Надо Знать

добавить знаний



Мировое дерево



План:


Введение

Изображение Древа жизни на полотенце. Средняя Приднепровье
Мировое дерево в кафедральном соборе. Линчепинг, Швеция.
Исландских вариант Древа жизни, 1600 год
Дерево жизни, витраж работы Л. К. Тиффани ( 1848 - 1933)

Мировое дерево, Вечное Дерево Жизни - олицетворение единства всего мира, своеобразная модель Вселенной и человека, где для каждого существа, предмета или явления есть свое место. Это также посредник между мирами - своеобразная дорога, мост, лестница, которыми можно перейти к миру богов или в потустороннем мире. О древе жизни в мире создано множество легенд, сказок, этот символ нашел отражение в орнаментах многих народов.


1. Мировое дерево в мировой культуре

Символ Мирового дерева в мифологических представлениях многих народов, в том числе и Украинский, служил своеобразным образцом космоустрою, переходом от хаоса к упорядоченному миру.

В древнем Иране верили, что священное дерево растет у истоков Ардвисуры. На нем якобы жил царь птиц Сенмурв, который рассыпал семена по земле. Другая птица относил семена к источнику, из которого пила звезда, осыпала землю дождями. С дождем семена возвращались назад в землю.

В скандинавских мифах видим вечнозеленое древо жизни Иггдрасиль, пропитанный живительным священным медом. Это огромный десен, являющийся структурной основой всего сущего и соединяет собой девять миров. На вершине дерева сидит орел, корни подгрызают змеи и дракон Нидхегг. Слово "Иггдрасиль" буквально значит "конь Игга", то есть конь Одина. Это название подчеркивает роль дерева еще и как пути, которым божественный шаман (Один) странствует из одного мира в другой.

В славянской мифологии першодеревом считали дуб, в Украина это также была еще и ива.


2. Мировое дерево и древние концепции времени и пространства

Дерево Жизни, которое растет посреди Ирия (дохристианского рая), олицетворяет сочетание трех сфер бытия: Объявление (видимого света), Праву (мира правил, обрядов, законов и закономерностей) и Наву (мира потустороннего, невидимого, сакрального).

В образе дерева объединились представление о время, пространство, жизни и смерть. Например, загадка о жизни и смерти:

" Стоит дерево, на дереве - цветы,

под цветами - котел, над цветами - орел, -
цветы срывает, в котел сбрасывает,
цветов не меньше, в котле не больше.

"

Древние украинские колядки донесли до нас древние представления о том, как с хаотического первобытного океана появился на свет. В них говорится о временах, когда не было еще ни неба, ни земли, а было только синее море. На том море стояло дерево ( явор или сосна). На дереве три птицы советовали совет: как основать мир?

  • Одна птица нырнул в море - вынес золотой камень. Начало солнце.
  • Второй нырнул - вынес серебряный камень. Восстал месяц.
  • Третий - медный камень. Восстали звезды.

Першодерево мира славяне расположили в юга, согласно их верованиям, на "прадуби" росли плоды бессмертия. Сюда же слетались птицы на зиму.

Одновременно с созданием в воображении первобытных людей образа мирового дерева возникла и разветвленная система противопоставлений:

день - ночь
лето - зима
жизнь - смерть
правое - левое
прямое - кривое
верх - низ
огонь - вода
человек - женщина
четное - нечетное

На вершине дерева днюет солнце, именно его "движение" обусловил "разделение" пространства вокруг него на четверо в горизонтальной плоскости, выражая представление о:

  • время (утро, день, вечер, ночь; весна, лето, осень, зима);
  • пространство (восток, юг, запад, север).

По вертикали дерево делится на три части, в каждой "приписаны" определенные существа:

  • нижнюю - корень (подземный мир) - змеи, лягушки, рыбы, водоплавающие птицы и животные, потому низ дерева символизирует не только подземный мир, но и воду;
  • среднюю - ствол (земной мир) - крупные животные: туры, олени, лошади, медведи, волки, это также и мир людей;
  • верхнюю - крону (небесный мир) - птицы и пчелы, небесные светила.

3. Фольклор

Чаще всего в фольклоре как мировое дерево выступают дуб, явор, ива, липа, калина, вишня, яблоня, сосна. Располагается Мировое дерево в сказочном пространстве фольклора обычно на горе, посреди моря, в чистом поле недалеко от дороги, у господина-хозяина на его дворе.

Деревом обозначали тоже время. Когда древо обозначает год, то рисуется или вырезается со многими веточками, так называемой "сосенкой". Сохранились и загадки о дерево-год:

" Дуб-дуб долго-век, на нем двенадцать ветвях, на каждой ветке по четыре гнезда, а в каждом гнезде по семь яиц, и каждому имя есть. "

В мифологических представлениях мир членувався на три плана:

Или летописные объявлений, нав и прав - миры современный, потусторонний и идеальный-небесный. Причем все явления природы, события в обществе и переживания отдельных людей происходили одинаково как в каждом из этих трех планов, так и у них всех одновременно и взаимосвязанно, как в едином организме. А дерево было посредником между этими мирами, или размещало эти миры на себе. С его помощью можно было переходить из одного мира в другой (в мир предков, на небесный мир).


3.1. Мировое дерево в щедривках

Мировое дерево в украинской щедривках показано как первородный "Явор зеленый ":

" Как еще не было начала света,

То еще не было неба, ни земли.
А только было широкое море,
А на том море явор зеленый,
На том яворе три голубочки,
Три голубочки совет советовали:
"Как бы мы, братья, мир поставили?
Ой пойдем, братья, на самое дно моря
И там добудем мелкого песка.
Тот песок мелкий посеет повсюду,
И встанет с него праздника землица,
И будет Тамко золотой камень,
С того камня и будет солнце,
Это будет солнце и месяц ясный,
Румяна заря и звезды прекрасны ".

"

3.2. Мировое дерево в сказках

В сказках встречается мотив "дерева к небу", здершись на которое герой видит небесное божество и получает волшебные подарки. С образом древа-посредника между мирами связан и обычай сажать деревья или кусты на могилах. Важность этого обычая подчеркивается тем, что на них сажают растения определенных пород. В Украине это преимущественно калина.

В украинской легендах девушки превращаются в деревья от тоски по любимой. В сказке о волшебной свирели из косточек девушки, коварно убитой сестрами, вырастает куст калины. Сделанная из ее веточки свирель говорит человеческим голосом. Вообще, в сказочном эпохе дерева тесно связаны с женщинами и девушками.

  • В одной из сказок к царскому двору внадилася жар-птица - воровать золотые яблоки или груши с волшебного деревца. Царенко отправляется в поход, чтобы поймать воровку, а возвращается домой с невестой.
  • Интересной с этой точки зрения сказка "Дедова и бабки дочка", где на лесном пути девушки-сироты встречаются печь, колодец и яблоня (женские символы).
  • В сказке "Золотой башмачок" умирающая мать оставила доченьке подарок- оберег : зернышко, из которого выросла ива. Долго помогало дерево, населенный очаровательными паннами, бедной сиротой. Пригодилось и тогда, когда пришло время искать себе пару. А после свадьбы девушки с князенком "ива с колодцем ушла в землю и снова в князенково-м саду вышла".

В веснушках встречается мотив сказочного дерева, дымится влюбленных: из него появляются три церквушки и колокольня: в церквушке - три свечи ясных (скажем, Марийка, Оксанка и Надя), а в колокольне - три звонки гласных (Иванко, Петрусь и Василько). Далее Иванко говорит: "Я Марийку люблю, я своей Машеньке ботиночки куплю", и так о каждой пару.


3.3. В поверьях и обычаях

  • В Украине есть поверье, что "человек зря проживет жизнь, если посадить дерево".
  • У некоторых народов, в частности в украинской существовал обычай сажать в честь погибших героев дерева - живые памятники.

4. Мировое дерево как воплощенная плодородие

Символ мирового дерева - это образ воплощенного плодородия, женщины, Богини-Матери. Природа, мать всего живого, и есть древом жизни. В изображениях (на вышивках, писанках, тканых полотенцах и коврах) образ женщины связывается со знаком дерева, она сливается с ним, а иногда полностью его заменяет. Говорят, что дом держится на женщине, как крыша на балок. Балка держит крышу, как мировое дерево - небо. Когда появилось у людей жилье, оно стало бы точкой отсчета в безграничном вселенной, центром бытия для каждого человека. Четыре стены дома ориентировались на четыре стороны света. Основой жилья стал балка, который символизировал прочность жилища. При установке в доме сволока существовало немало обрядов и обычаев. Когда снился сон, что в доме нет сволока, считалось, что это к смерти. Связь "стержня дома" с представлениями о мировом дерево подтверждают и орнаментальные изображения на сволоках: солярные знаки, змеи, зигзагообразные изображения воды, "сосенки".

Древо жизни - это и дерево рода. Самая распространенная схема изображения мирового дерева - ствол с тремя веточками. Такие родословные деревья вышивали красными нитками по белому полотну судьбы-полотенца и вывешивали как обереги над образами, окнами, портретами родственников. Птицы, которые являются посредниками между миром живых и миром предков, а также охранниками рода, в колядках и сказках выступают помощниками и советчиками в подборе пары. При этом они, конечно же, сидят на дереве. Иногда в роли такой помощницы юноше выступает змея, которая находится вблизи корней дерева. Свадебная символика изобилует словесными и рисованными, вышитыми изображениями древа жизни. Это и свадебное веточку, и насыщенные брачной символикой настенные росписи и вышивки, и песни, в которых говорится о райское древо, которое породила две ягидочкы - молодую и молодого.


5. Мировое дерево Иггдрасиль в скандинавской мифологии

В скандинавской мифологии, Иггдрасиль (также используются названия Мимамейд и Лерад) - это "Мировое дерево", огромное дерево, что, как считалось, объединяет и поддерживает все девять миров скандинавской космологии. Часто предполагают что это десен, толкование общепринятое теперь в Скандинавии. Другая версия утверждает, что в прошлом Игдрассиль считался тисом, что совпадает с его описанием в Эдди как вечнозеленого. Асгард, Альфхейм и Ванахейм покоятся на ветвях Иггдрасиль. Его ствол это ось мира, проходящей через центр Мидгард, вокруг которого расположен Йотунхейм, под которым лежит Нидавеллир или Свартальхейм. Три корня простираются вниз до Хельхейм, Нифльхейм и Муспельхейм, но только в первом мире расположен источник из которого поливают Иггдрасиль.


6. Дерево жизни как объект поклонения в Монгольской империи Чингисхана

С средневековых хроник известно, что в большой степной империи монголов Чингисхана было распространено единобожия в различных формах (поклонение Сущем, Жизни, Всевышнему, Аллаху, Христу, Будде, Вечном Небу), среди которых было также поклонение "кустам". Числе многих русских князей заставляли им поклоняться. Есть все основания полагать, что описанные "кусты" использовались как естественный знак (символ, икона) Вечного дерева жизни, подобно икон в христианстве. Со временем эта практика уменьшилась, оставшись лишь в отдаленных концах империи ( шаманизм некоторых племен Казахстана и Алтая), уступив христианству и знака креста, как древнем знака Вечного дерева жизни.


7. Вечное древо жизни и христианство

Cross (PSF). Png

Дерево жизни - в библейской книге Бытие - особое дерево, посажены Богом посреди Эдемского сада. Приносит плоды, которые дарят вечную жизнь.

Одним из самых простых и одновременно самых содержательных знаков Вечного дерева жизни является крест "?". Этот древний знак вечной жизни, истины и спасения, так же как идея Вечного дерева жизни были с успехом использован первый христианами и распространены во все концы нашего мира. Интересно, что в современном мире идею связи всего живого лучше воплощает современное мировое Мижмережжи или Интернет. Поэтому вполне логично рассматривать крест (наряду с другими его значениями) как один из возможных символов для обозначения интернета.


8. Знаки-синонимы мирового древа

Как и в большинстве символов, у мирового дерева (древа жизни) является знаки- синонимы, которые в определенной степени заменяют его в некоторых текстах или подчеркивают и развивают какое-то одно из значений или отдельное свойство дерева. Такими символами в сказках и обрядовых песнях мировое яйцо, городов (калиновый мост), мировая гора, столб, дорога, церковь с тремя верхами, три терема, корабль, лестница, мотучка, цепь, арка, город.

Опредметнена проявлениями ( атрибутами) мирового дерева является веха - высокая палка с колесом на вершине (колесо - символ солнца), купальский и Майское дерево и т.д.. Эти атрибуты мирового древа присутствуют почти в каждом из наибольших праздников календарного цикла, а также на свадьбе (упоминавшееся уже веточку). Как воплощение девичьей судьбы, символ дерева появляется в одном из гаданий на святой Екатерины ( 7 декабря). Девушка вырезает в саду веточку вишни, вносит в дом и ставит в кувшин с водой. Как расцветет к Щедрого вечера ( святой Малании, 13 января) - это добрый знак, будет в этом году свадьбы. А как зацветет - еще год придется сидеть в девках. Здесь вишневая веточка символизирует девичью судьбу, саму девушку - или цвести ей на свадьбе этого года, или нет.

На свадьбе молодого символизирует веточку (вильце) - молодое деревце, или ветка, зачастую с сосны или вишни. На девичнике в субботу девушки вместе украшают его цветами, калиной и красочными лентами, распевая при этом песни "до веточки". Это как символ девичества невесты. Когда берутся делить каравай, веточку разбирают себе по веточке дружки невесты. Считается, что веточки из свадебного веточки, украшенные цветами, помогают потом дружкам счастливо выйти замуж.

Кое-где на Полесье доныне сохранился обычай "водить куста" на Зеленые праздники ( Троица). Одну из девушек группа впитывает "кустом". Для этого плетут два пышные венки из ветвей клена и липы, больше - на шею, меньше - на голову. За кромку девушке затыкают ветки так, что образуется как бы юбка из зелени. С девушкой-кусты ходят по домам, поздравляют хозяев с Зелеными праздниками, желают счастья и богатства. Видим здесь отголосок веры в то, что умершие души переселяются в деревья, а на Троицу приходят в гости к потомкам.

Купальский дерево, которое называется Купайлиця или Марена, символизирует плодородие, девство, объединение молодых в браке. Оно также напоминает о первое дерево, с которым создавался мир. Это деревце (большую ветку, чаще из ивы или вишни) устанавливают ребята вечером на поляне на Ивана Купала ( 6 июля). В конце обряда Купайлиця топят или разламывают на маленькие веточки, и каждая девушка берет себе по веточке.

Перед Рождеством обыкновенно (который пришел к нам из Западной Европы) устанавливать в доме и украшать елку. Вечнозеленое деревце символизирует вечную жизнь, а украшения на нем - те дары, которые должен получить человек в новом году. Существует мнение, что рождественская елка - это образ священного древа, а звезда, которой она увенчана, является символом неба или солнца.

В Украинский образ мирового древа зафиксирован в орнаментальных изображениях на вышитых и тканых полотенцах, коврах, вышивки, писанках, сундуках, мебели, пряничных досках, посуде и в отделке одежды.


См.. также

9. Источники и литература

  1. 100 самых известных образов украинской мифологии / под ред. О.Таланчук.
  2. Энциклопедия украиноведения для школьников и студентов. Донецк: Сталкер, 2000. - 496 с.
  3. Елисова Н. А. Универсальный символ "мировое дерево" и его культурно-образные парадигмы в художественных текстах Бориса Пастернака / / Автореф. дис ... канд. филол. наук: 10.02.02 / М. А. Елисова; Киев. нац. ун-т им. Т.Шевченко. Ин-т филол. - К., 2006. - 20 с.
  4. Сурина Г. Ю. Мифологема мирового дерева, как одно из проявлений арехетипу триединства. Мультиверсум. Философский альманах. - М.: Центр духовной культуры, - 2006. - № 56.
  5. Куевда В. Мифологические источники украинской этнокультурной модели: психологический аспект. Монография. - М.: Украинский культурологический центр, Донецкое отделение НТШ, 2007. - 264 с., 3 табл., 129 ил. ISBN 978-966-2018-01-1
  6. Василащук Анна. Альбом. Киев, Искусство, 1985.
  7. Hans Biedermann. Knaurs Lexikon der Symbole. Droemer Knaur Verlag, M?nchen 1998. (Нем.)

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам