Надо Знать

добавить знаний



Моисей



План:


Введение

Моисей и скрижали Закона, картина Рембрандта, 1659

Моисей ( ивр. משֶׁה Моше, староукр. Мусий, среди мусульман - Муса), что означает обнаженным, или спасен, из воды [1]) - библейский персонаж из Закона Моисея в Ветхом Завете. По Библии - вождь и законодатель народа еврейского, пророк и первый священный автор. Пророк в иудеев, христиан и мусульман. Имел брата Аарона (у мусульман Гаруна или Гаруна ар-Рашида - Гаруна Истинного) и сестру Мириам (у мусульман - Мариам). Родился в семье еврея по происхождению из колена Левиина [2].


1. Имя

Моисей выбивает воду из скалы в пустыне, полотно Бакьяккы

Благодаря тому, что авраамитични религии ( иудаизм, христианство и ислам) распространились по всему миру и оказали значительное влияние на развитие человечества, истории из Священного Писания стали составной частью культуры многих народов мира. При этом имя Моисей получил разное звучание и написание в устах разных народов:


2. История Моисея

Когда родился Моисей, его мать три месяца скрывала его рождения через приказ фараона убивать младенцев-мальчиков, а потом положила ребенка в корзину и оставила на берегу реки. Ребенка нашла дочь фараона и решила взять ее себе, а родная мать кормила его. Когда Моисей вырос, он понял, что евреям в Египте живется очень тяжело: они тяжело работают и подвергаются издевательствам. Впоследствии, когда фараон хотел наказать Моисея за убийство египтянина, тот сбежал в землю Медиамську, где женился на Сепфора, и у него родился сын.


2.1. Выход из Египта

Однажды Моисею явился Господь в виде тернового куста, горящего огнем, и сказал, обращаясь к нему, понял страдания своего народа и решил освободить его и вывести в другую землю, поэтому Моисей должен был пойти к фараону, всем рассказать о своем видении и передать волю Господа. Однако фараон не согласился отпустить израильский народ из Египта, а жизнь евреев еще ухудшилось. И тогда Господь послал кару на Египет: вода превратилась в кровь, случилось нашествие лягушек и мух, эпидемия язвы, град, саранча и тьма, смерть всех первенцев и всего первородного от животных. Только после этого фараон отпустил евреев и после 430 лет жизни в Египте они покинули его. Это событие - исход евреев из Египта - большой праздник для иудеев. В этот день они празднуют Песах. В Ветхом Завете подробно описан устав Песаха.


2.2. Переход через Красное море

Моисей повел своих людей на восток в долгое путешествие к Ханаана. Поход проходил медленно и трижды останавливался на отдых еще перед границей Египта. Между тем фараон передумал и послал вдогонку большое войско. Оказавшись между полками фараона и морем, израильтяне пали духом, но Исход рассказывает о том, что Бог разделил воды так, что они смогли безопасно перейти через море по суше. Когда египетское войско попыталось пойти за ними, Бог снова сомкнул воды, и египтяне утонули.

Народ Моисея пошел дальше к Марси и шел три дня пустыней Шур, не находя воды. Но в конце они добрались в Елим, где их встретили 12 источников и 70 пальм. С Елим они пошли дальше и через 45 дней добрались до пустыни Син, и еще дальше в долину Рефидим, чем завершился переход через Красное море.


2.3. Гора Синай и Десять заповедей

Библия рассказывает, что после перехода через Красное море, когда Моисей привел израильтян в пустыню, Бог призвал его на гору Синай, на то самое место, где Моисей разговаривал с охваченным пламенем куста, а также добыл воду из скалы ударом посоха. Моисей жил на горе 40 дней и 40 ночей, и за этот промежуток времени он получил непосредственно от бога Десять заповедей. Затем Моисей спустился с горы с намерением передать заповеди своему народу, но в долине он увидел, что его люди вопреки велению Бога соорудили себе Золотого тельца. Сильно разозлившись, Моисей бросил с заповедями на землю и разбил их, а затем приказал своему собственному племени, левитами, пройтись по лагерю и убить всех включая родственниками и друзьями. Левиты убили 3000 человек. Затем Бог велел Моисею написать две другие таблицы взамен он разбил, так Моисей снова поднялся на гору, снова жил там 40 дней и ночей, и, вернувшись, наконец передал заповеди своим людям. За это евреи называют Моисея "Законодателем".


2.4. Блуждания в пустыне

Моисей держит медного змея, который лечил израильтян от ядовитых укусов змей. Картина Джона Эверетта Милле

Когда народ пришел в Мару, вода там была горькой, и люди стали роптать на Моисея, но он бросил в воду дерево, и она стала вкусной. Провиант, вынесенный из Египта подошел к концу, и снова люди роптали на Моисея и Аарона, говорили, что лучше бы им было умереть в Египте, но Бог сделал манну небесную, которая выпадала каждое утро. Когда народ расположился в Рефидими, там не было воды, и опять люди жаловались. Тогда Моисей ударил посохом в скалу, и оттуда побежала вода.

Когда на народ напали амалекитяны, Моисей велел Иисусу Навину возглавить людей, а сам стал на холме с божьей посохом в руках. Пока Моисей держал посох над головой, евреи побеждали, но, когда он опускал руки, амалекитяны начинали брать верх. Поскольку Моисей уставал, Арон Хур посадили его на камень и поддерживали каждый одну руку, и израильтяне победили.

Когда народ пришел в пустыню Фаран, Моисей послал в Ханаан двенадцать разведчиков. Они вернулись через сорок дней, принесли виноград и другие доказательства плодородия. Хотя все они рассказывали о том, какая богатая земля, только двое из них, Иисус Навин и Калеб выразили желание завоевать ее. Их едва не побили камнями за такую ​​непопулярную мысль. Люди стали плакать и проситься обратно в Египет. Моисей отказался от мысли уничтожить израильтян полностью и стать отцом великой нации только из своих потомков. Замесите этого он сказал народу, что они блуждать в пустыне сорок лет, пока все, кому в тот момент было более двадцати, и кто отказался войти в обетованную землю, умрут, и только их дети смогут войти в Ханаан и стать его обладателями. На следующее утро израильтяне заголосили, что они согрешили и хотят войти в Ханаан. Моисей запретил им это делать, но израильтяне не послушались. Они вошли в долину, откуда их вытеснили амалекиты и Ханаана.


3. Спаситель как Моисей Нового Завета

Спаситель страдает кресте, спасая человечество

В христианском и в частности православном богословии в некоторых случаях принято трактовать Иисуса Христа как Моисея Нового Завета и сравнивать с ветхозаветным Моисеем. Утверждается, что так же как стародавние Моисей освободил древних евреев, свой народ от рабства египетского, так же Иисус Христос спас все человечество из плена греха. Именно на этом основана идея празднования христианского Пасхи (Пасхи) соответствия Пасхи ветхозаветной (еврейской).


4. Образ Моисея в истории украинского народа

Богдан Хмельницкий - "руський" Моисей XVII в.

Моисей один из духовных прародителей человечества с точки зрения православного вероучения с давних времен почитается среди украинского народа. Так в Украине было распространено имя Мусий, с Моисеем сравнивали защитников веры, верных сынов и защитников украинского народа.

Именно "Украинский Моисеем", "освободителем от ига лядского и барского" еще при жизни и затем на протяжении нескольких веков (XVII-XX вв.) В украинских казацких хуторах и селах называли Богдана Хмельницкого, потому что за словами Самуила Величко :

" Ибо всемогущий Бог и всея твари Содитель, видя из империй, вот найвишшого славы своея престола, возносящаяся до небес, Капернаум и титулы польськие, и озлобление, аки людей израильском египетськое, верующих в православии непозиблемом зостаючих малороссиян, раб своих, посла им яко Моисея того, в нем же пишем, Богдана Хмельницкого и даде объема смысл и разум, чрез который бы возмогл вот так тяжкаго ига лядского волен малороссийский народ освободиты и в вожделинную паки приоблекты свободу. "

5. В литературе

К образу Моисея обращались писатели Альфред де Виньи (французская литература), Гергарт Гауптман (немецкая литература). Среди украинских литераторов К. Устиянович, М. Голубец. Иван Франко создал поэму "Моисей", в которой через историю еврейского народа изобразил судьбу украинской.


Примечания

  1. Хасидус по-русски - www.chassidus.ru / library / history / names / shmot_gvarim.htm
  2. То есть был из рода Ливниево, Левий - сын Якова

См.. также

  • Моисей в исламе
  • Глава "А был ли Исход?" - tarasskeptic.blogspot.com/2011/12/2_08.html из книги И.Финкельштейна и Н. А. Зильбермана "Раскопанная Библия. Новая точка зрения археологии на древний Израиль и происхождение его священных текстов"

Источники




код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам