Надо Знать

добавить знаний



Москвофильство



Москвофильство [1] (москалефильство [2] , русофил) - литературный и общественно-политическое течение среди украинского населения Галичины, Буковины и Закарпатье в 1819 - 1930 -х гг отстаивала национально-культурную, а позже - государственно-политическое единство с российским народом и Россией.

Основные предпосылки возникновения москвофильства: потеря украинским народом собственной государственности, многовековое иностранное порабощение, раздробленность и обособленность отдельных земель, денационализация образованной элиты и низкий уровень национального самосознания масс.

Первые проявления москвофильства в Закарпатье достигают конца 18 - начала 19 вв., Когда оттуда в Россию переселились известные ученые и общественные деятели И. Орлай, М. Балудянский, В. Кукольник, П. Лодий, которые заняли высокие должности в российских правительственных и научных институтах и пользовались большим влиянием при дворе. Поддерживая постоянные отношения со своей родиной, они способствовали росту там заинтересованности Россией, особенно ее культурной жизнью, языком и литературой.

После вхождения Галичины 1772 г. и Буковины 1774 г. в состав империи Габсбургов, австрийский правительство, несмотря на близость языка, религии и культуры украинского и русского народов, постоянно подозревал местное население в тяготении к России. Это недоверие питримувалося польскими политическими кругами, которые стремились не допустить любых проявлений самостоятельного национального жизни украинский, объявляя их попытки отстаивать свои права "интригой Москвы". Именно поэтому такой сильный сопротивление встретили первые проявления национально-культурного возрождения в Галиции: основания просветительского "Общества священников" в Перемышле, меры митрополита М. Левицкого по внедрению родного языка в начальных школах, разработка первых грамматик, преподавание "русской" языком в университете, деятельность "Русской Троицы".

Первым пропагандистом общерусский идей в Галиции был известный идеолог панславизма М. Погодин, который в 1835 и 1839 - 40 побывал в Львове и познакомился с местной интеллигенцией. Особенно тесные связи он установил с историком Д. Зубрицким, вокруг которого и начал формироваться круг сторонников русского языка и национального единства Галицкой Руси с Великороссией.

Преобразование москвофильства в отдельную общественно-политическое течение ускорила революция 1848 - 1849 в Австрийской империи. Вследствие недостаточной зрелости, обусловленной особенностями исторического развития, украинское национальное движение в Галиции сочетал в себе несколько разных национально-политических ориентаций (Украинский, пророссийскую, пропольскую и австро-русинскую), соотношение между которыми находилось в постоянной динамике, в связи с чем менялся не только характер самого движения, но и мировоззрение его отдельных деятелей. Поражение революции, возобновление союза австрийского правительства с польской и венгерской политической верхушкой счет ограничения национальных прав других народов, крушение надежд политических лидеров галицких украинский на удовлетворение их пожеланий способствовали переориентации значительной части духовной и светской интеллигенции Галиции и Закарпатья на другого могущественного покровителя - русское самодержавие.

В условиях реставрации абсолютизма 1849 - 1859 москвофилы не могли вести открытую политическую деятельность и сосредоточили свои усилия в сфере образования и культуры. Отсутствие единой, общепринятой украинского литературного языка стала питательной почвой для распространения обьединительських идей. В ноябре 1848 на съезде русских ученых подавляющее большинство его участников решила принять народную речь за основу развития литературы и распространение образования. Однако, под влиянием церковной иерархии в конечном решении была допущена возможность для выражения высших наук прибегать к древнерусской и церковно-славянского языков, что привело к длительному засилье в литературе так называемого язычия. Среди крупнейших сторонников языкового единства в Галичине в 1850-х гг были Д. Зубрицкий, А. Петрушевич, Н. Малиновский, Яков и Иван Головацкий, И. Гушалевич, Б. Дидицкий, С. Шехович и др.. В этот период под влияние москвофилов попали практически все культурно-образовательные учреждения - Ставропигийский Институт, Народный Дом во Львове и Галицко-Русская Матиця, пресса - Зоря Галицкая, львовский и венский Вестник, Лада, Семейная библиотека, издание научных трудов и школьных учебников, преподавание "русской словесности" в университете и гимназиях, и даже публикация законов и предписаний государственных и церковных властей.

Подобные процессы в 50-х гг происходили и в Закарпатье, где распространением москвофильских идей, в тесном взаимодействии с галицкими единомышленниками занимались известные деятели национального возрождения А. Добрянский, А. Духнович, И. Раковский. Последний, в частности, выдавал русифицированной языке Вестник государственных законов (1850-58) и журналы Церковная газета (1856-58) и Церковный вестник (1858). Большое содействие москвофилам в навязывании контактов с Россией оказывал протоиерей российского посольства в Вене М. Раевский.

Противостояние между обоими течениями еще больше усилилось после восстановления конституционного правления в Австрии в начале 1860-х гг Молодые украинофилы открыто выступили против нарастания тенденций москвофильства в лагере "старорусинами" и основали свои отдельные печатные органы и культурно-просветительные организации. Периодическими изданиями москвофилов были: Слово (1861-87), Страхопуд (1863-65), Золотая грамота (1865-66), Боян (1867) и Славянская 3оря (1868), Русская Рада (1871-1912), Наука (с 1871 ), Пролом (с 1880), Галичанин (1893-1913), Русское Слово (1890-1914), Прикарпатская Русь (1909-15), Голос Народа (1909-14), Русский Голосъ (1922-1939), Русская земля (1919-1938).

Фактическое введение польской автономии в Галиции после поражения Австрии в войне с Пруссией 1866 г. подтолкнули москвофилов к открытому провозглашения лозунга национально-культурного единства с Россией. В 1866 г. в москвофильских галицких изданиях заявлялось, что "Русь Галицкая, Венгерский, Киевская, Московская, Тобольская и пр. под взглядом етнографическим, историческим, лексикальним, литературным, обрядовым есть одна тая же самая Русь" и доводилась единство литературного языка галицких украинский и русских. Это привело окончательный разрыв между москвофильской и народовской течением в общественно-политической жизни Галичины.

В 1870 москвофилы основали Русскую Раду - политическую организацию, которая якобы должна продолжать традиции Главной Русской Рады. В противоположность Просвещению 1868 г. было образовано москвофилами "Общество им. Качковского" 1876 ​​г., которое со временем создало параллельно сетку местных филиалов и читален в Галичине, конкурируя с аналогичными структурами народников. Большое внимание москвофилы уделяли так называемому обрядовом вопросу, пропагандируя под видом очищения греко-католического обряда от латинизации русское православие. В 1882 под влиянием москвофилов объявили о намерении перейти в православие прихожане с. Гнилички в самой Галичине. Австрийская администрация предприняла решительные меры, чтобы предотвратить распространение этой тенденции, добившись отставки митрополита И. Сембратовича и наиболее активных сторонников москвофилов из руководства церкви. Суд на над ведущими москвофилами в 1882, известный под названием процесса против А. Грабар и товарищей (А. Добрянского, И. Наумовича, В. Площанский, И. Маркова и др.). Хотя оправдал их от обвинения в государственной измене, нанес сокрушительный удар идеологии москвофилов, развеяв миф о "патриотизме и верноподданничество" лидеров "старой Руси" и доведя их преобразования в платных агентов царизма.

В середине 1880-х гг москвофильство потеряло свое влияние и на Буковине, где в руки народников перешли главные культурные и политические учреждения: "Русская Беседа" и "Русская Рада". На москвофильских позициях осталась немногочисленная группка деятелей ( В. Продан, И.Глибовицький, Г. Купчанко, Богатирець Касьян Дмитриевич), что собиралась вокруг журналов "Православная Буковина" 1893 - 1901, "Буковинский Ведомости" (1895-1909), "Православная Русь" (1909-10), "Русская Правда" (с 1880).

В условиях кризиса собственной идеологии и укрепления позиций народников, галицкие москвофилы в 1900 г. объединились в Русскую Народную Партию, радикальное крыло которой (новокурсникы) во главе с В. Дудикевича и Д. Марковым стало на позиции полной национально-политического единства с Россией и принятие русского литературного языка. Это, а также сотрудничество с реакционными польскими кругами окончательно дискредитировало москвофилов и привело к уходу умеренных политических деятелей (И. Свенцицкого, С. Дрималика, М. Короля и др.). В лагерь украинской национально-демократических сил.

Некоторое оживление деятельности москвофилов наступило накануне и во время Первой мировой войны 1914 - 1918. Созданный в Киеве 11 августа 1914 г. "Карпаторусский Освободительный Комитет" призвал население Галичины выступить в поддержку Российской империи. После занятия Львова русскими войсками комитет передал свои полномочия "Русскому Народному Совету" под председательством В. Дудикевича. Деятельность москвофилов привела к репрессиям австро-венгерских военных властей против мирного украинского населения, арестов и массовых расстрелов заподозренных в содействии российской армии. Тысячи украинский оказались в концентрационных лагерях: Таллергофи, Терезиенштати, Березе-Картузьський и др.. Отступление русской армии привела к эмиграции многих москвофилов в России, где многие из них разочаровались в идеологии москвофильства, и позже принимали активное участие в украинской национально-освободительной борьбе 1917 - 1921.

В то же время противники москвофильства образовали во Львове Главную Украинскую Раду (ГУР), которую возглавил лидер УНДП Кость Левицкий и для защиты края от русских захватчиков сформировали Легион Украинских Сечевых Стрельцов ( УСС), к которому выразили желание вступить почти 28 000 добровольцев. УСуСусы прославили себя в боях с часто превосходящим врагом и в будущем значительная часть стрельцов участвовала в получении власти ЗУНР и защите ее в составе УГА, стала членами УВО и ОУН. [3]

Немногочисленные сторонники москвофилов в самой Галичине в 1920-30-х гг или перешли на коммунистические, просоветские позиции, или окончательно скомпрометировали себя сотрудничеством с польской администрацией. В настоящее время москвофильски взгляды на Галичине отстаивала Русская Народная Организация и, с 1928 - Русская Крестьянская организация на Русская Аграрная партия, среди наиболее заметных представителей - Всеволод Труш, Василий Ваврик, Роман Мирович, Семен Бендасюк, Михаил Бачинский [4]. Несколько крепче были позиции москвофилов в межвоенный период на Лемковщине и Закарпатье, но и там в конце 1930-х гг победил украинский национально-государственный курс. К этому времени воздействия москвофилов остаются заметными в среде украинской эмиграции в США и Канаде [ ].


См.. также

Литература

  • Wendland, Anna Veronika (2001) Die Russophilen in Galizien. Ukrainische Konservative zwischen ?sterreich und Russland, 1848-1915. V?AW, ISBN 978-3-7001-2938-7. - 624 с. (На сегодня наиболее полное исследование о роли и влиянии русофилов в Галиции [5]).
  • Анна Вероника Вендланд (2000) Русофильство: еще один украинский проект? в журнале "И". Независимый культурологический журнал № 18 (2000), Львов, 113-122.
  • Wendland, Anna Veronika (2001) Die R?ckkehr der Russophilen in die ukrainische Geschichte: Neue Aspekte der ukrainischen Nationsbildung in Galizien, 1848-1914, in: Jahrb?cher f?r Geschichte Osteuropas 49 (2001), 178-199.
  • Magocsi, Paul Robert (1996). A History of Ukraine. Toronto: University of Toronto Press. ISBN 0-8020-0830-5.
  • Subtelny, Orest (1988). Ukraine: A History. Toronto: University of Toronto Press. ISBN 0-8020-5808-6.
  • Wilson, Andrew (2000). The Ukrainians: Unexpected Nation. New Haven: Yale University Press. ISBN 0-300-08355-6.
  • Ф. Ф. Аристов, Карпато-русскiе писатели. Изслѣдованiе по неизданнымъ источникамъ. Томъ первый. Москва, 1916. 304 с.
  • Ф. Ф. Аристов, Литературное развитие Подкарпатской (Угорской) Руси. Москва, 1928 (репринт, 1995). 49 с.
  • Василий Р. Ваврик, Краткий очерк Галицко-Русской письменности. Лувен, 1973. 80 с.
  • Богдан Дедицкий, Антоний Добрянскiй - его жизнь и дѣятельность въ Галицкой Руси. Львов, 1881. 126 с.
  • Богдан Дедицкий, Михаилъ Качковскiй и современная Галицко-русская литература. Львов, 1876. 123 с.
  • Михаил Лозинский, Украинство i москвофiльство среди украинских-руского народа в Галичине. Репринт - Стрый, 1994. 93 с.
  • А. Мончаловский, Житье и дѣятельность Ивана Наумовича. Львов, 1899. 112 с.
  • А. Мончаловский, Литературное и политическое Украинофильство. Львов, 1898. 190 с.
  • Москвофильство: документы и материалы / Львов. нац. ун-т им. И.Франко; Введение. ст., коммент. О.Сухого; Под общ. ред. С. А. Макарчука. -Львов, 2001. - 235 с.
  • Нина М. Пашаев, Очерки истории Русского Движения в Галичине XIX-XX вв. Москва, 2001. 201 с.
  • Прикарпатская Русь въ XIX-мъ вѣцѣ въ биография и портретахъ еи дѣятелей. Львов, 1898. 57 с.
  • Остап Терлецкий, Москвофiлы и Народовцi в 70-х гг. Львов, 1902. 63 с.

Примечания

  1. о.О.Пристай / под редакцией д-ра Л.Митдловського. / Из Трускавца в мир хмарочесов: Воспоминания прошлого и сучасного.-И Том, Львов-Нюйорк, 1933. Тиражом собственным. Из типографии издательского союза "Дело", Львов, Рынок 10.
    (Пристай (). Из Трускавца в мир хмарочесов: Воспоминания прошлого и настоящего [Текст]: репринтное видання.-Дрогобыч: Круг, 2010.-252с. ISBN 978-9662405 -)
    Цитата:

    Москвофилов нет в селе, но есть несколько коммунистов.

  2. http://litopys.org.ua/drag/drag208.htm - litopys.org.ua/drag/drag208.htm
  3. Очерки истории Дрогобыча (от древнейших времен до начала XXI вв.) Дрогобыч, Круг, 2009 год; - ISBN 978-966-7996-46-8.
  4. Справочник по истории Украины [1] - history.franko.lviv.ua/IIIr_1.htm
  5. Эта монография является сокращенным изданием докторской диссертации. Опубликована "Австрийским академическим издательством" в серии монографий "Studien zur Geschichte der ?sterreichisch-ungarischen Monarchie", эта работа была отмечена в 2000 году премией Теодора Эпштайна, как лучшая диссертация на Восточно-европейскую тематику.
п ? о ? р Украинское движение в Галиции в 1772-1918 годах
Течения
Москвофильство ? Народники
Партии
Организации
Украинская беседа ? Просвещение ? Январь ? Сокол ? Пласт ? Ревизионный Союз украинской Кооператив ? Украинские сечевые стрельцы ? Украинская Национальная Рада ? Русская Рада ? Центробанк (Краевой Союз Кредитовый) ? Народная торговля ? Ризница ? Общество святого Рафаила для охраны русских эмигрантов из Галичины и Буковины ? Народный дом ( Львов ? Перемышль) ? Галицко-Русская матиця ? Научное общество имени Шевченко ? Руский Собор ? Родная школа ? Банк "Днистер" ? Страховая компания "Днистер" ? Академическое общество ? Академический кружок ? Возрождение ? Сила ? Союз украинских частных чиновников Галичины ? Сельский хозяин ? Общество научных изложений имени Петра Могилы ? Общество сторонников украинской науки, литературы и искусства ? Украинское врачебное общество ? Учительская Община во Львове ? Общество имени Михаила Качковского
События
Культура
Пресса

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам