Надо Знать

добавить знаний



Мода



План:


Введение

Показ модной одежды
Модель на подиуме
Модель на подиуме

Мода ( фр. mode , От лат. modus - Мера, образ, способ, правило, предписание) - непродолжительное господство определенного вкуса в какой-либо сфере жизни или культуры. В отличие от понятия стиля ( стиль (от лат. stylus - палочка для письма) - совокупность характерных черт литературы или искусства той или иной эпохи или науки), мода характеризует кратковременные и поверхностные изменения внешних форм бытовых предметов и художественных произведений. В более узком смысле модой называют смену форм и образцов одежды, происходит в течение сравнительно коротких промежутков времени.

Употребление словосочетания (одеваться по моде) происходит из XVII века, когда французский придворная мода стала образцом для всех европейских стран. Иммануил Кант определял моду как "непостоянный образ жизни".


1. История исследования моды

Первые научные работы, в которых рассматривалась мода, появились в ХVI веке. Тогда в моду связывали с этикетом, анализировали эстетические характеристики модных объектов и стандартов ( Мишель де Монтень, Ж. де Лабрюйер, Джон Локк). Однако уже начиная с ХVIИИ ст. предпринимались попытки определять механизмы ее функционирования. 1759 года шотландский экономист и философ Адам Смит издал труд "Теория нравственных чувств", в которой отмечал, что мода проявляется в восприятии красоты, господствует она недолго и основана не на разуме, а на предубеждениях.

О моде писали философы Иммануил Кант, Георг Гегель, Теодор Адорно, Э. Фромм, Ганс-Георг Гадамер, Ролан Барт, Жан Бодрийяр, социологи Г. Зиммель, Г. Тард, П. Бурдье), культурологи Э.Фукс, Б. Хюбнер, Дж. Рескин, Б. Гройс, Ю. Лотман, что свидетельствует о ее многомерности и социальное значение.

В Украине в течение 2000-х годов появились исследования моды Ю. легкие и Л. Ткаченко "Система моды: культурология, эстетика, дизайн", Ю.Легенького "Философия моды ХХ века". Попутно проявления моды в костюме рассматривали Н. Каминская и С. Никуленко в работе "Костюм Украины от Киевской Руси до XXI века" (2004) и Т. Николаева в монографии "Украинский костюм. Надежда на ренессанс" (2005).

Ю.Легенький исследует моду с точки зрения философии, рассматривая ее феноменологию, дискурс, граматологию, риторику, этос и эрос. Он называет моду креативным эпицентром культуротворчества, в котором зарождаются новые импульсы для обновления художественной культуры. Как движущая сила обновления мода, по его мнению, содержит актуальные нормативные образцы и таким образом участвует в создании, развитии и изменении базовых художественных идеалов.


2. Свойства

Естественный моде присущ:

  • релятивизм (быстрая смена модных форм),
  • цикличность (периодическая обращенность в прошлое, к традициям),
  • иррациональность (обращена к эмоциям человека и не всегда согласуется с логикой или даже здравым смыслом),
  • универсальность (сфера деятельности современной моды практически не ограничено; мода обращена ко всем сразу и к каждому в отдельности).

3. Функции

К функциям моды можно отнести возможность конструировать, прогнозировать, распространять и внедрять определенные ценности и образцы поведения, формировать вкусы субъекта и управлять ими. Мода дополняет традиционные формы культуры через их преломление современностью и конструирует на этой основе новое окружение человека и его самого.

Мода выступает как одно из средств социализации : подражание данному образцу "удовлетворяет потребности в социальной опоре, дает общее, общепринятое" одинокому человеку (Зиммель). Мода выступает средством социальной маркировки, идентификации, дистанцирования.

Можно говорить и о экономическую функцию моды, связанной с ее динамизмом: мода опережает физическое износ предмета (товара) моральным и, следовательно, обеспечивает промышленность спросом на новое, постоянно расчищая рынок для сбыта.



4. Индустрия моды

Индустрия моды - это определенный сектор экономики, включающий в себя производство и сбыт товаров (в том числе и услуг как товара), а также связанные сектора.

На протяжении истории моду в одежде диктовали разные страны; течение последних веков наиболее "модным" городом считается Париж (и, следовательно, страной & nbsз, - Франция), но раньше моду задавали Италия, Испания, позже Англия.

Чаще первенство в вопросах моды была связана с политической первенство (например, Италия диктовала моду в период Ренессанса, расцвета городов-государств, среди которых были Венеция и Флоренция, с XIII века именно здесь изготавливались бархат и шелк). Моде уделяли внимание французские правители, начиная с Людовика XIV и заканчивая Наполеоном III, во Франции в результате высоко развилось текстильное производство, было множество умелых швей.

Мода подвергается быстрой смене в соответствии с ритма самой жизни. Хочет человек или нет мода все равно затягивает ее в свой водоворот, ибо она всеобъемлющая и всепоглинальна. Мода существует как на демонстрационных подиумах, так и на улицах и в повседневности. Через экраны телевизоров, с обложек популярных журналов мода элитных кругов проникает до широких масс. Иногда то, что вызвало нарекания и неприятие, очень быстро наследуется всеми. Мода очень быстротечна и меняется от сезона к сезону. Эстетические вкусы и предпочтения постоянно меняются, чтобы не надоедать однообразием и стандартностью. Мода всегда нацелена на будущее и изменчивость составляет ее сущность.

Цель моды - завоевать наибольшее количество сторонников, достичь всепоглинального господства. Эта основная тенденция моды таит в себе ее конец. Когда возникает угроза превращения модной одежды в однообразную униформу, стандартное обмундирование, по сути, мода и перестает быть модой.

Каждый модный цикл включает следующие фазы:

  • возникновения оригинальной модели;
  • признание ее модной в узких элитарных кругах;
  • переход на серийное производство и удешевления;
  • перенасыщения рынка потребления, что ведет к обесцениванию и потере спроса. Модные эксклюзивные новинки, получить признание в широких слоях потребителей приобретают категории стандарта.

Мода предполагает нечто абсолютно новое, уникальное и оригинальное. Быть модным - это идти впереди, а не подражать всех. Иногда в моде встречается другие тенденция, когда обычная рабочая вещь, элемент повседневной одежды возвышается на высшую ступень, завоевывает популярность в выбранных кругах. Показательны в этом плане джинсы, которые из разряда обычного рабочей одежды превратились в неотъемлемый атрибут не только молодежной моды, но и всеобщей.

Женская мода в сравнении с мужской более эмоциональной и фантазийной. Здесь остро ощущается стремление к свежести и новизны. Как говорят дизайнеры "женщина - это сама мода, потому что нет моды без женщины и нет женщин без моды". Мужчины придерживаются большей сдержанности. Мужской стиль формируют такие важные атрибуты, как суперсовременные мобильные телефоны, престижные марки автомобилей с различными "наворотами". Это как фетиши мужской успешности и деловитости. В современных условиях они выполняют роль тех бывших рыцарских доспехов, которые подчеркивали сугубо мужские качества - мужество, решительность, ловкость, геройство.

Сегодняшняя индустрия моды держится на творческой фантазии огромного количества модельеров и дизайнеров, профессионализм которых приобретает настоящего художественного уровня. Показы мод превращаются в захватывающие шоу. Но высокая мода с присущими ей признаками элитарности определяет основные тенденции повседневной одежды широких слоев потребителей. Ведь модельеры в конечном счете работают на потребителя.

Если очерчивать основные тенденции современной моды, то в целом его характеризует мобильность, свобода, удобство. Ведущей есть тенденция на практичность и омоложения, когда не слишком резко отличается стиль повседневной и деловой одежды и не ощутимым является барьер между формой одежды представителей разных возрастных категорий. Очевидно и отсутствие когда-то непреходящей грани между мужским и женским стилем одежды. Брюки, короткая стрижка, короткая юбка - эти кардинальные завоевания эмансипированной женщины ХХ века остаются актуальными и для моды XXI века. Все заметнее становится стремление мужчин к творческой фантазии как в сфере одежды, так и причесок, визажа. Стиль мужской одежды приобретает большей свободе и экстравагантности. Мода последних десятилетий в целом поражает смелостью и открытостью со слишком подчеркнутым акцентом на сексуальной раскрепощенности.


5. Мода в одежде

Мода в одежде - это смена форм и образцов одежды, которая происходит в течение сравнительно коротких промежутков времени. Это словосочетание (быть одетым "по моде", "по-модному", "модно", фр. ? la mode ) Происходит с XVII века, когда французский придворная мода стала образцом для всех европейских стран. С точки зрения искусства мода близка к концептуального искусства, поскольку она заключается в сочетании различных элементов ( прическа, материалы одежды, фасон, цвет, аксессуары), создающих образ.

Историческое развитие одежды неотделим от моды, поэтому в основном эти понятия отождествляют. Мода в одежде связана с визуальным приближением вида тела господствующих идеалов. Например, в Китае и Японии было модно деформировать девочкам ступни, ограничивая их рост, что считалось признаком аристократизма, а в Европе деформировалось корсетом все туловище. Кринолин подчеркивал достоинство и общественное положение; вообще большой расход ткани, например, на шлейф или платье было показателем принадлежности к тому или иному сословию.

В древние времена мода носила сословный характер и представители каждого общего слоя вынуждены одеваться согласно строго определенными нормами. Но и в те далекие исторические времена находились смельчаки, которые нарушали "нормы приличия" и шокировали современников экстравагантностью. Идеал женской красоты исторически менялся. Античная скульптура доносит образцы божественно прекрасных женских фигур с чрезвычайно гармоничными пропорциями. Если античность воспевала красоту обнаженного тела, то Средневековья спрятало "греховное" тело под пышные одежды. Наряд средневековой женщина плотно закрывает все части женского тела, согласно христианской догматикой является "сосудом греховной". В последующие века тенденция к большей открытости и легкости в женской одежде является господствующей.

В целом в течение долгих веков общие нормы одежды были неизменными. Конечно женская мода была более изменчивой, хотя история мужского костюма является не менее интересной. В разные времена основными законодателями европейской моды были Италия, Испания, Англия, Франция. От ХVIII века именно Франция утверждает свое авторитетное первенство в мировой моде. Англия и Франция, как конкурентные центры моды, представляют два разных направления - строгий (классический) - в Лондоне и свободный, раскрепощенный, более сексуальный - в Париже. До сих понятие "классический костюм", или "английский стиль" представляет более консервативную тенденцию. А Париж ассоциируется со слишком требовательным и экстравагантным вкусом. Самыми проводниками французской моды были - Ришелье, мадам Помпадур, ее преемница мадам Дюбарри ( Мария Антуанетта, которую казнили во время революции. Сохранилось 500 рисунков с ней, демонстрирующих все разные платья).

В последующие времена мода видоизменяется, хотя и в дальнейшем с Парижем связана история высокой моды - "от кутюр" - узкого круга авторитетных модельеров, которые сосредоточены в одном районе на Елисейских полях. Основателем моды высокого стиля считается Чарльз Фредерик Ворт, который в 60-х г.г. XIX века прославился "некоронованного короля" парижской моды. С его именем связаны первые показы мод, когда моделью стала его жена. Дело отца впоследствии продолжили сыновья. Высокие стандарты парижской моды утверждали Поль Пуаре, мадам Вионне, Скьяпарелли, знаменитая Коко Шанель, которая уже ориентировалась на широкий круг потребителей и стремилась завоевать расположение простых слоев. В послевоенное время огромного успеха достиг Кристиан Диор, который более всего стремился лучше "одевать женщин и делать их красивыми".

Существенно влияет на моду сексуальность, что по сути и стимулирует ее развитие. Желание нравиться и быть привлекательным побуждает конце концов каждого бережно относиться к внешнему виду. В частности, в современной одежде сохраняется тенденция к увеличению обнаженности, хотя поначалу даже обнажение ног было революционным; в мужской одежде средневековья подчеркивались половые органы. О сексуальном значение одежды свидетельствует также наличие в определенный период в некоторых странах (например, в Индии) законов, вводят санкции за ношение одежды другого пола.


6. Мода в языке

Мода в языке, языковая мода - наличие в обществе, преимущественно среди отдельных категорий вещателей, в пределах какого-то временного промежутка определенных вкусов в употреблении тех или иншних языковых единиц, создании речевых моделей, в пользовании определенным функциональным разновидностью языка и тому подобное. Эти вкусы ориентированы на подражание соответствующих образцов, которые расцениваются как престижные, авторитетные, новые и т.д.. Это одно из проявлений языковой эстетики [1].

Критерием моды в языке является не просто оценки вроде "хорошо / некрасиво" (как, например, в явлении благозвучия языка), "нравится / не нравится", а "хорошо" - потому, что это престижно, современно, культурно или оригинально. Другими же категориями вещателей, наоборот, такие языковые явления могут восприниматься как чопорные, претенциозные и даже вульгарные. Со временем тот или иной проявление языковой моды или становится общепринятым и стилистически нейтральным, или отмирает. Источником тенденций моды в языке есть особенности языка определенных категорий или даже отдельных вещателей, которые:

  1. считаются социально авторитетными, престижными (оппозиция "престижность / непрестижность" при этом является производной от оппозиций социально-территориальной, социально-профессиональной, временного плана - "центр / периферия", "город / село", "социально-культурная элита / народ", "новое / старое" и под.)
  2. целенаправленно подаются (с определенной политической, культурной и других целей) как, на которые стоит равняться, таким в своей культурно-эстетической ориентации являются, путь становления литературных языков на собственной народной основе (мотивировочные оппозиции престижности - непрестижности здесь те же, что и в предыдущем выражении, только обычно с противоположным расположением полюсов: "народ / элита" и под., кроме того, актуализируется оппозиция "свое / чужое");
  3. не только не является социально авторитетными в обычном понимании, а, наоборот, могут занимать низшие позиции в ценностных ориентациях социума, но экспрессивность языка которых может также становиться предметом подражания (в основе оценочной шкалы престижности / непрестижности здесь лежат оппозиции "новое / старое", " чужое / свое "," не так / так, как все "), например, подражание молодежного и др.. жаргонов (даже в названиях телепрограмм: "Крутые новости", "Пятый угол") [2] [3] [4].

7. Особенности современной моды

Мода 19-20 веков представляет собой систематические, организованные, масштабные трансформации внешнего и внутреннего мира личности. Ритм смены стилей в современной моде постоянно растет (в конце XX века держался 7-10 лет). Функцией современной моды заключается в ее тенденции к сближению и размывания национальных стилей на основе массовой культуры и универсального стиля.

Специфика механизмов распространения моды по мнению исследователей объясняется ведущей ролью психологических факторов: подражание ( Гюстав Лебон), стремление к собственному возвеличивания ( Зигмунд Фрейд), "желание быть значительным" ( Джон Дьюи), нахождения социальной опоры (Г. Зиммель). Наряду с этими факторами указывают на массовую привычку, и в силу, предлагает и оценивает. Эффективность проявления подобных факторов с от качества среды: динамизма развития общества, готовности к изменениям, восприимчивости к новому и т.п.


Литература

  • Энциклопедия постмодернизма. Минск, 2001
  • Мода в контексте художественных практик XX ст.: Автореф. дис ... канд. искусствоведения.: 26.00.01 [Электронный ресурс] / М. Т. Мельник; Киев. нац. ун-т культуры и искусств. - К., 2008. - 19 с. - Диссертация.
  • Мода как эстетический феномен: Автореф. дис ... канд. филос. наук: 09.00.08 [Электронный ресурс] / Л. П. Ткаченко; Ин-т филос. им. Г. С. Сковороды НАН Украины. - К., 1999. - 17 с. - Диссертация.
  • Этика и эстетика: учеб. пособие. для студ. высш. уч. закл. / Ред. В. Л. Петрушенко. - Львів : Новий світ - 2000, 2008.
  • Становлення інституцій побутової культури в контексті постмодерних культурних практик: автореф. дис? канд. культурології: 26.00.01 [Електронний ресурс] / Е. І. Полушина-Брояко; Київ. нац. ун-т культури і мистец. - К., 2009. - 19 с. - укp.
  • Феномен моды в социокультурных процессах ХХ века: Автореф. дис ... канд. ист. наук: 17.00.01 [Электронный ресурс] / Л. П. Дихнич; Киев. нац. ун-т культуры и искусств. - К., 2002. - 20 с. - Диссертация.

Примечания

  1. '' А. А. Тараненко.'' Мода в языке / / Украинский язык: Энциклопедия. - К.: Украинская энциклопедия, 2000. ISBN 966-7492-07-9
  2. Поливанов Е. Д. Фонетика интеллигентских языка. / / Поливанов Е. Д. Статьи по общему языкознанию. М., 1968
  3. Булаховский Л.А. Очерки по общ. языкознания. Серия вторая. / / Булаховский Л.А. Выбор. труда, т. 1. К., 1975
  4. Ганиева Ж. В. О моде в произношению. / / Язык и общество, в. 4. Саратов, 1977

См.. также



код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам