Надо Знать

добавить знаний



Морской старт



План:


Введение

Запуск спутника "SICRAL 1B" 20 апреля 2009 г.

Морской старт ( англ. Sea Launch ) - Плавучий космодром для запуска ракет "Зенит-3SL". Си Ланч (Sea Launch) - международный консорциум по эксплуатации космодрома "Морской старт".

Идея морского космодрома состоит в том, чтобы доставлять ракету-носитель морем на экватор, где условия для запуска оптимальные благодаря возможности использовать инерцию вращения Земли. Точка старта - Тихий океан, 154 градуса западной долготы, вблизи острова Пасхи.


1. История компании

Международный консорциум "Си Лонч" был создан в 1995 году. В него входят американская аэрокосмическая корпорация "Боинг", что обеспечивает общее руководство и финансирование (40% капитала), русский ракетно-космическая корпорация "Энергия" (25%), Украинский КБ "Южное" и ПО "Южмаш" (15%), а также - норвежский судостроительная компания "Акер Квернер" (20%).

Начальная стоимость проекта составила 3,5 млрд. дол.

Бюджет фазы разработки был значительно превышен, главным образом, по контрактам с компаниями группы "Кварнер", "Боинг Коммершиал Спейс Компани" (БКСК), по содержанию компаний "Си Лонч". Этот перерасход в виде нескольких сотен миллионов долларов заемных средств и затрат на их обслуживание лег тяжелой финансовой нагрузкой на бюджет компании "Си Лонч" на фазе операций. В дополнение к этому увеличение на 40% начальной цены блока полезного груза, поставляемого БКСК, по сравнению с бизнес-планом, непрерывное увеличение расходов на содержание и эксплуатацию платформы и сборочно-командного судна, появление новых статей расходов в сфере ответственности БКСК, не предусмотренных в бизнес-плане, в сочетании с низкими (ниже бизнес-плана) ценам на запуски не позволили преодолеть финансовое наследие фазы разработки. Дефицит средств из года в год увеличивался.

В 2005-2006 гг. По инициативе РКК "Энергия" предпринимались попытки сократить расходы (и создана специальная комиссия) и одновременно увеличить доходную часть за счет активизации маркетинга и более "агрессивных" цен. Была получена положительная динамика, но в 2006 г. "залихорадило" производство и поставку двигателей и ракет "Зенит-3SL". Это практически свело к нулю все усилия в попытке выйти на безубыточный бизнес "

Диагноз, поставленный финансовым трудностям проекта в 2007 г., позволил президенту Корпорации В.А. Лопота найти российского инвестора - владельца компании Upland Comnet Limited. В марте 2008 г. в Осло было озвучено предложение партнерам; в мае в РКК "Энергия" состоялось обсуждение плана продвижения сделки; в июле в Лондоне согласованы основные параметры и документы соглашения. Процесс согласования основных документов сделки и цен долгосрочных контрактов поставочных проходил в сентябре в Осло, однако был тяжелым и затянулся до ноября 2008 г. К этому времени дал знать о себе мировой финансовый кризис, и инвестор потерял финансовые возможности для сделки.

Значительный интерес проявила компания Tennenbaum. Она сформировала условия DIP-финансирование, пригласила РКК "Энергия" принять участие в посильной части. Несколько месяцев шли обсуждения, но предложения Tennenbaum не были поддержаны другими партнерами.

Space Launch Services - совместное предприятие, созданное специально для этой цели американскими компаниями Excalibur Almaz и Planet Space.

Предложение этой компании предусматривала перебазирования комплекса "Морской старт" в порт мыса Канаверал штата Флорида и использование двухступенчатой ​​ракеты "Зенит-3SL" для доставки грузов и экипажа на МКС с использованием УК Excalibur (капсулы российского УК "Алмаз"). Это предложение поддерживалась украинскими партнерами.

22 июня 2009 года компания объявила о своем банкротстве и финансовой реорганизации в соответствии с главой 11 Кодекса США о банкротстве.

Реорганизована группа компаний "Си Лонч" с принадлежащими ей стартовой платформой и сборочно-командное судно, инфраструктурой базового порта и другими активами, а также бизнес перешли во владение новых акционеров: основного (80%) - ОАО "Энергия Оверсиз" и миноритарных - компании " Си Лонч Траст LLC "(штат Делавэр) - владельца доли группы "Боинг" и группы "Акер" (5%) и РКК "Энергия" (15% в виде привилегированных акций).

Также в конце 2010 г. по просьбе компании Energia Logistics LLC была подготовлена ​​справка "Космическая головная часть (некапсульованний вариант) на базе головного обтекателя типа 81КС разработки РКК "Энергия" для РКП "Зенит-3SL". В ней были представлены материалы по возможности разработки и изготовления РКК "Энергия" совместно с кооперацией некапсульованои космической головной части на базе ГО типа 81КС с указанием вида необходимых для этого работ, их стоимостной и временной оценки, включая работу по сбору и проверки КГЧ в базовом порту.

24 сентября 2011 в 13:18 по местному времени осуществлен успешный запуск КА Atlantic Bird 7 по программе "Морской старт". Таким образом работа проекта после завершения процедуры банкротства восстановилась.

Следующий запуск по программе "Морской старт" (Intelsat 19) планируется на апрель-май 2012.


2. Космические морские старты

Демонстрационный спутник был запущен 28 марта 1999. В октябре того же года был успешно осуществлен первый коммерческий запуск. До октября 2011 было совершено 31 морской запуск, в том числе 28 успешных, 1 частично успешный и 2 неудачных.

Дата Груз Масса Комментарий
27 марта, 1999 DemoSat 4,5 т успех
9 октября, 1999 DIRECTV 1-R 3,5 т успех
12 марта, 2000 ICO F-1 2,7 т авария
28 июля, 2000 PAS 3,7 т успех
20 октября, 2000 Thuraya-1 5,1 т успех
18 марта, 2001 XM Radio-2 "ROCK" 4,7 т успех
8 мая, 2001 XM Radio-1 "ROLL" 4,7 т успех
15 июня, 2002 Galaxy IIIC 4,9 т успех
10 июня, 2003 Thuraya-2 5,2 т успех
7 августа, 2003 EchoStar IX / Telstar 13 4,7 т успех
30 сентября, 2003 Galaxy XIII/Horizons-1 4,1 т успех
10 января, 2004 Telstar 14/Estrela do Sul 1 4,7 т успех
4 мая, 2004 DIRECTV-7S 5,5 т успех
28 июня, 2004 Telstar-18N 4,8 т частичный успех
1 марта, 2005 XM Radio-3 "Rhythm" 4,7 т успех
26 апреля, 2005 SPACEWAY-1 6,08 т успех
23 июня, 2005 Intelsat IA-8 5,5 т успех
8 ноября 2005 Inmarsat 4-F2 6,0 т успех
15 февраля, 2006 EchoStar X 4,3 т успех
12 апреля, 2006 JCSAT-9 4,4 т успех
18 июня, 2006 Galaxy 16 5,1 т успех
22 августа, 2006 Koreasat 5 4,9 т успех
30 октября, 2006 XM Radio-4 "Blues" 5,2 т успех
30 января, 2007 NSS-8 5,92 т авария
15 января, 2008 Thuraya-3 [1] 5,2 т успех
19 марта, 2008 DirecTV-11 [2] 5,9 т успех
21 мая, 2008 Galaxy 18 [3] 4,6 т успех
16 июля, 2008 EchoStar XI [4] 5,5 т успех
24 сентября, 2008 Galaxy 19 [5] 4,7 т успех
20 апреля 2009 SICRAL 1B [6] 3,0 т успех
24 сентября 2011 Atlantic Bird 7 [7] 4,6 т успех
1 июня 2012 Intelsat-19 [8] 5,6 т успех



3. Точка старта

Точка старта - акватория Тихого океана в точке с координатами 0 ? 00 'с.ш. 154 ? 00 'с. д., вблизи острова Рождества. По собранной за 150 лет статистике этот участок Тихого океана считается специалистами наиболее спокойным и удаленной от морских путей. Однако, уже несколько раз непростые погодные условия заставляли переносить запуске на несколько дней. А однажды обусловили возвращения комплекса в базовый порт через сильные течения.

Недалеко от точки старта (0 ? 0ь1 "с.ш. 153 ? 54ь46" з.д.) находится метеорологический буй 51028 национального управления по атмосфере и океану.

Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь год
Средняя температура воздуха, C 25.3 25.4 25.6 26.4 26.7 26.3 25.8 25.5 26.1 25.4 25.5 25.4 25.8
Средняя температура воды, C 25.5 25.5 25.7 26.6 26.8 26.4 25.9 25.6 26.5 25.6 25.8 25.7 26.0
Средняя скорость ветра, м / с 13.2 12.7 11.0 10.5 9.7 11.0 11.9 12.3 11.4 12.6 12.0 13.4 11.8
Порывы ветра, м / с 16 15.3 13.4 12.8 11.9 13.4 14.4 15 13.8 15.1 14.5 16.1 14.3
Значимая высота волны, м 2.2 2.2 2 2.1 2 1.9 2 2 1.7 1.9 1.8 2.1 2

4. Наземный старт

Используя существующую инфраструктуру Зенит на космодроме Байконур, система "Наземный старт" основана на измененной версии транспортного средства "Морского старта", трехступенчатой ​​ракеты Zenit 3SLB. Zenit 3SLB может использоваться для запуска коммерческих спутников весом до 3,5 т. Двухступенчатая ракета Zenit-2SLB может использоваться для подъема полезных грузов весом до 13 т на наклонные низкие земные орбиты.

5. Морской сегмент

Морской сегмент комплекса "Морской старт" состоит из двух морских судов: стартовой платформы (СП) "Одиссей" и сборочно-командного судна (СКС).

5.1. Платформа "Одиссей"

Космодром "Морской старт" - морская платформа "Одиссей"

Стартовая платформа "ODYSSEY" имеет свою историю. Это бывшая самоходная нефтедобывающая платформа "OCEAN ODYSSEY", построенная в Йокосуци, Япония в 1982 - 1984 годах. Платформа отвечала класса для неограниченного района мореплавания. Буровая вышка платформы была полностью закрыта, чтобы можно было работать при температуре окружающего воздуха до -35 ? C. 22 сентября 1988 во время добычи нефти в Северном море на платформе возник сильный пожар, вошедшая в мировую историю крупнейших морских катастроф. После пожара платформа была частично демонтирована и по прямому назначению больше не использовалась. В 1992 платформа прошла ремонт и переоборудование в буровую платформу на Выборгском судостроительном заводе. Было принято решение использовать ее в проекте "Морской старт". В 1996 - 1997 платформа прошла переоборудование на верфи "Rosenberg" в Ставангере, Норвегия и стала называться Odyssey. Второй этап переоборудования СП проходил на Выборгском судостроительном заводе переименованном к этому времени в "Кварнер-Выборг-Верфь".

Характеристики СП: длина 133 м, ширина 67 м, высота 60 м, водоизмещение 46 тыс. тонн.

Во время старта ракеты на стартовой платформе не остается ни одного человека: они перемещаются на сборочно-командное судно.

Космодром "Морской старт" - корабль, центр управления полетами

5.2. Сборочно-командное судно (СКС)

В комплекс входит также командное судно, построенное на шотландском заводе, принадлежащем "Акер Квернер". Порт приписки - Лонг Бич (Калифорния).

Сборочно-командное судно "Sea Launch Commander" был построен специально для проекта "Морской старт" компанией "Kvaerner Govan Ltd.", Глазго, Шотландия в 1997 году. В 1998 СКС было дооборудована на канонерской судостроительном заводе, Санкт-Петербург. СКС оснащено системами и оборудованием, позволяющими проведение на его борту комплексных испытаний ракеты-носителя и разгонного блока, заправку разгонного блока высококипящих компонентах топлива и газами, составление ракеты-носителя.

СКС выполняет также функции центра управления при подготовке и пуске ракеты-носителя. На СКС располагаются командный пункт управления полетом разгонного блока и средства приема и обработки телеизмерений.

Характеристики СКС: длина 203 м, ширина 32 м, высота 50 м, водоизмещением 27 тыс. тонн, максимальная скорость 21 узел.


6. Банкротство компании

22 июня 2009 международный консорциум Sea Launch Company (SLC) объявил о своем банкротстве и финансовой реорганизации. Согласно данным, указанным в заявлении компании, ее активы составляют от 100 до 500 миллионов долларов, а долги - от 500 миллионов до одного миллиарда долларов. "Мы хотим заверить наших заказчиков, поставщиков и партнеров, что после подачи заявления" Морской старт "намерен продолжить свою деятельность. Реорганизация, согласно главе 11, дает нам возможность продолжить свою деятельность и сконцентрировать усилия на разработке планов нашего дальнейшего развития", - сообщила компания. [9]

В марте 2010 совет директоров Sea Launch Company принял решение отдать ракетно-космической корпорации "Энергия" "главную роль" в проекте "Морской старт" [10] 27 октября 2010 компания Sea Launch успешно вышла из процедуры реорганизации.

Ведущую роль в проекте после реорганизации играет российская РКК "Энергия", которая управляет проектом через свои дочерние структуры - Energia Overseas Ltd. (Москва, Россия) и Energia Logistics Ltd. (Long Beach, CA, USA).


7. Участники проекта "Морской Старт" и их основные роли после реорганизации

  • Sea Launch AG (центральный офис в г. Берне, Швейцария) - продажа и маркетинг, договорная работа с заказчиками космического аппарата. Заказывает пусковые услуги в ELUS.
  • Energia Logistics Ltd. [United States] (ELUS) - пусковые услуги, включая заказ и оплату всей полетной материальной части, страхование миссии.
  • Energia Logistics Russian Federation (ELRF) - агент по приобретению и продаже разгонного блока DM-SL и РН "Зенит-2S" между ELUS и контрагентами. Обеспечивает регулярный мониторинг работы контрагентов и их субподрядчиков, платежи между между ELUS, контрагентами и субподрядчиками и их мониторинг. Контракты по транспортировке материальной части в Базовый порт.
  • Boeing Commercial Space Company (BCSC) - полезная нагрузка и ее системная интеграция, аналитическая поддержка для ELUS в части полезной нагрузки, анализа миссии, планирования пусков на верхнем уровне, услуги перевода, поддержка заказчиков пусковых услуг.
  • РКК "Энергия" - изготовление и сборка разгонного блока DM-SL, мониторинг своих субподрядчиков, техническая поддержка для ELRF.
  • ПО "Южмаш" / ГКБ "ЮЖНОЕ" - изготовление и сборка РН "Зенит-2S", мониторинг своих субподрядчиков, инжиниринг в части РН "Зенит-2S".

См.. также


Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам