставалось еще девять месяцев. Еще много будет смертей, даже в день победы 9 мая 1945 года и после. Однако надо было жить дальше, заново строить. В том числе и полностью разрушен Минск, столицу Советской Белоруссии и столицу могущественного партизанского движения.

С 1944 по 1946 гг в Минске началась подготовка автосборочного производства, которое занималось составлением тяжелых американских грузовиков МАК из узлов и деталей, поставляемых по ленд-лизу.

А с 1946 по 1949 гг сборочный завод прекратил выпуск грузовиков иностранных моделей и начал подготовку к производству автомобилей семейства МАЗ-200.

Его базовой моделью стал ЯАЗ-200, изготовление которого передали в Минск из Ярославля, где после этого еще некоторое время выпускались трехосные ЯАЗ-210, в дальнейшем превратились в КрАЗы. Сам же Ярославский завод сохранил производство силовых установок - двухтактных дизелей ЯАЗ-204 для МАЗов и ЯАЗ-206 для КрАЗов. Осенью 1947 г. пять первый белорусский грузовиков-самосвалов МАЗ-205 выехали из ворот нового автосборочного производства и прошли в праздничной колонне на Октябрьской демонстрации.

Сегодня не стоит лукавить, что все первые строители МАЗа, можно сказать, сами по себе уже были героями. Послевоенный энтузиазм всех советских людей нельзя сбрасывать со счетов возобновляемой промышленности государства. Но конкретные руководители многих предприятий всегда находились в то время под прицелом репрессий Отца всех народов Иосифа Виссарионовича Сталина.

Несмотря на это, коллектив направил все свои силы на дальнейшее строительство автозавода и расширение модельного ряда грузовиков. Первые самосвалы МАЗ-205 "потяжелели" с 5 до 6 и далее до 7. На конвейере стали собирать бортовые грузовики МАЗ-200, один из которых до сих пор находится на "службе" в музее автозавода.

На шасси серии МАЗ-200 были созданы полноприводные МАЗ-502 и лесовоз МАЗ-501, на которых уже обкатывались и отрабатывались самостоятельные конструкции и агрегаты автомобилей следующего поколения. Руководил в это время предприятием Сергей Михайлович Кишкин (1955-1959 гг.) Тогда же из Новосибирска на МАЗ был переведен специализированный конструкторский отдел, который возглавлял Борис Львович Шапошник, ставший впоследствии Героем Социалистического Труда. В задачи его специального конструкторского бюро МАЗа входило создание тяжелых 25-тонных самосвалов, и в 1950 г. такой самосвал был создан - МАЗ-525. А в 1957 г. отправился на приемочные испытания 40-тонный самосвал МАЗ-530.

Далее производство тяжелых самосвалов было налажено в городе Жодино, недалеко от Минска. Сегодня марку тяжелых карьерных самосвалов БелАЗ знают во всем мире.

А в то время Борис Львович стал главным конструктором специального конструкторского бюро многоосных тяжелой колесной техники. Именно под его руководством создавались военные тягачи и ракетовоза для Вооруженных сил СССР. Это был гениальный инженер, о котором говорили, что он родился с логарифмической линейкой в ​​руках.

Лев Борисович ушел на заслуженный отдых в 1985 г. В должности главного конструктора специализированного конструкторского бюро встал не менее гениальный инженер Владимир Ефимович Чвялев, который так и оставался руководителем конструкторских служб до 2004 г.

За весь этот период специализированное КБ создало такие уникальные многоосные машины, как МАЗ-543, МАЗ-7414, МАЗ-7904, МАЗ-7907 и т.д. Но это - военная техника. А на шасси этой техники создавались и гражданские автомобили, получившие название "Волат" (в переводе с белорусского "Богатырь").

Сегодня специализированное конструкторское бюро превратилось в отдельное от МАЗа предприятие, созданное в феврале 1991 г., - Минский завод колесных тягачей (МЗКТ), которое, кстати, возглавляет бывший директор автобусного производства МАЗа Геннадий Александрович Синеговський. Но название "Волат" в минских "многоножек" осталась.

Но это сегодня. А тогда, в 50-60 гг, велась подготовка постановки на конвейер совершенно новой серии минских грузовиков МАЗ-500. И у руля предприятия встал Иван Михайлович Демин (1959-1982 гг.) - Долгожитель директорского корпуса МАЗа. Плюс к этому он стал еще и с 1974 г. генеральным директором производственного объединения, в которое входили БелАЗ, МоАЗ (Могилевский автозавод, выпускавший в основном строительную технику) и многие агрегатные предприятия БССР.

Серия МАЗ-500, вставшей на конвейер в апреле 1965 г., стала первой в Советском Союзе конструкции грузовика с бескапотных кабиной, есть расположенной над мотором и которая отбрасывается вперед. Изменение модели проводилась без остановки конвейера, параллельно с производством капотного самосвала МАЗ-205, который был снят с конвейера лишь 31 декабря 1965 18 лет в производстве - рекорд долголетия модели.

За создание конструкции унифицированного семейства большегрузных автомобилей, автопоездов и самосвалов МАЗ-500 группа работников Минского автозавода удостоилась Государственной премии СССР. Тем не менее, в 1969 г. семейство прошло модернизацию, и в сентябре 1970 г. на конвейер встали МАЗ-500А. Еще одной модернизации семейство "пятисот" подверглось в 1976 г., а в 1977 г. начался выпуск усовершенствованных автомобилей уже под маркой МАЗ-5335.

В эти времена главным конструктором Минского автозавода и всего ПО "БелавтоМАЗ" стал Михаил Степанович Высоцкий, обладающий высокими техническими знаниями, коммуникабельный и, самое главное, в совершенстве знает всю конструкцию продукции МАЗа. Темпы модернизации модельного ряда минских грузовиков, по сравнению с другими советскими автопроизводителями, были просто "реактивными".

Те или иные конструкции агрегатов или деталей из КБ сразу отправлялись в экспериментальный цех, а после изготовления в Испытательный центр, где устанавливались для испытаний на стенды или экспериментальные автомобили в отдел дорожных испытаний.


2. Грузовые автомобили


2.1. Бортовые автомобили

2.2. Седельные тягачи

2.3. Шасси

2.3.1. Евро 2

  • МАЗ-533603-241; МАЗ-533605-241
  • МАЗ-533702-240, -241, -242, -246, -248, -249
  • МАЗ-533702-270, -280
  • МАЗ-630305-241; МАЗ-630308-244
  • МАЗ-630303-245, -246, -247; МАЗ-630305-249, -250
  • МАЗ-631705-244; МАЗ-631708-244
  • МАЗ-631705-263; МАЗ-631708-263
  • МАЗ-631208-040-012
  • МАЗ-555102-241
  • МАЗ-551605-247
  • МАЗ-+4370 41-280, МАЗ-437030-281
  • МАЗ-четыре тысячи триста семьдесят-одна 41-290, 291

2.3.2. Евро 3

  • МАЗ-5337А2-340. -341, -342, -346 -348, -349 -370, -380; МАЗ-533731-381
  • МАЗ-5336А3-340 (-341); МАЗ-5336А5-340 (-341)
  • МАЗ-6303А3-347; МАЗ-630333-346; МАЗ-6303А5-349, -350, -352
  • МАЗ-6303А5-340, 341; МАЗ-6303А8-343, 344
  • МАЗ-6312А5-325, 335, 375; МАЗ-6312А8-325, 365, 375
  • МАЗ-5551А2-340
  • МАЗ-5516А5-347
  • МАЗ-437143-340, 350
  • МАЗ-437030-340, -341; МАЗ-437043-340, -341

2.4. Самосвалы

2.4.1. Евро 2

  • МАЗ-555102-220, 223
  • МАЗ-555102-225
  • МАЗ-551605-280
  • МАЗ-551605-275, 275-050
  • МАЗ-551608-236
  • МАЗ-551605-271, 271-050, 273
  • МАЗ-650108-220-021
  • МАЗ-651705-282

2.4.2. Евро 3

  • МАЗ-6516А8-320; МАЗ-6516А9-320
  • МАЗ-5551А2-320, 323; МАЗ-555131-320, 323
  • МАЗ-5551А2-4327
  • МАЗ-5551А2-325; МАЗ-555132-325
  • МАЗ-5551А2-320, 323; МАЗ-555131-320, 323
  • МАЗ-5516A5-371, 373, 380
  • МАЗ-551633-371, 380
  • МАЗ-5516А8-336, 338
  • МАЗ-5516А5-375
  • МАЗ-6501А8-320, 370-021; МАЗ-6501А9-320-021
  • МАЗ-457043-320, 322
  • МАЗ-6501А5-320-001; МАЗ-6501А5-370-001

2.5. Среднетоннажные автомобили

2.5.1. Евро 2

  • МАЗ-437041-221, 222, 261, 262
  • МАЗ-437041-268, 269
  • МАЗ-437141-271, 272

2.5.2. Евро 3

  • МАЗ-437043-328, 329
  • МАЗ-437043-328, 329
  • МАЗ-437143-328, 329
  • МАЗ-437130-331, 332
  • МАЗ-437143-331, 332

2.6. Лесовозы

  • МАЗ-543403-220
  • МАЗ-641808 + МАЗ-900810

3. Прицепная техника

3.1. Полуприцепы

3.2. Прицепы

4. Автобусы

Автобус МАЗ 103
Автобус МАЗ 256

С 1992 года МАЗ начинает изготовление автобусов по лицензии немецкой компании Neoplan. А потом начинает выпуск автобусов собственной конструкции.
На сегодня существуют такие модели автобусов:

Троллейбус МАЗ 103Т

5. Троллейбусы

В 1999 году компания спроектировала свой ​​первый троллейбус МАЗ 103Т, который пошел в серийное производство в 2000 году.

6. МАЗ-MAN

В 1997 году совместно с концерном ?МАН? ( "MAN") создано совместное белорусско-германское предприятие ЗАО "МАЗ-МАН", г. Минск, на котором в 1998 г. было налажено серийное производство большегрузной автомобильной техники с использованием кабины и двигателя производства МАН на шасси МАЗ. Одним из приоритетных направлений предприятия является выпуск седельных тягачей для международных перевозок с колесной формулой 4x2 и 6x4, пригодных для эксплуатации в Европе и соответствуют всем европейским требованиям. Освоен выпуск бортовых грузовиков, самосвалов, фронтальных погрузчиков. На базе шасси МАЗ-МАН налажено производство бетоносмесителей, топливозаправочных автоцистерн и т. д.

Самосвал МАЗ-MAN

Продукция белорусско-германского предприятия демонстрирует преимущество техники, создаваемой с учетом достижений и опыта автомобилестроителей двух стран. Обладая сопоставимой с европейскими моделями аналогичного класса качеством, продукция МАЗ-МАН в среднем на 30 процентов дешевле, чем автомобили зарубежного производства. В настоящее время 98% всех автомобилей МАЗ-MAN отвечают требованиям Евро-3.

В 2004 году на совместном предприятии было изготовлено 272 автомобиля, что на 45% больше, чем в 2003. При этом в 2003 году выпуск продукции по сравнению с 2002 был увеличен на 50%.

28 ноября 2005 года СП ЗАО "МАЗ-МАН" реализовало потребителям 1000-й седельный тягач МАЗ-MAN.


7. Хроника важнейших событий

  • 1944, август - постановление Государственного комитета обороны об организации автосборочного завода в Минске
  • 1947, октябрь - сборка в экспериментальном цехе и отправка на восстановление послевоенной разрухи первых пяти автомобилей МАЗ-205
  • 1950, июнь - отправка за рубежом первые автосамосвалов МАЗ-205 на восстановление Варшавы
  • 1950, сентябрь - начало производства 25-тонных автосамосвалов МАЗ-525
  • 1957, март - выход в пробный пробег первого опытного образца 40-тонного самосвала МАЗ-530
  • 1958, октябрь - награждение автозавода высшей наградой Всемирной промышленной выставки в Брюсселе - "Гран-при" за 40-тонный самосвал МАЗ-530
  • 1958, ноябрь - сборка и испытание первых опытных образцов автомобилей МАЗ-500 и МАЗ-503
  • 1965, декабрь - выпуск последнего автомобиля первого семейства МАЗов автосамосвала МАЗ-205. Полный переход на выпуск автомобилей семейства МАЗ-500
  • 1970, сентябрь - начало серийного производства на главном конвейере новых модернизированных автомобилей МАЗ-500А
  • 1970, ноябрь - награждение завода золотой медалью Лейпцигской ярмарки за автомобиль МАЗ-516
  • 1974, декабрь - создание на базе Минского автозавода, Барановичского, Осиповичського и Калининградского автоагрегатного заводов и Минского рессорного завода производственного объединения "АвтоМАЗ"
  • 1975, сентябрь - создание на базе производственного объединения "АвтоМАЗ", Белорусского и Могилевского автозаводов производственного объединения "БелавтоМАЗ"
  • 1980, октябрь - вручение объединению "БелавтоМАЗ" международной премии "Золотой Меркурий"
  • 1981, май - сборка на главном конвейера первый седельного тягача МАЗ-5432 нового перспективного семейства автомобилей МАЗ-6422
  • 1983, сентябрь - награждение завода золотой медалью Пловдивской ярмарки за автопоезд МАЗ-5432 9397
  • 1987, январь - создание внешнеторговой фирмы "БелавтоМАЗ".
  • 1988 - на большом парижском автосалоне представлен созданный на Минском автозаводе автопоезд модульной конструкции МАЗ-2000 "Перестройка"
  • 1988, май - демонстрация на международном салоне в Гамбург является первым трехосного автомобиля МАЗ с двигателем западногерманской фирмы "MAN"
  • 1989, апрель - выпуск миллионного автомобиля МАЗ
  • 1991, август - с нового главного конвейера сошел первый автомобиль
  • 1992, июнь - создание автобусного производства. Выпуск первого низкопольного городского автобуса МАЗ-101
  • 1997, март - выпуск первого магистрального тягача МАЗ-54421 нового семейства автомобилей, полностью удовлетворяющих европейским требованиям к большегрузной техники для международных перевозок
  • 1999, июнь - начато производство среднетоннажных автомобилей МАЗ-4370
  • 1999, ноябрь - изготовлен первый опытный образец троллейбуса МАЗ-103Т
  • 2000, июнь - с технологических линий автобусного филиала сошел 1000-й автобус с маркой МАЗ
  • 2000, 2001 - по итогам этапов Чемпионатов Европы по трак-триалу экипаж Минского автозавода на автомобиле МАЗ-6317 (6х6) два года подряд завоевывал звание чемпионов Европы
  • 2001, февраль - автозавода вручен сертификат соответствия системы качества международному стандарту ISO 9001
  • 2001, август - автобус МАЗ-107 в номинации "Лучший автобус салона 2001" занял первое место
  • 2002, апрель - изготовлен опытный образец самосвала МАЗ-551605 с трехсторонней разгрузкой, двигателем ЯМЗ-238 ДЕ2
  • 2002, август - седельный тягач МАЗ-544003 в номинации "Лучший грузовик MIMS-2002" занял 1-е место
  • 2003, май - автомобиль МАЗ-4370 признан лучшим коммерческим грузовиком в России в 2003 году
  • 2003, август - автопоезд МАЗ-437141 +837300 удостоен Гран-при в номинации "Лучший грузовик Автосалона-2003" на 6-м Российском международном автомобильном салоне
  • 2004, май - выпущен автобус второго поколения МАЗ-256
  • 2004, июль - введена в эксплуатацию линия по сборке автомобилей МАЗ в Иране
  • 2007, май - начал работу сборочный завод автомобилей МАЗ в Азербайджане