Мозаика Александра

Мозаика Александра, также Александрова мозаика, Битва при Иссе - одна из самых древних римских мозаик, датированная около 100 до н.э. Найдена в 1831 году во время археологических раскопок в Помпеях в, так называемом, Доме Фавна (Casa del Fauno).


1. Общие сведения

Размеры мозаики Александра 582 см ? 313 см. Плотность укладки фрагментов - 5-6 шт. / См ?. Следовательно, можно предположить, что для ее создания майтер использовал около 1 миллиона тессер [1]. Мозаика создана в технике opus vermiculatum, т.е. тессеры состояли друг к другу с извилистыми линиями, размер одной тессеры не превышал 4 мм. Для изображения всех фигур и деталей картины мастеру понадобились только 4 цвета: белый, желтый, красный и черный.

Исследователи считают, что собственно Мозаика Александра, независимо от того, в какое время неизвестный мастер изложил ее в Доме Фавна, возникла по прообразу еще более ранней картины. Оригинал мог принадлежать работе эретрийская художника 4 века до н. е. Филоксена, ученика Никомаха Фиванского. Он создал мозаику на заказ Кассандра около 300 до н. е., согласно показаниям Плиния Младшего. По другой версии, Мозаику Александра первоначально создал художник Апеллес с Колофона, что в Лидии.

Мозаика Александра с 1843 года хранится в Национальном археологическом музее Неаполя. В Помпеях с 2005 года экспонируется копия мозаики, созданная школой-мастерской мозаики в Равенне, которая точно воспроизводит помпейский оригинал по материалу, цветовой гаммой, формой и размером. Стоимость работ по созданию копии составила более 500 тысяч евро [1].


2. Сюжет

Мозаика представляет несколько видов битвы, которая состоялась между македонским царем Александром Великим и персидским царем из династии Ахеменидов Дарием ИИИ. Мозаика изображает Александра, который догоняя Дария копьем закалывает его телохранителя, готов поразить и самого персидского обладателя. Чаще всего эту сутечку определяют как битву при Иссе в Киликии, которая состоялась 333 до н.е. Впрочем мозаика может изображать и эпизод битвы при Гавгамелах, в которой Александр и Дарий встретились 331 до н.е.

В центре мозаики композиционно доминирует Дарий. Его широкие открытые, напуганные глаза в равной степени направлены на Александра и погибшего охранника, в нескольких шагах от царя помешал путь Александру. Сам Дарий уже не борется, а становится пассивным наблюдателем и даже пытается развернуть свою колесницу для побега. Александр Македонский, верхом на Букефал, наоборот активно бросается в бой, пронизывая копьем телохранителя, даже не взглянув на него. Его взгляд сосредоточен на Дарьи. Даже глаза Медузы Горгоны с горгонейона, изображенного на доспехах Александра, смотрят на побежденного Дария.

Само изображение Александра Македонского соответствует, так называемом, лисиппивському типа. Художник не идеализирует царя; не уподобляет тонких черт олимпийских богов, большого Зевса или Аполлона. Его лицо изображено худощавым, выражено мускулистыми, с морщинами, волосы Александра короткое, оно едва прикрывает ухо, а не длинные локоны, как в традиционные обожаемому варианте.

Александра окружающих его охранники с гетайрами, их можно узнать по шлемами, похожими на колпаки, хотя этот фрагмент мозаики сохранился плохо. Остальные пространства занимают персы, одетые в традиционные для Центральной Азии доспехи, похожие на панцири из железных прямоугольных пластинок. Перед колесницей Дария один из персов намагаетсья развернуть напуганного коня, с которого упал пораженный солдат. Лицо последнего отражается в щите - это единственное лицо на мозаике, обращенное взглядом на зрителя.

То, что Мозаика Александра изображает именно переломный момент битвы подчеркивается динамикой фигур, и особенно круглой формой колеса в центре. Положение тела Дария, а также направленность копий персов все еще сохраняют линию наступления персидского войска. Этим Мозаика Александра корне отличается от картины Альбрехта Альтдорфера "Битва Александра", где Александр просто преследует давно убегающего Дария.


3. Фрагменты мозаики


Примечания

Викискладе по теме: Мозаика Александра

Литература

  • Kleiner, Fred S. Gardner's Art Through the Ages: A Global History. - Cengage Learning, 2008. - С. 142. - ISBN 0495115495
  • Bernard Andreae: Das Alexandermosaik. Reclam, Stuttgart 1967.
  • Michael Pfrommer: Untersuchungen zur Chronologie und Komposition des Alexandermosaiks auf antiquarischer Grundlage. von Zabern, Mainz 1998 (Aegyptiaca Treverensia. Trierer Studien zum griechisch-r?mischen ?gypten 8), ISBN 3-8053-2028-0.
  • Klaus St?hler: Das Alexandermosaik. ?ber Machterringung und Machtverlust. Fischer-Taschenbuch-Verlag, Frankfurt am Main 1999, ISBN 3-596-13149-9.
  • Paolo Moreno, La Bataille d'Alexandre, Skira / Seuil, Paris, 2001.