Монастырь Киемидзу

Монастырь Киемидзу или Киемидзу-дера ( яп. 清水寺, きよみずでら , МФА : [K ʲ ijomid͡zu deɾa] , "Монастырь чистой воды") - буддистский монастырь в Японии. Принадлежит секте Северная Хоссо. Расположен по адресу: префектура Киото, город Киото, район Хигашияма, Киемидзу 1-294. Монастырский титул - гора Отова [1]. Основан 778 года. Главной святыней монастыря является статуя тысячерукого Каннон. К ценным памятникам относятся золотой храм ( национальное сокровище Японии), ворота телохранителей ( важная культурная достопримечательность Японии), трехъярусная пагода ( важная культурная достопримечательность Японии), колокольня ( важная культурная достопримечательность Японии). Памятка культуры Кокуфу. Названный в честь водопада, протекающего в горах. 1994 года занесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в Японии.


1. Краткие сведения

1.1. Основание

За "переводами Кийомидзудера" [4] монастырь был основан 778 года Энтин, монахом обители Кодзимадера провинции Ямато. Во сне ему явилась бодгисаттва Тысячерукой Каннон и приказала поселиться водопада Отова в горах соседней провинции Ямасиро. Монах выполнил приказ, заложив монашеское поселение на склонах гор. 780 года он случайно встретился с сегуном Саканоуэ но Тамурамаро, который охотился в окрестностях водопада. Узнав, что жена сегуна тяжело больна, монах вылечил ее молитвой к бодгисаттвы. Саканоуэ стал большим поклонником тысячерукого Каннон и она помогла ему одержать победу в северном походе против емиши. 798 года сегун, совместно с Энтин, построили большой Главный храм на горе Отова в честь бодгисаттвы. Он стал центральным сооружением монастыря [5].

В "Записях об учреждении Кийомидзудера" [6], заключенных в начале 9 века, подается другая легенда. 780 года сегун Саканоуэ подстрелил в горах оленя для своей беременной жены. В этот момент перед ним появился Энтин и объяснил, что убийство живого существа - это грех. Когда сегун вернулся домой и рассказал об этом происшествии жене, она сильно расстроилась. Для покаяния за свои многочисленные грехи, женщина снесла сегунского усадьбу и построила на ее месте буддистский храм, в котором отмечала бодгисаттву Каннон. Между тем сам сегун должен отправляться в Северный поход, поэтому попросил монаха Энтина молиться за успех кампании. Она завершилась победой японских войск. В благодарность сегун превратил свою резиденцию с храмом в монастырь, а Энтин помог стать одним из лекторов при дворе Императора [5].

На основе этих переводов выдвигаются разные даты основания Кийомидзудера - 778, 780 или 789 год. Причиной этому является неодностайнисть историков в определении понятия "монастырь": монашеское поселение или поселение с храмом [5] [7].


1.2. Развитие

Со времени основания Кийомидзудера был частным монастырем рода Саканоуэ, потомков мигрантов с материка. 805 года, по приказу Императора Камму, обитель стала собственностью Императорского дома и государства. 810 года монастырь получил особый статус места проведения официальных буддистских молебнов за здоровье императора и его семьи. В том же году он впервые стал именоваться "Кийомидзудера" [7].

Конце 10 века Кийомидзудера перешла под патронат одного из крупнейших буддистских монастырей Японии - Кофукудзи. Он был центром секты Хоссо и находился в городе Нара, на юге японской столицы Киото. Этот монастырь враждовал с монастырем Энрякудзи, оплотом секты Тэндай, расположенным на востоке столицы. Конфликты обоих монастырей имели вооруженное характер, поэтому Кийомидзудера, находившийся рядом с Энрякудзи, неоднократно подвергался погромов. Наибольшие разрушения обитель потерпела 1165 года, когда большая армия монахов Война с Энрякудзи, ворвалась в Кийомидзудера и сожгла крупнейшие постройки, включая Главным храмом. Через 24 года вся монастырская гора была превращена в пепел отрядом синтоистьких священников с Киотского святилища Гион [7].

Рост среди японцев веры в цилющщи свойства бодхистаттвы Каннон, постепенно превратило монастырь в один из крупнейших киотских центров этой веры. Японские аристократы и простолуюдины прибывали на богомолье, поклониться местном образа Каннон, жертвуя крупные суммы денег монахам Кийомидзудера. Благодаря популярности этого монастыря, его описания встречаются во многих литературных произведениях того времени, таких как.

Кийомидзудера находился по соседству с воинственным монастырем Энрякудзи. Его вооруженные монахи сохэй часто нападали на оппонентов, пытаясь отбить паству и обеспечить свое религиозное доминирование в столице. Нашествия с Энрякудзи особенно участились с 11 века, в результате чего здания монастыря Кийомидзудера неоднократного превращались в пепел, но снова восстанавливались. Негативно на развитии и сохранении культурных набдань Кийомидзудера отразились также самурайские междоусобицы 14 - 16 веков.

Современный центральный храм монастыря - "Главный зал", которую называют "помост Киемидзу" (清水 の 舞台) ввжаеться памятником 10 века, но на самом деле была перестроена 1633 года по приказу сегуна Токугавы Иэмицу. Среди древних архитектурных сооружений монастыря выделяют колокольню и Западные ворота. Спуск, берущий начало от этих ворот известен своими магазинами, которые существуют здесь с 17 века. На юге монастыря расположен водопад Отова - популярное место как среди современных посетителей, так и тех, которые прибывали сюда сотни лет назад. Вершины монастыря открываются прекрасные виды на современное Киото.


1.3. Здания и памятники

По состоянию на 1997 год Кийомидзудера занимает площадь 242 м ?. Основные здания расположены на среднем склоне горы Отова. Они имеют каменный фундамент и окружены каменной кладкой. От центрального входа монастыря - Ворот Нио [8] - пролегает дорога, ведущая в Главное храма [9]. По дороге расположены Западные ворота [10], трехъярусная пагода, колокольня, библиотека сутр, Храм основателя [11] и Асакурський храм [12]. На востоке от Главного храма находятся Храм Шакьямуни [13], Храм Амиды [14] и Внутренний павильон [15]. Южнее Главного храма протекают три ручья "водопада Отова", давший название монастырю. К югу от водопада лежит Долина парчовых облаков [16]. За ней расположены дочерний монастырь Тайсандзи [17], предназначенный для молитв за успешные роды, и маленькая трехъярусная пагода, прозванная "родами" [18]. На севере Главного храма находится Павильон свершений [19]. Вся территория монастыря превращена в парк.

Kiyomizu nioumon.jpg Kiyomizu-dera3.jpg Kiyomizu-dera green hills.jpg Kiyomizu0800.jpg
Ворота Нио
Колокольня
Внунтришний павильон
Водопад Отова

1.4. В культуре

"Иероглиф года 2006" - "Жизнь". В память тех, кто родился, и тех, кто умер. В память о рождении Императорского внука, принца Хисахито.

Кийомидзудера - одна из самых популярных тем в японской классической литературе. Паломничества и монастырские церемонии описаны в "Дневнике советника" Фудзивары но Митинага ( 1021), "Записках у подушки" Сей Сенагон (начало 11 века) ​​и "Повести о Гэндзи" Мурасаки Сикибу ( 1005). В "Новых и старых повестях" (начало 12 века) ​​представляется десять произведений, в которых рассказывается о чудесах Кийомидзудера. Центральное произведение посвященный бедной девушке, которая благодаря молитвам монастырской бодгисатви Каннон, получила богатство, счастье и хорошего мужа. В "Новой сборке старых и новых японских песен" помещены два стихи, воспевающие Кийомидзудера. "Повесть лет Хэйдзи" и "Повесть о доме Тайра" ( 13 века) ​​упоминают о популярности культа тысячерукого Канон в столице и чудеса связанные с ними в монастыре [5] [7].

Кийомидзудера также воспетая в пьесах японского драматического театра но : "Тамура", "Морихиса", "Кумано" у спектаклях комедийного театра кегэн: "Отяномидзу", "Игуи", "Имодзи", а также сказках-рассказах : "Мальчик Иссумбоси" и "Страна Брахмы". Монастырские рассказы легли в основу театральных постановок японских мещанского театра кабуки и кукольного театра дзерури [7].

Начиная с 1995 года в Кийомидзудера проводится церемония "Иероглиф года" при поддержке Общества иероглифического тестирования Японии. Иероглиф избирается путем народного голосования и призван символизировать главное событие года, уходит, для большинства японцев. Церемония проходит ежегодно 12 декабря, в "день иероглифа" [20].

2007 года Кийомидзудера стал одним из четырнадцати финалистов конкурса "Семи новых чудес света", организованного швейцарским правительственным фондом [21].


Примечания

  1. яп. 音 羽山, おとわ さん , "Гора Отоха". Отоха - название горного водопада, от которого происходит название Киемидзу - "чистые воды". Дословно слово "Отоха" означает "трепетание крыльев", а в переносном смысле - "журчание", то есть звук воды, бьющей из источника.
  2. яп. 清水寺, せいすい じ . Онне прочтения иероглифов в слове "Кийомидзудера".
  3. яп. 北 観 音 寺, き た かんのんじ , "Монастырь Северной Каннон".
  4. яп. 清水寺 縁 起, きよみずでら えんぎ , Кийомидзудера-Энги. 1517 года художник Тоса Мицунобу и писатель Накамикадо Нобукане создали на основе свода "Переводы Киемидзу" новое произведение: "Иллюстровани переводы Кийомидзудера" ( яп. 清水寺 縁 起 絵 巻, きよみずでら えんぎ え ま き , Кийомидзудера Енги Эмако).
  5. а б в г Кийомидзудера / / Энциклопедия Ниппоника : в 26 т. 2-е издание. - Токио: Сьогаккан, 1994-1997.
  6. яп. 清水寺 建立 记, きよみずでら こん りゅうき , Кийомидзудера КОНР-ки.
  7. а б в г д Хронология монастыря / / Официальная страница монастыря Кийомидзудера
  8. яп. 仁王 门, におうもん , НИО-Мон.
  9. яп. 本 堂, ほんどう , Хондо.
  10. яп. 西门, にしもん , Ниси-Мон.
  11. яп. 开山 堂, かい さんどう , Кайсан-к. Другое название - Тамурський храм ( яп. 田村 堂, たむら どう , Тамура-до).
  12. яп. 朝 仓 堂, あさくら どう , Асакура-к.
  13. яп. 釈 迦 堂, しゃかどう , Такая-к.
  14. яп. 阿 弥陀 堂, あみだどう , Амида-к.
  15. яп. 奥の院, おくのいん , Оч-но-ин.
  16. яп. 锦云 渓, きん うんけい , Кинун-кей.
  17. яп. 泰 产 寺, たいさんじ , Тайсандзи
  18. яп. 子 安塔, こう あん とう , Коан-то.
  19. яп. 成就 院, じょうじゅ い ん , Сэйдзи-ин.
  20. "Иероглифы года" (1995 - 2009)
  21. Kiyomizu Temple (749 - 1855) Kyoto, Japan / / New7Wonders of the World finalists. New Open World Corporation.

3. Источники и литература

  • Монастырь Киемидзу / / Энциклопедия Ниппоника : в 26 т. 2-е издание. - Токио: Сьогаккан, 1994-1997. (Яп.)
  • (Рус.) Рубль В. А. Японская цивилизация: традиционное общество и государственность. - Киев: "Аквилон-Пресс", 1997.
  • (Яп.) 「新编日本史辞典」 (Новое издание. Словарь истории Японии)京大日本史辞典编纂会,东京创元社, 1994. - P.263.