Надо Знать

добавить знаний



Монархия



План:


Введение

Европейские монархи (1910 год)
Монархии в современном мире:
Конституционные и полу конституционные дуалистические монархии
Абсолютные монархии
Монархии в определенной части, под-государстве

Монархия (от греч. Μοναρχία - Единовластие, единодержавнисть, самодержавия) - форма государственного правления, при которой высшая государственная власть полностью (неограниченная, абсолютная монархия) или частично (ограниченная, конституционная монархия) принадлежит одному лицу - наследственному монарху.

Монархов официально называют по разному: царями и царицами, императорами и императрицами, великими князьями и великими княгинями, принцами и принцессами и т.п.. Исторически монархии возникали при различных обстоятельствах. Монархия могла вырасти из племенного союза, и тогда монархом становится вождь племени или союза племен, монархом мог стать полководец или Верховный священник какого-то из религиозных культов. Со временем должность монарха может стать наследственной, и тогда образуются монархические династии. Власть в монархии может передаваться и не по наследственному принципу, как это, например, часто случалось в Римской империи. Монархическая власть может быть узурпирована путем насилия вследствие государственного переворота, как это произошло например при переходе от Римской республики к Римской империи.


1. Монархические формы правления

В современном понимании монархия - не просто власть одного, но власть наследуемая. Эта власть нередко боготворяеться. В Российской империи считалось, что источником власти является Бог ( самодержавия), а основой власти служат ее нравственный авторитет в обществе и традиция, в силу чего власть наследственная и неотъемлемая. В Японии Император до 1945 года считался сыном богини Солнца - Аматэрасу. Ныне божественное происхождение власти монарха мало кого волнует: из истории известно, что феодалы становились монархами и добывали трон для себя и своих потомков в результате иногда выборов (разумеется, не всенародных), чаще путем насилия, изредка через приглашения, т.е. вполне земных процедур. Из этого исходит и большинство действующих конституций монархических государств.

Так, согласно ст. 1 Конституции Японии 1946 года, "Император является символом государства и единства народа, его статус определяется волей народа, которому принадлежит суверенная власть". Символом единства и постоянства государства называет короля ст. 56 Конституции Испании 1978 года. Главное, однако, не в том, как в конституции характеризуется монарх. Бельгийская конституция 1831 года, например, вообще такой характеристики не содержит. Главное - в полномочиях монарха. В зависимости от того, какие они, различаются разные формы правления.


1.1. Абсолютная монархия

Эта форма правления типична для позднего феодализма, когда в глубинах аграрного строя возникают зачатки индустриального общества. Характеризуется она тем, что в руках монарха концентрируется вся полнота государственной власти. Монарх сам издает законы, может непосредственно руководить административной деятельностью или назначать для этого правительство, вершит высший суд. Никаких ограничений его власти нет, по крайней мере юридически, хотя политические, морально-этические, религиозные и другие факторы могут присутствовать. Подданные юридически бесправны, поскольку монарх не наделял их какими-то правами и не отбирал эти права.

В современных условиях абсолютная монархия - редкость. Как пример можно вспомнить Саудовскую Аравию, Оман. Такие государства могут сегодня иметь даже символические конституции, однако эти акты не являются конституциями в полном смысле слова, поскольку не ограничивают власть монарха. Такой конституцией была, например, Временная конституция Катара 1970 года.

Монархи в Саудовской Аравии и Омане считаются также высшими духовными лицами, что еще более усиливает их власть. Однако все же эта власть не безгранична: особая роль принадлежит правящей семье, которая на своем совете решает, в частности, вопросы престолонаследия (наследует не обязательно сын прежнего монарха), может заставить монарха отречься от престола.

Для абсолютной монархии характерен авторитарный политический режим, а государственный режим именуется абсолютизмом.


1.2. Теократическая монархия

Теократическая монархия это разновидность абсолютной монархии, при которой политическая власть принадлежит главе церкви или религиозному лидеру.

1.3. Дуалистическая монархия

Это первоначальная форма ограниченной, или конституционной, монархии. Здесь уже наблюдается разделения властей в зачаточной форме или достаточно развито, по крайней мере отделения законодательной власти от исполнительной.

Законодательная власть принадлежит в принципе парламента, который избирается подданными или определенной частью их, если избирательное право цензовое. Исполнительная власть принадлежит монарху, который может осуществлять ее непосредственно или через назначаемое им правительство. Судебная власть принадлежит монарху, но может быть более или менее независимой.

Однако разделение властей при данной форме правления обычно урезанное. Хотя законы принимаются парламентом, монарх пользуется правом абсолютного вето, то есть без его согласия закон не вступит в силу. Кроме того, монарх обычно может издавать чрезвычайные указы, имеющие силу закона и даже выше, а главное, может распускать парламент, заменяя фактически дуалистическую монархию абсолютной. Например, в Иордании после роспуска парламента в 1974 году очередные парламентские выборы состоялись лишь в 1989 году.

Правительство, если он, за свою деятельность несет ответственность лишь перед монархом, но отнюдь не перед парламентом. Последний может воздействовать на правительство только используя свое право устанавливать бюджет государства. Рычаг этот, хотя и достаточно мощный, может использоваться только раз в год, а кроме того, депутаты, вступая в конфликт с правительством или через него - с монархом не могут не ощущать постоянной угрозы роспуска парламента.

Как и для абсолютной монархии, для монархии дуалистической типичен авторитарный политический режим. Государственный режим может характеризоваться как ограниченный дуализм власти. Дуалистическая монархия является образцом компромисса между господствующей феодальной верхушкой общества и остальной граждан, в котором преобладание все же остается за монархом и его окружением.


1.4. Парламентская монархия

Эта форма правления существует обычно в высокоразвитых государствах, где переход от аграрного строя к индустриальному сопровождался преимущественно не коренной ломкой прежних институтов власти, а постепенным их преобразованием и приспособлением к новым условиям ( Великобритания, Япония, Нидерланды, Бельгия, Швеция, Канада, Австралия и т.д.)..

Здесь наблюдается развитое разделение властей при соблюдении принципа верховенства парламента над исполнительной властью, демократический или по крайней мере либеральный политический режим.

Верховенство парламента выражается в том, что правительство, которое обычно назначается монархом, должно коритсуватися доверием парламента (или его нижней палаты), а монарх вынужден назначать главой правительства лидера партии, имеющей в парламенте (нижней палате) большинство мест, либо лидера коалиции партий, который имеет такое большинство. Чем шире партийная коалиция сформировала правительство, тем это правительство менее устойчиво, ибо тем сложнее достигать согласия между партнерами в сложных вопросах. Порой стоит какой-то партии отозвать своих представителей из правительства, как оно утрачивает необходимое большинство в парламенте (нижней палате) и зачастую вынуждено уйти в отставку.

Напротив, в странах, где существует двухпартийная система (Великобритания, Канада, Австралия и др.). или многопартийная система с одной доминирующей партией (Япония 1955-1993 годов) и правительства в принципе однопартийные, парламентарная модель отношений между парламентом и правительством практически превращается в свою противоположность. Юридически парламент осуществляет контроль за правительством, однако правительство, которое состоит из лидеров партии и обладающей в парламенте большинством, полностью контролирует работу парламента. Такой государственный режим получил название системы кабинета, или министериализма.

Следовательно, при одной и той же форме правления - парламентарной монархии - возможны два государственных режима: парламентаризм и министериализм. Это зависит от существующей в стране партийной системы.


2. Монархия в Украине

3. Также см.


Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам