Надо Знать

добавить знаний



Морская авиация



План:


Введение

Первый взлет самолета с борта HMS Furious (47). 7 августа 1917
Палубный самолет F-14D. Военно-морские силы США.

Военно-морская авиация (или Морская авиация) - составная часть военно-морских сил государства. Предназначена для уничтожения военных кораблей группировок, конвоев, десантов противника в море и в базах, поиска и уничтожения его подводных лодок, нарушение его системы наблюдения и управления силами на театре военных действий, прикрытия группировок своих кораблей, ведения разведки, выдачи целеуказаний в пользу применения оружия силами ВМС и решения других задач.


1. История

Впервые авиация в боевых действиях на море применялась в Первую мировую войну, и ее влияние на ход борьбы на море оценивалось достаточно высоко. Она выполняла воздушную разведку, корректировки артиллерийского огня при стрельбе надводных кораблей по береговым объектам, наносила удары по надводным кораблям и военно-морских базах, а также вела борьбу с авиацией противника. С целью увеличения радиуса действия самолетов в море в российском и иностранном флотах использовались авиатранспорта (предшественники современных авианесущих кораблей). Они имели на борту несколько гидросамолетов, которые спускались с корабля на воду для взлета и поднимались на корабль из воды после посадки. Первые подразделения морской авиации в России было сформировано в составе Балтийского и Черноморского флотов в 1912 - 1914. В 1915 - 1916 на вооружение поступили отечественные летающие лодки М-5 и М-9 Д. П. Григоровича, отличавшиеся высокими для того времени летными характеристиками. Всего к началу 1917 русская морская авиация имела в своем составе 269 самолетов. Регулярные части советской морской авиации был создан в 1918, они принимали участие в Гражданской войне, взаимодействуя с кораблями и войсками в боях под Петроградом, на Балтике, Черном море, на реках Волга, Кама, Северная Двина и Онежском озере. В 20-х гг морская авиация перешла на единые с сухопутной авиацией формы организационной структуры. Ее развитие осуществлялось в общем едином процессе развития ВВС. Специфичность боевого назначения и тесная связь морской авиации с флотом требовали реорганизации ее руководства. В 1935 соединения и части морской авиации была выведена из ВВС РККА и включены в ВМС РККА. С образованием 1 января 1938 Наркомата ВМФ определилось положение морской авиации как одного из основных направлений сил флота. Морская авиация на первом этапе называлась ВВС ВМФ, а в дальнейшем - авиацией ВМФ. В середине 30-х годах было создано ВВС Балтийского, Черноморского, Тихоокеанского и Северного флотов. Незадолго до начала Второй мировой войны появились новые классы и подклассы самолетов: штурмовики, торпедоносцы, бомбардировщики, пикируют. В связи с этим создаются и новые роды сил морской авиации - штурмовая и минно-торпедная авиация. Штурмовая авиация предназначена для поражения живой силы и техники, а также малых кораблей и транспортов в море и на базах, минно-торпедная - для уничтожения крупных надводных кораблей (в основном в море), конвоев и для постановки активных минных заграждений. В Великобритании, Японии и США морская авиация входила в состав флотов на правах самостоятельного рода сил.У период между мировыми войнами в составе морской авиации иностранных государств произошли значительные изменения, в том числе и в соотношениях между различными родами авиации. Количественно состав авиации за этот период вырос в большинстве стран в 2 раза, качественные же изменения шли прежде всего по линии улучшения летно-тактических свойств различных типов самолетов, в первую очередь увеличение скорости, продолжительности и высоты полета, повышения мощности бомбового, торпедного, минного и огневого залпа, улучшение маневренных и летных качеств самолетов. Скорость полета самолетов увеличилось более чем в 2,5 раза, практический потолок, бомбовый (торпедный, минный) залп и продолжительность полета возросли в 1,5 раза. Торпедоносцы имели горизонтальную скорость полета 225-275 км / ч, потолок 4000-5000 м, хорошую маневренность и вооружались 350-мм или 450-мм торпедой массой 600-1000 кг. Увеличились скорость и потолок истребительной авиации до 350-400 км / ч и 8-10 тысяч м соответственно. Истребители вооружались пулеметами (2-4) и пушками (1-2).

В Второй мировой войне морская авиация была одной из главных ударных сил на морских театрах военных действий. Действия морской с авианосцев позволили не только повысить динамику и эффективность вооруженной борьбы на море, но и распространить воздушную и минную угрозу на обширные пространства океанских и морских театров. К началу Великой Отечественной войны на вооружении авиации советского ВМФ состояли далекие торпедоносцы-бомбардировщики (ДБ-3, ДБ-ЗФ), бомбардировщики (СБ, ТБ-3, Ар-2), истребители (И-15бис, И-16, И- 153, Як-1, МиГ-1), гидросамолеты (МБР-2, Че-2). Всего в составе авиации ВМФ было 2824 боевых самолета. В ходе войны произошло ее перевооружение. Основными типами самолетов стали торпедоносцы и бомбардировщики Ту-2 и Ил-4, пикировочные бомбардировщики Пе-2, штурмовики Ил-2, Ил-10, истребители Як-3, Як-7, Як-9, Ла-5, Ла-7 .

В ходе Великой Отечественной войны морская авиация советских вооруженных сил принимала активное участие в решении боевых задач, возложенных на ВМФ, привлекалась к выполнению заданий командования на сухопутных фронтах. Летчики морской авиации в годы войны совершили более 380 тысяч боевых вылетов, сбросили на врага более 40 тысяч т. бомб и 1371 торпеду, выставили 2428 мин, потопили 778 и повредили 800 кораблей с десятками тысяч солдат и офицеров противника и сотнями тысяч тонн различных грузов, что составляет 2/3 от общего количества потопленных и поврежденных кораблей противника всем ВМФ СССР; сбили в воздушных боях и уничтожили на аэродромах около 5500 самолетов противника. В августе 1941 г. морские летчики под командованием Е. И. Преображенского нанесли первые удары по Берлину. Важнейшими принципами применения морской авиации были концентрация усилий на главных направлениях и по важнейшим объектам, экономия сил, внезапность нанесения ударов, скрытность подготовки действий. В годы войны 57 соединений и частей морской награждены орденами, 25 частей стали гвардейскими, 259 летчикам присвоено звание Героя Советского Союза, пятеро удостоены этого звания дважды (Б. Ф. Сафонов, В. И. Раков, И. В. Лодочкин, И. Г. Степанян, А. Е. Мазуренко). Из более чем 500 таранов, сделанных советскими летчиками, 38 принадлежат летчикам морской авиации

После войны на вооружение авиации ВМФ СССР стали поступать реактивные самолеты-торпедоносцы Ил-28 и Ту-14, реактивные истребители МиГ-15, Миг-17, МиГ-19, а также гидросамолеты Бе-6. Создаются новые рода авиации ВМФ - противолодочная и морская ракетоносная. Развитие авиации ВМС ведущих зарубежных стран направлены на повышение скорости и потолка летательных аппаратов, увеличения огневой мощи и совершенствование радиотехнического оборудования. В своем составе авиация ВМС этих стран насчитывала к концу 80-х гг более 10000 самолетов и вертолетов. Подразделения авиации ВМС предназначено главным образом для наступательных боевых действий на море самостоятельно или во взаимодействии с подводными лодками и надводными кораблями, а также для нанесения ударов по береговым объектам и содействия сухопутным войскам на приморских направлениях.

Морская авиация России организационно состоит из ВВС флотов, являющихся оперативными объединениями, авиационных соединений, отдельных авиационных частей и подразделений. В США и Великобритании авиация ВМС по оперативной организацией подразделяется на авиацию флотов и оперативных соединений, за повседневной организацией - на корабельную, авиацию морской пехоты и берегового базирования (патрульная). Эти звенья авиации ВМС состоят из авиационных крыльев, авиационных групп, эскадрилий и отрядов (звеньев).

В 80-х годах почти во всех странах четко определилась тенденция к специализации - создание самолетов и вертолетов для решения вполне определенных задач на море. Поэтому на вооружение морской авиации большинства стран принимаются специально созданные поисково-ударные системы для борьбы с подводными лодками, ударные системы для поражения надводных кораблей и самолетов, противоминные - для поиска и траления мин, разведывательных системы для выяснения морской обстановки и др.. В развитии морской наметилась тенденция повсеместного проникновения ее на разные надводные корабли и суда обеспечения. Корабельная авиация в том или ином виде находится на вооружении практически всех надводных кораблей водоизмещением от 3-4 млн т. Этому способствуют значительные усовершенствования вертолетов и самолетов с вертикальным (укороченным) взлетом и посадкой, которые делают М. а. еще более мощной силой флота. Современная М. а. отличается универсальностью, маневренностью, мобильностью. Она может решать задачи как самостоятельно, так и во взаимодействии с другими силами в сложных метеорологических условиях днем ​​и ночью, в широком диапазоне высот и скоростей полета.


2. Классификация военно-морской авиации

В состав морской авиации входят:

Организационно состоит из ВВС флотов, включает части и подразделения берегового и корабельного базирования, а также части, подразделения и службы обеспечения.

ВВС флотов в специальном отношении подчиняются начальнику авиации ВМФ. В вооруженных силах некоторых стран называется авиацией ВМС (авиацией флота). В ее состав входят базовая патрульная авиация, а также штурмовая, истребительная, разведывательная и специального назначения ( дальнего радиолокационного слежения, радиоэлектронной борьбы и др.).

В ВМС США, кроме этого, есть авиация Корпуса морской пехоты.


См.. также

Литература

  • Шугинин А. М., Боевой путь морской авиации, "Морской сборник", 1966, № 8, 9, 12.
  • Clark G. Reynolds, The fast carriers: the forging of an air navy (1968; 1978; 1992)
  • William F. Trimble, Hero of the Air: Glenn Curtiss and the Birth of Naval Aviation (2010)

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам