Надо Знать

добавить знаний



Модернизм



Модернизм ( фр. modernisme ), В искусстве общий термин, используемый для возникших в начале 20 века попыток порвать с художественными традициями 19 века; основан на концепции доминирования формы в противовес содержания. В изобразительном искусстве прямыми представителями являются абстракционисты; в литературе - писатели, которые экспериментируют с альтернативными формами повествования; в музыке - традиционное понятие ключа было заменено на атональность; в архитектуре - центральными концепциями выступают функционализм и отсутствие декоративности ...

Отдельные направления модернистской литературы сегодня стали классикой. Среди наиболее выдающихся - имажинизм и футуризм, акмеизм и экспрессионизм, сюрреализм и "Театр абсурда", дадаизм и "новый роман". Некоторые из них охватили не только литературу, но и другие виды искусства (экспрессионизм, сюрреализм, футуризм распространились также на изобразительное искусство, музыку, театр), проникли в кино и на телевидение.

Не существует единого мнения относительно возникновения модернизма. Долгое время считалось, что зародился он в Франции в 70-х годах XIX века, а проявлениями модернизма были импрессионизм и символизм.

Модернисты сознательно делают свое творчество антидемократической, элитарной. Модернизм вовсе не призван быть искусством для широких масс, а наоборот. Известный испанский философ и искусствовед Хосе Ортега-и-Гассет отмечает: "модернистское искусство имеет массы против себя, и оно всегда будет иметь их против себя. Оно, по сути, чуждо народу и более того, оно враждебно народу". Модернизм ставит себе целью быть "искусством для искусства, а не для масс людей. Это будет искусство касты, а не демократическое искусство". Впрочем, принцип этот не для модернизма абсолютным. Исключением из "антидемократического" правила может служить теория и творческая практика унанимистив и экспрессионистов

Модернизм утверждает примат формы над содержанием. Иногда форма модернистского произведения является самодостаточной и абсолютизированной (футуризм, "новый роман"), иногда - покорена форме категория содержания является основной (экспрессионизм, экзистенциализм). Один из теоретиков модернизма К. Фидлер гласит: "В художественном произведении форма должна сама по себе образовывать материал, ради которого и существует художественное произведение. Эта форма, одновременно является и материалом, не должно выражать ничего кроме себя самой ... Содержание художественного произведения есть ничто иное, как именно формообразования ".

Литература модернизма является решительным протестом и отрицанием художественных принципов реализма и натурализма с их обращением к реальной действительности, жизнеподобие, деми-фологизмом, аметафизичнистю. Тот же К. Фидлер замечает: "Искусство отнюдь не призвано проникать в низкую действительность, есть действительность всех людей ..." Но в то же время модернизм не принимает романтической бегства от действительности. Искусство, по выражению Фидлера, не имеет "сомнительного призвание спасти людей от действительности, исходя из сказочного королевства". Если до, отмечает теоретик, велись споры "за право выражать сущность художественной деятельности" - "наследования или преобразования действительности" (т.е., как видим, спор реалистов с романтиками), то модернизм на место этих традиционных двух принципов выдвигает свой, третий - " создание новой действительности ". На смену реалистической и натуралистической объективности приходит модернистская художественная субъективность. Модернистов не интересует предметный мир - он всегда ими деформируется и абсурдизуеться. И эта "новая реальность" является для художников-модернистов абсолютно реальной. Чем неправдоподобнее есть картина мира, тем более вероятной она становится для модернистов. В целом они выступили против реалистического, преимущественно жизнеподобного воспроизведения действительности. Реализм для модернистов - это лишь один из возможных способов отражения мира. Но настоящей реальности - иррациональной, метафизической, непознаваемой и, наконец, ирреальной - реализм не достигает. Американский литературовед Дж. Э. Миллер справедливо отметил, что "модернизм можно считать бунтом против" реализма ", но не против" реальности ". Реальность следует находить не в согласованных внешних событиях, а в потоке сознания, который возникает в столкновении с этими событиями, быстро выбираются, набирают определенной формы, вызывают переживания ".

"Поток сознания", о котором пишет американский исследователь, является одним из основных художественных приемов литературы модернизма. Термин этот принадлежит известному психологу и философу В. Джемсу. Классическими образцами применения потока сознания в модернистской литературе есть романы "Улисс" Джеймса Джойса, "В поисках утраченного времени" Марселя Пруста, "Миссис Дэллоуэй" Вирджинии Вулф.

Другим популярным художественным приемом модернизма является монтаж, пришедший в литературу по киноискусству (фильмы Сергея Эйзенштейна). Он основан на сочетании разнородных тем, фрагментов, образов. В футуризм, дадаизм, "театре абсурда" монтаж выступает как средство познания мира: создавая абсурдный образ, он наглядно показывает очертание бессмысленного мира. Нередко монтаж тесно связан с приемом внутреннего монолога. Так, анализируя Джойса "Поток сознания", С. Хоружий пишет: "... сохраняя основные признаки внутренней речи, Джойс в то же время подвергает его операции монтажа: проводит в его массиве жесткий отбор, изгоняет любой балласт и формирует новое вещание, сгущенное и высокоорганизованное . Общность с методом монтажа Эйзенштейна здесь полная, оба художники достигают такой выраженности и жизненности своего материала, которой никогда не обладает реальное, несмонтированную жизни ".

Модернисты предпочитают условным формам, которые, однако, вовсе не исключает использования средств вполне жизнеподобное. Однако нередко именно життеподибни элементы произведений модернизма создают эффект ирреального, неправдоподобного. Фантастика тесно связана с реальностью в искусстве модернизма. И, по словам Д. Затонского, "самое невероятное, бессмысленное и непонятное происходит в повседневной, тривиальной обстановке. Вторжение фантастического отнюдь не сопровождается красочными романтическими эффектами, а оформляется как самая естественная вещь в мире не вызывает ни у кого удивления". Ярким примером этого являются произведения Франца Кафки.

Нередко модернисты разрушают традиционные конструктивные элементы произведения. их произведениям может недоставать сюжета и композиции, художественного времени и пространства, персонажей и действия. На всю художественную деятельность модернистов распространяется "тотальная" ирония. Согласно этому, постоянно наталкиваемся на пародию и аллюзию, обнажение приема и акцентирование на "зроблености" произведения, элементы игры и иллюзии творчества.

Модернизм создает собственные мифы, произведения его нередко превращаются в мифологемы. "Вместо повествовательного метода мы можем использовать теперь мифический метод", - писал один из самых модернистов XX века Томас Стернз Элиот. Мифотворческий есть произведения Дж. Джойса и А. Белого, Г. Мейринка и В. Хлебникова, Т. С. Элиота и Ε.Паунда, Д. Буццати и X.Л. Борхеса. Процесс модернистской творчества, отмечал Д. Затонский, "является процессом преобразования реальных явлений, событий, проблем на идиомы, символы, знаки - есть абстрактные формы, не отражают действительности, а только символически моделируют, создают нечто подобное к адекватному ей душевного настроения" .


См.. также


код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам