Надо Знать

добавить знаний



Монашество



Царь Иван Грозный просит игумена Корнилия постричь его в монахи. Картина Клавдия Лебедева (1852-1916), масло на холсте.

Монашество - часть (т. н. Черного) духовенства, состоит из монахов, монахинь или монахов, монашек ( греч. монахос - Отшельник). Это лица, которые, отказавшись от светской жизни, находятся в специальных общежитиях, монастырях, скитах - лаврах или в полном уединении. Они посвящаются на службу Богу, стремясь к совершенству жизни и отдаваясь молитве и покаянию, а ради него также служению ближним, исполняя дела милосердия (детские, школы, госпитали и вообще опека над больными, дома для старших лиц, пастырское служение тех монахов, которые принимают рукоположение). Ч. отказывается семейной жизни и находится в безженстви (т. н. Обет-предопределения чистоты), принимая неприхотливо и убогое жизни (обет бедности). Однако, не все монахи, в частности на Вост., Составляли формальное приреченняприсягу упомянутые выше "обеты". Быт монахов (ч.) и обязательства регулируются монашеским уставом, в Украине Обычн. студитский и василианский. В зависимости от чина ч. носят специальный, преимущественно черную одежду. При постриге (посвящении), имеющий три ступни, ч. достает, Обычн., Новое имя, подчеркивает смену прежней жизни, хотя теперь, в частности в Кат. Церкви, не обязательно. Светские лица, которые готовятся стать ч., называются послушниками, они живут в монастырях, где выполняют различные услуги ("послушание") при богослужение, в хозяйстве, на монастырских предприятиях. Часть ч. (в Кат. Церкви большинство) остается в контакте с миром: работают активно в душпастырстве, возглавляют приходы, обслуживающих госпитали, школы, приюты, работают научно подобное.

Монашеский состояние сам не включает рукоположения, и раньше, в частности на Востоке, рукоположение принимало только небольшое число: те, которые были нужны для духовной прислуги в самых монастырях и их церквах. Такие монахи из рукоположение ( диаконы, иереи, епископы) творят так называемое "черное" духовенство. Общественность монашество находится в монастырях, где они получают все необходимое, а свою работу отдают на пользу монастыря. В некоторых монастырях на Вост., В частности не кат., Часть ч. заботящимся о свои ежедневные потребности, собираясь вместе только на общие молитвы, и поэтому сохраняет свои добра и ими администрирует. Те и другие ч. работают в полеводстве, обслуживающие мастерские, школы, госпитали, принимают живое участие не только в богослужение, но и в душпастырстве. Долгое время они были единственными носителями образования и культуры, искусства и книжности.

В Украине раньше существовала и немногочисленная группа странствующих ч., что, ища или усовершенствование, или лучших условий жизни, не жили в одном монастыре, а путешествовали из одного в др..

Ч. (монастырская "братия") подлежат игумену (гр. "начальник"), которого они выбирают; выборные бывали др.. монашеские посты. Большие монастыри возглавляли Обычн. архимандриты, которые в древности выбирали с участием светских, а позже их преимущественно назначали только светскими (правом подачи) и высшей духовной властью. На Вост., Все монастыри были независимы друг от друга и подчинялись местн. еп.; федерации, егземпции и ставропигии пришли значительно позже.

В Украине Ч. появилось с нач. христианства; есть сведения, что при Десятинной церкви существовал монастырь уже в 10 в. и что 1017 сгорел Софийский монастырь. С 1062 в Киеве существовала большая община ч. в Печерском монастыре, а в 12 в. в Киеве уже 17 монастырей. За княжеских времен все митр, и еп. в Укр. Церкви традиционно были из числа Ч. и имели влияние на светские дела. В 16-17 вв., С распространением права подачи, в монастырь имели большое влияние светские. Назначение игуменов и архимандритов происходило тогда часто вне церк. превосходством, и посторонние лица использовали имущество монастырей, обедняло ч. и вносили мятеж в их жизни. Соперничество, нападения, стычки снижали духовный уровень Ч., хотя и тогда отдельные ч. и монашеские общины были центрами рел. и культ, жизнь. В монастырях работали выдающиеся богословы и письм. (Мелетий Смотрицкий), а в ч. постригалися чл. княжеских и др.. выдающихся родов, да, в кон. 16 в. стали ч.: кн. Димитрий Зубровицкий, Александр Сангушко, Иван Тишкевич; в монастыре находилась мать гетмана И. Мазепы. Укр. ч. послужили образованию соседних стран, в частности в первой половине 18 в. - России, напр., иерархи С. Яворский или Т. Прокопович, оставивших след в литературе и богословии. Монашеские общины становились центрами культуры уже с самого нач. основания Киево-Печерской Лавры, Почаевской Лавры, Дерманского монастыря. В 17 в. основались такие монашеские общины, как Манявский скит (1611), монастыри Густынский (1612), Богоявленский в Киеве (1615), Мгарский в Лубнах (1619).

В 19 в., когда укр. Ч. в пределах Рос. Империи было русифицировано, нац.-культ. деятельность вели в Галичине и на Закарпатье гр.-кат. ч., и некоторые из их монастырей (в Жовкве и Мукачево) стали выдающимися культ.-осв. и рел. центрами. В монастырях в Лавру, Дрогобыче и в Бучаче ч. имели школы. В монастыре св. Онуфрия во Львове сохранялась библиотека с ценными рукописями, василианский архив и картинная галерея.

Перед революцией 1917 на укр. землях в пределах тогдашней Рос. Империи было 129 монашеских общин (мужских 81 и жен. 48), которые объединяли ок. 17 000 ч. (10 000 женщин и 7 000 мужчин).

В 1918-29 pp. большинство монастырей в СССР была ликвидирована. По второй мировой войны 1941-44 в центр. и вост. укр. землях действовали 16 монастырей. В 1946 во всем СССР действовали 104 монастыри; в 1949 было 4886 ч., это ч. уменьшилось 1959 до 47 монастырей (по Рос. империи их было 910) из 2 836 ч. В 1960-х pp. началось снова преследования Ч., 1963 закрыт Киево-Печерскую Лавру. В нач. 1970-х pp. в СССР осталось только 16 монастырей с 1273 ч., в том числе 75% женщин. В Украине 1970 было 9 монастырей (7 жен., И 2 мужских) с 840 ч., в том числе 600 монахинь. Большинство монахов - это постарше лица (65 лет) с начальным образованием, редко со средним, и только 4 были кандидатами богословия. Препятствия на пополнение молодых кандидатов в монахи делает сама московская патриархия, она запретила принимать в монахи лиц, моложе 30 лет. 1964 за антисов. деятельность удален из Почаевской Лавры много монахов.

Ч. в Укр. Кат. Церкви вступило несколько отличной структуры и развило многогранную церк.-культ. деятельность. Вне Украины теперь действует 6 мужских и 5 жен. чинов-конгрегаций и один институт катехиток, к ним приближенный.

Титул "чин" имеют василиане, студиты, вост. ветки бенедиктинцев и францисканцев и сестры василиянкы. Все др.., Возникшие за последнее ст., Носят конгрегациями. И чины и конгрегации централизованные вроде зап. Ч.: все они включены также к активному пастырского жизни вне монастырями, за исключением сугубо замкнутого монастыря сестер василиянок в Сев. Америке, в Астории. Те, которые распространились на более государств, поделенные на провинции, которые подлежат провинциальным настоятелям (протоигуменом т.д.), а всем образом-конгрегации руководит гол. настоятель (Протоархимандрита, архимандрит, генеральный т.д.). Вместе с советом их выбирают на разное время. С прошлого века. нет уже доживотных архимандритов-настоятелей одного монастыря. К Ч. допускаются, отбывших первую пробу-новициат, который длится 2-3 года, и то с 18-летнего возраста. Вторая проба-школа длится Обычн. 6 pp., По которым кандидат может быть допущен к окончательных предначертаний, т. н. вечных обетов, а в чинах - до т. н. профессии тех обетов, только после них можно принимать любые рукоположение. До прошлого века. только ч. выбирали еп. Укр. Кат. Церкви.

1939 в УКЦ было ок. 70 мужских монашеских осидкив и более 1 000 монахов и свыше 200 жен. монастырей с более 1400 сестер-монахинь. Теперь вне Украины есть 53 мужские монашеские дома; всех монахов 725, в том числе ок. 300 в Украине и 218 жен. монастырей и ок. 2 400 всех монахинь, в том числе ок. 800 в Украине. Близкий к ним посвящением и трудом Институт катехиток в Бразилии имеет 6 осидкив и более 100 членов.


Современное состояние монашества

Современное состояние монашества в диаспоре и в Украине (приблизительные числа):

  • Василиане - старейший чин, централизованный 1617, который в 18 в. насчитывал 178 монастырей и 1 225 ч., в том числе 944 свящ. Перед 1939 был 49 монастырей и 686 ч., теперь - 39 монашеских осидкив и ок. 500 монахов, в том числе ок. 200 в Украине;
  • Студити были восстановлены в нач. 20 в., 1939 имели 10 монашеских осидкив и 225 ч., теперь 2 дома и ок. 20 ч. в диаспоре и ок. 100 в Украине;
  • Редемптористы - вост. ветвь, которую 1913 основал митр. А. Шептицкий из гл. целью - миссии для народа. 1939 они имели 9 домов с 151 монахами, теперь - 6 монашеских осидкив и около 60 монахов и около 100 в Украине.
  • Салезиян - это вост. ветвь, существует с 1930. Должны теперь один двор и ок. 20 ч.;
  • Францисканы - вост. ветвь, существует с 1945. Имеют 1 дом и ок. 10 ч.;
  • Бенедиктин, вост. ветвь, основанная в Питтсбургском епархии с 1948. Имеют 1 монастырь и ок. 15 ч.;
  • Сестры Василиянкы имеют главная задача - воспитание молодежи. Перед войной было 26 домов и ок. 300 монахинь, теперь 65 домов и ок. 800 сестер, в том числе ок. 350 в Украине;
  • Сестры Служебницы, действуют с 1892, занимаются воспитанием детей (детские, школы и т.д.) и больными. 1939 имели 124 хаты и 711 сестер, теперь - 125 монашеских домов и свыше 1 000 сестер, в том числе более 300 в Украине;
  • Сестры св. Анны, действуют с 1930 в Бразилии, задачи - воспитание молодежи и дела милосердия. Имеют 11 монашеских домов и ок. 80 сестер;
  • Сестры миссионерки Божией Матери действуют с 1944 в области воспитания молодежи и распространения хорошей прессы. Имеют С дома и ок. 20 сестер;
  • Йосифиткы, существуют с 1894 для опеки над больными и пожилыми. 1939 имели 25 домов и ок. 100 сестер, теперь - 14 осидкив и ок. 60 монахинь
  • Йосафатки действуют с 1911. 1939 имели 10 домов и ок. 40 сестер; Студитки существуют с 1921. 1939 имели 7 домов и 71 сестру; мироносицы существуют с 1910 для опеки над больными и адорации Святых Тайн. 1939 имели 3 дома и 94 сестры;
  • Сестры св. Семьи существуют с 1912 для опеки над больными и церквями. 1939 имели 8 монашеских осидкив и ок. 50 сестер;
  • Сестры св. Винкентия, вост. ветвь зап. конгрегации, работающих в госпиталях. 1939 имели 3 хаты и 80 сестер;
  • Катехиткы Сердца Христова существуют с 1940 в Бразилии для распространения светского апостолата народом. Они не монахинями, но посвящением и трудом очень них сближены. Имеют 6 домов и более 100 членов.

На украинских землях после второй мировой войны были закрыты все украинские католические монашеские хаты, а монахов и монахинь разогнали. Многие из них еще осталось в живых, и в рамках возможностей дальше продолжают свою деятельность, имея также и молодых, которые им помогают.


Литература

  • Энциклопедия украиноведения. В 10-х т. / Гл. ред. Владимир Кубийович. - Париж; Нью-Йорк: Молодые Жизнь, 1954-1989 .
  • Косак М. Шематизм Провинции св. Спасителя Ордена в Галиции ... и короткий взгляд на монастырь и монашество русски. Л. 1867
  • Терновский Ф. Излишние малороссийские монахи конца 18 в. КСТ., 1882
  • Goetz Z. Das Kiever Hhlenkloster als Kulturzentrum des vormongolischen Russlands. Пассау 1904
  • Денисов Л. Православные монастыри Российской империи. М. 1908
  • Войнар М. Василиане в укр. народе. Нью-Йорк 1955
  • Smolytsch I. Russische Mnchtum. Entstehung, Entwicklung und Wesen. 988 - 1717. Вюрцбург 1958
  • Цьорох С. Взгляд на историю и воспитательную деятельность монахинь Василиянок. Рим 1964
  • Великий А. Очерк истории Ордена СС Служебниц П.Н.Д.М. Рим 1968
  • Oriente Cattolico. Cenni e statistiche. Citta del Vaticano. 1974
  • Blazejovskyj D. Byzantine Kyivan Rite Metropolitanes, Eparchies a. Exarchates. Nomenclature a. statistics. Рим 1980
  • Ваврик М. Очерк развития и состояния Василианского Ордена 17 - 20 вв. Рим 1980
  • Каталог Сестер Ордена св. Василия Великого. Рим 1983
  • Catalogus Ordinis Basiliani S. Josaphat. Рим 1983.
п о р Христианство
Иисус Христос Icon 03032 Raspyatie s predstoyaschimi.jpg
Основы
Библия
Богословие
Таинства
История и Традиция
Важные фигуры
Разнообразные темы

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам