Надо Знать

добавить знаний



Михайлов Ефим Спиридонович


Михайлов Ефим Спиридонович.jpg

План:


Введение

Ефим Спиридонович Михайлов (* 27 (15) сентября 1885, Олешки, Российская империя - ? 15 июля 1935, СССР) - репрессирован Украинским художник, поэт и искусствовед.


1. Биография

Ефим Спиридонович Михайлов родился в уездном городке Олешки, что во Херсоном. Осенью 1892 Ефима отдали в Олешковской школы, которую он закончил 1896 года и вступил в Херсонский реального училища, которое из-за нехватки средств был вынужден закончить экстерном. 1897 года получил от херсонского земства стипендию с условием, что будет изучать керамику и ковроткачество, и поехал в Москвы, где окончил Строгановское художественно-промышленное училище ( 1906), а затем Московское училище живописи, ваяния и зодчества ( 1910), где учился в мастерской Валентина Серова. Впоследствии получил звание классного художника первой степени за картину "До богини Лады", на создание которой художника вдохновили произведения М. Нестерова и Н. Рериха.

По окончании училища Михайлов мобилизован в царскую армию. Военную службу отбывал в Екатеринославе, где в 1911-1912 гг выполнил роспись Крестовоздвиженской церкви (II-й Военной) на площади Абрамовича (современный спортзал Приднепровской государственной академии строительства и архитектуры), Севастополе, а позже, с 1914 года - в Полоцке. В перерыве между мобилизациями работал в редакции журнала-газеты "Новъ" в Москве, впоследствии стал заведующим отделом иллюстраций, делал иллюстрации для журнала "Детское чтение". Основной деятельностью Михайлива как художника в то время стали оформление книг, книжная графика. Вскоре он получил полное признание. 1912 года на страницах украинских журналов стали появляться его стихи.

В начале 1914 году он женится с Галиной Алексеевной Шкитиною. Через два года у них рождается сын Юрий. В эти годы художником были созданы картины "Музыка водопадов", "Творец бога", триптих "Украина".

Осенью 1917 года семья Михайлива переехала в Киева. Он активно участвует в художественной жизни города, его работы экспонируются на художественных выставках, его стихи печатаются в журнале "Путь" (1917 г.), а в следующем году - в издательстве "Грунт".

В 1918 году Михайлов работал преподавателем в Миргородском керамическом институте

1919 года вновь вернулся в Киев, где был избран председателем Киевского филиала Ассоциации художников Красной Украины, работал в художественно-промышленном отделе при комиссариате искусств, а впоследствии - в Наркомпросе, был членом коллегии Всеукраинского отдела искусств Наркомпроса.

От 1920 года Михайлов - член художественного совета Киевской Художественной Академии, преподает в Киевском высшем институте народного образования им.М. Драгоманова (теперь Киевский университет).

1921 года возглавил Комитет памяти Николая Леонтовича, в который входили Хоткевич, Лесь Курбас, Борис Лятошинский и другие видные деятели. В эти же годы Михайлов вел активную искусствоведческую деятельность. За 1920 - 1930 лет он печатал свои статьи и рецензии преимущественно в "Библиологични вести", "Жизни и революции". В частности, вышли в свет его монографии "Керамика на Украине", "Т. Шевченко", была написана книга "Украинская песня в московском лубке", публиковались статьи, посвященные творчеству художников Г. Нарбута, А. Мурашко, Л. Позена, М. Жука, М. Брукман. В 1921 году в Вене вышла книга "Гончарная керамика на Украине".

1934 года Ефим Спиридонович Михайлов был безосновательно арестован по обвинению в подготовке вооруженного восстания и сослан в Котлас. Там художник поселился в рабочей семье, устроился на работу декоратором в клуб, продолжал рисовать, писать стихи, мечтал о возвращении к родным, однако подорванное на фронтах здоровья сказалось и 1935 года его жизнь оборвалась. В ссылке незадолго до смерти он написал такие строки:

"

"А как хотелось нырнут в жизнь потоки
И крикнуть: "Слава!" - Победно ... Труда.
Хотелось как воздух Труда!
Чтобы, задыхаясь творит для всех, "для масс"
Но кто-то позавидовал нам в "странном дворце"
И погасил этот творческий наш ексаз.
Меня сослали сам - не знаю за что.
За Украину, что я сын ... "

"

2. Творчество и память

Творчества Михайлива присущи многозначность художественного языка, философско-поэтический аллегоризм и символика в духе Чюрлениса и Рериха, близость к доработку украинского и российского графика и театрального художника В. Замирайло. В последних произведениях художник постепенно перешел на позиции последовательного реализма.

Ефим Михайлов - автор многочисленных произведений (в каталоге - 307 названий), среди них картины:

  • "Потерянная свобода" ( 1916);
  • "Музыка звезд" ( 1919);
  • "Руины славы" ( 1920);
  • "Утерянная булава" ( 1922);
  • "Чайка" ( 1930);
  • "Гетманский палатка" ( 1930).

Художник не написал ни одной картины, которая славословили советскую действительность.

Ю. С. Михайлов собирал образцы народного искусства для Народного музея в Екатеринославе (ныне Днепропетровский исторический музей имени Д. Яворницкого) также оставил обзоры выставок гравюры и рисунка и японской детской книги (оба 1928).

Художественное творчество Ефима Михайлива сохранилась не полностью. Большинство картин удалось сохранить жене художника - Галине Алексеевне, которой в годы Второй мировой войны удалось эмигрировать в США.

В 1988 году в США усилиями дочери художника, ныне покойной, Татьяны Ефимовны и ее мужа была издана монография "Ефим Михайлов. Его жизнь и творчество". 2004 года в Киеве вышла монография Юрия Пьядика "Ефим Михайлов. Жизнь и творчество".


3. Библиография

  • Георгий Нарбут. "Жизнь и революция", 1926, ч. 10
  • Пути украинской керамики. Там же, 1926, ч. 11-12
  • Фрагменты воспоминаний о Г.И. Нарбута. "Библиологични вести", 1926, № 3 (12)
  • Мастер краски и колорит: [о Ол. Муравей.] "Жизнь и революция", 1928, ч. 10
  • Леонид Позен. Там же, 1929, ч. 7-8
  • Новое резьба Украине. Там же, 1929, ч. 12
  • Михаил Жук. Х., 1931
  • Григорий Дядченко. Х., 1931

4. Источники, ссылки и литература


код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам